Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюция производственных отношений и производительных сил



 

Общественно-экономическая эволюция человечества характеризуется сменой способов производства и соответственно общественно-экономических формаций. Способ производства, являющийся соединением производительных сил и производственных отношений, является основополагающей предпосылкой развития общественной истории. И определяет всю общественную жизнь данной исторической эпохи..

В марксистской философии история человеческого общества рассматривается, как смена пяти общественно экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. Причем коммунистическую формацию делят на две фазы: социализм и коммунизм. Мы проследим эволюцию производственных отношений и производительных сил, основываясь на развитии этих пяти формаций (см. Приложение, схема 1).

Первобытнообщинный строй (первобытный коммунизм) - начальное, исходное состояние человеческого общества. Основой первобытнообщинной формации является общественная коллективная собственность на орудия производства. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники стрел, копья и т.п.), орудия из кости животных, деревянные стрелы и дротики позволили человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Такой характер производительных сил предопределял и тип производственных отношений. Все орудия находились в общем владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся род, все члены которого были связаны кровнородственными связями. Добытые в совместном труде продукты распределялись между всеми членами рода или племени. Таким образом, все элементы производственных отношений: собственность, непосредственный обмен деятельностью и распределение находились в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил.

Величайшим шагом вперед в развитии первобытной техники и всего производства явилось использование огня. Это привело к гигантскому скачку в развитии производительных сил. Развитие производительных сил сопровождалось разделением труда. Появились племена, занимавшиеся по преимуществу охотой или собиранием растительной пищи. Произошло разделение скотоводческого и земледельческого труда. Выделились ремесла: оружейные, гончарные, сапожные и т. д. В результате этого между различными первобытными общинами возник обмен продуктами труда.

Около 6 тысяч лет назад развитие производительных сил первобытного общества поднялось на такой уровень, что люди впервые начали производить несколько больше продукции, чем необходимо было для удовлетворения их непосредственных потребностей в пище, одежде и жилье. Появилась возможность сохранять и накапливать эти излишки. Они сосредоточивались в руках родоплеменной знати. В результате сложились предпосылки для накопления богатств и возникновения имущественного неравенства. Избыточные средства производства можно было использовать для эксплуатации чужого труда, а это означало, что возникли зачатки новых производственных отношений, основанных уже не на коллективной, а на частной собственности. Начал складываться новый способ производства. Старая первобытнообщинная формация исчерпала свои возможности, и объективный ход истории подвел человечество к возникновению деления на классы и классового общества.

Рабовладельческий строй – первое классовое антагонистическое общество, возникающее на развалинах первобытно общинного строя. Рабство в тех или иных масштабах и формах имелось во всех странах и у всех народов.

Основу рабовладельческого строя составляла частная собственность на землю и на раба. Она и предопределяла существо социально-экономических отношений этого общества. Следовательно основу производственных отношений рабовладельческого общества составляла полная собственность на орудия труда, средства производства и рабов, рассматривавшихся как одушевленные орудия труда. Соответственно главной производительной силой рабовладельческого строя являлись рабы, их умея и навыки. Их эксплуатация, основанная на внеэкономическом принуждении, в значительной мере обусловила низкую производительность труда при рабовладельческом строе. Прибавочный продукт, создаваемый каждым отдельным рабам, был незначителен. Однако общая масса прибавочного продукта при эксплуатации громадного числа рабов и исключительной дешевизне их труда была относительно велика. На этой основе стали возможны известный общественный и технический прогресс, развитие науки, искусства, философии.

Рабовладельческий строй представляет собой закономерный и в то же время более прогрессивный тип производственных отношений по сравнению с первобытнообщинным. Развитие производительных сил ускорилось, привело к дальнейшему разделению труда, к большему накоплению средств производства и продуктов труда, расширению торговли, обмена, как между отдельными лицами и их группами, так и меду государствами.

Рабовладельческая форма эксплуатации заменяется другой феодальной.

Феодализм – общественно-экономическая формация, представляющая этап, следующий за рабовладельческим строем и предшествующий капитализму. Феодализм в свою очередь тоже имел ряд особенностей, характеризующих производственные отношения этого строя. Во-первых, наличие феодальной собственности, выступающей как монополия господствующего класса, т.е. феодалов, на основное средство производства – землю; при этом собственность на землю была неразрывно связана с господством над непосредственными производителями – крестьянами. Стоит отметить, что для феодала ценность представляла земля не сама по себе, а в соединении с работником, её возделывающим, – основным и решающим элементом производительных сил того времени. Во-вторых, наличие у крестьянина самостоятельного хозяйства, ведущегося на формально " уступленном" ему господином наделе, который фактически находился в наследственном пользовании одной и той же возделывавшей его крестьянской семьи. Не располагая правом собственности на землю, такая семья являлась собственником своих орудий труда, рабочего скота и другой движимости.

Из отношений феодальной собственности вытекало " право" феодала на безвозмездное присвоение прибавочного продукта крестьянского труда, т. е. право на феодальную земельную ренту. Таким образом, феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства непосредственных производителей – крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения. Поскольку крестьянин был фактическим владельцем своего земельного надела, внеэкономическое принуждение было необходимым условием присвоения феодалом земельной ренты, а самостоятельное крестьянское хозяйство – необходимым условием её производства. Утвердившаяся в эпоху феодализма хозяйственная самостоятельность крестьянина в сравнении с положением раба при рабовладельческом строе, открывала некоторый простор для повышения производительности крестьянского труда и развития производительных сил общества: совершенствование сельскохозяйственных орудий, рост культуры земледелия, всё большее использование сил природы – главным образом лошади, воды, ветра – в хозяйственных целях, совершенствование средств обработки продуктов добычи, земледелия и скотоводства. Этим, в конечном счёте, определялась историческая прогрессивность феодализма по сравнению с рабовладельческим и первобытнообщинным строем.

Капитализм представляет собой социально-экономический строй, базирующийся на развитии частной собственности на основе нового, более высокого по сравнению с феодализмом уровня производительных сил. Основная масса народа здесь лишена средств производства и эксплуатируется как наемные работники собственниками средств производства – капиталистами. Именно в это является основой капиталистических производственных отношений, т. е. частная собственность на средства производства и эксплуатация наемного труда. Капитализм развился на базе простого товарного производства и представляется его высшую стадию, когда товаром становится рабочая сила, приобретаемая на рынке труда капиталистами. Стоимость, создаваемая трудом наемного рабочего в процессе капиталистического производства, превышает стоимость его рабочей силы и образует прибавочную стоимость, производство и присвоение которой - основной закон капитализма. Главное противоречие капитализма между общественным характером труда и частнокапиталистической формой присвоения находит выражение в антагонизме между основными классами капиталистического общества - пролетариатом и буржуазией. Благодаря конкуренции, которая вынуждает капиталистов постоянно увеличивать капитал и совершенствовать производство, происходит быстрое развитие производительных сил: постоянные перевороты в технике, углубление разделения труда. Возникнув в XVI веке, капитализм сыграл прогрессивную роль в развитии общества, обеспечив значительно более высокую по сравнению с феодализмом производительность труда и быстрое развитие производительных сил [11].

Коммунистический способ производства, идущий на смену капиталистическому, знаменует революционный переход человечества к высшей исторической ступени своего развития – коммунистической формации. Историческим началом формирования коммунистического способа производства является переходный период от капитализма к социализму. Социализм и коммунизм представляют собой две последовательные фазы единой коммунистической формации. Их общими чертами являются: общенародная собственность на средства производства, что отражает главное производственное отношение этой формации, непосредственно общественный труд, динамичное и планомерное развитие производительных сил. Однако между двумя фазами коммунистического способа производства имеются и существенные различия.

Производительные силы социалистического общества и производительность общественного труда еще не обеспечивают изобилие материальных благ и все условия для всестороннего развития личности. Поскольку общественная собственность существует в двух формах (государственной и кооперативно-колхозной), то сохраняется классовая структура общества. При социализме труд еще не стал первой жизненной потребностью.

Необходимыми предпосылками перехода социализма к коммунизму являются глубокие качественные преобразования, концентрирующихся вокруг трех главных проблем: создания на основе ускорения прогресса науки и техники материально-технической базы коммунизма, которая предполагает создание таких производительных сил, которые открывают возможности полного удовлетворения различных потребностей общества и личности, развития коммунистических общественных отношений и формирование нового человека всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство[2]. На высшей фазе коммунистического способа производства полностью утвердится непосредственно общественный характер труда и производства. В результате окончательного преодоления остатков старого разделения труда и связанных с ним существенных социальных различий будет завершен процесс формирования социально однородного общества. Таким образом, мы может сказать, что коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь