Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


См. также Телесно-ориентированная психотерапия.



ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОРНИ. Будучи одной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Хорни (Ногпеу К., 1895—1952) формировалась в традициях учения Фрейда (Freud S.). Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодок­сального психоанализа, который она неред­ко критиковала по нескольким направле­ниям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской сексуаль­ности. Одно из принципиальных отличийконцепции Хорни заключалось в уменьше­нии значения libido, другое — в отрицании представления о том, что люди мотивирова­ны преимущественно врожденными и зап­ретными инстинктами, которые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной дес­трукции. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности.

Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потен­циалом развития, конструктивная реализа­ция которого позволяет индивиду дости­гать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатоло­гические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие по­зитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ре­бенке, растущем в здоровой социальной сре­де, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которо­го не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, стано­вится человеком, постоянно испытываю­щим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощаю­щим стремлением к безопасности — основ­ной невротической потребности. Хорни осо­бо подчеркивала важность выделения кон­цепции базисной тревоги. Это чувство тре­воги, беззащитности ребенка, рождающееся из состояния изоляции и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Ба­зисную тревогу нельзя считать наслед­ственной, генетически обусловленной, она всегда представляет собой продукт культу­ры и воспитания. Тревога такого рода ста­новится основой для возникновения более поздних личностных нарушений. Невроти­ческое стремление к безопасности достига­ется гипертрофией одного из трех типов за­щитных реакций: беспомощности, агрес­сивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех типов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям); агрессивный, враждебный (направление потребности — движение против людей); обособленный, независимый (на­правление потребности — движение от лю­дей).

Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддерж­ке, защите и в преувеличенном, можно ска­зать, притворном стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимо­действия в обществе — движение к людям). Невротический защитный механизм враж­дебности основан на убеждении, что в жиз­ни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемер­ными, отрицает теплые, спонтанные отноше­ния между людьми, предпочитая различно­го рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе — движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе — движение от людей).

В то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.

Другой тип невротического внутриличностного конфликта, особо выделяемый Хорни, касается сферы идеализированного образа собственного Я. Люди, страдающие под гнетом собственной невротической структуры личности, не только подавляют свои проблемы, конфликты потребностей, но и не осознают свои недостатки и слабости, которые, возможно, смутно чувствуют (предчувствуют) и даже презирают. Обычно у них формируется сознательный образ самих себя, в котором все позитивные, социально одобряемые черты представлены в сильно преувеличенном виде. Это, в свою очередь, усиливает доминирующее невро тическое решение проблемы. Идеализиро ванный образ самого себя заставляет чело века ставить перед собой практически недостижимые цели и задачи, пред определяющие неизбежное поражение, которое, в свою очередь, усиливает недовольство собой, может вызвать даже презрение к себе, увеличивая конфликт между реальным Я и мощным и грозным идеализированным его образом. Создается замкнутый круг, в котором постоянно циркулирует стремление соответствовать, поддерживать этот “славный” образ путем достижения нереалистичных, а значит, и недостижимых целей.

Безжалостные внутренние требования, терзающие невротика, Хорни называет “ти­ранией долга”. Такой человек искренне считает, что он должен быть головокружи­тельно успешным, невероятно точным, все­гда и только любящим, абсолютно неэгоис­тичным, должен иметь особую работу, нео­быкновенного партнера, самых лучших де­тей и т. д. Системы таких императивов на­столько доминируют в сознании невротика, что заслоняют или даже стирают настоящие и здоровые желания до такой степени, что несчастный не различает, в чем он в действи­тельности нуждается и что он просто дол­жен делать в жизни.

По мнению Хорни, только психоанализ, возможно в форме самоанализа, может по­мочь человеку преодолеть сильное и болез­ненное стремление к недостижимым целям и заменить их деятельностью, приносящей удовлетворение и радость самореализации.

Цель психотерапии Хорни видит в необходимости помочь больному неврозом осознать свой “идеализированный образ” и его функции, тем самым показав, что по­добные попытки разрешения конфликта не приводят к желаемому результату. В процессе аналитической работы она стре­мится путем раскрытия Идеализированно­го Я помочь пациенту в его подлинно че­ловеческом развитии, в развертывании его тенденций к самореализации, к переориен­тации мыслей, чувств и жизненных планов. Осознание больным различных факторов своего существования должно быть дей­ствительным знанием, что достигается по­средством эмоционального переживания. Аналитическую работу Хорни дополняет психосинтезом, пробуждением у пациента конструктивных сил, стремления к само­развитию. Самореализация означает готов­ность к глубокому переживанию своих желаний и чувств, к выявлению своего предназначения в жизни и принятию от­ветственности как за себя, так и за других людей, к установлению дружеских, эмоци­онально окрашенных межличностных свя­зей. В целом психотерапия служит устра­нению разрыва между Реальным Я чело­века и его Идеализированным Я, образую­щимся в процессе невротического разви­тия личности. Цель психотерапии по Хор­ни можно выразить, перефразируя слова Фрейда: “Там, где было Идеализирован­ное Я, должно быть Реальное Я”.

ХИРУРГИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ГИП­НОЗЕ. Использование состояния гипноти­ческого сна при хирургических вмешатель­ствах нашло широкое отражение в работах К. И. Платонова (1957) и П. И. Буля (1974). Сам термин “гипноз” был введен во вра­чебную практику английским хирургом Брэдом (Braid J.) в XIX в. Известно о при­менении гипноза при различных хирурги­ческих операциях в период отсутствия эф­фективного наркоза. Так, Клокэ использо­вал гипноз для анестезии при удалении рака грудной железы; Вард применил этот метод при ампутации бедра. Элиот произ­вел более 300 хирургических операций под гипнозом. В 50-х гг. XIX в. Фай с успехом пользовался гипнозом для обезболивания при операциях на матке. Гипнотическое обезболивание широко применялось в Ин­дии. Так, хирург Эсдейль в течение 6 лет произвел более 600 больших хирургичес­ких операций, используя для обезболива­ния гипноз. Эти данные были подтвержде­ны специальной комиссией, назначенной правительством.

В России первое применение гипноза для обезболивания осуществил П. П. Подъяпольский (1915); на Украине этот метод впервые был использован при хирургичес­ких вмешательствах в гинекологической практике и в хирургической клинике А. П. Николаевым, К. И. Платоновым и И. 3. Вельвовским (1923). Операции про­водились хирургами при содействии вра­чей-гипнологов. С. М. Берг (1926) первым из русских хирургов самостоятельно при­менил гипноз для обезболивания. Множе­ство операций было проведено под гипно­зом, который вызывал П. И. Буль.

В 1962 г. в Вене состоялся Междуна­родный конгресс анестезиологов, в рамках которого проводился симпозиум по приме­нению гипноза и внушения для обезболива­ния операций в хирургической, акушерскогинекологической, отоларингологической и стоматологической клиниках, что свиде­тельствует о широких возможностях данно­го метода. Гипноз использовался также в пред- и послеоперационном периодах (Свядощ А. М., 1937; Гуревич Г. М., Мастбаум А. И., 1952).

В 80-е гг. внимание к использованию гипноза в хирургической практике было привлечено вновь полостными операция­ми, проводившимися при участии врача-психотерапевта А. М. Кашпировского, ко­торый состояние гипнотического сна вы­зывал, находясь непосредственно у опера­ционного стола или на большом расстоя­нии — с помощью телевидения.

Несмотря на успешное использование гипноза для обезболивания в хирургии, широкого применения он не нашел прежде всего потому, что вызвать потерю чувстви­тельности, тем более полную, можно лишь у небольшой части больных. Но этот способ следует иметь в виду, когда противопоказан лекарственный наркоз. Более широко мо­жет быть использован так называемый гипнонаркоз, когда одновременно с внушением дается небольшая доза наркотических средств (как показывает опыт, при такой методике она может быть снижена на 70— 80%).

Известный хирург А. Н. Бакулев еще в 1951 г. высказал сожаление о том, что “кратковременный период увлечения гип-нонаркозом предан забвению и этот поис­тине физиологический метод воздействия на психику хирургического больного ос­тавлен в зачаточной фазе своего развития”.

ХОРЕОТЕРАПИЯ (choreotherapy, dance and movement therapy). Использование танца, пластики и ритмики в лечебных и профилактических целях. Развитие совре­менной X. с 30-х гг. связывается с именем Чейз (Chase М.), автора соответствующей главы в книге Морено ( Могепо J. L.), по­священной групповой терапии. X. может вы­деляться в качестве одного из направлений арттерапии, составного элемента активной музыкотерапии (Менегетти — Meneg-hetti Т. и др.) или как одна из форм тера­пии физической активностью (Славсон — Slavson S. R., Шиффер - Schiffer М.).

Основные задачи, изолированно или комплексно решаемые в процессе X.: 1) те­рапия занятостью и повышение двигатель­ной активности; 2) коммуникативный тре­нинг и организация социотерапевтического общения; 3) получение диагностического материала для анализа поведенческих сте­реотипов пациента и его самопознания; 4) раскрепощение и рост пациента, поиск аутентичных путей развития. В зависимос­ти от концептуальной ориентации конкрет­ного хореотерапевта акцентироваться могут отдельные задачи: 1 и 2 — при поведенчес­кой, 3 — при психодинамической и 4 — при гуманистической ориентации психоте­рапевта.

Разминочные упражнения, предваряю­щие занятия X., имеют физический (“ра­зогрев”), психический (идентификация с чувствами) и социальный (установление контактов) аспекты. Обычная продолжи­тельность занятия — 40—50 минут. Заня­тия могут быть ежедневными (в стацио­нарных условиях), еженедельными на протяжении нескольких месяцев или лет, в профилактических целях возможно про­ведение одноразовых танцевальных марафонов. Оптимальный количественный со­став группы X. — 5—12 человек на одного хореотерапевта.

Дискутируется вопрос о характере му­зыкального сопровождения занятий X. Одни хореотерапевты предпочитают стан­дартные магнитофонные записи народной и/или профессиональной танцевальной музыки, другие — собственное (или своих ассистентов) импровизированное музы­кальное сопровождение. Во всех случаях подчеркивается, что индивидуально-культуральная значимость предлагаемой музы­ки для пациента не должна перекрывать значимости и удовольствия собственной двигательной активности, поэтому лучше использовать незнакомые группе мелодии, умеренную громкость звучания и физиоло­гически ориентированные ритмы, способ­ствующие формированию трансовых со­стояний сознания.

В процессе психодинамической X. вы­деляются (Лумсден — Lumsden М.) ста­дии развития психотерапевтической группы, которые психотерапевтами других ориентации рассматриваются как различ­ные организационные формы упражнений: 1) индивидуальная — анализ простран­ственных, временных, энергетических, гар­монических характеристик движения па­циентов и такого аспекта, как “сдержива­ние—разрешение”; 2) дуэт — анализ пе­реноса и контрпереноса; 3) трио и квар­тет — анализ инцестуозных тенденций и ди­намического отвержения на модели “отец-мать—ребенок”; 4) групповая, соответст­вующая психодраматическому подходу; 5) межгрупповая, социодраматическая; 6) социальная, реализуемая в массовых танцевальных ритуалах и фестивалях.

X. может использоваться в качестве вспомогательного или основного метода психотерапии в группах детей и подрост­ков, в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для социально-психологического и двига­тельного тренинга людей с нарушениями слуха и зрения или постпсихотическим де­фектом. В нашей стране X. применяется

редко в связи с разрушением культуры на­родного танца и профессионализацией хо­реографии.

ХОРНИ Карен (Horney К. 1885-1952). Видный представитель культурно- и соци­ологически-ориентированного психоана­лиза. Работала практикующим психоана­литиком в Берлине. Находилась под влия­нием марксистской теории. В 1932 г. пере­ехала в США, где организовала Американ­ский психоаналитический институт. Автор книг “Новые пути в психоанализе” (1939), “Невротическая личность нашего време­ни” (1937), “Самоанализ” (1942), “Наши внутренние конфликты” (1945), “Неврозы и развитие человека” (1950). В своей кон­цепции бессознательного X. заменила фрейдовское либидо двумя иными меха­низмами: анксиозностью (страхом) и перфекционизмом (стремлением к совершен­ству). Источник невроза X. видит в конф­ликте общественных устремлений человека с враждебными ему условиями социальной среды. Анксиозность приводит к неверию в свои силы, чувству собственной неполно­ценности. Перфекционизм побуждает к преодолению страха и обеспечивает свобо­ду и уверенность. Однако тенденция к со­вершенствованию увеличивает зависи­мость человека от других членов общества. X. делает вывод, что повышение требований общества к индивиду увеличивает стремле­ние последнего к совершенствованию, а это приводит к его порабощению социальными условиями, поэтому “различие между боль­ным неврозом и нормальным человеком чисто количественное”.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь