Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Перенося в течение трех лет неописуемые страдания, инок никогда не роптал



Раздел IV. О болезнях

старец Арсений Афонский: Болезнь ваша – великий дар Божий, денно и нощно за сие хвалите и благодарите – спасена будет душа ваша.

свт. Димитрий Ростовский: Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями или скорбями.

прп. Амвросий Оптинский: Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения.

прп. Серафим Саровский (Духовные наставления мирянам и инокам): Тело есть раб души, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей. Отними грех и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более. Ибо поколику внeшнiй нашъ человeкъ тлeетъ, потоликувнутреннiй обновляется (2 Кор. 4, 16). Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

старец Иосиф Ватопедский (Афонские беседы): Подвергаясь вольным страданиям, должно принимать с благодарностью и невольные, от демонов бываемые, от поврежденности нашей и от болезней. Тот, кто не принимает их с благодарением, но отвергает с неудовольствием, подобен тому, кто портит вкус своей пищи.

прп. Варсонофий и Иоанн (Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников): Грешный есть злой раб, болезнь же есть наказание. - Итак, наказание послано злому рабу. Если тебе тяжело нести наказание, то перестань быть злым; если же ты зол, то прими наказание; когда же радуешься, будучи наказываем, то ты не зол, а кто не зол, любим Богом. Егоже бо любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Рассмотри же по истине, кто ты, и избери себе одно из сказанного. Болезнь весьма полезна для терпения и благодарения. Не потребует Господь от больного службы телесной, но духовной, то есть молитвы; ибо (Он) говорит: непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17). Он лучше нас знает, что нам полезно по душе и по телу, и сколько попустит тебе поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих. Бог ничего от тебя не требует, кроме благодарения, терпения и молитвы о прощении грехов: ибо они ходатайствуют перед Богом о немощи (человеческой). Если потерпишь (болезнь) и будешь благодарить Бога, то она вменяется тебе вместо подвигов. Не хорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление (телесной болезни или душевной страсти), не зная, что тебе полезно; предоставь это Сказавшему: весть бо Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф. 6, 8). Помолись же Богу, говоря так: «Владыко! Я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей, и, если мне полезно, исцели меня вскоре». Если (человеку) полезно, то Бог оставляет в нем страсть ради терпения; если же ему полезно избавиться от страсти, - избавляет его, и сие мы приписываем предведению Божию. Проси помолиться о том же и святых, и веруй несомненно, что Бог сотворит полезное для тебя, и благодари Его во всем, вспоминая слово Писания: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18), и получишь пользу душевную и телесную.Читая врачебные книги или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеления.Здоровье и страдание тела зависят от Бога, Который сказал: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей [Втор. 32, 39]. Продолжительность же и непродолжительность страдания есть также дело предведения Божия, и потому те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что Ему угодно и им полезно. Предоставить все Богу есть дело совершенного, хотя это и трудно, а немощнейшего дело - показать себя врачу, потому что сие не только не грех, но и знак смирения, когда он, как немощнейший, пожелал показать себя врачу. Но и тогда надобно признавать, что без Бога и врач не может ничего сделать; если же угодно будет Богу, Он подаст здравие больному. Итак, если ты употребишь (врачевание), - не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не будем отягощаться (скорбью), чтобы уныние не пленило нас, ибо это начало погибели. Помни, что претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24, 13). И болезнь бывает к испытанию, а испытание приводит к искусству. Муж, не испытанный искушениями, не искусен. Испытанный же бедствиями бывает искусен, как и золото (очищенное) огнем. Искусство приводит человека к упованию, упование же не посрамит (Рим. 5, 5). Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 4-8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь прелюбодейчищем. Рассмотри, что претерпел ты за имя Божие? Апостол, говоря, что ничто не должно отлучить нас от любви Христовой, исчислил сие так: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим. 8, 35). И малая ли болезнь поколеблет ум наш от Бога? Да не будет сего! Утвердись, и увидишь помощь Божию. Если же (враг) победит тебя в сем, то заставит и служить себе. Итак, стой и претерпи, ибо, устояв, увидишь, какова милость Господня.Если человек, живший нерадиво, будучи близок к смерти, обещается Богу, что когда он останется жив, то постарается угодить Ему, - Бог Сердцеведец и взирает на правоту сердца. Если Он видит, что человек тот поистине от всей души покается, то подаст ему продолжение жизни, по сказанному: даст ти Господь по сердцу твоему (Пс. 19, 5). Ибо воля Божия есть - спасение людей, как Сам Бог сказал: живу Аз, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему (Иез. 33, 11). Итак, направим сердце наше к Нему, и возвергнем на Него все попечение наше, и Он благоустроит полезное нам к нашему спасению (Отв.: 77, 130, 139, 163, 214, 324, 345, 381, 382, 505, 522, 619, 647, 777).

архиеп. Варлаам (Ряшенцев) (Господь не осудит смиренного): Болячки и немощи бывают подчас тяжелы, но они попускаются Богом для нашего спасения, ведут к смирению, к сознанию греховности своей, заставляют бояться греха, думать о спасении души. Не унывай, если немощи и болячки несешь, не раздражайся, ты через них получишь вечную прибыль.

Псалтирь в святоотеческом изъяснении: Пс.72: 19. Болезни и скорби Господь попускает по причине тяжелых прегрешений, за неправедную и беззаконную жизнь (Максим Грек). Пс.76: 10. Господь хочет даровать нам вечное блаженство в Царстве Небесном, а мы, по слепоте своей, ищем благополучия временного на земле. Поэтому Он и вразумляет нас разными скорбями, бедствиями и болезнями, чтобы мы, безропотно пострадавши ради Него, – с Ним (бы) и прославились в вечной жизни (см. Рим. 8, 17) (Амвросий Оптинский). Пс.89: 10. В старости попущает Бог на человека болезнь, пресекая ему страсть до греха, да в такой кротости спасение получит (Златоуст, Псалтирь с толкованием). Пс.94: 2. Испорченность души есть причина болезней телесных. Итак, будем просить у Христа уврачевания расслабленной души, оставив все житейское. О том-то особенно и стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях от безчувствия души (Златоуст). Пс.110: 3. Самые наказания Божии есть благодеяния, ибо служат к исправлению, назиданию и пресечению зла, так как Бог все делает по любви (Златоуст, Макарий В.). Пс.117: 20. Мы, маловерные и малодушные, будучи наказуеми за грехи, ропщем на Бога и людей, обвиняя всех и все, вместо того, чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние о своей греховной жизни (Амвросий Оптинский, Афанасий В.). Пс.118: 58. Благоразумный больной скажет врачу: как знаешь, как требует искусство врачуй меня. Ибо нередко и посредством вразумления соделывает Он спасение, и наказание бывает делом Его человеколюбия; как говорят и врачи: противное врачуется противным (Златоуст, блаж. Феодорит Киррский).

священноинок Дорофей (Цветник): Как только кто-нибудь огорчается от телесных страданий, несчастий и бед, или предастся заботам о ничтожных делах, он тотчас выпадает из числа избранных, и душа его погибает из-за нечестия его. Потому что это Бог попускает плоти страдания для искоренения наслаждений и вожделений телесных, для очищения души и тела. Ибо когда приготовится человек умом к смерти телесной, тогда все болезни и скорби с удовольствием терпит ради будущей жизни. И не боится страшного, и пренебрегает страданиями. Некоторые неопытные полагают, что все болезни и страдания от природы, и поэтому бесы тайно одолевают их и огорчают всячески. От больного не требует Господь поста, отказа от еды и питья, подвигов или трудов телесных. Разве что терпения с благодарностью в страданиях его. А еще молитвы Иисусовой и смирения. Телесный недуг выше и тверже и поста, и подвигов, и трудов, и гораздо быстрее, чем они, спасает душу. Поэтому и не спрашивают с немощного человека поста и телесных трудов, непосильных ему. Только должен он непрестанно благодарить Бога и молиться Господу своему.

свт. Игнатий (Чудеса и знамения): Грех служит причиною всех недугов в человеке - и душевных и телесных, служит причиною временной и вечной смерти. Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию; как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию. Священное Писание на всем пространстве своем свидетельствует, что Бог посылает различные скорби, а между ними и телесные недуги, тем человекам, которых Он возлюбил. Истинные служители Бога вели себя по отношению к постигавшим их скорбям с величайшим благоразумием и самоотвержением. Приходившую им скорбь, какая бы она ни была, они встречали как свою принадлежность [Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6-я], веруя от всей души, что скорбь не пришла бы, если б не была попущена правосудным и всеблагим Богом соответственно потребности человека. Первым делом их, при пришествии скорби, было сознание, что они достойны ее. Они искали и всегда находили в себе причину скорби, отнюдь не признавая правильным своего понятия о скорби. Оно и не может быть вполне правильным: суждение ограниченного, хотя и святого человека, не обнимает и не усматривает всех причин скорби, как обнимает и усматривает их всевидящее око Бога, попускающего скорби рабам и возлюбленным Своим. Святые иноки, когда подвергались болезням, то принимали их, как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в славословии и благодарении Бога, не искали исцеления. Они желали терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя, что оно душеполезнее всякого произвольного подвига. Святые отцы, при постигавших их болезнях и других скорбях, во-первых, сами старались явить зависевшее от них терпение: они прибегали к самоукорению и самоосуждению, насилуя ими сердце и принуждая его к терпению [Преподобный авва Дорофей. Поучение 7]; они воспоминали смерть, Суд Божий, вечные муки, при воспоминании которых слабеет значение и ощущение земных скорбей [Мф. 10, 28-31]; они возносили мысль к промыслу Божию; они принуждали себя славословить и благодарить Бога за скорбь, принуждали себя к сознанию своей греховности, требующей наказания и вразумления по причине правосудия Божия, по причине самой благости Божией. К посильному собственному труду стяжать терпение они учащали прилежные молитвы к Богу о даровании духовного дара – благодатного терпения, неразлучного с другим духовным даром – благодатным смирением, служащего вместе с ним верным залогом спасения и вечного блаженства. Подвижники подвергаются искушению с тем, чтоб они приумножили богатство свое; слабые – с тем, чтоб охранили себя от вредного для них; спящие – с тем, чтоб пробудились; отстоящие далеко – чтоб приблизились к Богу; свои – чтоб еще более усвоились.

свт. Игнатий Брянчанинов (Аскетическая проповедь. Том IV): Воззрение духовного разума на телесные недуги и на чудесные исцеления их – совершенно иное, нежели воззрение плотского мудрования. Плотское мудрование признает недуги бедствием, а исцеление от них, особенно чудесное, величайшим благополучием, мало заботясь о том, сопряжено ли исцеление с пользою для души, или со вредом для нее. Духовный разум видит и в недугах, посылаемых Промыслом Божиим, и в исцелениях, даруемых Божественною благодатью, милость Божию к человеку. Озаряемый светом слова Божия, духовный разум научает богоугодному и душеспасительному поведению в обоих случаях. Он научает, что позволительно искать и просить у Бога исцеления недугу при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху. В противном случае чудесное исцеление послужит только к большему осуждению, привлечет большее наказание во времени и в вечности.

св. Василий Великий (Творения, ч.5): Не малая опасность впасть умом в эту ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и приключаются нам или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественный начал, в каких случаях, как видим, иногда полезно бывает врачебное искусство; но часто болезни суть наказания за грехи, налагаемые на нас, чтобы побудить к обращению.

прп. Никодим Святогорец (Невидимая брань): Когда кто подпадает какому несчастью, бедствию и скорби, особенно телесной болезни, нелегкой и долговременной, должно ему разуметь, что сие страждет он, чтоб пришел в самопознание, а именно в сознание своей немощности, и смирился. На этот случай и для этой цели попускается Богом, чтоб находили на нас всякого рода искушения от диавола, от людей и от поврежденного естества нашего. Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою и переносит, враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б находился в другом положении, и старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе, и другим. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жалость, что связан по рукам и ногам болезнью. Мало-помалу при частых повторениях таких мыслей и движений в душе жалость переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение, таким образом, расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого. Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить. Точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного, терпеливо переносящего участь свою, рисуя ему, какими добрыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.

прав. Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе. Том 1, 2): Когда видите болезненное разрушение тела, не ропщите на Господа, а говорите: Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось; ] да будет имя Господне благословенно! [Иов. 1, 21]. Вы привыкли смотреть на тело свое, как на неотъемлемую собственность, но это крайне несправедливо, потому что ваше тело - Божие здание. Когда получишь исцеление от какой бы то ни было болезни, воздай благодарение Господу следующим кратким славословием: слава Тебе, Господи Иисусе Христе, Сыне единородный безначального Отца, едине исцеляяй всякий недуг и всяку язю в людях [ср. Мф. 4, 23], яко помиловал мя еси грешного и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и в славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. При покое, просторе, услаждении плоти она оживает со всеми своими страстями и наклонностями, а при тесноте, озлоблении, томлении - умерщвляется со всеми своими страстями; вот почему премудрость и благость Отца Небесного подвергает и душу и тело наше тяжким скорбям и болезням, и вот почему нам должно не только благодушно терпеть скорби и болезни, но и радоваться в них больше, чем в состоянии душевного спокойствия, простора и телесного здоровья, ибо несомненно худо душевное состояние того человека, который не подвергается душевным скорбям или телесным болезням, особенно при обилии благ земных; сердце его неприметным образом плодит из себя все виды грехов и страстей и подвергает его духовной смерти. Когда Господь поразит тебя сильною скорбью, или болезнью, или бедою, тогда будь благонадежен, что Он верно пошлет тебе и отраду и соответственно твоим страданиям подаст тебе потом благодать мира, силы и радости. Когда страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнью обессиливается, и терпи великодушно болезнь свою во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего крест и смерть; еще помни, что все наши болезни суть наказание Божие за грехи; они очищают, примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его. Помни, что в болезни Господь с тобою: с ним есмь в скорби [Пс. 90, 15], что она произошла от мановения Владыки, отечески наказующаго нас. Веруя - во время благополучное, смотри не отпадай во время напасти, но, как мученик, будь постоянен в вере, надежде и любви. Господь посылает тебе лютую внутреннюю болезнь, приближающую тебя к самой смерти. Не ропщи же на Господа, но терпи ее мужественно, с благодарением Господу за это отеческое Его посещение; и это будет значить то, что ты называешь любовью к Богу, как смерть крепкою. И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение, в волю наказующего тебя Господа, не теряя веру в благость Божию, не упадая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя так сильно наказующему, - и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик.Поражая болезнью телесный наш состав. Господь сокрушает ветхого, греховного, плотского человека, чтобы дать силу новому человеку, которого мы обессилили плотскими делами: чревоугодием, праздностью, развлечениями, пристрастиями многоразличными. Егда немощствую, тогда силен есмь (когда я немощен, тогда силен. 2 Кор. 12, 10). Надо с благодарностью принимать болезнь. Иной больной мучится болезнью, как от злого тирана, но зато в этой болезни душа как злато очищается, и человек тот получает свободу чад Божиих и удостаивается вечного покоя и блаженства. Терпи великодушно свою болезнь и не только не унывай, напротив, если можешь, радуйся своей болезни. Радуйся тому, что Господь взыскал тебя временным наказанием, да очистит душу твою от грехов, его же бо любит Господь, наказует [Евр. 12, 6]; радуйся о том, что теперь не удовлетворяешь тем страстям, которым удовлетворял бы, будучи здоровым; радуйся, что несешь крест болезни и, значит, идешь узким и скорбным путем, ведущим к Царствию. У премудрого и всеблагого Промыслителя - Бога ни одна болезнь не остается без пользы для души нашей. Болезни в руках Промысла то же, что горькие лекарства для души нашей, исцеляющие страсти ее, худые привычки и наклонности. Поэтому надо иметь в виду пользу болезней, чтобы легче и спокойнее можно было страдать. Cтрадающий плотию перестает грешить [1 Пет. 4, 1].

прп. Петр Дамаскин (Творения. Кн. 1) Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою от всякого осуждения; дабы как-нибудь не настал конец жизни и тогда – не раскаиваться бесполезно и не плакать вечно. Итак, кто не может потерпеть чувственную смерть за Христа, как Он потерпел ее (за нас), тот должен, по крайней мере, потерпеть ее мысленно – произволением, и будет он мученик совестию, когда не станет покоряться борющим его демонам или хотениям, но побеждать их, как святые мученики и преподобные отцы, из которых одни чувственно, а другие мысленно были мучениками. Немного пон у дивший себя победил врага, а немного вознерадевший и помрачившийся – погиб.

Подвергшись тяжкой и продолжительной водяной болезни, преподобный Вениамин, находясь в таком положении, продолжал исцелять других

В горе Нитрийской был один чудный муж, по имени Вениамин. Его добродетельная жизнь продолжалась восемьдесят лет. За высокие подвиги в добродетели он удостоился дара исцелений, так что только возлагал на болящего руки или давал ему елея, им благословенного, и тот выздоравливал совершенно. И, несмотря на такой дар, за восемь месяцев до успения своего он сделался болен водянкою. Тело его так распухло, что по страданиям он был другим Иовом в наши времена. Епископ Диоскор, бывший тогда пресвитером горы Нитрийской, сказал нам: «Подите посмотрите на нового Иова, который при такой болезни неисцельной сохраняет необыкновенное благодушие». Пришедши, мы взглянули на его тело – оно так опухло, что кистями обеих рук нельзя было охватить его мизинца. Не в силах будучи смотреть на такую страшную болезнь, мы отвратили от него глаза свои. Тогда блаженный Вениамин сказал нам: «Помолитесь, чада, чтобы не сделался болен мой внутренний человек. А от тела этого и когда был я здоров, не видел пользы, и, когда болен, не вижу вреда». В те восемь месяцев он постоянно сидел в стуле огромной широты, потому что лечь в постель не мог. И в таком неисцелимом недуге он еще врачевал других от различных болезней. Когда сей великий муж скончался, то вынули порог и косяки у дверей, чтобы можно было вынести тело из келии – так опухло тело блаженного и досточтимого отца Вениамина (еп. Еленопольский Паладий. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов).

О заговорах

прп. Варсонофий Великий и св. Иоанн Пророк (Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников): Заговаривание запрещено Богом, и ни в каком случае не должно употреблять его; ибо нарушать повеление Божие есть душевная погибель (Отв. 760).

свт. Иоанн Златоуст (Творения): Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления. Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души.

прп. Ефрем Сирин (Творения): Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы.

Молитвы за болящих

«Господи Иисусе Христе, на одре болезни лежащего и страждущего раба Твоего (имя) посети и исцели: Ты бо еси недуги и болезни рода нашего понесый и вся могий, яко Многомилостив».

«Пресвятая Богородице, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Его (имя)».

«Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя)».

 

Раздел IV. О болезнях

старец Арсений Афонский: Болезнь ваша – великий дар Божий, денно и нощно за сие хвалите и благодарите – спасена будет душа ваша.

свт. Димитрий Ростовский: Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями или скорбями.

прп. Амвросий Оптинский: Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения.

прп. Серафим Саровский (Духовные наставления мирянам и инокам): Тело есть раб души, а потому сие есть милосердие Господне, когда тело изнуряется болезнями; ибо от сего ослабевают страсти, и человек приходит в себя; и самая болезнь телесная рождается иногда от страстей. Отними грех и болезней не будет; ибо они бывают в нас от греха. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более. Ибо поколику внeшнiй нашъ человeкъ тлeетъ, потоликувнутреннiй обновляется (2 Кор. 4, 16). Буде Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему и силу терпения.

старец Иосиф Ватопедский (Афонские беседы): Подвергаясь вольным страданиям, должно принимать с благодарностью и невольные, от демонов бываемые, от поврежденности нашей и от болезней. Тот, кто не принимает их с благодарением, но отвергает с неудовольствием, подобен тому, кто портит вкус своей пищи.

прп. Варсонофий и Иоанн (Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников): Грешный есть злой раб, болезнь же есть наказание. - Итак, наказание послано злому рабу. Если тебе тяжело нести наказание, то перестань быть злым; если же ты зол, то прими наказание; когда же радуешься, будучи наказываем, то ты не зол, а кто не зол, любим Богом. Егоже бо любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Рассмотри же по истине, кто ты, и избери себе одно из сказанного. Болезнь весьма полезна для терпения и благодарения. Не потребует Господь от больного службы телесной, но духовной, то есть молитвы; ибо (Он) говорит: непрестанно молитеся (1 Фес. 5, 17). Он лучше нас знает, что нам полезно по душе и по телу, и сколько попустит тебе поскорбеть в теле, столько подаст и облегчения в согрешениях твоих. Бог ничего от тебя не требует, кроме благодарения, терпения и молитвы о прощении грехов: ибо они ходатайствуют перед Богом о немощи (человеческой). Если потерпишь (болезнь) и будешь благодарить Бога, то она вменяется тебе вместо подвигов. Не хорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление (телесной болезни или душевной страсти), не зная, что тебе полезно; предоставь это Сказавшему: весть бо Отец ваш Небесный, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф. 6, 8). Помолись же Богу, говоря так: «Владыко! Я в руках Твоих, помилуй меня по воле Твоей, и, если мне полезно, исцели меня вскоре». Если (человеку) полезно, то Бог оставляет в нем страсть ради терпения; если же ему полезно избавиться от страсти, - избавляет его, и сие мы приписываем предведению Божию. Проси помолиться о том же и святых, и веруй несомненно, что Бог сотворит полезное для тебя, и благодари Его во всем, вспоминая слово Писания: о всем благодарите (1 Фес. 5, 18), и получишь пользу душевную и телесную.Читая врачебные книги или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеления.Здоровье и страдание тела зависят от Бога, Который сказал: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей [Втор. 32, 39]. Продолжительность же и непродолжительность страдания есть также дело предведения Божия, и потому те, которые совершенно предали себя Богу, не заботятся, но Бог творит с ними, что Ему угодно и им полезно. Предоставить все Богу есть дело совершенного, хотя это и трудно, а немощнейшего дело - показать себя врачу, потому что сие не только не грех, но и знак смирения, когда он, как немощнейший, пожелал показать себя врачу. Но и тогда надобно признавать, что без Бога и врач не может ничего сделать; если же угодно будет Богу, Он подаст здравие больному. Итак, если ты употребишь (врачевание), - не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Потерпим скорбь с благодарением, чтобы милость Божия низошла на нас изобильно. И не будем отягощаться (скорбью), чтобы уныние не пленило нас, ибо это начало погибели. Помни, что претерпевый до конца, той спасется (Мф. 24, 13). И болезнь бывает к испытанию, а испытание приводит к искусству. Муж, не испытанный искушениями, не искусен. Испытанный же бедствиями бывает искусен, как и золото (очищенное) огнем. Искусство приводит человека к упованию, упование же не посрамит (Рим. 5, 5). Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны (Евр. 12, 4-8). Если с благодарением терпишь скорбь, то ты сделался сыном. А когда ослабеешь, то будешь прелюбодейчищем. Рассмотри, что претерпел ты за имя Божие? Апостол, говоря, что ничто не должно отлучить нас от любви Христовой, исчислил сие так: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч (Рим. 8, 35). И малая ли болезнь поколеблет ум наш от Бога? Да не будет сего! Утвердись, и увидишь помощь Божию. Если же (враг) победит тебя в сем, то заставит и служить себе. Итак, стой и претерпи, ибо, устояв, увидишь, какова милость Господня.Если человек, живший нерадиво, будучи близок к смерти, обещается Богу, что когда он останется жив, то постарается угодить Ему, - Бог Сердцеведец и взирает на правоту сердца. Если Он видит, что человек тот поистине от всей души покается, то подаст ему продолжение жизни, по сказанному: даст ти Господь по сердцу твоему (Пс. 19, 5). Ибо воля Божия есть - спасение людей, как Сам Бог сказал: живу Аз, яко не хощу смерти грешника, но еже обратитися… и живу быти ему (Иез. 33, 11). Итак, направим сердце наше к Нему, и возвергнем на Него все попечение наше, и Он благоустроит полезное нам к нашему спасению (Отв.: 77, 130, 139, 163, 214, 324, 345, 381, 382, 505, 522, 619, 647, 777).

архиеп. Варлаам (Ряшенцев) (Господь не осудит смиренного): Болячки и немощи бывают подчас тяжелы, но они попускаются Богом для нашего спасения, ведут к смирению, к сознанию греховности своей, заставляют бояться греха, думать о спасении души. Не унывай, если немощи и болячки несешь, не раздражайся, ты через них получишь вечную прибыль.

Псалтирь в святоотеческом изъяснении: Пс.72: 19. Болезни и скорби Господь попускает по причине тяжелых прегрешений, за неправедную и беззаконную жизнь (Максим Грек). Пс.76: 10. Господь хочет даровать нам вечное блаженство в Царстве Небесном, а мы, по слепоте своей, ищем благополучия временного на земле. Поэтому Он и вразумляет нас разными скорбями, бедствиями и болезнями, чтобы мы, безропотно пострадавши ради Него, – с Ним (бы) и прославились в вечной жизни (см. Рим. 8, 17) (Амвросий Оптинский). Пс.89: 10. В старости попущает Бог на человека болезнь, пресекая ему страсть до греха, да в такой кротости спасение получит (Златоуст, Псалтирь с толкованием). Пс.94: 2. Испорченность души есть причина болезней телесных. Итак, будем просить у Христа уврачевания расслабленной души, оставив все житейское. О том-то особенно и стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях от безчувствия души (Златоуст). Пс.110: 3. Самые наказания Божии есть благодеяния, ибо служат к исправлению, назиданию и пресечению зла, так как Бог все делает по любви (Златоуст, Макарий В.). Пс.117: 20. Мы, маловерные и малодушные, будучи наказуеми за грехи, ропщем на Бога и людей, обвиняя всех и все, вместо того, чтобы смириться и приносить искреннее раскаяние о своей греховной жизни (Амвросий Оптинский, Афанасий В.). Пс.118: 58. Благоразумный больной скажет врачу: как знаешь, как требует искусство врачуй меня. Ибо нередко и посредством вразумления соделывает Он спасение, и наказание бывает делом Его человеколюбия; как говорят и врачи: противное врачуется противным (Златоуст, блаж. Феодорит Киррский).

священноинок Дорофей (Цветник): Как только кто-нибудь огорчается от телесных страданий, несчастий и бед, или предастся заботам о ничтожных делах, он тотчас выпадает из числа избранных, и душа его погибает из-за нечестия его. Потому что это Бог попускает плоти страдания для искоренения наслаждений и вожделений телесных, для очищения души и тела. Ибо когда приготовится человек умом к смерти телесной, тогда все болезни и скорби с удовольствием терпит ради будущей жизни. И не боится страшного, и пренебрегает страданиями. Некоторые неопытные полагают, что все болезни и страдания от природы, и поэтому бесы тайно одолевают их и огорчают всячески. От больного не требует Господь поста, отказа от еды и питья, подвигов или трудов телесных. Разве что терпения с благодарностью в страданиях его. А еще молитвы Иисусовой и смирения. Телесный недуг выше и тверже и поста, и подвигов, и трудов, и гораздо быстрее, чем они, спасает душу. Поэтому и не спрашивают с немощного человека поста и телесных трудов, непосильных ему. Только должен он непрестанно благодарить Бога и молиться Господу своему.

свт. Игнатий (Чудеса и знамения): Грех служит причиною всех недугов в человеке - и душевных и телесных, служит причиною временной и вечной смерти. Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию; как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию. Священное Писание на всем пространстве своем свидетельствует, что Бог посылает различные скорби, а между ними и телесные недуги, тем человекам, которых Он возлюбил. Истинные служители Бога вели себя по отношению к постигавшим их скорбям с величайшим благоразумием и самоотвержением. Приходившую им скорбь, какая бы она ни была, они встречали как свою принадлежность [Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6-я], веруя от всей души, что скорбь не пришла бы, если б не была попущена правосудным и всеблагим Богом соответственно потребности человека. Первым делом их, при пришествии скорби, было сознание, что они достойны ее. Они искали и всегда находили в себе причину скорби, отнюдь не признавая правильным своего понятия о скорби. Оно и не может быть вполне правильным: суждение ограниченного, хотя и святого человека, не обнимает и не усматривает всех причин скорби, как обнимает и усматривает их всевидящее око Бога, попускающего скорби рабам и возлюбленным Своим. Святые иноки, когда подвергались болезням, то принимали их, как величайшее благодеяние Божие, старались пребывать в славословии и благодарении Бога, не искали исцеления. Они желали терпеливо и смиренно переносить попущение Божие, веруя и исповедуя, что оно душеполезнее всякого произвольного подвига. Святые отцы, при постигавших их болезнях и других скорбях, во-первых, сами старались явить зависевшее от них терпение: они прибегали к самоукорению и самоосуждению, насилуя ими сердце и принуждая его к терпению [Преподобный авва Дорофей. Поучение 7]; они воспоминали смерть, Суд Божий, вечные муки, при воспоминании которых слабеет значение и ощущение земных скорбей [Мф. 10, 28-31]; они возносили мысль к промыслу Божию; они принуждали себя славословить и благодарить Бога за скорбь, принуждали себя к сознанию своей греховности, требующей наказания и вразумления по причине правосудия Божия, по причине самой благости Божией. К посильному собственному труду стяжать терпение они учащали прилежные молитвы к Богу о даровании духовного дара – благодатного терпения, неразлучного с другим духовным даром – благодатным смирением, служаще


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь