Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гештальт-терапия как развитие идей гештальт-психологии



 

Феномен гештальт-терапии нельзя рассматривать в отрыве от личности ее основателя - Фредерика Перзла (1893-1970 гг.), который вместе с Лаурой Перлз и Полом Гудменом разработал основные идеи и методы этого направления.

Фредерик Перлз родился в Берлине в 1893 году.

В 1913 году он начал изучать медицину - без особого интереса, рассматривая ее как путь в философию и физиологию - и, примерно в 1916 году, обнаружил для себя Фрейда и психоанализ. По его собственному признанию, сексуальная проблематика захватила его. В 1921 наконец получает степень доктора медицины и начинает заниматься психиатрией с ее «медикаментами, электрическими штуками, гипнозом и разговорами».

В 1925 году Ф. Перлз начал изучать семилетний курс психоанализа, сначала у Вильгельма Райха, затем у Карен Хорни. Он называл этот период «бесполезной жизнью на кушетке»: Райх, по ощущениям Перлза, не может нащупать в нем ничего существенного, Перлз «чувствует себя тупым», а в Карен Хорни - влюбляется. Попытка подарить ей цветы приводит лишь к тому, что Хорни аналитически интерпретирует этот поступок. По всей видимости, Перлз обижен.

В 1926 году Перлз знакомится с Куртом Гольдштейном - неврологом и психиатром, сторонником целостного, холистического, подхода к организму (организм-как-целое), и становится его ассистентом. Как «верный фрейдистам», он спорит с Гольдштейном, но будет вынужден вернуться к холизму через 10 лет - уже в Южной Африке. Холистический подход становится одним из краеугольных камней будущей гештальттерапии: на нем базируется представление о взаимоотношении организм-окружающая среда. Постулируется, что человек и его окружение - это единая система, и психотерапия невозможна без анализа контакта между ними.

В 1927 году Перлз продолжает свой анализ и получает супервизию у психоаналитиков во Франкфурте, Вене и Берлине (Клара Гаппель, Елена Дейч, Пауль Шильдер, Отто Фенихель).

В 1930 году он женится на Лоре Познер. Лора, доктор психологии, занимается гештальт-психологией и знакомит Перлза со всеми последними разработками в этой области. Через нее же он получает доступ к экзистенциализму, в частности к философии Мартина Бубера (отношения Я-Ты и Я-оно) и к теологии Пауля Тиллиха (мужество существования). Кроме того, Лора участвует в семинарах Эльзы Гиндлер по экспрессивному движению. В гештальттерапии осознавание через движение и действие станет обычной практикой.

В 1933 году, после прихода к власти Гитлера, Фриц Перлз, Лора Перлз и их старшая дочь Рената уезжают в Голландию, а год спустя перебираются в Южную Африку. Перлз едет туда, формально оставаясь ортодоксальным психоаналитиком, и основывает там институт психоанализа. В 1936 году он отправляется в Мариенбад на психоаналитический конгресс со своей первой статьей «Оральное сопротивление». Работа подвергнута критике, где основным возражением является тезис, что сопротивление может быть только анальным. Впоследствии Перлз станет рассматривать отсутствие орального сопротивления, как один из факторов, облегчающих патологическую интроекцию.

В 1942 году Фриц пошёл в южноафриканскую армию, где он служил в качестве психиатра в звании капитана до 1946 года.

В 1946 году Перлз переехал в Нью-Йорк, а в 1960 году в Калифорнию, где работал как член Эзален-института в Биг Сур.

В 1951 году в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном публикует книгу «Гештальт-терапия», в которой он впервые формулирует начала своего собственного терапевтического подхода. Вскоре после этого был организован Нью-Йоркский институт гештальт-терапии, центр которого находился в квартире Перлза.

В 1954 году был также создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальт-терапии были организованы по всей стране.

В 1960 году Перлз переехал на западное побережье Соединенных Штатов, некоторое время жил и работал в Лос-Анджелесе.

В 1964 году он вошел в штат знаменитого Эсаленского института в Биг Сур, штат Калифорния. Перлз стал лидером в движении за раскрытие потенциала человека.

В 1969 году Перлз перебрался в Британскую Колумбию, где на острове Ванкувер основал гештальт-общину. В том же году он опубликовал две наиболее известные ныне работы - «Гештальт-терапия в дословном изложении» (Gestalt Therapy Verbatim), а также «Внутри и вне помойного ведра» (In and Out of the Garbage Pail).

Фриц Перлз умер в возрасте 76 лет 14 марта 1970 года после непродолжительной болезни. Незадолго до смерти он работал над двумя книгами - «Гештальт-подход» и «Свидетель терапии». Эти работы были изданы посмертно, в 1973 году. [21] Причем редактором, готовившим материалы к этим книгам для издательства был Ричард Бэндлер, основатель НЛП - еще одного известного направления в современной психологии и терапии.

Поскольку Ф. Перзл долгое время занимался психоанализом, на его творчество значительное влияние оказали работы Зигмунда Фрейда, которого он называл своим учителем и с которым спорил в своих книгах, а также Вильгельма Райха, идеи о «мышечном панцире» которого он также часто упоминал в своих трудах.

Справедливости ради надо сказать, что не только психоанализ и гештальт-психология оказали влияние на развитие гештальт-терапии. Философская феноменология Эдмунда Гуссерля, психологическая «теория поля» Курта Левина, а также и другие источники - в частности восточные религиозные учения, медитация, психоделический опыт и опыт работы с телом. [9, 5] Некоторые ученые в свое время даже упоминали сходство некоторых черт гештальт-терапии и системы Станиславского. [7, 23]

В результате органичного сплава вышеперечисленных взглядов и учений получилось динамично развившееся направление психотерапии, которое смогло не только прояснить некоторые «белые пятна» психологической науки того времени, но и расширить инструментарий психологов и терапевтов. В отличие от гештальт-психологии и ее теоретических вопросов исследования восприятия, памяти и мышления, гештальт-терапия способна дать нам ответ на вопрос: «А что с этим всем можно делать? » Но прежде чем приступить к целям и методам работы гештальт-терапии, стоит ознакомится с ее понятийным аппаратом.

 

Основные понятия гештальт-терапии

 

Понятийный аппарат гештальт-терапии достаточно широко и подробно описан в трудах Ф. Перлза и его последователей. Некоторые понятия, используемые в гештальт-терапии знакомы нам из трудов психоаналитиков. Описывать его весь нет смысла в данной работе, но на основных моментах думаю можно остановиться.

Центральное понятие теории Ф. Перлза - положение о том, что организм стремится к сохранению баланса, который постоянно нарушается потребностями организма и восстанавливается благодаря их удовлетворению или ограничению (гомеостаз). [13, 105]

Поскольку потребности эти многочисленны и каждая из них угрожает равновесию организма, гомеостатический процесс продолжается непрерывно. Вся жизнь характеризуется этой постоянной игрой равновесия и неравновесия в организме.

Если гомеостатический процесс до некоторой степени нарушается, так что организм слишком долго остается в состоянии неравновесия, - это значит, что он болен. Если процесс гомеостаза терпит полную неудачу, - организм умирает. [9, 7]

Трудности, которые возникают между индивидом и обществом, заканчиваются социальными отклонениями в поведении или неврозами. Неврозы характеризуются разнообразными формами избеганий, в основном избегания контакта. [12, 18]

Соответственно, патологическая психология - это наука, изучающая прерывания, сдерживания и другие нарушения процесса творческого приспособления. Например, мы должны рассматривать тревогу (постоянно присутствующую в неврозах) как результат прерывания возбуждения творческого развития, сопровождающийся удушьем; а различные невротические «характеры» - как стереотипные паттерны, ограничивающие гибкий процесс творческого подхода к новым явлениям. Поскольку контакт с реальностью появляется в ходе творческого приспособления организма и среды, а у невротика этот процесс блокирован, он «теряет контакт» со своим миром; вместо мира появляются галлюцинации, он все больше заполняется проекциями, вычеркивается или становится нереальным какими-либо другими способами. [11, 13]

Фриц Перлз считал, что невроз как нарушение контактной границы вызывается первоначально действием четырех различающихся между собой механизмов. Этими механизмами являются - интроекция, проекция, слияние и ретрофлексия.

Интроекция (от лат. intro - внутрь и лат. jacio - бросаю, кладу) - это бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интроектов). [14, 67]

Психологический процесс ассимиляции в значительной степени похож на физиологический. Понятия, факты, нормы поведения, мораль, этические, эстетические, политические ценности - все это первоначально приходит к нам из внешнего мира. В нашем уме нет ничего, что не пришло бы из среды, но в среде также нет ничего, для чего не существовало бы органической потребности, физической или психологической. Все это должно быть переварено и усвоено, чтобы стать подлинно нашим, частью нашей личности.

Если же мы некритически, целиком принимаем что-то на веру, потому что кто-то так сказал, или потому что это модно, или безопасно, или соответствует традиции, или, наоборот, потому что это не в моде, опасно или революционно, - все это откладывается в нас тяжелым грузом. Это несъедобно, это чужеродные тела, хотя мы и дали им место в своем уме. Такие непереваренные установки, способы действия, чувства, оценки психологически называются интроектами, а механизм, посредством которого эти чуждые образования попадают в личность, мы называем интроекцией. [9, 23]

Противоположностью интроекции Ф. Перлз считал проекцию.

Проекция - это черта, положение, отношение, чувство или фрагмент поведения, которое в действительности принадлежит вашей личности, но не ощущается вами таким образом, а приписывается объектам или людям в окружении и затем переживается как направляемое ими на вас, а не наоборот. Например, проецирующий, не сознавая, что он отвергает других, полагает, что они отвергают его; или, не сознавая, что он относится к другим сексуально, полагает, что они смотрят на него с вожделением. [10, 432]

Слияние (confluence) - это когда индивид вообще не чувствует границы между собой и средой, когда он полагает, что он и среда - одно, он находится в слиянии с ней. Части и целое оказываются неразличимыми.

Новорожденные дети живут в слиянии; они не различают внутреннее и внешнее, себя и других. В моменты экстаза или крайней концентрации взрослые люди также чувствуют себя в слиянии с окружающим. Ритуал требует такого чувства слияния, в котором границы исчезают, и индивид чувствует себя в максимальной степени собой благодаря тому, что он столь интенсивно отождествлен с группой. То, что ритуал вызывает столь экзальтированные чувства и интенсивные переживания, отчасти объясняется именно тем, что обычно мы чувствуем границу между собой и другими очень отчетливо, и ее временное растворение производит на нас очень сильное воздействие. Но если это чувство глубокой идентификации является хроническим, и индивид неспособен видеть различие между собой и остальным миром, он психологически болен: он потерял чувство себя.

Человек, находящийся в состоянии патологического слияния, не знает, что такое он и что такое другие. Он не знает, где кончается он сам и где начинаются другие. Не сознавая границу между собой и другими, он не способен на контакт с ними, но также не может и отделиться от них. Он не способен даже на контакт с самим собой. [9, 26]

Ретрофлексия буквально означает «обращение назад». Ретрофлексия поведения - это делание себе того, что первоначально человек делал, пытался или хотел делать другим людям или объектам. Различные энергии перестают направляться наружу, где они должны были осуществлять манипулирование в ситуации, изменять среду так, чтобы были удовлетворены какие-то потребности; вместо этого человек обращает деятельность, подставляет себя на место среды в качестве объекта действия, в качестве цели поведения. В той мере, в какой он это делает, его личность разделяется на «делающего» и «испытывающего действие». [10, 361]

Почему начавшееся в направлении наружу действие не продолжает развиваться в том же направлении? Потому что человек встретился с препятствием, которое в тот момент было для него непреодолимым. Среда - по большей части другие люди - оказалась враждебной его усилиям удовлетворить свою потребность. Люди фрустрировали его намерения и наказывали его. В таком неравном состязании ребенок - а, как правило, это происходит в детстве - не мог не проиграть. Далее, чтобы избежать боли и опасности, связанных с новыми попытками, он сдался. Среда, будучи сильнее, побеждает и отстаивает свои желания, подавляя его желания.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь