Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Педагогические идеи ученых “русского зарубежья” 20-40 годов 20 века



В начале 1920-х гг. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки: В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.О. Лосский и др. В главном труде Сергея Иосифовича Гессена (1887 - 1950) " Основы педагогики' (1923) подчеркнута ведущая роль философии как источника педагогической науки - " педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли".

Гессен признавал за образованием прежде всего культурологическую функцию: " Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного". Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т. е. знание о том, какими должны быть воспитание и обучение. Цель обучения, с точки зрения С.И. Гессена, заключается не в передаче учащимся знания основ наук и выработке практических умений и навыков, что характерно для сторонников реального образования, и не в формировании рационального мышления на основе овладения учениками логическими приемами дедукции и индукции, что характерно для сторонников формального развития ума, а в вооружении их методом науки; иными словами, задача педагога заключается в том, чтобы подготовить школьников самостоятельно добывать знания, творчески применять их в жизни.

Василий Васильевич Зеньковский (1881 - 1962), надолго забытый в России философ и богослов, историк русской философии и литературовед, являлся в то же время видным психологом и педагогом.

В.В. Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую систему, близкую к идеям С.И. Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным: В.В. Зеньковский исходил в своих подходах из сугубо христианского мировоззрения.

В последний год пребывания в России он опубликовал работу " Социальное воспитание, его задачи и пути' (1918). По его мнению, суть идеала социального воспитания должен составлять дух солидарности и братства, на основе которого развиваются единение и взаимопомощь различных социальных групп.

Главная задача воспитания, по мнению В.В. Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя и, руководствуясь наставлениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой " природный состав", направляя к добру триединое существование в себе наследственности, социальности и прежде всего духовности. Под духовностью В.В. Зеньковский понимал особый интерес развивающегося человека к области абсолютного, сверхчеловеческого, вечного. В этом он был близок к педагогическим взглядам Николая Онуфриевича Лос- ского (1870 - 1965), который полагал, что духовное становление человека должно развиваться в направлении к " Абсолютному Совершенному Существу".

Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) в своей книге " Смысл творчества' (1914) представил процесс воспитания как самосозидание своего внутреннего мира личностью в ходе ее свободной творческой деятельности. О роли личного творчества в деле самосовершенствования человека, его " творческом самоопределении" в это время говорили многие русские мыслители.

Бердяев отмечал, что задача жизни " не педагогическая, не усвоитель- ная", а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Этот подход русских философов нацеливал педагогов на усвоение креативной ориентации воспитания и обучения школьников, на отход от " педагогических трафареток" (В.В. Розанов).

Бердяев обращал внимание на то, что благодаря собственной творческой деятельности человек обретает способность к целостному самосозиданию. Он полагал, что творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, благотворно влияет на всего человека, на формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье.

В дальнейшем эту идею он развивал в трудах " О назначении человека (1931) и " Самопознание" (1949). Личное творчество, по мысли Н.А. Бердяева, развивает в человеке способность преодолевать себя, выходить за границы уже известного, непрерывно идти по пути духовно-нравственного самосовершенствования и является " искупительным" делом человека.

Иван Александрович Ильин (1882 - 1954) - один из наиболее известных педагогов-мыслителей русского зарубежья.

Он высказывал мысль, что опора в образовании человека лишь на земные человеческие ценности - " дело глупейшее", поскольку лишает людей " духа любви", совести, жертвенности, самодисциплины и т. д. Задача педагога - организовать общение ученика с Богом, что и явится основой формирования чистой и " могучей" совести, а вследствие этого всей его нравственности, всех его добродетелей.

Соединяя религиозно-философский и психоаналитический подходы в познании внутреннего мира ребенка, И.А. Ильин выделял два основных этапа в развитии детства:

до 6 лет - период " душевной теплицы", когда основная задача воспитателя заключается в том, чтобы оберегать ребенка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой;

от 7 лет и до полового созревания - период " душевного закала", когда следует развивать в подростке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для последующего ее духовного самосовершенствования.

Суммируя и преобразуя педагогические воззрения, наработанные несколькими поколениями русских религиозных мыслителей, И.А. Ильин пришел к выводу, что на первое место в воспитании человека выходит не " рассудочное" образование, а формирование предметно-настроенной, но в то же время ориентированной на личное духовное самосовершенствование души, улучшение себя в соответствии с " абсолютными ценностями".

Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, индивидуален, поскольку, по И.А. Ильину, " человек есть личный дух". Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир ребенка, уберечь его от внешнего давления пошлости и зла, от внешних и собственных, часто искаженных, представлений об истинной жизни, педагогу необходимо помочь ученику научиться искусству самому осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт.

Задача учителя, по мнению И.А. Ильина, заключается в том, чтобы организовывать этот субъективный духовный опыт детей, учитывая, что каждый ученик есть неповторимое самобытное духовное существо.

Образование в России во второй половине 20 века

В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:

1) идеологизацию;

2) введение централизованного управления школой;

3) введение единообразия ее типов и учебных программ;

4) контроль над школой партийных органов существенно усилился;

5) полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет;

6) количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось;

7) с 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. Оно преобладало в деревнях, жители которых не имели возможности продолжить свое образование из-за отсутствия паспортов и права покидать свои колхозы.

Значительное увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Это отразилось на общей системе школьного образования:

1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование;

2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет;

3) была введена обязательная производственная подготовка;

4) существенно усилилась профориентационная работа, часто сводившаяся к агитации выпускников продолжить профессиональное обучение по одной из дефицитных рабочих специальностей;

5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища. Здесь параллельно с профессиональным образованием давались общеобразовательные знания, хотя не такие основательные, как в школе. Еще одной особенностью являлось и то, что в ПТУ могли поступать и взрослые. Поэтому люди, не имевшие возможность обучаться в тяжелые военные годы, смогли получать среднее образование;

6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования, не обнаружившего явных преимуществ;

7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о достижениях науки в производстве. Этот период даже получил особое название – «эпоха НТР» (научно-технической революции).

Негативно сказались на развитии образования следующие события:

1) общий экономический кризис в стране;

2) кризис идеологии;

3) возникновение скрытой безработицы;

4) начало этнических и межнациональных конфликтов;

5) люди с низкой квалификацией оказались очень востребованными в экономике.

Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений:

1) колледжей; 2) гимназий; 3) лицеев; 4) профильных и частных школ; 5) национальных школ.

Однако это не решило существующих проблем:

1) в национальных школах встал острый вопрос недооценки изучения русского языка;

2) отстаивая национальное достоинство, не учитывалась необходимость единого языка в качестве средства межнационального общения;

3) существенным негативным фактором стало снижение профессиональной подготовки в высшей школе.

Много недостатков было в многопрофильном образовании, когда учебные заведения получили право на подготовку студентов по специальностям, не соответствующим профилю вуза. Это нанесло ущерб основной профильной подготовке и даже вызвало тенденцию к изменению профилей вузов. Наглядный опыт показал, что местным подходом не решить вопросы государственного масштаба.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1307; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь