Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы, опирающиеся на невербальную



Активность (пантомима, хореотерапия,

Музыкотерапия, арттерапия)

Ч. ЧАБАЛА (CZ. CZABALA)

Невербальные методы своей спецификой, отличием и красочностью предоставляют пациентам яркую информацию о себе, прокладывают путь к «открыти­ям» в дискуссионной психотерапии, дают возможность отреагирования эмоций и конкретного показа поведе­ния, которое может противоречить вербальным описа­ниям собственного состояния, переживания или оце­нок.

Примеры. Пациентка, которая главную цель жизни связывает с воспитанием ребенка и говорит, как много времени она посвящает ему дома, как по нем тоскует и тревожится о нем, при «моделирова­нии семьи» забывает поместить ребенка в модель.

Кажущийся домашним тираном пациент в рисунке на тему «мой дом» помещает на первом месте большую и красочную фигуру жены, а себя изображает маленьким в конце листка.

Жалующийся на выраженные страдания пациент в хореотерапии оказывается наилучшим партнером.

Пассивный и молчаливый в дискуссии пациент переживает со слезами музыкальное произведение, вызвавшее у него представление о расставании с родителями.

Арттерапия. Вначале целью этих занятий было об­легчение и способствование выражению пациентом той проблематики, которая трудна для вербализации или выявления содержания тех эмоциональных пережива­ний, которые не осознаны пациентом. В используемой


форме терапевтической модели роль и значение арт-терапии значительно обогатились и расширились. Арт­терапия учитывает такие цели, как:

1) эксплорация конфликтного содержания пережи­
ваний пациента или невыявленной информации о его
отношении к себе, значимым лицам или делам. Приме­
ры таких тем: «Мой дом», «Моя семья», «Утраченный
шанс», «Наиболее сильные воспоминания — неприят­
ное и приятное», «Мои небольшие недостаток и досто­
инство»;

2) проявление реакций в разных значимых ситуа­
циях. Примеры тем: «Защита и нападение», «Угроза и
безопасность», «Ребенок возвращается из школы с
замечанием», «Дома меня ожидает неожиданность»;

3) познание отношений и переживаний в контактах
с людьми. Примеры тем: «Одинокий странник встреча­
ет караван в пустыне»; «Я среди близких или чужих»,
«Я прихожу на королевский двор за вознаграждени­
ем», «Что я возьму с собой на необитаемый остров»,
«Что ожидаю от людей и что даю людям», «Мужчина
и женщина»;

4) осознание собственных желаний, потребностей и
планов. Примеры для тем: «Идеальный партнер»,
«Остров счастья», «Три желания»;

 

5) отреагирование сильно переживаемых эмоций,
трудных для прямого выявления. Примеры для тем:
«Мой враг», «Делаю с ним все, что хочу», «Борьба
за место» (с помощью красок), «Мой психотерапевт»,
«Что мне приятно, а что меня раздражает в ком-либо
из близких»;

6) эксплорация и разрядка напряжения и конф­
ликтных ситуаций в группе, информация о динамике
группы. Примеры тем: «Наша группа», «Лепка себя в
виде животного», «Определение местоположения на
местности», «Поведение в ситуации угрозы», рисование
общего дома, общего портрета группы, настроения в
группе, «Я на королевском дворе», группа дорисовы­
вается в разных ролях;

7) диагностическая функция психотерапевтического
коллектива. Так же как при других формах психо­
терапии, характер темы и способов обсуждения зави­
сит от ситуации в психотерапевтической группе,
динамики группы и индивидуального процесса терапии
пациента. Темы, направленные на проблематику
группы, применяются для отреагирования и обсужде­
ния.напряжения, а также актуальных конфликтов в


группе или сопротивления, мешающего работе группы. Трудно индивидуализировать темы для пациентов на начальном и последующих этапах лечения, однако представляется, что эта форма является наименее угрожающей для пациентов и поэтому с самого начала позволяет пациенту проявить и «открыть» себя. На первом этапе мы поощряем пациента, даже если у него отсутствуют умения, подчеркиваем намерение, оберега­ем пациента от слишком острой оценки группой. При обсуждении проблем больного в дискуссионной группе пациенты часто обращаются к информации, получен­ной на занятиях по арттерапии.

Музыкотерапия. Использование музыки для психо­терапевтических целей давно считается одним из су­щественных элементов лечения, особенно в форме группового прослушивания музыки. Несмотря на это, в Клинике неврозов эта форма относительно поздно была включена в программу комплексной терапии. Этому препятствовало чувство недостаточности про­фессиональных знаний в области музыкального обра­зования, и одновременно не было заинтересованного психотерапией музыкального работника. В конце 60-х годов музыкотерапия была включена в программу ле­чения неврозов Е. Galinska. Эта форма выполняет ту же задачу, что и каждый из групповых методов, т. е. она способствует отреагированию эмоций, создает воз­можность эксплорации существенных для пациентов переживаний, дает знания о себе, способствует более адаптивной общественной коммуникации. Она включа­ет также задачи эстетического характера — обучения музыкальному восприятию и обогащает восприимчи­вость и воображение [Galinska E., 1973, 1975].

Техниками музыкотерапии, применяемыми в клини­ке, являются: рецептивные формы, основывающиеся на прослушивании музыки, передаче музыкальных впечатлений и содержания воображаемых сюжетов, и активные формы, которые основываются на разного рода звуковой активности, осуществляемой с помощью инструментария Orff.

Музыкотерапевт каждый раз сознательно состав­ляет определенную программу, направленную на структурирование музыкального воображения, или предлагает определенные темы музыкальной активно­сти. При этой форме терапии в наибольшей степени проявляются настроение и атмосфера в группе, часто отмечается также бурное отреагирование эмоций в


виде плача, шумного ухода с занятий, крика, смеха и т. п., что становится темой для обсуждения. По этим причинам, а также потому, что эти занятия про­водятся только 1 раз в неделю, чаще всего целью музыкотерапии является ориентация на актуальные события в группе, на взаимную коммуникацию и познание собственных эмоций. Например, при прослу­шивании произведения предлагается пофантазиро­вать на тему, названную одним из пациентов, изобра­зить ссоры парами, разговор при помощи инструмента.

Одной из форм работы над личностью является «музыкальный портрет» каждого пациента, разрабаты­ваемый на третьем этапе психотерапии. Он является как бы синтезом образа пациента от поступления его в клинику через изменения, происшедшие в нем, к воображаемым перспективам. Портрет, выраженный музыкально через 3 выбранных произведения, а затем сыгранный группой, является источником сильного эмоционального переживания для пациента и группы.

Для некоторых больных метод музыкотерапии яв­ляется трудной формой, особенно если пациент ощу­щает недостаточность музыкального образования или не имеет музыкального слуха.

Двигательно-танцевальные занятия (хореотерапия). С начала создания клиники мы ощущали потребность в использовании движений для лечения больных неврозами. Была введена утренняя гимнастика, а так­же занятия типа ЛФК. В 70-х годах Z. Aleszko ввела метод хореотерапии, который вскоре стал любимой фор­мой активности пациентов. Целью хореотерапии было улучшение социального функционирования, а также улучшение психомоторики.

Основным принципом этого метода является посте­пенное развитие интенсивности и сложности коорди­нации движений через танцевальные движения.

Главные элементы воздействия хореотерапии:

1) обучение общему скоординированному действию;

2) поиск и достижение динамической релаксации;

3) влияние на функциональную деятельность внут­
ренних органов и перестройку метаболизма;

4) влияние на координацию и четкость (развитие
пространственно-временной ориентации), обучение
предвосхищению движений, формирование воображе­
ния и двигательной памяти;

5) получение приятных эстетических переживаний;

6) достижение пациентами ценности контакта с


окружающими, сближающего взаимодействия, а так­же собственных физических возможностей.

Z. Aleszko ввела определенный набор тем, основ­ным принципом которых является чередование дина­мических и свободных элементов движения. Она постепенно наращивает сложность движений, выпол­няемых поодиночке, затем парами с последующим соединением их в более сложные двигательные комп­лексы. Много внимания уделяется индивидуальным возможностям пациента, исключается давление на него при выполнении заданий, которые могут воспри­ниматься им как угрожающие (если это связано с ощущением неловкости, комизма или невыгодным сравнением себя с другими). Для некоторых пациентов этот метод имеет тренинговое значение — пациент осознает необходимость преодоления сопротивления и трудностей при выполнении заданий, что имеет место на втором и третьем этапах лечения.

Пантомима с элементами психогимнастики. Техни­ки пантомимы помогают пациенту в познании мотивов его действий, содержания и интенсивности эмоцио­нальных переживаний, способов реагирования в раз­ных ситуациях, что становится материалом для само­познания. Они способствуют также обучению новым формам поведения, особенно упражнения в области выражения эмоций в невербальной форме. Количество тем пантомимических заданий огромно, и они изменя­ются в зависимости от ситуации и проблем членов группы.

Пантомима как групповой метод была введена в Клинике неврозов в 70-х годах. Применяется 1 раз в неделю. Вначале она проводилась в форме психогим­настических занятий, а в последующем была связана с психодрамой в качестве ее вступительной части. Постепенно пантомима стала важной терапевтической формой наравне с психодрамой.

Первые шаги в этом направлении основывались на опыте чешских психотерапевтов Knobloch F. и Juno-va H. Для этих занятий используется также «encoun-1ег»-техника, как вводная часть занятий, кото­рая облегчает познание и сближение участников группы.

Соединение мимики, жеста, движения и осязания создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов. Для пациентов это является неожиданным переживанием


и познанием того, что своим телом можно выразить мысль чаще убедительнее, чем словом.

Каждое занятие состоит из вступительной части («разминки»), основного «пантомимического» задания и обсуждения представленных задач, а также заклю­чительной части в форме расслабления. Темы занятий в целом планируются, но часто ход занятия и ситуа­ция, вытекающая из проблематики пациентов, застав­ляют психотерапевта импровизировать и вводить изме­нения. Во время первого занятия пациент принимается в группу в символической форме, выбирая одну из 3 форм принятия: «качание», «массаж» или «вход в круг», не зная, в чем тут дело. Это происходит в атмосфере доброжелательности и любопытства груп­пы, испытывающей удоводьствие, когда новый пациент преодолеет трудности и найдет в задании даже нечто приятное. Например, пациент, весивший 100 кг, избрал в качестве формы принятия «качание». Группа приня­ла это со смехом, но не отступилась, и все пациенты с энтузиазмом качали больного, а затем с удовлетво­рением отметили, что пациент чувствовал себя в без­опасности и спокойно во время качания.

Пантомима использует разные техники: моделиро­вание позиции, выбор различных позиций тела для выражения содержания, моделирование друг друга, «Зеркало», модель семьи, выражение тоски, злости, гнева и др.; выражение ситуации, контакта с людьми, решение конфликта через динамическую форму: «Про­сьба о помощи», «Игры детей на дворе», «Достижение цели», «Преодоление трудностей» и др.

Пациенты выступают как в роли авторов пантоми­мы, так и в роли ее исполнителей.

В процессе психотерапии пациенты ставят трудней­шие задачи, отрабатывают в форме тренинга все более трудные для себя ситуации, например «передача чувств» всеми по очереди. Так же как и другие груп­повые формы, пантомима используется для познания отношений, доминирующих в группе, позиций и ролей ее участников, разного рода социометрических ситуа­ций, выявляющих отношения между членами группы.

Принятой нормой является прощание пациента, уходящего из клиники, в выбранной им форме из пред­ложенных психотерапевтом или членами группы. Это может быть форма психодрамы или пантомимы. К наи­более часто употребляемым принадлежат: 1) испол нение 3 желаний выбранной пациентом гадалкой;


2) «Перепутье» (решаются важные для пациента дела,
например развод, муж и ребенок, работа, учеба) —
пациент должен решиться на выбор одной из дорог;

3) выбор группой важных для пациента ценностей
и ранжирование их группой в соответствии с критери­
ем значимости (например, моральные нормы, чувства,
дружба, мнение окружающих, обязательность).

В период дискуссии по материалам биографии пациента пантомима используется для углубления его проблематики, помогает также тогда, когда пациент чрезмерно переживает критику со стороны группы и чувствует себя отвергнутым ею — в этой ситуации выраженное группой принятие, понимание или жест сочувствия позволяет пациенту отреагировать напря­жение.

Наконец, следует знать, что почти каждая тема может быть представлена в разных формах, например «я как зверь» — в рисунке, музыкально или пантоми­мически.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь