Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методологические основы работыСтр 1 из 6Следующая ⇒
Содержание
Введение Глава 1. Роль мотивации в исполнительской деятельности музыкантов 1.1. Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя 1.2Мотивация и ее роль в музыкальной деятельности Внешние и внутренние мотивационных факторов Заключение по 1 главе Глава 2. Экспериментальное исследование мотивационно-психологических факторов способствующих и препятствующих достижению успеха музыкантов 2.1 Методики исследования 2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего исследования Математически статистическая обработка данных по критерию Пирсону и критерию Стьюдента Заключение по 2 главе Заключение Список литературы Приложение
Введение
Мы часто задаемся вопросом, почему люди стремятся достичь своей целей, какие мотивы заставляют нас двигаться по «ступенькам эволюции» и добиваться желаемого. От чего же зависит успех и что нас направляет к нему? На эти вопросы может ответить психология. Она старается объяснить поведения человека в процессе взаимодействия. Объясняя это поведение, мы можем строить эффективные приемы для достижения наилучшего результата в конкретных ситуациях. В психологии достаточно много внимания уделено музыкально-исполнительской деятельности. В частности этими вопросами занимаются музыканты-педагоги, искусствоведы и психологи. Карьера музыканта напрямую зависит от внимания аудитории к песням, исполнению, сочинениям, выступлениям, а также любой комбинации из этих составляющих. У настоящего артиста есть чёткая осознанная необходимость получать такое внимание, и это отлично, это позволяет ему добиваться еще большего, распаляет его творческий огонь, создает чувство эйфории. Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения. То, что сегодня связывается с проблемой мотивации - это вопросы активизации и управления поведением. Как в психологии личности в целом, в психологии мотивации выделяют четыре основных направления, к которым в той или иной мере относят современные концепции мотивации: теории научения (бихевиоризм); теории бессознательного (психоанализ); теория гуманистическая; теория когнитивная. Проблеме мотивации посвятили свои труды многочисленные исследователи, среди которых В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Магун, В.С. Мерлин, К. Обуховский, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов, Д.Н. Узнадзе, А.А. Файзуллаев, Дж. Аткинсон, Б. Вайнер, К. Левин, Д. Мак-Клелланд, А. Маслоу, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен и др. Американский исследователь мотивации Г. Мюррей наряду с перечнем первичных потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенных У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, агрессия, потребности независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования, привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости. Еще одно направление исследований личности известно как «третья сила», наряду с психоаналитической теорией и бихевиоризмом, и называется «Теория роста» или (в отечественной психологии) это направление получило название «гуманистическая психология». Это направление представлено такими психологами, как Маслоу, Роджерс и Голдштейн. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Различные исследования доказали что продуктивность и высокое качество жизни зачастую напрямую зависит от мотивации. (Маслоу, Герцберг, Аргирис, Мак-Грегор и др. Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. ESOP - Employee Stok Ownership Plan.) Это помогает личности развиваться, развивать самоконтроль и адекватную самооценку. Актуальность темы в том, что формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов.Поскольку мотивация выступает особым «энергообразующим» началом, то ее направленность рассматривается как важнейшая часть музыкального процесса.(В.В. Медушевский). Исследования мотивации достижений начали проводиться Д.С. Мак-Клелландом в середине прошлого века, в результате чего ему удалось выявить индивидуальные различия в мотивации достижений. Необходимость подобного рода исследований определялось социализацией общества и ценностными ориентациями людей из разных социальных слоев. Актуальность заключается в том, что формирование мотивации достижений напрямую зависит от условий и среды воспитания и является побочным продуктом основных социальных мотивов. Позже вопросами мотивации достижений занимались такие видные ученые, как Дж. Аткинсон, Н. Физер, Х. Хекхаузен и др. они заметили, что у ребенка произвольно появляются ранние формы деятельности достижения, вне зависимости от воспитательного воздействия взрослых. Определение мотива достижения (стремление к повышению уровня собственных возможностей) не объясняет определенных особенностей развития человека, поэтому были введены конкретные мотивационные переменные, устанавливающие взаимосвязь между деятельностью и мотивом достижения актуальны: Личностные стандарты - оценка субъективной вероятности успеха, субъективной трудности задачи и т.д.; Привлекательность для индивида личного успеха или неудачи в данном виде деятельности; Индивидуальные предпочтения - приписывание ответственности за успех или неудачу себе или окружающим обстоятельствам. Мотивация успеха у музыкантов - исполнителей, несомненно, носит положительный характер в их творческой деятельности. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. Цель: исследовать мотивацию успеха и мотивацию на избегания неудач. Объект исследования: мотивационная сфера музыкантов и влияющие на нее психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов. Предмет исследования: мотивация успеха и мотивация на избегание неудач у музыкантов. Гипотеза: предполагается, что у музыкантов которые занимаются концертной деятельностью мотивация отличается от мотивации у музыкантов которые не занимаются концертной деятельностью. В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования: . провести анализ психологической литературы по проблеме исследования; 2. тестирование. . провести констатирующий эксперимент, направленный на выявление мотивационно-психологических факторов способствующих и препятствующих достижению успехов музыкантов. . разработать рекомендации музыкантом для повышения реализации целей и достичь наилучших результатов в музыкальной деятельности. Методы исследования: . библиографический метод; . психодиагностический метод; . математически-статистические методы обработки данных. Методики исследования: · Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова) · Методика определения направленности личности на достижения успеха/избегания неудач А.А. Раен · Проективная методика " Завершение предложения" База исследования: репетиционная база «J-11» микрорайонон Джал, Бар Клуб «Метро Паб» пр. Чуй 133. г. Бишкек. Выборка исследования: В эксперименте участвовали молодые люди в возрасте от 20-24 лет. В экспериментальной группе участвовали 10 музыкантов (мужчин) в возрасте 20-24 лет занимающийся концертной деятельностью. В контрольную группу входили 10 музыкантов (мужчин) в возрасте от 20-24 лет которые не занимаются концертной деятельностью. Теоретическая значимость заключается в выявлении направленности мотивационного полюса у музыкантов, что в свою очередь проведенная работа дает новизну в понимании мотивационно-психологических факторов у музыкантов. Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы в процессе подготовки музыкантов к концертной деятельности преподавателями и психологами в музыкальной сфере. Заключение по первой главе Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств прежде всего благодаря необычности, уникальности, высокой степени обобщенности своего языка. Исполнительскую деятельность обычно психологически рассматривают в двух аспектах: в плане работы над произведением, подготовки к публичному выступлению и как процесс творчества на эстраде. Не всегда процесс работы над произведением заканчивается публичным выступлением, однако в большинстве случаев публичное исполнение, являясь венцом исполнительской деятельности, представляет собой итог творческого процесса музыканта - исполнителя. Музыкальное переживание выполняет координирующую роль в регуляции всех видов музыкальной деятельности, интегрируя эффект влияния других регуляторов: мотивов, целей, установок, потребностей, вкусов художественных эталонов. Очень важно первое звено - формирование мотивации, отношений, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятельности. Важные группы положительных мотивов, влияющих на формирование состояния психической готовности к концерту: - мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым произведениям, самоактуализацией; - мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; - мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности (мотивы профессионального самосовершенствования и др.). Важное значение имеют и внешние мотивы: желание самоутвердиться через произведение, которое близко по духу и настроению, подтвердить свою компетентность интерпретатора. Стимулы творческого процесса внутренние и внешние мотивы выступают слитно. Из сказанного выше огромную роль играет репертуар, как средство формирования устойчивой (или ситуативной) избирательной направленности личности исполнителя на произведения определенных стилей. Процесс формирования мотива (мотивация) связан с использованием многих личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности. Методики исследования ) проективная методика «завершенные предложения» Данная проективная методика предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни. Создана на базе методик исследования личности Дж. Роттером(1950), Д. Саксом(1950), Б. Форером(1950), А. Роде(1957). Студентами МГУ в 2005 году. По оценке специалистов валидность и надежность этой методики достаточно высоки. Допускается групповое обследование. Стимульный материал состоит из серии незаконченных суждений. В задачу испытуемого входит завершить предложение, написав недостающие слова в бланк ответов. Ограничений по времени нет. Была выявлена прямая средняя корреляция между мотивацией успеха и мотивацией на избегание неудач. Это значит, что между мотивации успеха и мотивация на избегание неудач выявлена прямо пропорциональная зависимость переменных, т.е. что чем выше тенденция к мотивации на достижение успеха, тем ниже направленность личности к мотивации избегание неудач. Испытуемые из экспериментальной группы стремится к достижению цели, созиданию, надеется получить позитивные результаты от проделанной работы. Отчетливо выраженное стремление к успеху вполне может сочетаться с не менее сильным страхом неудачи, особенно если она связана для человека с какими-либо тяжелыми последствиями. Имеются данные, что между выраженностью стремления к успеху и избегания неудачи положительная корреляция. Поэтому скорее всего речь идет о преобладании у того или иного человека стремления к успеху или избеганию неудачи при наличии того и другого. Причем это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выраженности обоих стремлений. Люди, мотивированные на успех уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышают после успеха и снижают после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных задач велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе же задач средней трудности успех и неудача становятся равновероятными, и исход становится максимально зависимым от собственных усилий человека. В ситуации соревнования и проверки способностей они не теряются. В значительной степени (более, чем у противоположного типа) выражен эффект Зейгарник (склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов). Заключение по второй главе Из исследования мотивационной сферы музыкантов было выяснено что, в экспериментальной группе высокий уровень мотивации на достижение успеха 9 человек (81.8%). У 1 человека (9.1%) невыраженный мотивационный полюсом, но имеется тенденция к мотивации успеха и у 1 человека (9.1%) так же не выраженный мотивационный полюс, только тенденция к избеганию неудач. В контрольной группе уровень мотивации на достижение успеха 3 человек (27.2%). У 1 человека (9.1%) невыраженный мотивационный полюсом, но имеется тенденция к мотивации успеха и у 1 человека (9.1%) так же не выраженный мотивационный полюс, только тенденция к избеганию неудач. А так же была выявлена корреляция по Пирсону - в экспериментальной группе: Невыраженный мотивационный полюс и мотивация успех r = 0.53, Мотивация успеха и мотивация на избегание неудач r = 0.44, Мотивация на избегание неудач и не выраженный мотивационный полюс r = 0.01 и в контрольной группе: Мотивация успеха и не выраженный мотивационный полюс r = 0.55 Мотивация успеха и мотивация на избегание неудач r = 0.57 Мотивация на избегание неудач и не выраженный мотивационный полюс r = 0.55 Так же статистическая обработка по критерию Пирсона и Стьюдента между гриппами.
Заключение
То, что присуще только человеку и вместе с тем каждому человеку, - это его внутренний мир. Внутренний мир - это не просто образ внешнего; такой образ есть и у животных. Внутренний мир имеет свое специфическое содержание, свои законы формирования и развития, которые во многом независимы от мира внешнего. Обстоятельства и мотивы господствуют над человеком лишь тогда, когда он сам позволяет им это. Мотив - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивационная сфера человека очень сложная структура. Её становление происходит в течение всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. То, какой она станет, зависит и от воспитательного воздействия родителей, учителей и от окружающей среды. Уже на начальном этапе формирования теории главным вопросом, волновавшим А.Н. Леонтьева, был вопрос о связи деятельности и мотивов. Конкретные виды деятельности выделяются им в зависимости от побуждающих мотивов. Единица деятельности - действие соотносится с целью - осознанным, предвидимым результатом. В действиях выделяются операции, которые соотносятся с условиями выполнения действия. В школе А.Н. Леонтьева детально изучено операционное содержание деятельности и пути формирования психических процессов в деятельности. Направленность деятельности придает мотив, который понимается А.Н. Леонтьевым как предмет, побуждающий и вызывающий определенные потребности человека. Деятельность, безусловно, всегда является полимотивированной. У человека могут одновременно сосуществовать самые разнообразные мотивы, связанные как с предметом деятельности, так и с личностной направленностью, связанной, например, с желанием самоутвердиться или получить премию на конкурсе (см. об этом подробнее далее). Процесс подготовки исполнителя к международному конкурсу, даже в случае явного преобладания личных - эгоцентрических мотивов, безусловно, нельзя назвать действием. Необходимо учитывать весь сложный комплекс устремлений и, в первую очередь, высокий профессионализм, который при прочих конкурирующих мотивах оказывается непроизвольно-смыслообразующей составляющей деятельности. Наше исследование было направлено на изучение мотивационно-психологические факторы способствующее или препятствующие достижению успеха, а именно, мотивацию успеха и мотивацию избегания неудач. Большинство музыкантов исполнителей в экспериментальной группе нацелены на достижение успеха(81.8%). В контрольной группе присутствует большее количество людей с неярко выраженным полюсом мотивации на достижения успеха (45.5%). А так же мотивация на избегание неудач была выявлена в обеих группах однако больший процент в контрольной группе (27.2%) когда в экспериментальной группе этот показатель ниже (9.1%). При исследовании образа жизни у респондентов было выяснено, что в экспериментальной группе склонность к преобразовательному образу жизни составляет (63.6%) а это больший процент в первой выборке что говорит о том, преобладает мотивация достижения успеха. Люди любят ставить цели перед собой и добиваться их. Активно ищут средства достижения целей. В случае неудачи делают выводы на будущее. Любит работу, где отчётливо виден конечный результат трудов, выраженный не только в денежном эквиваленте, но и в килограммах, метрах, мегабайтах и т.д. Занимается самообразованием. Основной источник удовольствия - достижения и преобразования. Предпочитает личную ответственность. В контрольной группе (36.3%) Оставшиеся процент испытуемых относятся так сказать, к «среднему уровню» когда некоторых сферах деятельности преобладает созерцательная позиция, в некоторых - преобразовательная (36.4%). Этот же процент присутствует в контрольной группе. Позиция к созерцательному образу жизни присутствует лишь в контрольной группе (27.3%). Так же мы выяснили уровень тревожности который в некоторой доле связан с мотивацией успеха и /или неудач. B и получили данные в баллах которые для удобства перевели в проценты. В экспериментальной группе средний уровень тревожности близкий к низкому (81.1%), и низкий уровень тревожности (27.9%). В контрольной группе низкий уровень тревожности (18.3%), средний уровень (54.5%) и средний уровень ближе к высокому (27.2%). Изучаемые группы существенно различались. Так, экспериментальная группа характеризовалась достоверно более высоким уровнем баллов. Анализируя мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успеха, можно заключить, что испытуемые контрольной имеют тенденцию к избеганию неудач, что в некотором роде мешают им достичь более высоких успехов в музыкальной деятельности. Испытуемые экспериментальной группы, напротив, обладают более высоким процентом мотивации на достижения успеха. Полученные результаты исследования показали, что гипотеза подтвердилась. Рекомендации
Таким образом, рекомендации музыкантом для повышения реализации целей и достичь наилучших результатов в музыкальной деятельности следующие: 1) Если зале плохая акустика или дизайн интерьера никакой, как, вы можете это исправить? Это никаким образом не должно стоять на вашем пути к вашей публике. Вы здесь ради них, а они здесь ради вас! Да, это не просто, закрыть глаза на разные неприятные вещи, но вы должны думать о тех, кто пришёл сегодня на ваш концерт. Об остальном подумаете после. Другими словами, подбодрите других членов вашей группы, договоритесь провести время с максимальным удовольствием от того, что вы делаете. Таким образом, мысли переключатся на ваше шоу, то ради чего вы стоите на сцене. В каждом случае, когда вы стоите на сцене вы передаёте эмоции людям. Технические неполадки, невнимательная публика - всё это не имеет значения. Передавайте в зал позитив, дайте слушателям возможность почувствовать себя уверенно и хорошо, дайте им раскрепоститься, пока вы выступаете. ) Если ничего не помогает, начинайте «джемовать». Поиграйте соло друг за другом, поднимайте эмоциональный уровень выступления как можно выше. Ваша страсть и ваши чувства - вот, что движет вами. Любовь к тому, что вы делаете, нельзя не почувствовать, неважно, концерт это или студия. В ситуациях, когда у вас сложная концертная площадка или сложная публика, ваша главная задача - выступить, развлечь, дать людям то, что от вас ждут. Не обращайте внимания на попытки вас прервать. Наоборот, они только помогут вам сконцентрироваться на исполнении, и выступить с грацией, терпением и преданностью к любимому делу. Так что, сохраняйте мотивацию и концентрируйте внимание на тех, кто пришёл, чтобы вас поддержать. Продолжайте доносить публике то, что вы хотите сказать через ваши песни. ) Возможно, наступят времена, когда у вас будет мало концертов, а на тех, что будут, вы ничего не будете зарабатывать. Тем не менее, важно сохранять позитивный настрой, фокус и мотивацию преодолеть временные трудности ради вашей карьеры. Даже если в зале только один слушатель, и тот спит, выступайте так, чтобы он мог проснуться завтра и всем рассказать о том, насколько крутым было ваше выступление! ) Если вы плохо себя чувствуете, или у вас что-то в жизни произошло, что плохо влияет на ваше настроение, вы обязаны себе самому, как артисту, стиснув зубы преодолеть эти невзгоды. Только так вы сможете стать сильнее. Что бы не произошло плохого на концерте, репетиции, в дороге, в организационных делах, возьмите паузу. Посмотрите на события со стороны и определите что именно пошло не так. Изучите обстоятельства и чётко осознайте, ваша ли это вина и могли ли вы что-либо изменить. Ко всему, что не находится под вашим контролем следует относиться позитивно и профессионально. Ваша задача сделать хорошее шоу. Если вы на нервах, качество вашей работы страдает. Ваш негатив передаётся вашим слушателям, тем, кто с вами работает и играет в одной группе. ) Вы должны хорошенько обдумать всё, что пошло не так и то, что вы могли бы сделать лучше. После этого сразу же составьте план ваших действий в такой ситуации в будущем. Если у вас возникла проблема с кабелем или струнами, решение элементарное - всегда возите с собой запасные! Если в зале не хватает какой-то аппаратуры, чтобы вы прозвучали там максимально круто, измените список песен, которые вы будете играть там и выступите с минимальным аккомпанементом. Это лучше чем бороться с тем, что вы не в силах исправить, тем более уже во время выступления. Это выглядит просто убого. Если вас сильно отвлекает посторонний шум из зала, подумайте как можно лучше подготовиться к концерту. Очевидно, что если вы сконцентрируетесь на эмоциях, которые вы хотите передать в песнях и на максимально крутой их подаче в зал, вы, скорее всего не будете обращать внимание на то, что происходит в аудитории. Можете попробовать репетировать в условиях, когда на заднем плане кто-то шумит и постоянно вас отвлекает. Пригласите на базу пару весёлых друзей. Это поможет натренировать способность к концентрации внимания. Эта концентрация поможет вам сохранить настроение на концерте. А настроение поможет сконцентрироваться. Круг замкнулся. ) Одно из лучших правил, которого стоит придерживаться, чтобы сохранить мотивацию - это мотивировать других. Если вам плохо, но вы знаете, что нужно репетировать, поставьте себе цель подбодрить всех, кто находится рядом с вами. Если у вас должно быть занятие с преподавателем, но вы хотите соскочить и перенести его, не отменяйте ничего! Пусть вашей целью станет порадовать вашего учителя и пусть у него останется хорошее впечатление о вас, как об ученике, который действительно старается и много работает над собой. Расскажите людям вокруг, как именно они вам помогли и за что вы им признательны и благодарны. Благодарное отношение, то, что вы делитесь сокровенными мыслями, вернёт вас в нужное русло и поможет держаться на правильном пути к успеху.
Приложение 1 Проективная методика " Завершение суждения"
И.Ф.О. ВОЗРАСТ Инструкция Дорогой друг! Пожалуйста, отнеситесь философски к следующему заданию. Вам предстоит немного порассуждать о таких вещах как счастье, учеба, любовь, отдых. Попробуйте в нескольких словах охарактеризовать каждое такое понятие: чем оно является в вашей жизни, что для вас в нём самое важное. Время не ограничивается, однако старайтесь работать в темпе, долго не размышляя. Постарайтесь в каждом случае написать хоть что-нибудь. Задания Для меня счастье это любовь это добро это красота это дружба это увлечение это истина это благодарность это справедливость это изобилие это отдых это работа это учеба это безопасность это интерес это мечта это общение это жизнь это игра это порядок это Обработка результатов Каждую из двадцати фраз надо проанализировать следующим образом. Если в ней присутствует явное указание на активные преобразовательные действия, достижение конкретных целей, то ставится два балла. Если нет явного обозначения преобразовательных действий, достижения конкретных целей, но однако присутствуют глаголы (и при этом понятно, сам автор совершает действия, обозначаемые глаголами, - сам или вместе с другими людьми), то ставится один балл. Обратите внимание, что в случае двухбалльного ответа также могут присутствовать глаголы. Во всех иных случаях ставится 0 баллов за ответ. Следует побуждать испытуемого закончить все двадцать суждений, однако если он не справился со всеми, то в этих случаях присваивается также 0 баллов. Баллы складываются Таким образом, максимально возможный балл - 40 -10 баллов. Склонность к созерцательному образу жизни. Преобладает мотивация избегания неудач. В качестве оправдания своей бездеятельности может придумать много всяческих отговорок. Любит работу с четко оговоренным функционалом. Основной источник удовольствия - новые впечатления. Его сложно заразить какой-то идеей, однако сравнительно легко убедить, что он должен делать что-то " потому что должен". Предпочитает коллективную ответственность. -26 баллов. В некоторых сферах деятельности преобладает созерцательная позиция, в некоторых - преобразовательная. -40 баллов. Склонность к преобразовательному образу жизни. Преобладает мотивация достижения успеха. Любит ставить цели перед собой и добиваться их. Активно ищет средства достижения целей. В случае неудачи делает выводы на будущее. Любит работу, где отчётливо виден конечный результат трудов, выраженный не только в денежном эквиваленте, но и в килограммах, метрах, мегабайтах и т.д. Занимается самообразованием. Основной источник удовольствия - достижения и преобразования. Его легко заразить идеей что-то сделать " потому, что это круто". Предпочитает личную ответственность.
Приложение 2 Методика определения направленности личности - на достижение успеха/ избегание неудачи (А.А. Реан)
Инструкция: Вам предлагается 20 утверждений. Прочитайте их и оцените, насколько каждое из них соответствует вашему представлению о себе. Отметьте в бланке свой выбор: «да» - совпадает, «нет» - не совпадает. При этом выбор «да» включает в себя также ответ «скорее да, чем нет», а выбор «нет» включает «скорее нет, чем да». Отвечайте на вопросы быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, чаще всего является наиболее точным.
Ключ к опроснику Выбор «да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19, 20.Выбор «нет»: 4, 5. 7, 9, 13, 15, 17. Приложение 3 Методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т.А. Немчинова)
И.Ф.О. Возраст Инструкция: Перед вами 50 утверждений. Читая поочередно утверждения, ответьте согласны вы с ним или нет, ответ запишите на бланке для ответов, под соответствующим номером. Пропускать утверждения нельзя. Старайтесь не спешить, но и не задумывайтесь подолгу над каждым утверждением. 1. Обычно я спокоен и вывести меня из себя нелегко. 2. Мои нервы расстроены не более, чем у других людей. . У меня редко бывают запоры. . У меня редко бывают головные боли. . Я редко устаю. . Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым. . Я уверен в себе. . Практически, я никогда не краснею. . По сравнению со своими друзьями я считаю себя вполне смелым человеком. . Я краснею не чаще чем другие. . У меня редко бывает сердцебиение. . Обычно мои руки достаточно теплые. . Я застенчив не более чем другие. . Мне не хватает уверенности в себе. . Порой мне кажется, что я ни на что не годен. . У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте. . Мой желудок сильно беспокоит меня. . У меня духа не хватает вынести все предстоящие трудности. . Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие. . Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности, которые мне не преодолеть. . Мне нередко снятся кошмарные сны. . Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда я пытаюсь что-либо сделать. . У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон. . Меня весьма тревожат возможные неудачи. . Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал, что мне ничто не угрожает. . Мне трудно сосредоточиться на работе или на каком-либо задании. . Я работаю с большим напряжением. . Я легко прихожу в замешательство. . Почти все время испытываю тревогу из-за кого-либо или из-за чего-либо. . Я склонен принимать все слишком всерьез. . Я часто плачу. . Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты. . Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка. . Я часто боюсь, что вот-вот покраснею. . Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо. . Мое материальное положение весьма беспокоит меня. . Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с кем не хотел бы говорить. . У меня бывали периоды, когда тревога лишала меня сна. . Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется сильная потливость, что очень смущает меня. . Даже в холодные дни я легко потею. . Временами я становлюсь таких возбужденным, что мне трудно заснуть. . Я - человек легко возбудимый. . Временами я чувствую себя совершенно бесполезным. . Порой мне кажется, что мои нервы сильно расшатаны, и я вот-вот выйду из себя. . Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит. . Я гораздо чувствительнее, чем большинство других людей. . Я почти все время испытываю чувство голода. . Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков. . Жизнь для меня связана с необычным напряжением. . Ожидание всегда
Обработка данных: Оценка результатов исследования по опроснику производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о тревожности. Каждый ответ «да» на высказывания 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50. И ответ «нет» на высказывания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 оценивается в один балл. Интерпретация результатов: -50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревоги, -40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревоги, -25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне, -15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне, -5 баллов - о низком уровне тревоги. Приложение 4
Результаты методики «Завершение предложения» экспериментальной группы
Таблица 1
Результаты методики определения направленности личности - на достижение успеха/ избегание неудачи (А.А. Реан) экспериментальной группы.
Таблица 2 |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы