Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Концентрации и точности внимания 3-А класса.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………..5

1.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА………………………………………………………………………….5

1.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ……………………………………………………………………...5

1.2.ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА…………………………………………..9

2. ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………………...17

2.1.ВЛИЯНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ     МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА…………………………………………….......17

2.2.СЕМЬЯ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА………………………………………………………………...22

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………..26

2.1.ПОСТАНОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЗАДАЧИ……………………26

2.2.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………26

2.3.ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………28

2.4.ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ………………………………………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Центральным новообразованием младшего школьного  возраста является произвольное внимание. Развитое внимание является необходимым условием, как успешного обучения, так и какой-либо деятельности. Именно оно составляет основу психических механизмов активности человека и контроля над внешними влияниями. Поэтому не случайным является то, что именно ее свойства исследуют при приеме детей в школу, отборе на различные профессии и т.д. Точность и концентрация внимания является условием продуктивной учебной работы даже в условиях внешних препятствий, а нестойкая и недостаточная внимательность – снижают четкость восприятия, создают препятствия в работе памяти, снижают скорость реакции. Известно, что уже младшем школьном возрасте хорошо развитые свойства внимания являются одним из факторов, который напрямую определяет успешность обучения [9; с.17]. При этом большинство успевающих школьников обладает хорошим уровнем развития основных свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объем) [8; с.16]. Нельзя не согласиться с П. Я. Гальпериным, который отмечал, что внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта, а его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Необходимо также отметить такую важную особенность внимания: внимание характеризует динамику любого психического процесса и является тем фактором, который обеспечивает селективность протекания, как простой, так и сложной психической деятельности.

Общество и социальная среда развития существенно изменились в последние годы, что придает актуальность исследованию зависимости уровня развития свойств внимания (а именно точности и концентрации) от стиля педагогического воздействия (школьная среда) и родительского отношения (семейная среда) в современных условиях.

В связи с этим целью данного исследования является исследовать влияние школьной и семейной среды на развитие познавательной сферы младших школьников.

Объект исследования: развитие познавательной сферы младших школьников.

Предмет исследования: влияние стиля деятельности педагога и родительского отношения на развитие внимания младших школьников.

В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что развитие внимания младших школьников значительно зависит от стиля деятельности педагога и родительского отношения.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были определены следующие задачи:

1. Исследовать влияние стиля деятельности педагога на развитие внимание детей младшего школьного возраста.

2. Исследовать влияние родительского отношения на развитие внимание младших школьников.

3. Сравнительный анализ влияния педагогов и родителей на развитие внимание детей младшего школьного возраста.

Методы:

1. Опросник «Стили педагогических воздействий» (Н.А.Аминова, Н.И.Шелехова).

2. Корректурная проба Бурдона.

3. Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).

 

 

ГЛАВА 1.ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА.

1.1.СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности. Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества. Так, «природные способности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Ни одна психическая особенность личности не может быть врожденной.

«Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой»[14; с.58]. Природная среда влияет на психическое развитие опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. Непосредственно влияет на развитие социальная среда, то есть «ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник)»[8; с.124]. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления личности – продукт общественного бытия человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда « в 1920 году доктор Синг обнаружил в волчьем логове вместе с выводком волчат двух малышей. Это были девочки, одной из них на вид было лет 7-8, другой – года 2. Младшую девочку назвали Амалой, старшую – Камалой… Ходили и бегали они лишь на четвереньках, причем только ночью, забившись в угол и крепко прижавшись друг к другу. Младшая девочка вскоре умерла так ничему и не научившись, старшая прожила около 10 лет. Все эти 10 лет доктор Синг вел подробный дневник наблюдений за Камалой. Училась она с большим трудом. Два года пришлось учить ее стоять. Через 6 лет Камала начала ходить, но бегала по-прежнему только на четвереньках. Четыре года ушло на заучивание первых 6 слов. Через 7 лет лексикон девочки расширился до 45 слов, а еще через 3 года – до ста. Дальше языковой процесс не пошел. К этому времени Камала полюбила общество людей, перестала бояться яркого света, научилась есть руками и пить со стакана. Достигнув примерно 17-летнего возраста, Камала по уровню своего развития была как четырехлетний, если не трехлетний ребенок»[14; с.83-84].

     Таким образом, в среде человек социализируется. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Социализацию в самом общем виде определяют как влияние среды в целом, приобщение индивида к участию в общественной жизни, обучающие его пониманию культуры, поведению в группах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей. Однако сам термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки. «Интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д.»[1; с.192]. 

   В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Но следует различать эти понятия.

    Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Особое значение этой идее придает признание личности субъектом социальной деятельности: «ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность»[1; с.192]. 

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Термин «воспитание» употребляется в двух значениях — в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает «процесс целенаправленного воздействия на развитие личности с целью подготовки ее к трудовой, общественной и культурной деятельности»[10; с.199]. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. «В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь»[1; с.193]. Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.

Б.Г.Ананьев дает определение социализации как процесса, в результате которого индивид получает недостающую ему социальность, говоря, что «социализация – это процесс формирования человека как личности, его социального становления, включения личности в различные системы социальных отношений, институций и организаций, усвоение человеком знаний, норм поведения и т.д., которые сложились исторически»[10; с.190].

Т.Шибутани рассматривает социализацию как «беспрерывную адаптацию живого организма к его окружению, как формирование способности предвидеть реакции других людей и приспосабливаться к ним»[10; с.190].

Подобным образом рассматривают социализацию Д.Крэч, Р.С.Крачфилд, Е.Л. Баллачей. Кроме того, они отмечают, что она является принятием личностью убеждений, ценностей и норм высшего и низшего статусов, характерных для группы членства, в которой находится личность.

Т.Парсонс подчеркивает, что «социализация является динамическим процессом, связанным со структурной организацией общества. Главный ее механизм – приспособление – призван сгладить, сублимировать конфликты личности и общества, то есть не допустить отклонений в поведении»[10; с.190].                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

На основе анализа этих определений можно сказать, что понятие социализации многими авторами рассматривается как адаптация. «Адаптация – активное приспособление индивида к условиям социальной среды и интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма: адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость(адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других»[19; с.17]. В этих определениях детерминация развития индивида понимается как действие внешних факторов социальной среды, социального окружения на внутренний духовный мир человека, связь между которыми понимается на основе системы «общество - индивид». При этом игнорируется то, что общество не существует вне людей, как и люди вне их общественных отношений. «И в ходе развития не только общество влияет на него, но и человек как член общества – на это последнее… В связи с этим имеет преимущество определение понятия «социализация» как процесса, в котором индивид выступает условием всего общественного развития и в то же время его результатом, процесса, который выражает единство объективного и субъективного, внутреннего, природного и общественного, то есть всю сложность, многогранность взаимообусловленности индивида и общества»[10; с.192].

Успешной социализацией может считаться эффективная адаптация человека к обществу и в то же время способность противостоять обществу, которое мешает его саморазвитию и самоутверждению. При нарушении этого баланса возможны два варианта «жертв социализации»: конформист (человек полностью адаптированный в обществе и не способный противостоять ему) и правонарушитель, девиант (не адаптированный в обществе человек, но противостоящий ему).

«Социализация, являясь сложным, диалектическим целостным процессом развития и саморазвития, предстает как единство двух противоречивых сторон. Не усвоив условия среды, не утвердив себя в ней, нельзя активно влиять на нее»[10; с.192].

Воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.

Семья становится природной средой первичной социализации ребенка, источником его материальной и эмоциональной поддержки, способом сохранения и передачи культурных ценностей из поколения в поколение. С появлением ребенка на свет семья призвана готовить его к жизни и практической деятельности, обеспечить рациональную организацию его жизни, помочь освоить позитивный опыт старших поколений, приобрести собственный опыт поведения и деятельности[22]. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я». Однако семейное воспитание со временем перестает обеспечивать адекватную подготовку ребенка ко все более многообразным и усложняющимся формам жизнедеятельности. «Отсюда наряду с общинной и семейной социализацией возникают новые общественные институты, специально предназначенные для передачи унаследованного культурного опыта – школы, особые формы производственного ученичества (ходить «в люди») и т.п.»[17; с.123].

Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации. Она обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. «Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует! ) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа»[1; с. 200].

Г.М.Андреева выделяет три сферы, в которых разворачивается весь процесс социализации личности: деятельность, общение и самосознание.

В деятельностной сфере процесс социализации происходит расширение «каталога» деятельностей, как усвоение все новых и новых форм и моделей ролевого поведения, в результате чего у индивида постепенно формируется ориентация в системе существующих ролей и формирование его как социального субъекта деятельности.

Формирование личности как субъекта деятельности станет возможным стает возможным благодаря разворачиванию процесса социализации в сфере общения, в которой происходит развитие и приумножение контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности.

Наконец, третья сфера социализации — развитие самосознания личности. Благодаря общению происходит формирование у человека определенных структур индивидуального самосознания, которое связано с процессом самоопределения и становления социальной идентичности личности.

    Следовательно, на любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка.

 

1.2.ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА.

Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира. Такой подход к решению проблемы требует учета зависимости психического развития от природных данных человека, его биологических, анатомо-физиологических особенностей, так как основой психической деятельности является высшая нервная деятельность головного мозга, и от внешних влияний, окружающих ребенка, обстоятельств жизни, конкретной общественно-исторической эпохи, которые определяют содержание психической жизни формирующейся человеческой личности.

Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. С этой мыслью согласны сейчас большинство психологов. «Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможности ускорения процесса развития и других вопросов»[11; с.356].

В психологии создано много теорий, по-разному объясняющих возрастное психическое развитие, его истоки. Их можно объединить в два больших направления – биологизаторское и социологизаторское. В биологизаторском направлении человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Теоретической основой этого направления выступают эволюционная теория Ч.Дарвина и биогенетическая теория Э. Геккеля. Все биогенетические теории исходят из того, что«наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет человек одаренным, много достигнет или окажется посредственностью. Среда, в которой воспитывается ребенок становится лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения»[8; с.121].

Одним из самых влиятельных представителей данного направления был американский исследователь Дж. Ст. Холл. Согласно его теории рекапитуляции «ребенок в своем развитии повторяет стадии развития психики в филогенезе, при этом в понятие филогенеза неправомерно включались даже стадии культурно-исторического развития человечества; с этой точки зрения психическое развитие целиком обусловлено наследственностью и не зависит от обучения и воспитания»[19; с.45].

Другим представителем в анализе биогенетического направления был А.Гезелл. «Он создал спиральную модель развития, которая рассматривает любые человеческие способности и умения как такие, которые возникают сами собой как результат созревания и не зависят от обучения и практики. Индивидуальные особенности, которые определяются генетически, обуславливают отличия в процессе созревания отдельной личности. Модель развития является спиральной, поскольку, по мнению А.Гезелла некоторые формы поведения повторяются на разных возрастных этапах»[10; с.185].

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторском направлении. Его истоки - в идеях философа 17 века Джона Локка. «Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые»[8; с.122].

Главный тезис данного подхода состоит в том, что разные типы личностей являются продуктом разных культур. Интегрированные в личности социокультурные элементы становятся для человека стандартом чувств, мышления и действий. Социализация играет функцию интеграции: на основе стандартов социального мышления и действий у человека формируется чувство принадлежности к данной социокультурной общности. Социокультурные условия определяют направление развития ребенка. Главным результатом социализации является адаптация человека к культуру, в которой он живет.       

Среди всех концепций данного направления наибольший интерес представляет символический интеракционизм М. Мид, которая стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. «Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркнула зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье»[24; с. 54].

М.Мид выделила три типа культур в истории человечества – «постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), конфигуративные (дети и взролые учатся в основном у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей) »[24; с.55]. Она наглядно показала роль социального окружения и культуры в формировании психики.

Конкретизацией социологизаторского направления является социально-экономическая концепция амереканского ученого У.Бронфенбреннера, который считает, что при анализе социализации следует учитывать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциальное окружение, влияние средств массовой информации, характеристики социальных институтов и т.д. «Развитие личности есть результат объективных особенностей ее социального окружение и субъективных процессов и переживаний. Поскольку социальное окружение постоянно меняется, процесс социализации не заканчивается никогда»[10; с.187].

Однако и социологизаторское, и биологизаторское направления исходят из отношения противопоставленности субъекта и среды., что, по моему мнению, обуславливает односторонность в вопросах рассмотрения развития психики. Как результат взаимодействия в полной мере и субъекта, и среды процесс развития рассматривает отношение мультипликативности, которое лежит в основе большинства теорий.

Так, в представлении З.Фрейда развитие личности проходит через следующие 4 стадии: оральную, анальную, фаллическую, генитальную (латентный период не считается стадией психосексуального развития). Особенности прохождения ребенком данных стадий психосексуального развития обуславливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека.

Структура личности, по З.Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» вляется прдуктом унаследованного от животных биологического опыта или неосознаваемым результатом неблагоприятно сложившегося индивидуального опыта жизни. «Я» - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. «Сверх-Я» - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования «Сверх-Я» личности – это родители, учителя, воспитатели, другие люди, с которыми данный человек всупал в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни, а также произведения литературы и искусства»[11; с.349].

Согласно психоаналитической концепции развития «всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психологическая инстанция-Оно является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обуславливают возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда, давят на Я, причем влияние среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм»[15; с.221]. Отсюда вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается З. Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. «Психосексуальное развитие – это биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке и присущая всем людям, независимо от их культурного уровня. Социальный опыт индивидуума, как правило, привносит в каждую стадию определенный долговременный вклад в виде приобретенных установок, черт и ценностей»[23; с.119].

Опираясь на взгляды З.Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты личности. Структура личности трактуется этим ученым так же, как и З.Фрейдом. Следовательно состоит из Оно, Я, Сверх-Я. Не отвергаются и стадии личностного развития, открытые З.Фрейдом; они как бы усложнены и осмыслены с позиции нового исторического времени.

«Однако Эриксон считал, что не столько бессознательное Оно, сколько именно сознание – Эго – составляет основу поведения и формирования человека, а направлением развития Эго является достижение социальной адаптации, причем параллельно развивается Оно и инстинкты»[21; с.237]. А выдвинутая им психосоциальная концепция развития личности, показывает теснуюсвязь человека и специфики общества, в которм он живет.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает 8 психосоциальных стадий. «Каждая стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает вследствие достижения определенного уровня зрелости и социальных требований, предъявляемых индивидууму на этой стадии»[23; с.219]. Стадии описаны в терминах ведущих психологических конфликтов: 1)базальное доверие – базальное недоверие; 2)автономия – стыд, сомнение; 3)инициативность – вина; 4)трудолюбие – неполноценнгость; 5)эго-идентичность – ролевое смешение; 6)интимность – изоляция; 7)продуктивность – инертность, застой; 8)эго-интеграция – отчаяние. Индивидуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Т.о., «становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течении всей жизни»[11; с.357].

В начале 1960-х годов возникает когнитивная психология, представители которой решающую роль в поведении субъекта отводят знаниям (от лат. Cognito – знание). Когнитивные теории берут начало из философской теории познания, которая, в свою очередь, пересекаясь с биологией, смыкается с решением задачи адаптации индивида к окружающей предметной и социальной среде. Основная цель этого направления – выяснить, в какой последовательности развертываются познавательные структуры, обеспечивающие адаптацию. Именно поэтому его крупнейший представитель – швейцарский психолог Ж.Пиаже сделал происхождение и развитие интеллекта предметом своих теоретических и экспериментальных исследований.

Он создал операционную концепцию интеллекта, где интеллект человека рассматривал «как одну из форм приспособления к среде обитания. Любой живой организм имеет внутреннюю потребность в поддержании гармонических взаимоотношений с окружающей средой, т.е. потребность в адаптации к среде (в равновесии со средой). Воздействия среды выводят организм из равновесия. Чтобы вновь достичь равновесия (адаптации), организм должен находиться в состоянии непрерывной активности, чтобы компенсировать разбалансированность. Например, порез пальца (т.е. повреждение из вне, со стороны среды) активизирует процессы саморегуляции, которые в итоге должны восстановить стабильность, т.е. кожный покров на порезанном пальце. Тенденция к уравновешиванию признается Пиаже верховным принципом развития, в том числе и познавательного»[24; с.114].

Т.о., по мнению Ж.Пиаже ребенка нужно рассматривать как исследователя-ученого, проводящего эксперименты над миром, чтобы посмотреть, что получится («А что можно почувствовать, если пососать ушко плюшевого мишки? »; «А что будет, если я подвину свою тарелку за край стола? »).

«В результате этих мини-экспериментов ребенок строит «теории» - Пиаже называл их схемами – о том, как устроены физический и социальный миры. Всиечаясь с новым объектом или событием, ребенок пытается понять его на языке уже существующей схемы (Пиаже называл это процессом ассимиляции: ребенок пытается уподобить новое событие предшествующей схеме). Если старая схема оказывается неадекватной для ассимиляции ей нового события, тогда ребенок подобно хорошему ученому, модифицирует ее и тем самым расширяет свою теорию мира (этот процесс переделки схемы Пиаже назвал аккомодацией)»[2; с.109].

В своих работах Пиаже неоднократно указывает влияние социальных факторов на структуру и функционирование мышления ребенка. Ученый отмечает, что оно не может быть выведено только из врожденных психологических факторов и из воздействия физической среды, а должно быть понято из отношений ребенка и окружающей его социальной среды. Но роль социальных воздействий, по мнению ученого незначительна. Пиаже не учитывает то обстоятельство, что деятельность ребенка уже в раннем детстве приобретает социальный характер, осуществляется в общении с другими людьми, которые ставят перед ним все новые и новые задачи и от которых он усваивает выработанные обществом способы их решения.

В начале 30-х гг. произошли большие достижения в формировании теоретических основ отечественной психологии. К их числу, прежде всего, относится разработанная Л.С. Выготским (1896-1934), при участии А.Р. Лурия (1902-1977) и А.Н. Леонтьева (1903-1979), теория культурно-исторического развития психики. Во времена Л.С.Выготского слово «историческое» несло идею внесения в психологию принципа развития, а слово «культурное» подразумевало включенность ребенка в социальную среду, являющуюся носителем культуры как опыта, наработанного человечеством.

С точки зрения Л. С. Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному. Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.

Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии, - наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций - это понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В этом состоит их биологизаторская суть. В современных концепциях в основе детского развития так же лежат, если не наследственные, то биологические процессы приспособления.

По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. «Социальная среда, по Л.С.Выготскому, - это не просто внешнее окружение, а аккумулированный человеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры, в том числе мир человеческой деятельности. Среда содержит идеальные формы, образцы развития, т.е. то, к чему развитие ребенка должно стремиться. Высшие психические функции взрослого человека – идеальные формы (по отношению к речи и действиям ребенка), задающие направления онтогенетического развития.»[24; с.130]. Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

 Среда изменяется при переходе ребенка от одной возрастной стадии развития к другой. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития» - «специфическая для каждого возраста, определенным образом организованная система отношений ребенка с окружающим миром»[19; с.393]. Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

    Идеи А.С. Выготского оказали сильное влияние, как на общую, так и на возрастную психологию. (А.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).

Одной из тенденций развития современной является экологическое направление. « Экология человеческого развития означает научное исследование прогрессивной взаимной аккомодации между активным, растущим человеческим существом и изменяющимися свойствами непосредственных условий, в которых живет развивающаяся личность, причем этот процесс зависит от отношений между всеми этими условиями и от более общих социальных контекстов, в которых данные условия заключены»[11]. Развитие ребенка осуществляется не путем одностороннего воздействия среды на личность или наоборот, а в результате их постоянного взаимодействия, врастания взаимодействующей личности в окружающую среду. Соответственно расширятся и понятие экологической среды, которая представляется в виде системы концентрических структур:

1. Микросистема – «структура деятельностей, ролей и межличностных отношений, переживаемых развивающейся личностью в данном конкретном окружении, с его характерными физическими и материальными свойствами»[17; с. 245].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь