Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Поэтика романов Достоевского.



В чем же тогда спасение?

Толстой видел его в цельности дворянской культуры, в крестьянстве (60-е годы), а позднее в прощении, в сохранении вопреки цивилизации в человеке доброго.

Достоевский видит спасение в религиозном преображении.

Достоевский – мыслитель. Идеи играют решающую роль в творчестве Достоевского. Роман Достоевского это роман об идеях. Идеи живут органической жизнью. Достоевский показал власть идей над человеком. Идея, которая может взорвать мир. Идея может быть и разрушительна, и спасительна.

Интерес на западе к Достоевскому. Достоевский писатель мировой. Запад нашел у него свои проблемы. Достоевский выразил сущность русской души, ее основу: противоречие русского духа = его устремленность и к богу, и к дьяволу. Две бездны в романах Достоевского. Русский человек боится золотой середины, он всегда впадает в крайности. Все это имеет место быть, но вместе с тем это МИФ о русской душе и МИФ о России.

Герой Достоевского всегда в предельном состоянии, не в норме, а близок к безумию, на краю бездны. Поэтому в романах часты ситуации скандала. Для Достоевского важно не развитие, а взрыв. Человек в состоянии потрясения, и в этом состоянии и проявляются невероятные глубины в человеке.

Достоевского называют реалистом, но это не совсем точно. Сам себя Достоевский называл «фантастическим реалистом». Очень специфическая художественная реальность – мир между мирами: обыденным и метафизическим.

Романы Достоевского, их сюжет – это сюжет борьбы бога и дьявола за душу человека, а сердца людей – поле битвы бога и дьявола.

Поэтика романов Достоевского.

5 больших романов Достоевского можно рассматривать как единый текст, в котором существуют свои художественные законы. Романы сплетены между собой: проблемы, герои, мотивы переходят из романа в роман и развиваются. Нет эволюции взглядов Достоевского. Они стабильны.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Путешествие в творческую лабораторию Ф.М.Достоевского.

(Поиск прототипов героев романа «Преступление и наказание»)

Прототип – (реальное лицо как источник для создания художественного образа, героя)

В 1844 году Достоевский оставил службу и целиком посвятил себя литературе. Его первая книга «Бедные люди» (1846г.) поразила и критиков, и читателей. Достоевский отдал рукопись Некрасову и не мог отделаться от дурных предчувствий «Они будут смеяться над моими «Бедными людьми». Но в 4 часа утра его разбудили Некрасов и Григорович. Они ворвались к нему в комнату и задушили его сочными российскими поцелуями, рассказали, что сели читать рукопись вечером и не могли оторваться, пока не дочитали до конца. «Бедные люди» были напечатаны в некрасовском «Современнике». Успех был огромен. Достоевский после такого успеха возомнил о себе невесть что, и наивный, неотесанный, плохо воспитанный, не раз умудрялся поставить себя в глупое положение и поссорился со всеми новыми друзьями и поклонниками. Тургенев прозвал его прыщом на носу русской литературы.

Достоевский еще безусый, больной, с зачатками падучей болезни, - имел же он право взирать на себя с уважением. Но большинству окружающих показалось, что он просто зазнался, и окружающие стали потешаться над ним. Достоевский зарвался.

О Достоевском по городу ходили даже анекдоты.

- Вы слыхали? Наш Достоевский…

Приходит будто Д. к издателю и требует, чтобы его повесть была непременно напечатана в рамке; иначе он не согласен печататься. Обведите каждую его страницу черной или золотой каймой – в отличие от других повестей. Чтобы его не смешали с гр. Соллогубом. А Тургеневу он будто бы прямо сказал: дайте мне время, я вас в грязь затопчу…

В это время Д. влюбляется.

Любовь к Панаевой пришла к нему в виде восторженной юношеской первой любви, о которой он говорил брату: «Я был влюблен не на шутку в Панаеву.» Эта первая любовь была и мучительна, и удивительна.

 

- Сравним имена – Авдотья Яковлевна Панаева и Авдотья Романовна Раскольникова.

Таким образом, для создания характера Дуняши Раскольниковой Достоевский использовал образ гордой, страстной и выдающейся женщины Авдотьи Яковлевны Панаевой, но до известной степени, ибо, как только что мы с вами выяснили, многое в Дуне нельзя объяснить характером прототипа, например, чистоту и героическое целомудрие.- Кокой же еще материал привлек Достоевский?

Ключ к разгадке скрыт в тексте романа «Преступление и наказание». «Знаете, мне всегда было жаль, - говорит Свидригайлов, - что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры. Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели бы мученичество и, уже конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами».

(Свидригайлов уверен, что в первые века христианства Дуня стала бы великомученицей. «Преступление и наказание» пронизано раннехристианскими ассоциациями. Почему же Свидригайлову вспомнились раскаленные щипцы? Деталь говорит о садизме Свидригайлова: в первые века христианства он сам бы жег щипцами тело Дуни)

- Но откуда все же взялись, эти проклятые щипцы?

Достоевский видел их. Видел в буквальном смысле – на картине Себастьяно дель Пьомбо «Мученичество святой Агаты» в галерее Питти. В 1862г. он был во Флоренции.

В Греко-православной церкви ее называют Агафией, она принадлежит к числу общехристианских святых. Но особенно чтится католиками, главным образом на Сицилии, так как претерпела муку в Катании (умерла от пыток 5 февраля 251г.) Это была дочь богатых и знатных родителей. Которую пытался возвратить к язычеству римский наместник Квинтиан. Житие говорит о том, что он был поражен ее красотой. История его попыток возвратить Агату к язычеству изрядно смахивает на соблазнение: он поместил ее в веселый дом богатой язычницы Афродисии, чтобы склонить к радостям жизни. После неудачи всех искушений он предал ее пыткам, носившим явно садистский характер. Агата сохранила свою стойкость и веру; конец ее сопровождается чудесами. ( когда Квинтиан вывел ее на позор, на казнь обнаженной, у нее моментально начали расти волосы и закрыли ее всю, как шатром.)

Агата на картине смотрит не на исполнителей казни, а в глаза своему палачу. Так возникает в романе образ Свидригайлова, который задумывает насилие над Дуняшей Раскольниковой.

Вывод: Таким образом, создание образа Дуни - это сложный акт сочетания внешнего облика и отчасти характера А.Я.Панаевой с легендарным образом святой Агаты, каким его увидел писатель на картине.

Самостоятельная исследовательская работа ВЫПОЛНИТЬ

- Определить прототип Свидригайлова в романе «Преступление и наказание»Внимательно прочитай предложенные отрывки, подчеркните, установите общее. Свой выбор обоснуйте.

Сравнить документы: в 1

 

А все – таки посадили было меня тогда в тюрьму за долги. Гречонка тогда один неженский.Тут и подвернулась Марфа Петровна, поторговалась и выкупила меня за тридцать тысяч серебренников.( Всего- то я семьдесят тысяч был должен). Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к преосвященникам и сказал: « Что вы дадите мне, если я предам его? ». Они предложили ему 30 серебренников
Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание» Евангелие от Матфея, гл. 25

- Определить прототип Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Внимательно прочитай предложенные отрывки, подчеркните, установите общее. Свой выбор обоснуйте.

В 2

Да она последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый –то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала! … Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии.; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: ты что скажешь? Он. восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять. Наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних.
Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание» Евангелие от Иоанна, гл.8
Ну, как выйдет Владимирка – он по ней, а вы ведь за ним? Ведь так? Ведь так? Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему: Между ними была и Мария Магдалина.
Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание» Евангелие от Матфея, гл.27

В 3

- Определить прототип Разумихина в романе «Преступление и наказание»

Внимательно прочитай предложенные отрывки, подчеркните, установите общее. Свой выбор обоснуйте.

 

Он стоял с обеими дамами, схватив их обеих за руки, уговаривая их и представляя им резоны с изумительною откровенностью, и, вероятно для большего убеждения, почти при каждом слове своем. крепко- накрепко, как в тисках сжимал им обеим руки до боли и, казалось, пожирал глазами Авдотью Романовну, нисколько этим не стесняясь. Я был влюблен не на шутку в Панаеву, теперь проходит, а не знаю еще…Она умна и хорошенькая. Вдобавок любезна и пряма до – нельзя..Здоровье мое ужасно расстроено, я болен нервами. И боюсь горячки или лихорадки нервической.
Достоевский Ф.М. « Преступление и наказание» Достоевский. Из письма к брату.( 16ноября 1845г.)

Творческое задание: найти самостоятельно: из каких преступлений сложилось одно преступление Раскольникова?

 

В чем же тогда спасение?

Толстой видел его в цельности дворянской культуры, в крестьянстве (60-е годы), а позднее в прощении, в сохранении вопреки цивилизации в человеке доброго.

Достоевский видит спасение в религиозном преображении.

Достоевский – мыслитель. Идеи играют решающую роль в творчестве Достоевского. Роман Достоевского это роман об идеях. Идеи живут органической жизнью. Достоевский показал власть идей над человеком. Идея, которая может взорвать мир. Идея может быть и разрушительна, и спасительна.

Интерес на западе к Достоевскому. Достоевский писатель мировой. Запад нашел у него свои проблемы. Достоевский выразил сущность русской души, ее основу: противоречие русского духа = его устремленность и к богу, и к дьяволу. Две бездны в романах Достоевского. Русский человек боится золотой середины, он всегда впадает в крайности. Все это имеет место быть, но вместе с тем это МИФ о русской душе и МИФ о России.

Герой Достоевского всегда в предельном состоянии, не в норме, а близок к безумию, на краю бездны. Поэтому в романах часты ситуации скандала. Для Достоевского важно не развитие, а взрыв. Человек в состоянии потрясения, и в этом состоянии и проявляются невероятные глубины в человеке.

Достоевского называют реалистом, но это не совсем точно. Сам себя Достоевский называл «фантастическим реалистом». Очень специфическая художественная реальность – мир между мирами: обыденным и метафизическим.

Романы Достоевского, их сюжет – это сюжет борьбы бога и дьявола за душу человека, а сердца людей – поле битвы бога и дьявола.

Поэтика романов Достоевского.

5 больших романов Достоевского можно рассматривать как единый текст, в котором существуют свои художественные законы. Романы сплетены между собой: проблемы, герои, мотивы переходят из романа в роман и развиваются. Нет эволюции взглядов Достоевского. Они стабильны.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1766; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь