Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общие закономерности и формы возникновения государства.



Общие закономерности и формы возникновения государства.

Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.

Предпосылки возникновения государства:

- разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);

- политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;

- психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить,

- идеологические предпосылки – поклонение людей одному Богу.

Закономерности появления государства:

1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

4) Необходимость ведения войн.

Любое государство характеризуется признаками:

- Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;

- Население прикрепляется к определенной территории;

- Наличие территории;

- Налоги, на которые существовало государство.

Государство -это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

Выделяют два способа возникновения государства:

- Европейский путь происхождения;

- Восточный путь.

8. Правотворчество: понятие, принципы, виды.

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования. Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. В этом, в первую очередь, проявляется назначение данной формы государственной деятельности. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

Виды правотворчества:

В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять следующие виды:

1) Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представительные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы. Законы составляют исходную базу правовой системы, все другие виды правотворчества не могут противоречить законам и должны осуществляться на основе и во исполнение законов.

2) Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органами исполнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реагирования. Хотя процедура подзаконного правотворчества не отличается такой спецификой, как законодательный процесс, тем не менее она регулируется специальными актами Президента, Правительства и других исполнительных органов власти.

Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.

3) Непосредственное правотворчество (референдум) - самостоятельный вид правотворчества, поскольку референдум является высшей формой прямого (непосредственного) выражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.

Особенности :

- решения референдума обладают высшей юридической силой;

- эти решения не нуждаются в каком-либо утверждении и могут быть отменены только другим референдумом;

9. Теории происхождения государства.

Теории происхождения государства — теории, объясняющие смысл и характер изменений, условия и причины возникновения государства.

Теологическая теория

Патриархальная теория

Органическая теория

Теория насилия

Психологическая теория

Теория общественного договора (Договорная теория)

Ирригационная теория

Материалистическая (классовая) теория.

10. Понятие и стадии законотворчества в РФ.

Законотворчество – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина, урегулированный нормами права порядок разработки, обсуждения и принятия проектов нормативных актов (законов) высшим органом гос-й власти.

Стадии законотворческого процесса в РФ:

1.Законодательная инициатива:

Согласно ч.1 ст.104 Конституции РФ принадлежит:

Президенту РФ, Совету Федерации, Членам Совета Федерации, Депутатам Гос-й Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Право внести предложение об издании закона и соответствующего законопроекта в законодательный орган.

Обсуждение законопроекта

Начинается в Гос-й Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы устранить противоречия, пробелы, неточности. Наиболее существенные законопроекты выносятся на референдум;

Принятие закона

Главная стадия, состоит из 3 подстадий:

А) Принятие закона Гос-й Думой: федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Гос-й Думы, т.е. 50% голосов +1голос; Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос-й Думы.

Б) Одобрение закона Советом Федерации: в соответствии с ч.4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; согласно ч.2 ст.108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации»;

В) Подписание закона Президентом РФ: согласно ч.2 ст.107 и ч.2 ст.108 Конституции РФ, Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон.

Опубликование закона

-Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ, неопубликованные законы не применяются.

-Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

-Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства РФ.

11. Понятие и признаки государства. Государство и общество.

Зелёная книга стр.44///// стрю 45, 32 коричневая книга

12. Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.

стр246 коричневая

 

13. Общие закономерности возникновения права.

стр 42 зелён.

 

14. Юридическая техника: понятие, основные требования.

 

Юридическая техника – система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основной объект юридической техники – текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

15. Государственная власть как особая разновидность социальной власти: понятие, признаки.

Прежде чем характеризовать власть государственную, необхо­димо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчи­нения между субъектами, опирающееся на принуждение. Соци­альная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, пле­мени, семьи, общественной организации, партии, государства, об­щества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования со­циальных структур и институтов.

стр. 53 зелён

16.Сущность государства.

стр. 62 корич

17.Типология государства и права: различные подходы.

стр. 89 корич.

Типология государства - это специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.

Согласно формационному подходу главным критерием выступают социально-экономические признаки.

Наиболее яркие представители - К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

Основным критерием для деления государств на типы здесь выступает общественно-экономическая формация.

Общественно-экономическая формацияохватывает:

базис (способ производства, тип производственных отношений),

надстройку (систему взглядов, идеологических отношений, в том числе государство и право).

Истории известны пять общественно-экономических формаций:

первобытнообщинная,

рабовладельческая,

феодальная,

капиталистическая,

социалистическая.

Согласно цивилизационному подходу государство базируется на духовно-культурной жизни общества.

Представители цивилизационного подхода - А. Тойнби, М. Вебер, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Шпенглер.

В рамках цивилизационного подхода существуют различные принципы типологии цивилизаций:

хронологический,

производственный,

генетический,

пространственный,

религиозный.

Выделяется более двух десятков цивилизаций:

египетская,

китайская,

западная,

православная,

арабская.

 

18.Понятие и признаки функций российского государства.

 

Функции государства – это научные категории, отражающие, каким образом деятельность государства служит достижением целей государства, по каким направлениям развивается повседневная деятельность государства, функции государства.

Функции государства это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами.

 

Признаки функций:

1. Имеют комплексный, синтезирующий характер.

Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

2. Тесно связаны с целями и задачами государства

После распада СССР – демократическая реформа, пресечение парада суверенитетов.

Задачи:

- формирование новой власти;

- создание нормативной базы;

- разработка конституции.

3. Напрямую зависят от социальной сущности государства

от того, каким образом и в чьи интересах осуществляется управление.

Общесоциальное – служит всему обществу, объединяет его, разрешает противоречия, выступает средством достижения общего согласия и компромисса. Основывается на общечеловеческой природе государства, ориентирует на демократические методы управления, подчеркивает ценности государства для общества вцелом.

Классовое – сущность государства есть выражение воли господствующего класса, является аппаратом насилия и принуждения, однако оно делает и общие дела – оборона, общественный порядок.

4. Осуществляются в присущих им формах и методах

Формы деятельности:

· законодательная (правотворческая),

· исполнительно-распорядительная

· правоохранительная деятельность государства.

Сущность права.

Сущность права - это глав­ная, внутренняя, относительно устойчивая качественная осно­ва права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.

Рис. 24. Правосознание и правовая культура

масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько-нибудь позитивное отношение к праву и среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. И тогда в обществе складывается широко распространенный среди населения обыденный, массовый правовой нигилизм. Кроме того, установленные государством предписания не соблюдаются государственными же органами, ведомственными и должностными лицами, чему тоже находятся соответствующие объяснения и оправдания (" в интересах народа", " для выполнения плана" и т.д.). В последнем случае в обществе складывается ведомственный правовой нигилизм.

В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм, или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно полагал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, но еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма и стереотипы правового нигилизма.

41.Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

Рассматривая вопрос о понятии, признаках и структуре гражданского общества, крайне важно, прежде всœ его, определиться с понятием ʼ ʼ обществоʼ ʼ, проследить этапы его развития, проанализировать его структуру.

Общество - это совокупность общественных отношений, которые основаны на территориальном членстве людей и обмене.

Эти отношения и связи образуют сложную саморазвивающуюся систему. Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек - его главная предпосылка и первичная клеточка.

В различные периоды исторического развития общество принимает различные формы, изменяется его внутреннее строение. Первобытное общество, к примеру, долгое время было более или менее однородным, не знало социального расслоения. Постепенно структура общества усложняется: появляются социальные и национальные общности, группы, классы и т. д., имеющие свои особенности. Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов.

По мере развития общества усложнялась и его структура. Возникают относительно обособленные элементы в структуре общества:

1. Экономическая система (формы собственности, сфера воспроизводства материальных благ).

2. Политическая система.

3. Система нормативного регулирования (правовая система, правосознание).

4. Сфера культурно-бытовых отношений.

Исторически идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, в частности к творчеству Цицерона, когда сложились представления о гражданстве и гражданинœ е и возникло понятие общества как совокупности граждан.

При этом лишь в серединœ е XVII века Т. Гоббс в двух трудах - ʼ ʼ О гражданинœ еʼ ʼ и ʼ ʼ Левиафанʼ ʼ - изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, возникающего при переходе от природного (естественного) состояния к упорядоченному, культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом изменяется сам человек, превращающийся в гражданина не по признаку подданства, а потому, что он становится развитой, целостной и активной личностью. Вместе с ним преображается и общество со всœ еми присущими ему отношениями. Гражданское общество - это ʼ ʼ союз индивидуальностейʼ ʼ, коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Впоследствии концепция Гражданского общества разрабатывалась виднейшими мыслителями - Дж. Локком, Ж.-Ж. Руссо, И. Кантом и др.

В мировой науке выделяются две концепции, два подхода к понятию ʼ ʼ гражданское обществоʼ ʼ:

* гражданское общество носит универсальный характер. Это весь комплекс общественных отношений, который как бы противопоставлен государству в любой его форме, ᴛ.ᴇ. всœ е, что не есть собственно государство, власть, администрация;

* гражданское общество - феномен западной цивилизации. Это форма существования буржуазного (рыночно-демократического) общества. Гражданское общество есть там, где есть самостоятельные, экономически обособленные субъекты, которые независимы от государства, могут создавать добровольные объединœ ения, проявлять определœ енную самостоятельность по отношению к государству и государственной власти.

Гражданское общество - общество с развитыми экономическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения.

Структура гражданского общества:

1. Экономические отношения и институты (собственность - частная и публичная, труд - экономически свободные товаропроизводители, предпринимательство).

2. Организация и деятельность общественных объединœ ений, политических партий, профсоюзов, религиозных общин и т.д.

3. Сфера воспитания, образования, науки, культуры.

4. Семья - первичная основа человеческого общежития.

5. Система средств массовой информации.

Этапы формирования гражданского общества:

1. Примерно в XVI – XVII вв. складываются экономические, политические и идеологические предпосылки гражданского общества (развитие промышленности и торговли, товарно-денежных отношений, специализации видов производства; в ряде стран возникли централизованные государства; переворот в общественной идеологии, распространение ʼ ʼ теории естественного праваʼ ʼ, связанной с представлениями о гражданском обществе как о социально-политическом идеале. От начала буржуазной революции в Англии (1640) ведется отсчет Нового времени.

2. В конце XVII – XIX вв. в наиболее развитых странах гражданское общество сформировалось в виде первоначального капитализма, основанного на всœ еобщем юридическом равенстве и свободе, на свободном предпринимательстве и частной инициативе.

3. Становление и развитие гражданского общества обусловило новый период развития государства и права. Ему соответствует правовое государство.

42. Социальные нормы: понятие и виды.

С точки зрения нормативного правопонимания, право - это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелœ ено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: всœ е то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

ПРАВО

Понятие права - основная категория правоведения, так как исходя из того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному, в связи с этим единого понимания права в теории нет. Общее во всœ ех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):

1. нормативное правопонимание;

2. социологическое;

3. нравственное.

Эти концепции и раскрывают сущность права. Попытка свести воедино всœ е три концепции, получившая название ʼ ʼ интегративногоʼ ʼ подхода к правопониманию, содержит внутренние противоречия и не является общепризнанной, в связи с этим мы ее рассматривать не будем.

Такое толкование термина ʼ ʼ правоʼ ʼ обладает существенными недостатками:

1. Право принято понимать очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.

2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.

3. Право здесь жестко подчинœ ено государству, воспринимается как инструмент в руках государства для достижения его целœ ей.

4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства с точки зрения их соответствия естественным законам, идеям равенства и справедливости, интересам общества.

5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться только под воздействием предписаний власти, выраженных в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.

6. Этот тип правопонимания недемократичен.

7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.

С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой одну из сторон общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. " живое", действующее право.

Право в данном случае принято понимать как форма и порядок общественных отношений, не предопределœ енные государством, а естественным образом сложившихся между людьми на базе установленных государством общих принципов.

В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).

Суть социологического правопонимания должна быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные нормы поведения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделœ ением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь принято понимать, прежде всœ его, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, трудности с определœ ением правового характера отношений, а также узаконивание фактического неравенства людей, естественным образом складываюегося в обществе.

Как следствие - особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила особенно глубокое развитие в тех странах, где основным источником права является судебный прецедент, то есть ранее принятое решение суда по аналогичному делу, а государство устанавливает лишь общие принципы взаимоотношений между людьми.

Нравственный подход к правопониманию пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определœ енным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, бывают признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы, навязанные государствои, или правоотношения, сложившиеся между людьми).

Достоинства нравственного правопонимания:

- право здесь связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и т.п.

- данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

К недостаткам должна быть отнесено следующее:

- сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.

- не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.

Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют всœ е эти типы правопонимания, но то, какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.

Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе.

Нормативное правопонимание господствует там, где политическая или военная власть подчиняет себе общество со всœ еми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).

Социологическая теория зиждится на иных основаниях - эта концепция дает приоритет общественных отношений, она согласуется с обществом, в жизнь которого государство не вмешивается или вмешивается лишь минимально. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.

В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи - свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному европейскому обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

В нашем государстве одновременно сосуществуют все три обозначенных выше подхода.

Перейдём теперь к определениям понятия права. Право, как социальный институт, принято понимать трояко:

1) с точки зрения нормативного подхода, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает политической властью.

2) с точки зрения социологического правопонимания, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, сложившихся в обществе, и обеспеченных принудительной силой государства, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает экономической властью.

3) с точки зрения нравственной теории, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных либо санкционированных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая для взаимного согласования интересов и обеспечения прав и свобод людей, независимо от того, к какой части общества они относятся.

Для цели получения основ правовых знаний нравственное правопонимание наиболее приемлемо, но понимать и отличать друг от друга крайне важно все три.

К О Н Ц Е П Ц И И П Р А В О П О Н И М А Н И Я
нормативное социологическое нравственное

Слово «норма» в переводе с латинского дословно означает «наугольник», то есть инструмент для проверки правильности геометрических углов, но впоследствии оно получило новое значение – правило, в частности, правило поведения, условие, которого крайне важно придерживаться в процессе деятельности.

В обществе сложились и существуют множество различных правил поведения. По направленности воздействия их можно разделить на две большие группы: технические и социальные.

Технические нормы- ϶ то правила поведения, которые регулируют порядок эксплуатации различной техники и технологию производственной деятельности.

Социальные нормы- ϶ то правила поведения, которые регулируют отношения между людьми.

Среди социальных норм можно выделить 7 самостоятельных видов:

1) Нормы права- ϶ то правила поведения, имеющие формально определённый (писанный) и общеобязательный характер, установленные и охраняемые государством для всех подчинённых ему субъектов, определяющие права и обязанности лиц в регулируемых ими общественных отношениях. Для устранения тавтологии учтём, что права и обязанности - ϶ то форма и мера позволяемого и предписываемого поведения.

Нормы морали – это правила поведения, имеющие неопределённый и не общеобязательный характер, установленные и охраняемые отдельными людьми или группами людей для всех подчинённых им субъектов, отражающие отношение этих людей или групп к самим себе и другим людям как к субъектам общественных отношений.

3) Нормы этикета- ϶ то правила поведения, имеющие определённый и общеобязательный характер, установленные и охраняемые отдельными людьми или группами людей для лиц, вступающих с ними в общественные отношения, определяющие порядок их взаимодействия между собой.

4) Нормы религии- ϶ то правила поведения, имеющие определённый (писанный), но не общеобязательный характер, установленные представителями определённого религиозного культа для субъектов, которые его исповедуют, определяющие их отношение к самим себе и к другим людям, а также порядок их взаимодействия между собой.

5) Нормы политики- ϶ то правила поведения, имеющие не общеобязательный и не определённый характер, установленные субъектами, участвующими в борьбе за государственную власть, определяющие порядок их взаимодействия между собой.

6) Обычаи- ϶ то правила поведения, имеющие не общеобязательный и не определённый характер, сложившиеся, но не охраняемые в определённой социальной среде в ходе взаимодействия людей между собой, определяющие порядок такого взаимодействия.

7) Традиции- ϶ то правила поведения, имеющие не общеобязательный, но определённый характер, сложившиеся в определённой социальной среде в ходе взаимодействия людей между собой и охраняемые ими, определяющие порядок такого взаимодействия и отношение людей к себе и к другим людям.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ
право мораль этикет религия политика обычаи традиции
             

43. Соотношение норм права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.


Главным назначением права и морали является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих:

1) единства;

2) взаимодействия;

3) различия;

4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие, проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;


Поделиться:



Популярное:

  1. I курса очно-заочной (вечерней) формы обучения
  2. I.Поставьте предложения в вопросительную и отрицательную формы.
  3. II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
  4. III Перепишите следующие предложения, содержащие разные формы сравнения и переведите их на русский язык.
  5. III. Реформы Фредерика де Клерка
  6. IV. Реформы «белой революции»
  7. V. Перепишите следующие предложения, определите в них видовременные формы глаголов и укажите их инфинитив, переведите предложения на русский язык (см. образец выполнения 3).
  8. X. ТЫ-/ВЫ-ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ. ДРУГИЕ ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ В КОММУНИКАЦИИ
  9. Абсолютная монархия в России (признаки, особенности, идеалогия, условия возникновения, реформы Петра первого)
  10. Адаптивная способность человека: врожденная и приобретенная формы адаптации.
  11. Административно-финансовые реформы.
  12. Административные, судебные и аграрные реформы 60-90х годов.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1642; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.129 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь