Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Батуринский В. П. Западники 40-х годов



 

... Деятельность " людей 40-х годов" так или иначе, была направлена на борьбу с... произволом, на пробуждение общественной мысли и на привитие молодому поколению идей широкого гуманизма и уважения к человеческой личности. Все они ярко чувствовали, что одной из главных причин зла является крепостное право.... Одно из первых мест среди них по силе оказанного на общество влияния надо отвести Белинскому.

... его знаменитое письмо к Гоголю... Герцен назвал " гениальной вещью и завещанием Белинского".... Правительство прекрасно понимало революционное значение этого гениального политического памфлета, и вскоре Достоевскому пришлось поплатиться каторгою за " распространение" этого произведения.

... " Много я ездил по России, - говорит славянофил И. С. Аксаков: - имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, каждому, жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни.. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, который бы не знал наизусть письма Белинского к Гоголю; в отдаленных краях России только теперь еще проникает это влияние и увеличивает число прозелитов.... " Мы Белинскому обязаны своим спасением ", - говорят мне везде честные молодые люди в провинции. И в самом деле, в провинции вы можете увидеть два класса людей: с одной стороны - взяточников, чиновников в полном смысле этого слова, жаждущих лент, чинов и крестов, помещиков, презирающих идеологов, привязанных к своему барскому достоинству и крепостному праву, вообще довольно гнусных. Вы отворачиваетесь от них, обращаетесь к другой стороне, где видите людей молодых, честных, возмущенных злом и гнетом, поборников эмансипации и всякого простора, с идеями гуманными.... Если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастьям угнетеных, честного доктора, честного следователя, - и щ и т е – т а к о в ы х м е ж д у п о с л е д о в а т е л я м и Б е л и н с к о г о " [И Полевой и Белинский... имели огромное влияние на общество - вредное, дурное..., но все же громадное влияние... О славянофилах здесь, в провинции, и слыхом не слыхать, так от людей враждебных направлению... " - цит. по: Корнилов А. Курс истории России ХIХ века. М., 1912. С.. 105-106.]

Наряду с литературной деятельностью Белинского... может быть поставлена деятельность его друга, знаменитого профессора истории в Московском университете Т. Н. Грановского, обаяние глубоко благодарной личности которого оставило неизгладимый след в истории русского общественного развития....

На кафедре и в публичных лекциях Грановский, являясь проповедником широкой гуманности и западно-европейского просвещения, боролся с вредными крайностями славянофильства, сближавшими иногда это учение с официальными хвалителями " самодержавия, православия и народности ". Борьба эта и весь характер его деятельности создали ему массу врагов среди этих хвалителей, и он в одном письме (1846г.) говорит: " Мне посчастливилось иметь врагов, которые откровенно сознаются в своем желании сбыть меня. В прошедшем году на меня делали три раза донос, как на человека, вредного для государства и религии. Теперь не касаются моей религии, но нападают на мои политические идеи ".

Конечно, тиски цензуры, так жестоко калечившие литературную деятельность Белинского, равным образом препятствовали свободному выражению Грановским его взглядов. Но и у Белинского и у Грановского была чуткая публика, привыкшая " читать между строк ", ловить каждый намек, разбираться сразу во всех аналогиях....

Идеалистической атмосфере кружков 40-х годов другой характерный " западник" И. С. Тургенев обязан первым пробуждением... глубокой ненависти к крепостному праву....

Известно, какое громадное влияние имели " Записки охотника" на русское общество.... Император Александр II сам сказал Тургеневу, что " с тех пор, как он прочел " Записки охотника", его ни на минуту не оставляла мысль о необходимости освобождения крестьян от крепостной зависимости"....

Среди идеалистов этой эпохи лишь одному Н. П. Огареву удалось до известной степени применить на практике те убеждения, которые он исповедывал, и освободить часть своих крестьян с землею.... Огарев в договоре с крестьянами, отдавая им всю землю, определил способ пользования ею на чересчур идеалистических основаниях, возлагая надежды на торжество общинного начала. Впоследствии бедные крестьяне, выкуп за которых платили богачи, попали в кабалу к последним....

О благодарности белоомутских крестьян свидетельствует замечательный приговор сельского схода: ... " почтить память нашего незабвенного и любимого нами помещика Н. П. Огарева, с сего 1877 года, ... в день смерти его, 31 мая, каждогодно... творить об упокоении души его и родителей его поминовение в церкви"....

Позже, в 1900 году, по ходатайству белоомутских крестьян в селении разрешено учредить библиотеку имени Н. П. Огарева. К сожалению, даже Огарев ограничился лишь освобождением белоомутских крестьян и крестьяне в остальных его имениях (около 2000 душ) не были им освобождены. Он сам пытался управлять своими имениями, думал завести ряд фабрик, которые давали бы крестьянам заработок, мечтал основать сельскую школу с очень обширным курсом, но все эти благие начинания или оканчивались неудачами, или замирали в зародыше.

" Непрактичность" и " усталость" были характерными чертами людей 40-х годов. Вся их энергия уходила преждевременно на освобождение себя от грязи окружавшей среды, на выработку миросозерцания, на тяжелую борьбу с тогдашними условиями. Громадная масса времени и труда затрачивалась на " подготовительную работу", на теоретическую подготовку; изучение действительности забывалось и поэтому идеалисты-теоретики, сталкиваясь с этой действительностью, часто оказывались беспомощными.... Волей-неволей почти вся их деятельность сводилась к распространению гуманных идей путем печати и слова, а на применение этих идей на практике не хватало воли, а иногда и сил. Но эти отрицательные черты не уменьшают громадного значения, которое имели московские кружки 40-х годов на ход развития русской общественной мысли. " Никогда, ни прежде, ни после, - говорил Карамзин, - не было у нас сосредоточено в одном пункте столько образованности, ума, талантов, знаний. Москва была в 40-х годах центром умственного движения в России, к которому, прямо или косвенно, примыкало почти все замечательное в ней в умственном и нравственном мире. Здесь запаслись и выработались те нравственные силы, которые пошли в дело при начавшемся после крымской войны обновлении нашего внутреннего быта и строя.

 

Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Юбелейное издание. Т. III. М.: Издание т-ва И. Д. Сытина, 1911. С. 194-204.

 

Б. Н. Чичерин. Современные задачи русской жизни (1855 г.)

 

В жизни отдельных людей и народов бывают минуты, когда потрясенные неожиданными событиями, они как бы пробуждаются от долгого сна, озираются вокруг себя и приходят к ясному сознанию своего положения. Такая минута наступила теперь для России. Долго мы успокаивались на мысли о величии и могуществе нашего отечества, и шли беззаботно тем путем, которым нас вело правительство. Немногие мыслящие люди с горестью понимали, куда мы идем. Они видели, как под влиянием ложной системы управления постепенно растлевался государственный организм, как постепенно подрывались и расшатывались все основы общественной жизни, как народ осужден был коснеть и тупеть в своем безмолвном повиновении. Они видели, что мы незаметно приближаемся к бездне, и вдруг эта бездна открылась перед нашими глазами.... Но русский народ способен к развитию, он принадлежит к семье народов европейских и при всех своих особенностях, при всей скудности исторического содержания, он развился параллельно с ними, по одним и тем же началам жизни.... Россия до Петра Великого вырабатывала одну беспорядочную форму общественной жизни....правительство делалось сильнее и сильнее.... Правительственная деятельность не должна уничтожать самостоятельности народа, ибо самостоятельность есть необходимое условие жизни.... Ибо правительство, подавивши народную жизнь, необходимо становится одной внешней формою и мертвою машиною. Только из народа оно черпает и дух, и силу и жизнь. Народ живет как самобытная цель и для него устанавливается и самое правительство.

... В московской России народная жизнь далеко не была так стеснена, как теперь.... Все это, однако же, прекратилось с преобразованиями Петра Великого.... Граждане несли трудные обязанности, необходимые для величия России, но в ежедневную жизнь их правительство не проникало....

Но в ХIХ веке все это изменилось. Вековой процесс государственной организации, наконец, совершился: управление, постепенно расширяясь от корня, как дерево, пустило свои ветви по всем областям, а централизация увенчала все здание и сделала его покорным орудием единой воли. Образовалась бюрократическая машина, по которой правительственная струя беспрепятственно течет от центра к оконечностям и возвращается от оконечностей к центру. Тогда уже подданные увидели власть близ себя, лицом к лицу. Администрация охватила нас со всех сторон, и чем более она расширялась и разветвлялась, тем более стеснялась народная деятельность....

Первым делом власти, пропитанной консервативным духом, было найти себе людей преданных и покорных. Это сделать было не трудно; стоило только обратиться к раболепству и низкопоклонству.... Правительство искало покорных орудий, и нашло их: оно окружило себя сановниками, лично преданными царю; государственные люди были заменены царедворцами.... при подавлении всякой народной самостоятельности, они делаются единственными посредниками между царем и народом.

Нельзя, однако же, сказать, чтобы эти посредники были самые добросовестные....

... Охранительная система возвещает, что народ опасен, что в нем всегда таятся революционные мысли, и что правительство должно искать опоры не в любви его, а в огромном количестве войска....

Невежественных генералов поставили попечителями университетов; в учебные заведения стали вводить военный строй и учение.... огромное войско... обратилось в игрушку.... а когда... грянула на нас война... во всем оказался недостаток....

Те же недостатки ощущаются и в гражданском управлении.... бюрократическая рутина, идущая сверху до низу неизменным порядком, должна была заменить способных людей.... Служение государству превратилось в служение начальникам....

Отсюда проистекает одно из величайших зол, которыми страдает Россия. Это господствующая всюду официальная ложь.... Правительство лишается возможности узнать состояние народа и надзирать за действиями своих подчиненных, а народ теряет всякую доверенность к своему правительству.

Другое не менее важное зло... есть всеобщее развращение чиновников, как гражданских, так и военных. Злоупотребления составляют нормальное положение нашей администрации.... третье господствующее зло - всеобщая неспособность правителей.

... У нас есть сенат, остаток прежних учреждений, который вовсе не клеится с новейшими... У нас есть система судопроизводства, которая никого не ограждает.... У нас финансовая система, которая всею тяжестью лежит на низших сословиях, ... до сих пор существует крепостное состояние, эта язва поглощающая целую треть лучших сил России.

... Главная задача охранительной системы была, как сказано, подавить в нем всякое движение и убить всякую самостоятельность.... Это отчуждение народа от правительства чувствуется во всех общественных сферах.... казна - слово губительное и ужасное. Это в глазах народа чудовище, поглощающее деньги и высасывающее кровь бедных граждан.... подданные с своей стороны не считают предосудительным грабить и обманывать казну, когда могут делать это безнаказанно.... Все недовольны.... Отсюда всеобщее равнодушие к общественному делу.

... духовная сторона народной жизни сильно страдает от правительственной системы. Просвещение не может обойтись без большей или меньшей свободы.... С образованием связано и материальное благосостояние государства. Промышленность не может обойтись без науки, а наука у нас в немилости.... Для успешного развития промышленности, прежде всего, требуется, по крайней мере, гражданская свобода, ... ей нужна законная защита от притеснения и вообще устройство управления, не затрудняющее коммерческих оборотов; ей нужно, наконец, развитие всех материальных средств общества, как-то: кредита, путей сообщения и т. п. А всего этого у нас нет. Крепостное состояние отвлекает от производительного труда значительную часть народных сил, и представляет преграду всякому улучшению земледелия; финансовая система всею тяжестию лежит на низших сословиях, подавление народной деятельности и самостоятельности убивает в нем промышленный дух....

... правительство... совершенно отделилось от народа... Нам нужны не сословные права, не ограничение царской власти, о котором никто в России и не думает. Нам нужна свобода!

Либерализм! Это лозунг всякого образованного и здравомыслящего человека в России. Это, знамя, которое может соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений....

Но что должно разуметь под именем либерализма? ...

1. Свобода совести. Это первое и священнейшее право гражданина...

Религиозные убеждения человека - святилище, в которое никто не имеет права проникать....

2. Свобода крепостного состояния, которое связывает руки всем сословиям, искажает все общественные отношения, препятствует всякому улучшению учреждений, изъемлет из законного порядка целую треть народонаселения, портит народный характер, убивает в нем человеческое достоинство и водворяет в государство безнравственность, беззаконие и разврат.... Освободивши своих крестьян, оно [дворянство - ред.] принесет ему [отечеству - ред.] дань, гораздо более полезную и благородную, нежели все тщетные жалобы и бесплодные воздыхания, которые раздаются ныне со всех сторон....

3. Свобода общественного мнения.

4. Свобода книгопечатания, необходимое последствие

свободы общественного мнения.... Пока существует цензура, ... - до тех пор существует только мнение правительства.... Оппозиция - не только не ослабит его, но и укрепит.... Она вызовет и защитников правительства.... Оппозиция даст правильный и законный исход всем подавленным ныне стремлениям народа....

5. Свобода преподавания. Наука должна иметь самостоятельное развитие, и правительство... должно ограничиваться надзором, чтобы кафедры не превратились в центры политической и религиозной пропаганды вместо того, чтоб служить орудием для научного преподавания. Разумеется, при этом должны быть отменены все меры, стесняющие ныне общественное воспитание, которое должно быть основано на либеральных началах, а не на военной дисциплине.

6. Публичность всех правительственных действий, которых обнаружение не может быть вредно для государства, и, прежде всего бюджета...

7. Публичность и гласность судопроизводства.... Вот главные меры.... В либерализме... будущность нашего отечества.... Но теперь очередь стоит за правительством.

 

Голоса из России. Сборники А. И. Герцена и Н. П. Огарева. Книжечки 1-9. 1856-1860. Лондон. Факсимильное издание в трех выпусках. М.: Наука, 1975. Вып. второй. С. 51-129.

 

Утопический социализм

 

А. И. Герцен о социализме

 

Буржуазия не имеет великого прошедшего и никакой будущности. Она была минутно хороша как отрицание, как переход...

Социализм предполагает республику...; политическая республика, представительная, составляет именно переход от монархии к социализму.

...она становится социальной... Обыкновенно думают, что социализм имеет исключительною целью разрешение вопроса о капитале, ренте и заработной плате.... Экономические вопросы... составляют одну сторону целого воззрения, стремящегося... уничтожить... все монархическое, религиозное - в суде, в правительстве, во всем общественном устройстве и, всего более, в семье, в частной жизни, около очага, в поведении, в нравственности....

Всего вероятнее, что действительная борьба богатого меньшинства и бедного большинства будет иметь характер резко коммунистический....

Великие революции никогда не совершается по заранее и окончательно установленной программе. Это осознание того, чего не хотят.... Когда социализм был еще... ближе к своей колыбели, он формулировал себя с значительно большей легкостью и предстал в религиозной форме, в которой выступает всякая великая идея в своем младенчестве... это был сен-симонизм. Затем социализм явился в виде рациональной доктрины, это был его период метафизики и отвлеченной науки.... Вскоре настало время, когда социализм спустился в массы и предстал как страсть, как месть, как буйный протест, как Немезида. Едва рабочие, подавленные вопиющей несправедливостью существующего беспорядка, услышали издалека слова сочувствия, едва увидели они занимавшуюся зарю сулившего им освобождения дня, как они перевели социальные учения на иной, более суровый язык, создали из них коммунизм, учение о принудительном отчуждении собственности, учение, возвышающее индивидуум при помощи общества, граничащее с деспотизмом и освобождающее между тем от голода.

... Социализм - это философия, организация и наука.... Либералы всех стран, со времени Реставрации, звали народы на низвержение монархически-феодального устройства во имя равенства, во имя слез несчастного, во имя страданий притесненного, во имя голода неимущего; они радовались, ... когда одна феодальная подставка падала за другой, и до того увлеклись, наконец, что перешли собственные желания. Они опомнились, когда из-за полуразрушенных стен явился - не в книгах, не в парламентской болтовне, не в филантропических

разглагольствованиях, а на самом деле - пролетарий, работник с топором и черными руками, голодный и едва одетый рубищем. Этот " несчастный, обездоленный брат", о котором столько говорили, которого так жалели, спросил, наконец, где же его доля во всех благах, в чем его свобода, его равенство, его братство. Либералы удивились дерзости и неблагодарности работника, взяли приступом улицы Парижа, покрыли их трупами и спрятались от брата за штыками осадного положения, спасая цивилизацию и порядок! ...

Наша цивилизация - цивилизация меньшинства, она только возможна при большинстве чернорабочих....

... Если бы в общине не было полного поглощения личности, то самодержавие... не могло б образоваться.... в русской жизни есть нечто более высокое, чем община, ... я говорю о той внутренней силе, при помощи которой русский крестьянин сохранил, несмотря на унизительную дисциплину рабства, открытое и красивое лицо и живой ум и который, на императорский приказ образоваться, ответил через сто лет громадным явлением Пушкина....

... Сельская община представляет собой, так сказать, общественную единицу, нравственную личность... Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам; последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины; эта земля представлена ему в пожизненное владение, он не может, да и не имеет надобности передавать ее по наследству....

... Вследствие этого сельский пролетариат в России невозможен....

Утверждают, что все дикие народы начинали с подобной же общины; что она достигла у германцев полного развития, но что всюду она вынуждена была исчезнуть с началом цивилизации.... но я не вижу причин, почему Россия должна непременно претерпеть все фазы европейского развития, не вижу я также, почему цивилизация будущего должна неизменно подчиняться тем же условиям существования, что и цивилизация прошлого....

... Почему же Россия должна лишиться теперь своей сельской общины, если она сумела сберечь ее в продолжении всего своего политического развития, если она сохранила ее нетронутой под тягостным ярмом московского царизма....

Ей гораздо легче отделаться от администрации, насильственно насажденной и совершенно не имеющей корней в народе, чем отказаться от общины.

... До сих пор русский народ совершенно не занимался вопросом о правительстве; вера его была верой ребенка, покорность его - совершенно пассивной. Он сохранил лишь одну крепость, оставшуюся неприступной в веках, - свою земельную общину, и в силу этого он находится ближе к социальной революции, чем к революции политической....

Жизнь русского народа до сих пор ограничивалась общиной; только в отношении к общине и ее членам признает он за собой права и обязанности. Вне общины все ему кажется основанным на насилии... У русского крестьянина нет нравственности, кроме вытекающей инстинктивно, естественно из его коммунизма; эта нравственность глубоко народная; немногое, что известно ему из Евангелия, поддерживает ее; явная несправедливость помещиков привязывает его еще более к его правам и к общинному устройству... Общинная организация, хотя и сильно потрясенная, устояла против вмешательства власти; она благополучно дожила до развития социализма в Европе...

В отношении к идее ближнего будущего мы поставлены свободнее Запада - воспользуемся этим.

... Община не спасла крестьянина от закрепощения; ... Европа не разрешила противоречия между личностью и государством, но она все же поставила этот вопрос.... коммунизм - это русское самодержавие наоборот....

Мы, совсем напротив, государство сельское, наши города - большие деревни, тот же народ живет в селах и городах; разница между мещанами и крестьянами выдумана петербургскими немцами.

Говорят, что община поглощает личность и что она несовместима с ее развитием.... Сельская жизнь образована рядом с неподвижной, мирной, хлебопашенной деревней подвижную общину работников - артель и военную общину казаков....

... Все это было слишком дико, молодо, неразвито, но из этого не следует, что нам должно ломать эти незрелые начинания.... Тут нет большого достоинства, что мы неподвижно сохранили нашу общину, в то время, как германские народы ее утратили, но это большое счастие, и его не надобно выпускать из рук.... воспользуемся опытностью наших соседей, она им страшно дорого стоит.... еще безумнее уничтожить общинное начало, к которому стремится современный человек, за то, что оно не развило еще свободной личности в России....

За общиной логически ничего нет другого, как соединение общин в большие группы и соединение групп в общем, народном, земском деле... Казенные деревни действительно соединяются в волости, они избирают, сверх старост, тысяцких, сотских, десятских, голову, и при нем двух стариков в судьи. Все это совершенно последовательно идет из народного понятия о праве, неписанного, но живого во всякой славянской груди. Но тут разом обрывается всякий смысл, мы встречаемся с становым приставом, с канцелярским правительством и помещичьей властию.

Прерыв всякой связи между народом и дворянством, между народом и чиновничеством очевиден, и никогда не был он резче обозначен, как теперь.

... С тех пор как русское правительство отделилось от русского народа, две России стоят друг против друга. С одной стороны Россия правительственная, богатая, вооруженная, не только штыками, но и всеми приказными уловками, взятыми из канцелярий деспотических государств Германии. С другой стороны Россия бедная, хлебопашенная, общинная и демократическая; Россия безоружная, побежденная... без боя.

... Естественно возникает вопрос - должна ли Россия пройти через все фазы европейского развития или ей предстоит совсем иное, революционное развитие. Я решительно отрицаю необходимость подобных повторений. Мы можем и должны пройти через скорбные, трудные фазы исторического развития наших предшественников, но так, как зародыш проходит низшие ступени зоологического существования....

Россия проделала свою революционную эмбриогению в европейской школе....

... Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли - вот основной вопрос русской революции - тот самый, что и вопрос о великом социальном освобождении, несовершенные решения которого так волнуют западные умы.

Государство и личность... Европа предлагает решение ущербное и отвлеченное. Россия предлагает другое решение, ущербное и дикое. Революция даст синтез этих решений.

Англосаксонские народы освободили личность, отрицая общественное начало, обособляя человека. Русский народ сохранил общинное устройство, отрицая личность, поглощая человека....

... Можно знать станцию, к которой мы едем, надо определить, которую версту по пути к ней мы проделываем и какие рытвины, и мосты именно на этой версте....

... Европа после всех реформ и революций остановилась на грудах трупов, по колена в крови перед страшным, неразрешимым сфинксом - поземельной собственности и пролетариата, капитала и работника....

Перед социальным вопросом начинается наше равенство с Европой.

... Мужик наш вносит не только запах дегтя, но еще какое-то допотопное понятие о праве каждого работника на даровую землю... А между тем оно у нас гораздо больше, чем право, оно факт... Крестьянин на нем стоит, он его мерит десятинами, и для него его право на землю - естественное последствие рождения и работы... Право каждого на пожизненное обладание землею до того вросло в понятия народа русского, что, переживая личную свободу крестьянина, закабаленного в крепость, оно выразилось, по-видимому, бессмысленной поговоркой: Мы господские, а земля наша.

... Сверх признания права каждого на землю, в народном быте нашем есть другое начало... Это начало состоит в том, что земля, на пользование которой каждый имеет право, с тем вместе не принадлежит никому лично и потомственно.

Далее право на землю и общинное владение ею предполагает сильное мирское устройство как родоначальную базу всего государственного здания, долженствующего развиться на этих началах... Итак, элементы, вносимые русским крестьянским миром, - элементы стародавние, но теперь приходящие к сознанию и встречающиеся с западным стремлением экономического переворота, - состоят из трех начал, из:

1. права каждого на землю,

2. общинного владения ею,

3. мирского управления.

На этих началах, и только на них, может развиться будущая Русь....

... Задача новой эпохи, в которую мы входим, состоит в том, чтоб на основаниях науки сознательно развить элемент нашего общинного самоуправления до полной свободы лица, минуя те промежуточные формы, которыми по необходимости шло, плутая по неизвестным путям, развитие Запада. Новая жизнь наша должна так заткать в одну ткань эти два наследства, чтоб у свободной личности земля осталась под ногами и чтобы общинник был совершенно свободное лицо....

Не то важно, что у кельтов, германов... было общинное владение в диком состоянии, а то, что у нас сохранилось оно в государственный период.

А потому... можно поставить только два вопроса: Есть ли личное, наследственное, неограниченное владение землею единственно возможное для развития личной свободы - и, в таком случае, как спасти большинство населения, не имеющего собственности, от рабства собственников и капиталистов?

Есть ли, с другой стороны, поглощение лица в общине необходимое, неминуемое последствие общинного землевладения, или оно относится к неразвитому состоянию народа вообще, и в таком случае как соединить полное, правомерное развитие лица с общинным устройством? Об этих вопросах мы просим наших читателей подумать.

... Наступающий переворот не так чужд русскому сердцу, как прежние. Слово социализм неизвестно нашему народу, но смысл его близок душе русского человека, изживающего век свой в сельской общине и в работнической артели.

В социализме встретится Русь с революцией.... Но к топору... мы звать не будем до тех пор, пока останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора.......

Разве освобождение крестьян с землею - не социальный переворот? Разве общинное владение и право на землю - не социализм?

 

Герцен А. И. Сочинения. М., 1958-1959. Т. 1-9. Т. 7. С. 14, 299, 300, 307-308; Он же. О социализме. Избранное. М., 1974. С. 285, 287, 288, 430; Утопический социализм в России: Хрестоматия. М., 1985. С. 118-149.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь