Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В этой статье расскажем обо всём главном, что касается поста в Рамадане. Первые пять пунктов – в нынешей лекции.



В этой статье расскажем обо всём главном, что касается поста в Рамадане. Первые пять пунктов – в нынешей лекции.

Определение понятия «пост» (сыям).

В арабском языке слово «сыям» значит «удержание», «воздержание».

В Шариате словом «пост» обозначается конкретный вид поклонения, выражающийся в отказе от определённых действий, нарушающих этот пост (таких как приём еды, питья и половой близости), от начала рассвета и до полного заката солнца, с соответствующим намерением.

Статус поста в Шариате.

Все учёные богословы нашей Уммы едины в том, что соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным (фард) для мусульманина. Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха:

ي َ ا أ َ ي ُ ّ ه َ ا ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ي ْ ك ُ م ْ ا ل ص ِ ّ ي َ ا م ُ ك َ م َ ا ك ُ ت ِ ب َ ع َ ل َ ى ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ م ِ ن ْ ق َ ب ْ ل ِ ك ُ م ْ ل َ ع َ ل َ ّ ك ُ م ْ ت َ ت َ ّ ق ُ و ن َ

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненны»[1].

Доказательством из Сунны является хадис, приводимый со слов Абдуллы ибн Умара, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ب ن ي ا ل إ س ل ا م ع ل ى خ م س: ش ه ا د ة أ ن ل ا إ ل ه إ ل ا ا ل ل ه و أ ن م ح م د ر س و ل ا ل ل ه و إ ق ا م ا ل ص ل ا ة و إ ي ت ا ء ا ل ز ك ا ة و ا ل ح ج و ص و م ر م ض ا ن

«Ислам построен на пяти столпах, это: свидетельство, что „Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха”, выполнение намаза, выплата закята, совершение хаджа и соблюдение поста в месяце Рамадан»[2].

Суждение относительно человека, отвергающего обязательность поста.

Никто не отвергает обязательность поста в Рамадане, кроме неверных. Если человек принимает пищу в дневное время Рамадана, то его следует призвать к посту, но если он продолжает настырно нарушать ограничения поста и отрицает сам факт того, что пост является обязательным, то таким образом он демонстрирует своё неверие в Аллаха Господа миров.

Достоинство поста.

Относительно достоинства соблюдения поста говорится во многих аятах и хадисах. В вышеприведённом аяте было сказано, что пост приводит людей к богобоязненности, и это, несомненно, является большим достоинством поста.

В достоверных хадисах сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

م ن ص ا م ر م ض ا ن إ ي م ا ن ا ً و ا ح ت س ا ب ا ً غ ف ر ل ه م ا ت ق د م م ن ذ ن ب ه

«Кто будет соблюдать пост в месяце Рамадан с Верой и надеждой на награду Аллаха, тому будут прощены его прежние грехи».

ف ي ا ل ج ن ة ب ا ب ا ً ي ق ا ل ل ه ا ل ر ي ا ن ي د خ ل م ن ه ا ل ص ا ئ م و ن ل ا ي د خ ل م ن ه أ ح د غ ي ر ه م ، ف إ ذ ا د خ ل و ا أ غ ل ق ف ل م ي د خ ل م ن ه أ ح د

«В Раю есть врата, которые называются Райян (Упоение), через эти врата войдут постящиеся, и никто кроме постящихся не войдёт через них, когда же постящиеся войдут, то врата будут заперты, и никто больше не войдёт через них».

خ ل و ف ف م ا ل ص ا ئ م أ ط ي ب ع ن د ا ل ل ه م ن ر ي ح ا ل م س ك

«Запах изо рта постящегося приятнее у Аллаха, чем аромат мускуса».

ل ل ص ا ئ م ف ر ح ت ا ن ، إ ذ ا أ ف ط ر ف ر ح ب ف ط ر ه ، و إ ذ ا ل ق ي ر ب ه ف ر ح ب ص و م ه

«Постящемуся дано две радости: когда он совершает ифтар[3], то радуется своему ифтару, а когда встретит своего Господа, то порадуется своему посту».

ا ل ص ي ا م ي ش ف ع ل ل ع ب د ي و م ا ل ق ي ا م ة

«Пост будет заступаться за раба Аллаха в День Воскрешения».

م ن ص ا م ي و م ا ً ا ب ت غ ا ء و ج ه ا ل ل ه و خ ت م ل ه ب ه د خ ل ا ل ج ن ة

«Кто будет поститься в какой-либо день, стремясь к Лику Аллаха, и на этом завершится его жизнь, тот войдёт в Рай».

ا ل ص و م ل ا ع د ل ل ه ، و أ ن م ن ص ا م ي و م ا ً ف ي س ب ي ل ا ل ل ه ب ا ع د ا ل ل ه ب ذ ل ك ا ل ي و م و ج ه ه ع ن ا ل ن ا ر س ب ع ي ن خ ر ي ف ا

«Ничто не сравнится с постом. Если человек будет соблюдать пост в течении одного дня на пути Аллаха, то Аллах отведёт его лицо от Огня на расстояние семидесяти лет пути».

ت ص ف د ف ي ه ا ل ش ي ا ط ي ن و ه م م ر د ة ا ل ج ن

«Шайтаны в этом месяце заковываются в цепи, этими шайтанами являются мятежные джинны».

В одном из хадисов также сообщается, что существует три мольбы, которые Аллах непременно принимает — это мольба постящегося, мольба притеснённого и мольба путника. Аллах сделал пост особым видом поклонения, и Он лично будет награждать постящихся. Пост является щитом, охраняющим человека от греха и адского Пламени.

Мудрость установления поста.

Пост заключает в себе большую мудрость, и обо всём знает лишь Всевышний Аллах:

Пост является средством достижения богобоязненности, потому что, когда душа отказывается от некоторой части дозволенных ей благ из желания угодить Аллаху и из страха перед Его наказанием, то это делает её ещё более способной отказываться от запретного.

Пост побуждает к милосердию, доброте и состраданию к бедным и нуждающимся. В тот момент, когда человек ощущает голод, он начинает лучше понимать положение бедных людей, он более чувственно начинает сострадать их голоду. Пост на практике учит верующих помогать страждущим, потому что устное наставление не может быть равнозначно личному опыту и сопереживанию, как говорится в пословице «всадник пешего не поймёт, пока сам не спешится».

Пост усмиряет желания и страсти. Пост закаляет волю, приучает человека к терпению и выносливости, учит его быть независимым от страстей и стойким перед лицом соблазнов этой жизни.

Сердце постящегося человека гораздо больше предрасположено к искреннему поклонению, потому что организм в это время избавлен от еды, от лишнего балласта, который несёт в себе ленность и беспечность.

Во время поста мусульмане, как никогда, ощущают себя одной единой общиной, все они проходят этот экзамен вместе, едят в одно время и постятся в одно время.

Также месяц Рамадан является месяцем благодарности, потому что каждый, кто имеет достаток, понимает, в какой милости он живёт, и в каком благополучии он пребывает.

Сноски:
[1] Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 183.
[2] Аль-Бухари.
[3] Ифтар – разговение, вечерний приём пищи по завершении

 

Этикет поста, обязательно ли нужно поститься без перерывов и чем добровольный пост отличается от обязательного – во второй лекции « Сто полезных слов о Рамадане»

Определённый пост» (сыяму–ль-айн) и «долговой пост» (сыяму-ддайн).

«Определённый пост» (сыяму–ль-айн) — это пост, который имеет строго определённое время, либо это время назначено Всевышним Аллахом, как пост в месяце Рамадан, либо оно назначено самим человеком, как, например, если человек даст обет (назр), что будет поститься в определённый дни. В таком случае пост привязан к указанной дате.

«Долговой пост» (сыяму-ддайн) — это пост, у которого нет никаких определённых дат, в которые их нужно выполнять, например пост для восполнения (када) пропущенных дней Рамадана. Такой пост человек может соблюсти тогда, когда пожелает, вплоть до следующего Рамадана. К долговым постам относятся также искупительные посты: (каффара) за непредумышленное убийство, пост во искупление не выполненной клятвы, пост паломника, который совершал Хадж-таматту, но не смог совершить жертвоприношение (хадй), такой человек должен поститься в три дня во время хаджа и семь дней по возвращении домой. Также к этому виду относится пост искупления за охоту в заповедной территории Мекки, и обет (назр) не ограниченный какими либо конкретными сроками, например, когда человек даёт обет перед Аллахом, что будет поститься неделю или месяц, но не указывает, когда в точности будет та неделя или тот месяц. В таком случае он должен будет поститься в любое подходящее для него время.

Как узнать, когда начинается Рамадан, кто должен поститься и входят ли в их число дети, когда поститься нежелательно, а когда и вообще запретно – в третьей лекции «Сто полезных слов о Рамадане».

Нежелательный пост (макрух).

Нежелательными постами являются следующие посты:

Отдельный пост в пятницу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
ل ا ت ص و م و ا ي و م ا ل ج م ع ة إ ل ا و ق ب ل ه ي و م أ و ب ع د ه ي و م

«Не поститесь в пятничный день, не добавив к нему день до него или после него»[1].

Это значит, что если человек желает поститься в пятницу, то следует предварить её постом в четверг или же поститься после пятницы в субботу так, чтобы пятница не стала одиночным днём поста.

Соединение поста (висаль) – когда человек постится два дня подряд, не совершая ифтара после заката солнца, а затем постится на следующий день, так и не употребив пищу ночью.
Постоянный пост (сауму-ддахр) – когда человек постится каждый день на протяжении всей жизни или на протяжении очень длительного периода времени.

Запретный пост (харам).

Существуют дни, в которые поститься запрещено: это пост в дни исламских праздников ’Ид аль-фитр (Ураза-байрам) и ’Ид аль-адха (Курбан-байрам). Также запрещено поститься на протяжении трёх дней после ’Ид аль-адха (Курбан-байрам), эти дни называются днями Ташрика.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать пост в праздничные дни, а относительно трёх дней Ташрика сказал:

أ ي ا م ا ل ت ش ر ي ق أ ي ا م أ ك ل و ش ر ب و ذ ك ر ل ل ه ع ز و ج ل

«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха (Велик Он и Славен)»[2].

Поститься в дни Ташрика разрешается только тем, кто совершал хадж-таматту или хадж-кыран, но не смог совершить жертвоприношения, потому что им предписано поститься три дня в хадже и семь дней по возвращении домой.

Приём пищи по забывчивости.

Пост нарушается только при намеренном приёме пищи, если же человек поел или совершил иное действие, нарушающее пост, по забывчивости, то, по мнению подавляющего большинства учёных, пост от этого не нарушается и восполнять его не нужно. Сообщается со слов Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

م ن ن س ي و ه و ص ا ئ م ف أ ك ل أ و ش ر ب ف ل ي ت م ص و م ه ف إ ن م ا أ ط ع م ه ا ل ل ه و س ق ا ه

«Кто по забывчивости поел или попил во время поста, то пусть продолжит поститься. Это Аллах накормил его и напоил»[6].

Приём пищи по принуждению.

Пост нарушается тогда, когда человек ест или пьёт по доброй воле, самостоятельно. Если же человека принудили нарушить условия поста, то его пост не нарушается. Например, если человека схватили и против воли залили ему в горло воды или залили ему в рот лекарство, то в таком случае пост не нарушается. Таково мнение большинства учёных, шафиитов, маликитов и части ханафитов, потому что человек не несёт ответственности за то, к чему его насильно принудили.

Учёные аргументировали это достоверными хадисами, из которых известно, что Аллах снял с Уммы Пророка Мухаммада ответственность за действия, совершённые по ошибке, по забывчивости, и за то, к чему они были принуждены. Поэтому если человека насильно заставили поесть, пост его является действительным, так же как и у человека, поевшего по забывчивости.

Сноски:
[1] Аль-Бухари.
[2] Ифтар – разговение, вечерний приём пищи по завершении дневного поста.
[3] Аль-Бухари.
[4] Ат-Тирмизи (хадис хасан).
[5] Абу Дауд (хадис хасан).
[6] Аль-Бухари.

 

Семяизвержение, не соблюдение поста по незнанию, вдыхание дыма, закапывание ушных капель и клизмы - в пятой лекции " Сто полезных слов о Рамадане".

Клизма.

Также, по мнению большинства учёных, введение воды при помощи клизмы через задний проход нарушает пост, и человек должен восполнить этот день. Шафииты и ханбалиты сказали, что любая вещь, которая проникает в полость человека через задний проход, нарушает пост, потому что была введена туда по доброй воле. Они сказали так потому, что считали, что к полости (джауф) относится не только желудок.

Однако Шейху-ль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Клизма не нарушает поста».

Мы же скажем, что постящемуся человеку лучше будет не использовать клизму, но если у него есть в этом необходимость, то тогда клизма разрешается, потому что это один из методов лечения, в котором человек может нуждаться. И будет лучше, если он восполнит этот день.

Разные положения болеющих.

Если больной не в состоянии соблюдать пост или болезнь может привести к гибели, в таком случае человек обязан (ваджиб) отказаться от поста.
Если больной может соблюдать пост только с большим трудом, то ему желательно (мустахаб) отказаться от поста. В таком положении пост является нежелательным (макрух), потому что человек отказывается от облегчения, которое Аллах дал людям по своей милости.
Если пост не затруднителен для больного и нет вероятности усиления болезни, то человек может поступать по собственному усмотрению: если хочет – поститься, а если не хочет, то не поститься.

Пост в глубокой старости.

Когда человека одолевают старческие недуги и с каждым днём он слабеет всё больше и больше, то пост становится для него обременительным и ему разрешается не поститься. Всевышний Аллах сказал:

و َ ع َ ل َ ى ا ل َ ّ ذ ِ ي ن َ ي ُ ط ِ ي ق ُ و ن َ ه ُ ف ِ د ْ ي َ ة ٌ ط َ ع َ ا م ُ م ِ س ْ ك ِ ي ن ٍ

«А тем, которые способны поститься [с трудом], следует во искупление накормить бедняка»[1].

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Этот аят не является отменённым (мансух), он касается глубокого старика и старушки, которые не могут поститься, и за каждый день они должны накормить бедняка».

Также это применимо и к хронически больным людям, которые не в состоянии ни соблюдать пост, ни восполнять его в другое время. Такие люди должны за каждый пропущенный день кормить нуждающихся. Кормление нуждающихся в счет пропущенных дней называется — «фидья» (араб.: искупление).

Пост спасателей.

Если возникает ситуация, когда нужно спасать людей, как это делают пожарные, спасатели, работники аварийных служб, то если в таких условиях спасатель нуждается в прерывании поста, то он может сделать это. Более того, он обязан сделать это, чтобы у него были силы для спасения человеческих душ. Пожарным, спасателям и всем, кто оказался в подобной ситуации и нуждается в подкреплении сил, разрешается прерывать пост, но затем его следует восполнить в другие дни.

Проглатывание крови.

Если у человека кровоточат дёсны или нёбо или же есть какая-то ранка и вследствие этого кровь смешалась со слюной, и он проглатывает это, то пост не нарушается, если от этого невозможно избавиться. Многие люди страдают от кровотечения нёба и дёсен, и кровь постепенно, смешиваясь со слюной, проходит в желудок без каких-либо усилий на то человека. В таком случае пост не нарушается. Если же кровь набирается в полости рта и постящийся чувствует её ощутимое количество, то он должен выплёвывать её по мере возможности, потому что кровь является нечистой (наджас) и её в принципе нельзя глотать.

Вкус пломбы.

Если человеку на зуб поставили пломбу и днём во время поста он почувствовал горький вкус, то это не наносит посту никакого ущерба, так же как вкус воды после полоскания рта не нарушает поста.

Жевательная резинка.

Если жевательная резинка распадается на кусочки и часть её будет проглочена, то пост нарушается.

Если в жевательной резинке есть какие-либо добавки, наподобие сахара или ароматизаторов, и человек почувствует вкус этих добавок у себя в горле, то пост нарушается.

Но даже если жевательная резинка не разваливается, не имеет никакого вкуса, и при её жевании совершенно ничего лишнего не попадает в желудок, то всё равно жевание резинки является нежелательным (макрух), потому что человека могут обвинить в том, что он не соблюдает пост.

Праведные предшественники (саляфу-салих) говорили: «Избегай тех поступков, о которых люди, скорее всего, подумают плохо, даже если у тебя есть оправдание».

Абсолютное большинство жевательных резинок содержат вкусовые добавки и сахар, а кроме того, они разваливаются во рту и их маленькие частички могут проникнуть в желудок. Вот поэтому их употребление совершенно запрещено.

72) Ароматизированные сиваки (палочки для чистки зубов).

Недавно появились сиваки со вкусами лимона и мяты. Относительно них учёные сказали, что если этот вкус дойдёт до горла, то пост будет нарушен. Именно поэтому не стоит использовать ароматизированные сиваки; лучше пользоваться обычным сиваком без вкуса.

Свежий сивак.

Постящийся может не ограничивать себя в использовании свежего (влажного) сивака. Во время поста разрешается использовать как высохший сивак, так и свежий.

Ныряние во время поста.

У некоторых людей работа напрямую связана с нырянием: это водолазы, исследователи и строители в нефтедобывающих компаниях, добытчики жемчуга. Такие люди могут продолжать свою работу и во время поста, если нет опасности проникновения воды внутрь организма.

Некоторые учёные считали нежелательным излишеством во время купания такие действия, когда постящийся с головой ныряет в воду, много играет и забавляется в воде. Поэтому следует соблюдать рамки разумного и оберегать свой пост от нечаянного его нарушения. Если человек скажет: «В Рамадане я пойду в бассейн, займусь спортом и попрактикую прыжки с трамплина», мы скажем: «Неужели ты не нашёл другого времени?! Если уж так хочешь, прыгай ночью, а лучше – в следующий после Рамадана месяц».

80) Если ребёнок достиг возраста половозрелости (булюг), но ему трудно поститься, является ли пост обязательным для него.

Существуют четыре признака половозрелости:

1) достижение 15-летнего возраста;

2) рост волос на лобке;

3) поллюция (семяизвержение во сне), но это касается только мальчиков;

4) менструация, и это касается только девочек.

Если после достижения ребёнком девяти лет у него проявится хотя бы один из этих признаков, то он считается половозрелым (балиг), и в этом возрасте на него налагается обязанность соблюдения всех религиозных обрядов. Поэтому ребёнок обязан поститься, но если в ходе поста выяснится, что это слишком тяжело для него, то так же, как и взрослому человеку, ему в подобной ситуации разрешается прервать пост и затем восполнить его в другие дни, когда будет возможность.

 

Пост будучи в плену или заключении, как поступать находясь в перелётах, забор крови и т.д. в десятой лекции " Сто полезных слов о Рамадане"

Забор крови для анализов.

Сдача крови для анализов не нарушает поста.

В этой статье расскажем обо всём главном, что касается поста в Рамадане. Первые пять пунктов – в нынешей лекции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь