Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 11. Османская империя в XVI – XVIII вв. 2 часа



План

1.Превращение Османской империи в мировую державу. Общественный строй.

2.Государственно – административная система. Армия.

3.Внешняя политика Османской империи в XVII – XVIII вв.

А) Войны Турции с европейскими странами и Ираном в XVII – XVIII вв.

Б) Русско – турецкие войны XVII – XVIII вв.

В) Борьба балканских народов за независимость. Зарождение «Восточного вопроса».

Задание для самостоятельной работы

Цель: Изучить особенности процесса возвышения и упадка Османской империи.

Самостоятельная работа

1.Работа с контурной картой «Османская империя в XVIII в.»

отметьте основные географические объекты;

укажите границы Османской империи в начале XVIII в.;

выделите арабские провинции Османской империи.

2. Рецензирование одной из следующих научных статей:

Ацамба Ф.М. Социальная структура городского населения в Османском Египте (XVIII –начале XIX вв.). // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. 1997. № 3.

Ацамба Ф.М. Высшее мусульманское духовенство в политической жизни османского Египта (XVIII – начало XIX вв.). // Вестник МГУ. Серия 13. Востоковедение. 1994. № 4-5.

Киселев К.А. Египет и государство ваххабитов: «война в пустыне» (1811-1818). // Новая и новейшая история. 2003. №4.

Орлов В.В. Султан, имам, халиф: суннитские и шиитские корни концепции шерифского правления в Марокко (XVI-XIX вв.). // Вестник МГУ. Сер.13. Востоковедение. 2001. № 4.

Самостоятельная работа

Составление хронологической таблицы «Русско – турецкие отношения в XVII – первой половине XIX вв.»

Внутренняя политика Турции в XVII – начале XIX вв.: Собеседование по любой из указанных в списке литературы монографий.

 

Литература

Основная

1. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

2. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

3. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

4. Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

5. Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

6. Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

1. Виноградов В.Н. Британский лев на Босфоре. М., 1991.

2. Восточный вопрос во внешней политике России (конец XVIII – начало XIX вв.). М., 1978.

3. Кудрявцева Е.П. Россия и Турция на рубеже XVIII – XIX вв.: от войн к союзным договорам. // Новая и новейшая история. 1996. №6.

4. Еремеев Д., Мейер М. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.

5. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999.

6. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке: черты структурного кризиса. М., 1991.

7. Мустафадзе Т.Т. Из истории русско – турецких отношений в 20-х гг. XVIII в. // Отечественная история. 2002. №2.

8. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. М., 1990.

9. Еремеев Д. На стыке Азии и Европы: Очерки о Турции и турках. М., 1980.

10. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999.

11. Клейнман Г.А. Армия и реформы: османский опыт модернизации. М., 1989.

12. Миллер А.Ф. Турция: Актуальные проблемы новой и новейшей истории. М., 1983.

13. Миллер А.Ф. Мустафа-паша Байрактар. Османская империя в начале XIX в. М.-Л., 1947.

14. Новичев А.Д. История Турции. Л., 1979.

15. Орешкова С.Ф. Султанский двор и гарем в Османской империи первой половины XVII в. // Политическая интрига на Востоке. М., 2000.

16. Османская империя: система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М., 1987.

17. Османская империя: Государственная власть и социально – политическая структура. М., 1990.

18. Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: Реформы и реформаторы (конец XVIII - начало XIX вв.). М., 1993.

 

Тема 12. Османская империя в XIX первой половине XIX в.: начало модернизации 2 часа

План

1. Османская империя на рубеже XVIII – XIX вв. Реформы Салима III.

2. Внутренняя и внешняя политика Махмуда II. Египетский вопрос и борьба европейских держав за влияние на Ближнем Востоке.

3. Османская империя в первой половине XIX в. Первый период Танзимата.

4. Крымская (восточная) война 1853-1856 гг. Второй период Танзимата.

Темы докладов и рефератов

1. Селим III.

2. Мустафа-паша Байрактар.

3. Янычары в Османской империи.

4. Этноконфессиональные меньшинства в Османской империи.

Литература

Основная

1. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

2. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

3. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

4. Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

5. Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

6. Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с.

Дополнительная

1. Боджолян М.Т. Реформы 20-30-х гг. XIX в. в Османской империи. Ереван, 1984.

2. Дулина Н.А. Танзимат и Мустафа Рашид-паша. М., 1984.

3. Еремеев Д., Мейер М. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.

4. Кинросс Л. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999.

5. Клейнман Г.А. Армия и реформы: Османский опыт модернизации. М., 1989.

6. Кудрявцева Е.П. Россия и Турция на рубеже XVIII – XIX вв.: от войн к союзным договорам. // Новая и новейшая история. 1996. №6.

7. Мейер М.С. Османская империя в XVIII веке: Черты структурного кризиса. М., 1991.

8. Миллер А.Ф. Мустафа-паша Байрактар. Османская империя в начале XIX в. М.-Л., 1947.

9. Петросян И.Е., Петросян Ю.А. Османская империя: Реформы и реформаторы (конец XVIII – начало XX вв.). М., 1993.

Тема 13. Арабские страны Азии и Африки в период домонополистического капитализма

План

1. Египет в XVIII в. Социально-экономическое и политическое развитие.

2. Борьба за власть в Египте в начале XIX в. Внутренняя и внешняя политика Мухаммеда Али.

3. Египет в 50-70-х гг: XIX в. Проникновение иностранного капитала в Египет.

4. Возникновение первого саудовского государства.

5. Значение священных городов Мекки и Медины как центров всего мусульманского мира.

6. Ирак, Сирия, Ливан, Палестина в конце XVIII – первой половине XIX в. Экспансия английских и французских колонизаторов.

7. Северная Африка в конце XVIII – начале XIX вв. Магриб (Тунис, Ливия, Марокко).

8. Захват Францией Алжира. Освободительная война под руководством Абд аль-Кадира.

Литература

Основная

1. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 400с.

2. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.2/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463с.

3. Новая история стран Азии и Африки: 3 ч.: Учеб. Для студ. вузов. Ч.1/ под ред. А.М.Родригиса. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 511с.

4. Практикум по новой истории Стран Азии: для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» Авт.-сост. Р.И.Кантимирова; Отв.ред. С.В.Сиротин. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2004. – 290с.

5. Новая история стран Азии и Африки: учеб. прогр. курса по спец. «032600-История» / сост. Г.Э.Емалетдинова, Р.И.Кантимирова. – Стерлитамак: Изд-во СГПА, 2008. – 47с.

6. Изучение новой истории стран Азии и Африки в среднеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. 3-4-х курсов по спец. «032600-История» / Г.Э.Емалетдинова. – Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 2003. – 140с

 

Источники и литература

1. История Алжира в Новое и Новейшее время.– М., 1992.

2. История национально-освободительной борьбы народов Африки в Новое время.– М., 1976.

3. Котлов Л.Н. Становление национально-освободи-тельного движения на Арабском Востоке.– М., 1975.

4. Ланда Р.Г. Борьба алжирского народа против европейской колонизации (1830–1918).– М., 1976.

5. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран.– М., 1966.

6. Новая история стран Азии и Африки. XVI–XIX вв.: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.М. Родригеса: В 3 ч.– М.: ВЛАДОС, 2004.– Ч. 3.– 511 с.

7. Оганисьян Ю.С. Государство Абд аль-Кадира.– М., 1968.

8. Хмелева Н.Г. Абд аль-Кадир – национальный герой Алжира // Народы Азии и Африки.– 1983.– № 5.

9. Хмелева Н.Г. Сопротивление французскому завоеванию в Восточном Алжире в XIX в. // Африка: История и историография.– М., 1980.

10. Аль Джабарти Абд ар-Р. Египет под властью Мухаммеда Али.– М., 1963.

11. Васильев А.М. Египет и египтяне.– М., 1986.

12. Виноградов К.Б. Лессепс и строительство Суэцкого канала // Вопросы истории.– 1969.– № 11.

13. Гальский Д. Великие авантюры: История создания Суэцкого и Панамского каналов.– М., 1986.

14. Зеленев Е.И. Египет. Средние века. Новое время.– СПб., 1999.

15. Иванов Н.А. Египет, Судан // История национально-освободительной борьбы народов Африки в Новое время.– М., 1976.

16. Ковтунович О. Вечный Египет.– М., 1989.

17. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран.– М., 1966.

18. Ротштейн Ф.А. Захват и закабаление Египта.– М., 1959.

Тема 14. Цивилизационные образования в Африке южнее Сахары XVI-XIX вв.

План.

1. Страны Западного Судана.

2. Государства фульбе.

3. Государства Борну (XV-XIX вв.).

4. Государства йоруба.

5. Государства Ойо.

6. Государство Бенин.

7. Конфедерация ашанти.

8. Государства бассейна Конго.

9. Государства межзерья.

10. Суахилийская цивилизация.

11. Мономотапа.

12. Открытие европейцами побережья Тропической Африки. Эпоха работорговли.

 

Тема 15. Тропическая и Южная Африка. Завершение колониального раздела Африки в последнюю треть XIX-начало XX вв. (2 часа)

План

1. Предпосылки колониальной экспансии европейских держав на Африканском континенте.

2. Захваты Великобритании в Западной и Восточной Африке, роль привилегированных монопольных компаний.

3. «Второе открытие» Южной Африки: экономические, социальные, политические последствия.

4. Рождение «Де Бирс». Роль Сесиля Родса в «строительстве империи».

5. Английские захваты в Южной Африке. Англо-бурская война.

6. Образование Южно-Африканского союза.

7. Формирование французской колониальной империи.

8. Германские захваты (Того, Камерун, Юго-Западная и Восточная Африка). Берлинская конференция 1884–1885 гг. и разграничение сфер влияния в Центральной Африке.

9. «Независимое государство Конго» и колониальный режим Леопольда II. Преобразование НГК в бельгийскую колонию.

10. Итальянская агрессия против Эфиопии. Колониальный раздел Сомали.

11. Освободительная борьба африканских народов. «Ответ» африканцев на захваты европейцев. Восстания африканцев против утверждавшихся колониальных режимов.

12. Колониальное общество как вариант межцивилизационного взаимодействия. Неравномерность и замедленность процесса трансформации африканских социумов.

13. Зарождение элементов национализма во взглядах С. Кроутера и Д. Хортона. Концепция «культурного национализма».

14. Возникновение первых политических партий: АНК Южной Африки.

15. Изменение колониальных границ Африки в результате Первой мировой войны.

 

Литература

1. Абрамова С.Ю. Африка: Четыре столетия работорговли.– М., 1987; 1992.

2. Африка: Энциклопедический справочник.– Т. 1–2.– М., 1986.

3. Балезин А.С. У великих африканских озёр: Монархи и президенты Уганды.– М., 1989.

4. Бартницкий А., Мантель-Нечко И. История Эфиопии.– М., 1976.

5. Биннс Ч.Т. Динузулу: Конец династии Чаки.– М., 1971.

6. Буато П. Мадагаскар: Очерки по истории мальгашской нации.– М., 1961.

7. Булатовский А.К. С войсками Менелика II.– М., 1971.

8. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т.– Т. 2.– М., 2001.

9. Всемирная история: В 24 т.– Т. 18. Канун Первой мировой войны / А.Н. Бодак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек.– Мн., 1996.

10. Громыко А.А. Маски и скульптура Тропической Африки.– М., 1984.

11. Губер А.А. Ким Г.Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки: Учеб. для исторических факультетов педагогических институтов.– 3-е изд. – М., 1982.

12. Давидсон А.Б. Сесил Родс и его время.– М., 1984.

13. Давидсон А.Б. Сесил Родс – строитель империи.– М., 1998.

14. Давидсон А.Б. Южная Африка: Становление сил протеста, 1870–1924 гг.– М., 1972.

15. История Африки в XIX – начале XX вв.– М., 1984.

16. История германского колониализма в Африке.– М., 1983.

17. История национально-освободительного движения народов Африки в Новое время.– М., 1976.

18. История стран Азии и Африки в Новое время.– М., 1971.

19. Киселёв Г.С. Доколониальная Африка: Формирование классового общества. Состояние проблемы и перспективы её разработки.– М., 1985.

20. Кочакова Н.Б. Рождение африканской цивилизации.– М., 1986.

21. Лот Г. Вторжение в Восточную Африку.– М., 1971.

22. Львова Э.С. Этнография Африки.– М., 1984.

23. Никитина И.А. Захват бурских республик Англией: 1899–1902 гг.– М., 1970.

24. Новая история стран Азии и Африки: Программа курса / Сост. В.Н. Грак.– Екатеринбург, 2001.

25. Новая история стран зарубежной Азии и Африки.– Л., 1971.

26. Риттер Э.А. Чака Зулу.– М., 1968.

27. Френкель М.Ю. К вопросу о периодизации колониализма в Африке // Восток.– 2001.– № 2.

28. Френкель М.Ю. Общественная мысль Западной Африки во второй половине XIX в.

29. Френкель М.Ю. США и Либерия: Негритянская проблема в США и образование Республики Либерия.– М., 1964.

30. Хрестоматия по Новой истории. Второй период / Сост. П.И. Остриков. – М., 1993.

31. Ципкин Г.Р., Ягья В.С. История Эфиопии в Новое и Новейшее время.– М., 1989.

32. Шкляж И.М. Рабовладение и белая община Капской колонии: конец XIX – начало XX века // Народы Азии и Африки.– 1988.– № 5.

 


[1] Выступление К. Гюцлаффа дается в изложении «Новой прусской газеты».

[2] Паньгу – мифический первый человек, появившийся после образования Вселенной из хаоса.

[3] Имеются в виду легендарная династия Ся, а также династии Шан-Инь и Чжоу.

[4] «Домашний закон» («Нэйцзэпянь») – глава из древней классической «Книги установлений» («Лицзи»), по-видимому, представляющей собой довольно позднюю запись учения Кун Цзи его учениками. В этой главе трактуются правила, регулирующие взаимоотношения между старшими и младшими, мужчинами и женщинами в семье.

[5] Ян Хуэй – один из учеников Конфуция.

[6] Наказы Конфуция ученикам: не смотрите, если это неблагопристойно; не слушайте, если это неблагопристойно; не произносите ни слова, если это неблагопристойно; не двигайтесь, если это неблагопристойно («Луньюй»).

[7] «Сяоцзин» – одна из древнейших канонических книг; содержит запись бесед Конфуция о сыновнем благочестии.

[8] Шунь – легендарный правитель Древнего Китая, по преданию правил в III тыс. до н. э.

[9] «Ляоэши» – стих из раздела «Сяоя» («Малые оды») в «Книге песен» («Шицзян»).

[10] Ян Чжэнь – ученый-конфуцианец. По преданию, некто предложил ему взятку, сказав: «Бери, сейчас ночь, и никто не увидит», он отказался, ответив: «Небо видит, духи видят, я вижу, ты видишь».

[11] Имеются в виду гадальщики, специализировавшиеся на выборе «счастливых» земельных участков для постройки жилищ и устройства родовых кладбищ.

[12] Тайшань – гора в провинции Шаньдун.

[13] «Ицзин» – древняя «Книга перемен», одна из книг канонического Пятикнижия.

[14] Кун Цзи – внук Конфуция, автор философского трактата «Чжунь-юн» – одной из книг классического конфуцианского Четверокнижия.

[15] «Шицзин» («Книга песен») – древнейший памятник китайской поэзии (XI–IV вв. до н. э.), первая книга конфуцианского Пятикнижия.

[16] «Шуцзин» («Книга исторических преданий») – один из канонов классического Пятикнижия. Составление и редактирование этой книги приписывается китайской традицией Конфуцию.

[17] Документы № 6–8 датируются между 17 декабря 1851. г. и началом октября 1852 г.

[18] Имеются в виду кочевые племена, обитавшие на северо-западных границах страны и неоднократно совершавшие набеги на Китай.

[19] Канси – цинский император (1662–1723).

[20] Так тайпины называли маньчжуров.

[21] В период тайпинского восстания численность населения в Китае превышала 400 млн.

[22] Так назывались императорские маньчжурские войска, делившиеся на восемь корпусов, каждый из которых имел собственное знамя.

[23] Сяньфын – девиз правления императора Вэньцзуна (1851–1862).

[24] Центральные должностные ранги.

[25] Низший армейский должностной ранг.

[26] К радостным событиям китайцы относили похороны. Они считали, что, поскольку душа человека, который вел праведный образ жизни, попадает в рай, для его близких это может служить лишь источником радости, и потому оплакивать покойника строго запрещалось.

[27] Деса – название сельской общины и яванской деревни.

[28] Имеются в виду контракты, заключенные с яванцами.

[29] Регент – голландское название бупати, а в кратоне – высокопоставленного чиновника.

[30] Вонг чилик – дословно: «маленький человек», здесь имеется в виду крестьянин.

[31] Бонгос – черное пятно на лице. Так нарицательно звали голландского резидента в Джокьякарте Салиса.

[32] Княгиня Рату Агенг – бабушка и опекунша (наряду с Дипонегоро и Мангкубуми – дедом султана) малолетнего султана.

[33] Праджурит – солдат султанской армии.

[34] Мантри – в резидентствах занимали нижнюю ступень в чиновничьей управлении, в княжествах – помощники глав небольших административных районов – ведоно.

[35] Пенилих – военачальник низшего ранга.

[36] Мандунг, вироброджо и др. – названия полков султанской армии.

[37] Паманда – почтительное обращение к старшему по возрасту и положению человеку. В данном случае имеется в виду дядя Дипонегоро – Мангкубуми.

[38] Наяк – высший чиновник двора, советник правителя.

[39] Право Сурамби – мусульманское право; решения Прадата – суд по гражданским делам.

[40] Дануреджо – глава исполнительной власти в княжестве Джокьякарта.

[41] Подразумеваются деклассированные элементы, формировавшиеся, в основном из грузчиков, носильщиков и безземельных крестьян. Вынужденное безделье вело к тому, что среди них было широко распространено пьянство, опиумокурение, воровство. Из этого люда создавались бандитские шайки грабителей. Яванская аристократия не считала для себя зазорным прибегать к их услугам. Дипонегоро не составлял исключения.

[42] Панеру, мантри, тампинг – титулы деревенских чиновников, призванных наблюдать за состоянием дорог и мостов.

[43] Аскеза – совокупность моральных и физических деяний по предельно возможной воздержанности в удовлетворении мирских потребностей и т. п. в целях достижения морального или религиозного совершенства.

[44] Капедхак – личная охрана у членов правящей династии. В данном контексте – начальник личной охраны Дипонегоро.

[45] Магерсари и капедхаки – люди, проживавшие на угодьях яванской аристократии или чиновников. В случае военной опасности из них формировалась военная дружина феодала.

[46] Кьяй Таптаджани – религиозный деятель, оказавший большое влияние на Дипонегоро.

[47] Улемы и кьям – независимые богословы, проживающие в основном в сельской местности.

[48] Пердикан – представитель духовенства, проживающий на освобожденных от взимания налогов землях.

[49] Хотиб и билап – служители мусульманской мечети.

[50] Воины Сурьягама – полк личной охраны султана.

[51] Сантри – религиозная община.

[52] Датук – почтительная форма обращения к старшему по возрасту.

[53] В документах восставших сквозит надежда на то, что голландцы и китайцы примут ислам и объединятся с Дипонегоро.

[54] Китаб – имеется в виду «Книга пророчеств», написанная Мауланой Самсу Дженом в XVII в. Пророчества приписываются легендарному правителю яванского княжества Кедири Джойобое. В них отразилась концепция об исторических и социальных функциях правителя, составным элементом которой были мессианские представления о будущем могущественном и справедливом правителе – Рату Адил.

[55] Согласно тем же пророчествам, Мессия должен появиться в месяц Сура, поэтому Дипонегоро принял титул Рату Адил – справедливого правителя, 1-го числа месяца Сура (15 августа 1825 г.).

[56] Модины, марботы, хотибы – служители мусульманской мечети.

[57] Земли, пожалованные мусульманскому духовенству за службу правителям и освобожденные от уплаты налогов.

[58] Пангеран Мангкубуми – так же как Дипонегоро, являлся опекуном малолетнего султана Джокьякарты Хоменгку Бувоно V, которому он приходился дедом. Мангкубуми как старший по мужской линии правящего рода пользовался большой властью и правами в княжестве.

[59] Пендопо – передняя часть яванского дома, предназначенная для приема гостей.

[60] Крис – яванский кинжал с волнообразным лезвием.

[61] Имеется в виду не мать султана Рату Кенчана, а бабушка его – Ибу Сори (Рату Агенг – королева-мать), которая также была опекуншей малолетнего султана и приходилась мачехой Дипонегоро. Она пользовалась большим влиянием в кругах кратона и часто давала умиротворительные советы Дипонегоро.

[62] Кьяй Плеред – священное копье; Кьяй Сангкелат – священный керис, наследственные регалии кратона, якобы обладающие магической силой.

[63] Мертавиожайя – сподвижник Дипонегоро; Бенда – известный мусульманский торговый и религиозный центр. Здесь накануне войны были особенно сильны антиголландские и антикитайские настроения.

[64] О содержании подобных грамот можно судить по письму Дипонегоро руководителям повстанцев в резидентство Кеду. В нем приказывалось местному населению собирать оружие, брать контроль над резидентством и утверждать ислам. Всем отступникам грозила смерть.

[65] Английская оккупация Явы продолжалась с 1811 по 1816 гг.

[66] Нахейс резидентствовал в Джокьякарте с 1816 по 1822 гг.

[67] Суранатан – поселение вооруженных монахов.

[68] Имеется в виду смерть султана в 1822 г. в возрасте 18 лет.

[69] Дипонегоро пишет о себе в третьем лице.

[70] Винонг – река в Джокьякарте, вдоль которой ютилась беднота столицы.

[71] Имеется в виду предложение командующего голландскими войсками генерала де Кока начать переговоры в августе 1825 г.

[72] Это событие происходило в конце сентября 1826 г.

[73] В феврале 1826 г. главой Нидерландской Индии был назначен Дю Бюс де Гизиньи. Он правил до 1830 г.

[74] Кьяй Маджа – известный мусульманский богослов, один из главных идейных вдохновителей и организаторов восстания. В 1828 г. голландцам удалось переманить его на свою сторону.

[75] Мангкурат – правитель феодального государства Матарам в 1646–1677 гг.

[76] Имеется в виду государство повстанцев.

[77] Ставерс – английский плантатор, выступавший посредником в переговорах между голландцами и восставшими в 1827 г.

[78] Имеется в виду яванская война 1746–1755 гг., которая привела к разделу единого яванского государства Матарам на княжества Джокьякарта и Суракарта.

[79] В это время на западной Яве вспыхнуло восстание под руководством Джакарио.

[80] Султан Хаменгку Бувоно (Султан Сепух) был возведен на престол Джокьякарты после смерти султана Менола в 1826 г.

[81] Далем – резиденция.

[82] Проводя политику «разделяй и властвуй», колонизаторы в 1757 г. в очередной раз урезали территорию княжеств Джокьякарты и Суракарты и образовали новое небольшое княжество Мангкунегаран.

[83] Сусухунан – яванское название правителя княжества Суракарта.

[84] В этой работе под видом критики положения в соседней стране Китае Като критикует политику японского правительства.

[85] В. Мольсуорс – представитель радикального крыла либеральной партии.

[86] Австралия, в частности Новый Южный Уэльс, служила местом ссылки преступников, из которых и состояли первые колонисты.

[87] Т. Маколей – либерал, историк, критик и политический деятель Англии.

[88] Р. Кобден – один из руководителей радикального фритредерского крыла либеральной партии и основателей лиги борьбы против хлебных законов. Он занимал внутри либеральной партии несколько более левую позицию, чем Мольсуорс.

[89] Индиан-Хаус на Лиденколл-стрит в Лондоне – резиденция совета директоров Ост-Индской компании. Секретный комитет выделялся советом директоров из своего состава. Его задачей являлась передача распоряжений контрольного совета генерал-губернатору Индии, причем распоряжения секретного порядка совету директоров не сообщались.

[90] Д. Дальхузи – генерал-губернатор Индии в 1848–1856 гг.

[91] В. Рассел – известный в Европе журналист, во время восстания 1857–1859 гг. был специальным корреспондентом лондонской «Тайме» в Индии, впоследствии его корреспонденции неоднократно переиздавались отдельной книгой «Мой дневник в Индии».

[92] Б. Дизраэли – лидер консерваторов, в 50-е гг. занимал пост министра финансов, в 1868 и 1874–1880 гг.– премьер-министр Великобритании.

[93] Дурбар – совет знати при монархе.

[94] Точность датировки документа вызывает сомнение. Не исключено, что в тексте источника допущена опечатка.

[95] Документ – извлечения из работы К. Маркса, которые являются составной частью доклада парламентской комиссии (так называемые «Синие книги»), расследовавшей злоупотребления англичан в Индии.

[96] Раскладка налога.

[97] Окладные листы.

[98] Дата предположительна.

[99] Дхарма – одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений. В данном случае – нравственно-социальное установление для «правильной жизни», долг.

[100] Сахиб – господин. Здесь – английские власти.

[101] Мирза Могол – сын Бахадур-шаха, один из командующих делийским гарнизоном. Авторство Мирзы Могола, возможно, вымышленное.

[102] Заминдар – владелец земли на основе частной наследственной собственности.

[103] Шариат и шастр – мусульманский и индусский законы.

[104] Субадар – капитан.

[105] Саддер-ала – низший гражданский чин.

[106] Джагир – знак отличия, который может быть или в виде особой одежды, или дорогого оружия, или дорогих украшений, или права ездить на слоне.

[107] Инам – дарственное земельное владение, освобожденное частично или полностью от уплаты налога.

[108] Муджахиддины – борцы за веру.

[109] Пандит – ученое звание индуса.

[110] Следует перечень имен.

[111] Сейид – потомок пророка Мухаммеда.

[112] Улем – высшее духовное лицо.

[113] Муршид – духовный руководитель.

[114] Имам – здесь: имам-е гаиб – «скрытый имам», двенадцатый шиитский имам Махди, который якобы исчез и появится, чтобы на земле установить справедливость.

[115] Амир уль-Муминин – титул халифа Али, зятя пророка Мухаммеда, первого шиитского имама.

[116] Имам Ходжат оль-гаиб – титул имама Махди.

[117] Хатем ан-анбийа – последний из пророков, эпитет Мухаммеда.

[118] Рамазан – название девятого месяца мусульманского лунного календаря.

[119] Рум – Византия.

[120] Мурид (мюрид) – последователь.

[121] Мечеть – мусульманский храм, место чтения молитв.

[122] Имам джомэ – священнослужитель руководящий молитвой в пятницу в главной мечети.

[123] Раби оль-авваль – название третьего месяца мусульманского лунного календаря.

[124] Фетва – решение по духовным и юридическим вопросам, вынесенное высшим мусульманским духовенством.

[125] Шахиншах – «царь царей», титул шаха Ирана.

[126] Хаджи мулла Мохаммад Незам оль-Олама – один из влиятельных улемов Тебриза.

[127] Бейт уль-мамур – священное место паломничества мусульман.

[128] Али ибн абу Талиб – двоюродный брат и зять пророка Мухаммеда.

[129] Хадис – предание, связанное с высказыванием пророка Мухаммеда или каким-либо фактом из его жизни или его сподвижников.

[130] Мохаммад-шах Каджар – правитель Ирана (1834–1848 гг.).

[131] Рабб – эпитет бога. Баб хочет сказать, что числовое значение его имени (каждая буква арабского алфавита приравнена к какому-либо числу) соответствует числовому значению слова «рабб».

[132] Хазрат – его величество, титул высокопоставленных лиц.

[133] Бейт – стихотворение, состоящее из двух строк.

[134] Имеются в виду гробницы шиитских имамов в Кербеле, Неджефе, Самарре и Каземейне.

[135] Фаррашбаши – начальник стражи.

[136] Джомади аввал – название месяца мусульманского лунного календаря (22 мая 1844 г.).

[137] Иса, Муса – арабизированные имена Иисуса Христа и Моисея.

[138] Беха Улла – последователь Баба, основатель бехаязма.

[139] Бехаизм – одно из течений бабизма.

[140] Кааба – священный храм мусульман в Мекке

[141] Хадж – паломничество.

[142] Мискаль – единица веса.

[143] Гандом – единица веса.

[144] Дерхем – единица веса.

[145] Роуза – мусульманский пост.

[146] Ноуруз – праздник Нового года, который отмечается 21 марта в день весеннего равноденствия.

[147] Фитра – праздник после месячного поста.

[148] Бейт уль-адл – дом справедливости.

[149] Аят – стих, отрывок из священного писания.

[150] Такбир – произношение формулы веры в Аллаха и его пророка.

[151] Намаз – мусульманская молитва.

[152] Лахад – углубление в могиле, куда помещается тело покойника.

[153] Нахуд – мера веса.

[154] Закят – налог в пользу бедных мусульман.

[155] Сига-йе акд – формула бракосочетания.

[156] Калым – сумма денег, выплачиваемая за невесту при браке.

[157] Мохаррам – месяц мусульманского лунного календаря.

[158] Муэдзин – священнослужитель, призывающий верующих к молитве.

[159] В этом отрывке Баб пишет о себе в 3-м лице.

[160] Посланник Божий – Мухаммед.

[161] 22 мая 1844 г., спустя два часа и одиннадцать минут после захода солнца Али-Мохаммад Ширази объявил себя Бабом.

[162] Крепость на горе Маку расположена недалеко от г. Баязет близ границы России с Турцией.

[163] Речь идет о паломничестве в Мекку, которое Баб совершил в конце 1844 г.

[164] Имеется в виду Мохаммад-Али Барфоруши (Коддус), будущий руководитель восстания бабидов в Шейх-Таберси (1848–1849 гг.).

[165] Так Баб называл себя; восемнадцать ближайших учеников, каждому из которых он дал определенное почетное прозвище, назывались вместе «Буквы Живого».

[166] Мохаммад-Али Зенджани вел бабидскую пропаганду в Зенджане, где уже в 1847 г. имел несколько тысяч приверженцев. Арест в мае 1850 г. одного из сторонников послужил предлогом для восстания.

[167] Раджаб – название седьмого месяца мусульманского лунного календаря (май 1850 г.).

[168] Мирза Таги-кан Амир Незам – премьер-министр Ирана (1848–1852).

[169] Сейид Хосейн Иезди – секретарь Баба, казнен в 1852 г.

[170] Шаабан – название месяца мусульманского лунного календаря (июль 1850 г.).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.176 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь