Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН



СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН

Методические указания для подготовки к зачету

по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура»

 

 

Под общей редакцией доктора технических наук,

профессора Ю.П. Скачкова

 

Пенза 2016

 

УДК 72.021.2

ББК 85.11

М54

Методические указания подготовлены в рамках проекта

«ПГУАС – региональный центр повышения качества подготовки

высококвалифицированных кадров для строительной отрасли»

(Конкурс Министерства образования и науки Российской Федерации –

«Кадры для регионов»)

 

Рекомендовано Редсоветом университета

Рецензент – кандидат архитектуры, до-

цент кафедры «Градостроительство»

А. С. Вилкова. (ПГУАС)

 

Современная архитектура и дизайн методические указания для подготовки к зачету по направлению подготовки 07.03.01«Архитектура» / Б. А. Чурляев. под общ. ред. д-ра техн. наук, проф.Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 12 с.

Предназначены для подготовки к зачету по дисциплине “Современная архитектура и дизайн”.

Методические указания подготовлены на кафедре “Градостроительство” и базовой

кафедре ПГУАС при ООО “Архитектурная мастерская Л.М. Ходоса” и предназначены

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 “ 3 курс, 6 семестр.

 

© Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства, 2015

Чурляев Б. А.., 2015

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Изучение дисциплины “Современная архитектура и дизайн” завершается

сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и

умений, полученных на лекциях и практических занятиях.

Цель дисциплины (модуля) - Подготовить специалиста, разбирающегося в основных направлениях развития Отечественной архитектуры, сознающего место и роль архитектуры в современном развитии общества.

Задачи дисциплины заключаются в формировании следующих знаний, умений и навыков в соответствии ФГОС ВО:

- по истории теоретических учений и практики Отечественного зодчества со времен становления “нового стиля” в архитектуре и до настоящего времени;

- роли Советской архитектуры в истории развития современной архитектуры;

- выдающихся памятников Отечественной архитектуры, их стилевых особенностей и их авторов;

- как выявить и проанализировать взаимодействие традиций и новаторства, национального и интернационального в творчестве архитекторов советского периода;

-приобрести студентам навыки применения теоретических знаний в практике проектирования.

Сформировать следующие компетенции:

ОК-13- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества

ПК-2 – способность использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе.

ПК-4 - способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов

ПК-11 – способность транслировать накопленные в образовательных программах знания и умения

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

Раздел 1. Архитектура конца Х1Х в. начала ХХ в.

1. Стилевое многообразие архитектуры историзма конца Х1Х века.

2. Эклектика как метод архитектора. Международные прототипы в произведениях Н. Бенуа, М. Быковского, О. Штакенштейндера.

3. Национальная самобытность в творчестве русских архитекторов Тона, Забелина, Щусева и др. «Русский стиль в архитектуре.

4. Новые типы зданий: доходные дома, гигантские вокзалы, пассажи, больницы павильонного типа. Противоречия между новыми строительными приемами и чисто внешним декором зданий.

5. Развитие технической мысли, работы В. Шухова, А. Кузнецова. Металлические и железобетонные конструкции и их влияние на структуру архитектурных объектов.

6. Стиль модерн начала ХХ века как выражение свободы зодчего. Взаимосвязь русского модерна с зарубежным.

7. Особенности архитектуры стиля модерн (отказ от симметрии, функционализм, синтез искусств).

8. Новый облик жилых и общественных зданий в архитектуре модерна.

9. Неорусский стиль как национальное выражение модерна. Декоративные и прикладные формы в произведениях М. Врубеля, В. В. Васнецова, С. Малютина и проблема синтеза искусств.

10. Проекты и постройки Л. Кекушева, А. Щусева. Ф Шехтеля в Москве.

11. Неоклассические и неоготические версии модерна в произведениях И Жолтовского, И Фомина, В Щуко, В. Валькота. Гостиница «Метрополь».

Раздел 2. Ретроспектива и новаторская стилистика первых лет советского приода.

12. Проект реконструкции Москвы (А, Щусев) как идея развития города-сада, Охрана культурного наследия. Новаторство агитационно-массового искусства. Проект оформления Дворцовой площади в Петербурге Н. Альтмана.

13. Каркасно-стержневая конструктивная система, Ее влияние на конструктивизм в искусстве и архитектуре. Радиобашня А. Шухова, Башня- монумент 3 Интернационалу В Татлина, ее эпохальное значение. Полиграфические работы А. Родченко как советского дизайна.

14. Конкурсы на проект Дворца Труда в Москве и Дворца рабочих в Петербурге и романтический символизм. Поляризация стилистических предпочтений ретроспекции и авангарда. Проекты Н Троцкого, Г.

Людвига, А. Кузнецова и С. Торопова.

15. 15 Значение предложений И. Голосова и Братьев Весниных для дальнейшего развития архитектуры авангарда.

16. Разностилье Всероссийской селько-хозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве 1923 года. Роль И Желтовского и А. Щусева в ее оформлении. Павильоны «Махорка К. Мельникова, Туркестана С.Ф. Шехтеля и др.

17. Разнообразие трактовки индивидуального жилища в поселке «Сокол» (Н. Морковников, 1923).

Раздел 3. Конструктивизм в архитектуре 20-х годов

18. Театр эпохи авангарда и его влияние на архитектуру. Декорации и костюмы Л.Поповой, А Веснина, В.Степановой, А.Экстер. Постановки В. Мейерхольда и А.Таирова.

19. Формирование стилистики авангарда в архитектуре. М. Гинзбург книга «Стиль и эпоха», Проекты – манифесты: «Горизонтальные небоскребы» Эля Лисицкого, «Небоскреб для Лубянской площади» в Москве В. Кринского. Конкурсные проекты здания редакции газеты «Ленинградская правда» в Москве братьев Весниных и К.Мельникова ( 1924).

20. Проблема имитации новаторских конструкций и технологий в архитектуре. «Линиизм» А.Родченко и его роспись « Дома Моссельпрома».

Раздел 4. Мастера авангарда в высшей школе. Архитектура авангарда второй половины 20-х годов

21. Свободные мастерские. Вхутемас. Вхутеин. Первые архитектурные группиров­ки. Н. Ладовский и его «психофизический» метод анализа архитектурной деятельности. «Рациона­листы» во Вхутемасе. Проекты и беспредметные композиции основного отделения Вхутемаса и членов АСНОВА. Отрицание функционализма, стремле­ние к «рациональному» восприятию архитектурной формы. Произведения преподавателей и, студентов Вхутемаса. Проекты небоскребов, водонапорных башен и др.

22. Деятельность В. Татлина как дизайнера и профессора Вхутемаса. Рисунки для тканей Л. Маяковской, В. Степановой; Л. Поповой и их внедрение в про­мышленность. Журнал «Вещь» (Эль Лисицкий, Я. Эренбург. Берлин-Москва) и его влияние на утверждение новаторской.стилистики.

 

23. Живскульптарх, ИНХУК (Институт, художественной культуры), ГАХН в Москве и Гинхук в Ленинграде как комплексные объединения мастеровноваторов. Дея­тельность в них В. Кандинского, К. Малевича и его учеников в Витебске, Москве и Петрограде.

 

Раздел 9. Архитектура конца ХХ и начала ХХ1 века.

62. Эксперименты архитектуры соучастия.

63. Трансформация ценностей градостроительного мышления. Градостроительная доктрина России. Место архитектора в процессе развития города. Градостроительство и Урбанистика. Тенденции контекстуализма в архитектуре ХХ века.

64. Рестарация и реконструкция старинных зданий. Переоценка архитектурного наследия.

65. «Авторская» архитектура ХХ и ХХ1веков. Совместные работы отечественных и зарубежных зодчих в Москве. Произведения творческих мастерских

66. Архитектура Зимних Олимпийских игр в Сочи.

67. Новейшие строительные технологии и материалы и их влияние на развитие архитектуры.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОММЕНДАЦИИ

В период подготовки к зачету студенты обращаются к пройденному

учебному материалу, используя литературу и интернет - источники, рекомендованные настоящим учебным пособием и тем самым подкрепляют полученные знания. Основным источником для подготовки к зачету является конспект лекций, в котором материал излагается в необходимой последовательности и основные положения его подкрепляются соответствующими фактами и информацией в виде наглядного материала (слайды, специальные фильмы ролики, и т.д.) Лекционная информация дополняется презентацией докладов на практических занятиях, выполняемых самими студентами в качестве самостоятельной работы.

Зачет является сданным если студент сумел продемонстрировать:

1. Достаточно полное знание учебного материала по курсу истории современной архитектуры и дизайна.;

2. Владение теоретическим материалом и свободным его изложением;

3. Выполнил и представил на практических занятиях результаты самостоятельной работы в виде доклада-презентации по утвержденной преподавателем теме.

Зачет является не сданным если:

– студент не продемонстрировал достаточное знание учебного материала;

– недостаточно четко отвечал на вопросы, в том числе и дополнительные;

– не представил результат самостоятельной работы выполненной по

соответствующим заданиям (презентации).

Для подготовки к зачету студенту рекомендуется проверить оставшиеся знания по вопросам истории современной архитектуры, приведенным в ч. 2

настоящих методических указаний и дополнить их. При этом следует руководствоваться методом сравнительного анализа объектов архитектуры с учетом условий времени, в котором они создавались. Анализ заканчивается аргументированной оценкой рассматриваемых архитектурных объектов с точки зрения их роли и места в системе развития архитектуры.

Вопросы к зачету в методических указаниях распределены по временным разделам развития современной архитектуры, каждый из которых характеризуется с одной стороны преемственностью, с другой – определенной неповторимостью своих достижений. Ниже приведены те стороны развития современной архитектуры, на которых необходимо акцентировать внимание при сдаче зачета по каждому из разделов.

Раздел 1. Архитектура конца Х1Хв. начала ХХ в.:

- в вопросах 1 – 3, 6, 11 следует доказать использование одних и тех же конструктивных приемов в зданиях всего многообразия исторических стилей

рассматриваемой эпохи. Выявить в каждом рассматриваемом архитектурном объекте противоречия между конструктивным решением и чисто внешним декором здания;

- в вопросах 2, 7, 9, 11 отметить отражение принципов стиля «модерн» во

всех исторических архитектурны стилях. Доказать эклектичность исторических стилей;

- в вопросах 4, 5 показать взаимосвязь социального развитие общества с его научно – техническим прогрессом.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Классицизм

Стиль в архитектуре и изобразительном искусстве; в России - со второй половины XVIII века до первой трети XIX века. Основан на обращении к античному искусству. В России отмечен высоким пафосом, патриотической направленностью, благородством

и гуманизмом, знаменует собой расцвет светской культуры

Конструктивизм

Направление в архитектуре 1920-1930-х гг., одним из лидеров которого была

Россия. Его сущность выражается в выявлении в образе здания его конструктивной основы, функциональной целесообразности, строгой рациональности форм

Модерн

Последний крупный стиль в архитектуре, музыке, изобразительном искусстве накануне революционных преобразований в мире (новейший или современный). Модерн - стиль буржуазного общества. В его основе лежат стремление к новому синтезу искусств, новым образам; отказ от ордерной системы и эклектики.

Эклектика

Архитектурное направление, основанное на объединении в одном сооружении различных форм прежних, исторических стилей стилей в разных сочетаниях. В России развивалось в 1830 - 1910-е гг.

 

Деконструктивизм

Деконструктивизм (деконструкция) — направление в архитектуре 80-х годов ХХ века. Истоки стиля лежат в идеях французского философа Ж. Деррида и в советском конструктивизме 20-х.

На смену традиционным идеалам — гармонии, ясности, единству — приходят новые принципы. Теперь архитектура становится дисгармоничной, фрагментарной и непредсказуемой. Деконструктивизм борется против сухой рациональности модернизма. Декон­структивизм отдает предпочтение острым углам..Видимые конструкции сооружения несимметричны перекошены, и создают эффект беспорядка. Тектоника здания в классическом понимании демонстративно нарушается..

 

Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда.

Во второй половине двадцатого века новаторский дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал. Городская среда стала дискомфортной в связи с домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма.


Хай-тек
(англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и по большей части практики хай-тека в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс.

Неоклассицизм термин, применяемый в российском искусствоведении

для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма.

Био-тек — архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. В противоположность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием природных форм. Однако, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны

Брутализм — архитектурное направление, отправной точкой для которого стали послевоенные проекты Ле Корбюзье — «жилая единица» в Марселе (1947-52) и здание секретариата в Чандигархе (1953)

Архитекторы-бруталисты всячески подчёркивали грубую фактуру бетона, которую не считали нужным скрывать ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской. Предпочитали нарочито тяжёлые, монотонные, прямолинейные формы («дома-коробки»).

Метаболизм (фр. metabolisme от греч. «превращение, изменение») — течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организмаПоэтому и концепция метаболической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СТИСОК

Литература

1. Алвар.Аалто. Архитектура и гуманизм. – М.: Прогресс, 1978.

2. Бофилл Р. Пространство для жизни. Пер. с фр. – М.: Стройиздат, 1993.

3. Борисов Е., Стрепнин Г. Русский модерн. – М.: Галарт, 1998.

4. Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры ХХ века. – М.: Стройиздат, 1990.

5. З. Гидион. Время, пространство, архитектура. Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1984.

6. Иконников А. Зарубежная архитектура от «новой архитектуры» до постмодернизма. – М.: Стройиздат, 1982.

7. Иконников А. Историзм в архитектуре. – М.: Стройиздат, 1997.

8. Иконников А. Художественный язык архитектуры. – М.: Стройиздат, 1985.

9. Келлер Б., Хан-Магометов С. Современная архитектура капиталистических стран. – М.: Стройиздат, 1966.

10. Мастера архитектуры об архитектуре. Под редакцией А. Иконникова. – М.: Искусство. 1975.

11. Образы истории отечественной архитектуры новейшего времени. Под ред. А Иконникова, сост. Ю. Волчек, - М.: ВНИИТАГ, 1996.

12. Райт Ф., -Л. Будущее архитектуры. Пер. с англ. – М.: Госстройиздат. 1960.

13. Ревзин Г. Неоклассицизм в русской архитектуре начала ХХ века. – М.: Архив архитектуры. 1992.

14. Рябушин А. Архитектура рубежа тысячелетий. – М.: ИскусствоХХ1 век. 2005.

15. Савитский Ю. Архитектура капиталистических стран. – М.: Стройиздат, 1973Сарабьянов Д. Стиль модерн. История, истоки, проблем. – М.: Искусство, 1998.

16. Современная советская архитектура 1995-1980 гг. Под ред. Былинкина Н. и Рябушина А. – М.: Стройиздат, 1985.

17. Хан-Магомедов С. ВХУТЕМАС, - М.: адья, 1995.

18. Чернихов Я. Архитектуеные фантазии – Л, 1933.

Чиняков а. Братья Веснины. – М.: Стройиздат, 1970.

19. Эйгель И. Борис Иофан. – М.: Стройиздат, 1978.

Перечень ресурс телекоммуникационной сети " Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА

20. http: //architettura.supereva.com
Сайт о проектах и постройках современных зарубежных архитекторов

21. http: //www.protoart.ru
Современные тенденции и направления в архитектуре и дизайне. А также тематические новости, аналитическая информация, комплекты чертежей проектов домов и др.

ВСЕ ОБ АРХИТЕКТУРЕ

22. 23./http: //cih.ru
Сайт Архи ВСЕ. Все об архитектуре: арх история; архи география; архитекторы; архи бионика; архи модерн; архи СниП и т.д. и огромное количество ссылок на сайты зарубежных архитекторов и архите

23. 24./http: //www.world-art.ru/
База данных по архитектуре содержит информацию о более чем 6 тыс. зданиях, построенных в разных странах, в разное время, от древних пирамид до эконебоскребов

24. 25. http: //www.skyscraper.org
Сайт о небоскребах, высотных зданиях мира на английском языке с фотографиями

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие сведения ……………………………………………………3

2. Вопросы к зачету……………………………………………………4

3. Методические рекомендации……………………………………..10

4. Термины и определения………………………………………… 12

5. Библиографический список……………………………………….15

6 Содержание…………………………………………………………17

.

 

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН

Методические указания для подготовки к зачету

по направлению подготовки 07.03.01 «Архитектура»

 

 

Под общей редакцией доктора технических наук,

профессора Ю.П. Скачкова

 

Пенза 2016

 

УДК 72.021.2

ББК 85.11

М54

Методические указания подготовлены в рамках проекта

«ПГУАС – региональный центр повышения качества подготовки

высококвалифицированных кадров для строительной отрасли»

(Конкурс Министерства образования и науки Российской Федерации –

«Кадры для регионов»)

 

Рекомендовано Редсоветом университета

Рецензент – кандидат архитектуры, до-

цент кафедры «Градостроительство»

А. С. Вилкова. (ПГУАС)

 

Современная архитектура и дизайн методические указания для подготовки к зачету по направлению подготовки 07.03.01«Архитектура» / Б. А. Чурляев. под общ. ред. д-ра техн. наук, проф.Ю.П. Скачкова. – Пенза: ПГУАС, 2015. – 12 с.

Предназначены для подготовки к зачету по дисциплине “Современная архитектура и дизайн”.

Методические указания подготовлены на кафедре “Градостроительство” и базовой

кафедре ПГУАС при ООО “Архитектурная мастерская Л.М. Ходоса” и предназначены

для студентов, обучающихся по направлению подготовки 07.03.01 “ 3 курс, 6 семестр.

 

© Пензенский государственный университет

архитектуры и строительства, 2015

Чурляев Б. А.., 2015

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Изучение дисциплины “Современная архитектура и дизайн” завершается

сдачей зачета. Зачет является формой итогового контроля знаний и

умений, полученных на лекциях и практических занятиях.

Цель дисциплины (модуля) - Подготовить специалиста, разбирающегося в основных направлениях развития Отечественной архитектуры, сознающего место и роль архитектуры в современном развитии общества.

Задачи дисциплины заключаются в формировании следующих знаний, умений и навыков в соответствии ФГОС ВО:

- по истории теоретических учений и практики Отечественного зодчества со времен становления “нового стиля” в архитектуре и до настоящего времени;

- роли Советской архитектуры в истории развития современной архитектуры;

- выдающихся памятников Отечественной архитектуры, их стилевых особенностей и их авторов;

- как выявить и проанализировать взаимодействие традиций и новаторства, национального и интернационального в творчестве архитекторов советского периода;

-приобрести студентам навыки применения теоретических знаний в практике проектирования.

Сформировать следующие компетенции:

ОК-13- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, понимание роли творческой личности в устойчивом развитии полноценной среды жизнедеятельности и культуры общества

ПК-2 – способность использовать воображение, мыслить творчески, инициировать новаторские решения и осуществлять функции лидера в проектном процессе.

ПК-4 - способность демонстрировать пространственное воображение, развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания при разработке проектов

ПК-11 – способность транслировать накопленные в образовательных программах знания и умения

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 731; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.089 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь