Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль географической среды и народонаселение в развитии общ-ва.



Философы всегда интересовались вопросом о том, “какие факторы в развитии общ-ва явл-ся главными”

1 т. зр. Одни философы утверждают, что географическая среда явл-ся решающим фактором.

Географическая среда – это та часть природы, которая на данном историческом этапе вовлечена в процесс общественного произв-ва, она включает: землю, реки, животный и растительный мир и т.д. Географич0я среда явл-ся обязательным и постоянным условием существования и развития общ-ва, где благоприятная среда – развитие общ-ва ускоряется. Однако она не явл-ся решающим фактором развития общ-ва.

Французский мыслитель Шарль Монтескье 18в стал основателем географического направления в социологии. Сторонники этого направления считали географическую среду главной силой развития общ-ва. “Власть климата сильнее всех властей” - Шарль Монтескье.

Появилось направление геополитика. Её сторонники пытались доказать, что она определяет внешнюю политику гос-ва. Главное – размер территории, пространства.

Роль народонаселения – решающий фактор в развитии общ-ва, его плотность Действительно, люди составляют необходимый элемент жизни общ-ва. Практика показ-ет, что темпы развития производительных сил там больше, где больше население. Народонаселение неопред-ая сила развития общ-ва. Сущ-ют теории, которые считают, что народонаселение и есть основной фактор развития общ-ва.

Мальтос выдвигал теорию, согласно которой бедствие и страдание народа вызваны его “необузданным размножением”. Суть его теории: средства существования в общ-ве растут в африканской прогрессии, а рост народонаселения в геометр-ой прогресии. Мир перенаселён.

Понятие человек, индивид, личность.

Проблема человека является важнейшей в философии. Человек является объектом изучения разных наук, но только философия рассматривает его как целое.

Человек – это родовое понятие, выражающее общие черты, свойственные человеческому роду. Он способен вести себя по мерке любого вида животного. Все человеческие существа обладают самосознанием, знают простейшие нравственные запреты, они не смогут существовать вне общества.

Индивид – это отдельный человек, особь со свойственными ему

Выражение индивидуальности – это природные задатки, особенности памяти, характера, темперамента, содержание сознания, взгляды, мнения, потребности и интересы, деятельность человека.

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, как члена того или иного общ-ва. Главные признаки: разумность, ответственность за свои действия, личные достоинства, определённая степень свободы, воли.

“Что есть человек? ” исходный и основной материи философской мысли. Каждая эпоха даёт на него свой специфический ответ.

1.В античном мире: господствовал космоцентризм и человек рассматривался как микрокосмос. Античный человек еще не выделил себя из внешнего мира, согласовывал действия по законам внешнего мира. С Сократа и Протагора происходит выделение человека из космоса.

2.В Средневековье господствовал теоцентризм. Через веру в Бога с одной стороны человек как образ Бога, а с другой стороны подчёркивается его эгоизм, греховность.

3.Эпоха Возрождения и Нового Времени. Человек рассматривается как высшая ценность общ-ва. Отстаиваются естественные права человека. Зарождается антропоцентризм, как господствующий тип философского мышления.

4.Эпоха Просвещения (18в) Развивается антропоцентризм, возникает идея человека как хозяина своей судьбы и творца своего счастья. Антропоцентризм способствовал развитию в человеке эгоизма противопоставления его природе.

5.Немецкая классическая философия. Рационалистический антропоцентризм, т.е. разум рассматривается источником силы человека.

6.Классический марксизм. Социоцентризм, его суть в том, что человек рассматривается как предельновключенный в общественное отношение и считается, что он способен изменить социальный строй общ-ва, сделать его справедливым.

7.Русско-религиозная философия 19-20вв. Акцент на духовные качества человека: сострадание, добро, милосердие. Человек рассматривается как носитель жизни и её продолжатель. Русская философия реагирует на негативные стороны антропоцентризма.

8.Современная философия 20в. Важно не допустить разрушения человеческого в человеке; и замены высокой духовности суррогатами. Отмечается, что в настоящее время жёсткий социальный мир развивает в человеке разрушительную форму сознания и поведения, а остановка на потребительский образ жизни развивает в человеке страсть к обладанию и алчности. Он становится одиноким и несчастным существом.

Мыслители считают, что современный человек всё больше отдалился от природы, превратился в надприродное существо. Его здоровье становится всё более хрупким и уязвимым. Человек создал чужеродную себе среду обитания и теряет свои природные качества (употребление пищи, чувствительность, слух, зрение, способность рожать детей уязвимы). На смену биосферно-природному человеку идёт иное социотехнобиологическое существо, постчеловек.

Процесс антропосоциогенеза.

Большое внимание философы уделяют проблеме становления человека в этом мире. Отмечается, что превращение животных в людей имеет длительный период. Этот период становления человека (антропогенез) и становления общ-ва (социогенез) занимает длительный отрезок в истории общ-ва.

Происхождение человека.

1 т. зр. – высказана в трудовой гипотезе Энгельса, в работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”. Труд рассматривается как решающий фактор

2 т. зр. – Ницше считал, что человек произошел от большого животного. Смысл: в результате вооружения человека простыми орудиями труда снизилась его непосредственная приспособляемость к среде обитания, он стал слабее.

3 т. зр. – современный человек возник из-за регулирования брачных соотношений. Эндогамия сменилась на экзогамию. Это привело к тому, что половое чувство стало одухотворяться, появились степени родства. Люди стали учиться взаимопониманию, доверию, терпимости.

Почему это произошло:

Одни считали, что из-за превращения появилась дегенеративное потомство. Однако многие учёные с этим не согласны, т.к. считали, что в те времена люди ещё не осознавали связи м/д половыми отношениями и рождением детей. Основная причина - экономическая. В борьбе за обладание гаремом “самок” погибали самые сильные мужские особи.

Человек – социальное сущ-во, но он и часть природы, т.е. биологическое. Как биологический вид, человек имеет ряд видовых признаков, свойственных только ему. Биологически определяется продолжительность старости, зрелости, детства, продолжительность жизни средняя. Биологически запрограммирована способность человека усваивать пищу, усваивать язык. Учёные по-разному оценивают соотношения биологического и социального в человеке.

История философских представлений об обществе.

Представления об общ-ве были высказаны в древней мифологии. Считали, что мир возник из тёмного хаоса, потом Боги, потом люди.

В Др. Индии и Китае, в буддизме и конфуцианстве развивались философские представления об обществе и роли гос-ва, о взаимодействии гос-ва и общ-ва. Далее зародился научный подход к изучению общ-ва. Демокрит говорил о зарождении общества в ходе трудовой деятельности. Платон рассуждал об идеальном совершенном гос-ве. В средние века господствовало религиозное понимание общ-ва.

В эпоху нового времени Ж.Ж. Руссо дал определение общ-ва как сложного сообщества людей, основанного на их согласии, договоре др. с др. во имя совместной деят-ти и безопасности.

Хар-ки общ-ва

1) Общ-во – это высшая форма движения материи, высшая ступень в её эволюции. Труд – это источник и основание общественной жизни.

2) Общ-во – представляет собой сверхсложный организм – это единство многообразных потребностей людей, больших и малых соц-ых групп, разных форм общ-го сознания.

3) Общ-во – это не хаос, а система с упорядоченными связями, собственной структурой и логикой развития.

В общ-ве выделяются 4 сферы:

1 Экономическая или “мир материального производства”

2 Социальная или “мир социальных групп”

3 Политическая или “мир управления”

4 Духовная или “мир чувств и идей”


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь