Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Физиологические ключи доступа



 

Репрезентативная

Система

Изменение типа

Дыхания

Изменение мышеч-

Ного тонуса

Изменение цвета

Кожи

Изменение тона

Голоса

Изменение темпа

Речи

4. Глазные ключи доступа

Движения глаз — показатель репрезентативной системы чело­века.

 

Вопросы для калибровки

 

Визуальное воспоминание:

Какого цвета ваша входная дверь?

Как расположены полосы на теле тигра?

Какого цвета глаза вашей матери?

 

Визуальное конструирование:

Представьте пурпурный треугольник внутри красного квад­рата.

Как будет выглядеть ваша спальня с розовыми обоями?

Представьте себя с голубыми волосами.

 

Аудиальное воспоминание:

Как звучит ваш будильник?

Вспомните, как звучит скрипка.

Как звучит голос вашего друга?

 

Аудиальное конструирование:

Как будет звучать ваш голос под водой?

Представьте, как звучит ваша любимая мелодия в два раза быс­трее.

 

Внутренний диалог:

Каким тоном вы разговариваете сами с собой?

Прочитайте детский стишок про себя.

 

Кинестетика:

Как вы чувствуете себя, когда мерзнут ноги?

Какая рука теплее: левая или правая?

Что вы чувствовали, когда поцеловались в первый раз?

Диаграмма типичных движений глаз правши

 

Обозначения:

Vc — визуальные конструируемые образы

Vr — визуальные образы, извлекаемые из памяти

Ac — аудиальное конструирование

Ar — аудиальное воспоминание

K — кинестетика

Ad — внутренний диалог

5. Речевые ключи доступа (предикаты)

Визуальные:

Смотреть, картина, блестеть, рассматривать, вид, точки зрения,

зрелище, неясный, яркий, темный.

 

Аудиальные:

Говорить, громкий, тон, звук, слышать, звенеть, тишина,

созвучный, пронзительный, громкий, тихий и т.д.

 

Кинестетический:

Хватать, толкать, терять, жесткий, теплый, холодный, шершавый,

мягкий, задевать, тяжелый, прикасаться.

Дигитальные:

Решать, думать, помнить, знать, понимать, оценивать, учить,

изменять, сознательный, относиться.

Примеры выражений

Визуальные:

Приятное зрелище

Я имею смутное представление

Я ясно вижу, что Вы имеете в виду

 

Аудиальные:

Отлично звучит

Не могу найти верный тон

Четко слышу Вас

 

Кинестетические:

Чудесные ощущения

Я плаваю в этом вопросе

Я ухватил Вашу идею

 

Дигитальные:

Мне понравилось

Я сомневаюсь

Я понимаю Вас

6. Субмодальности

Субмодальности — это тонкие различения, которые мы делаем в каждой репрезентативной системе. “Это разница, которая делает разницу”.

 

ВИЗУАЛЬНЫЕ

 

Ассоциированный Видите ли Вы этот образ как бы своими собственными гла-

зами?

Диссоциированный Видите ли Вы себя в этом образе?

 

Цвет Образ цветной или черно-белый? Виден ли весь спектр

цветов?

Яркость Этот образ резкий или нерезкий?

(резкий, нерезкий)

Объемный/плоский Это видно в трех измерениях или же в плоскости?

Форма В какой форме этот рисунок? В форме квадрата, круга? Ши-

рокий? Высокий?

Граница Имеет ли это границы или же они размыты? Есть ли рамка?

Движение Движется или неподвижно? Это фильм или картинка?

Число образов Местонахождение изображения: как далеко изображение?

Размер рисунка Какой размер рисунка (попросите показать руками его размер

или же указать на особенности его размера).

 

АУДИАЛЬНЫЕ

 

Темп Меняющийся или постоянный

Высота звука Это высокий или низкий голос (звук) по сравнению с нор- мальным?

Интонация Каков тембр звука — носовой, глубокий, резкий и т.д.? Ка- ков диапазон звучания?

Темп Быстрый или медленный? Ровный или прерывистый?

Местонахождение Откуда (из какого места) в пространстве Вы слышите этот

звук? Покажите руками.

Длительный или нет? Длящийся или прерывистый? Долгий или короткий?

Внутренний диалог? Если ведется внутренний диалог, то где именно (в каком мес-

те)? Что именно говорит голос? Слова или фразы? Гармонич- ное или негармоничное звучание? Мажорное или минорное?

 

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ

 

Теплый/холодный Какая температура тела?

Расслабленное Напряжено ли тело или оно расслаблено?

напряженное (где? )

Продолжительность Постоянно или изменяется?

Телодвижения Двигаются ли мышцы тела? Есть ли движения в чувственном

восприятии?

Интенсивность Насколько сильно восприятие? Постоянно ли оно или изме-

няется?

Местонахождение В каком именно месте Вы это чувствуете? Давление. Ощу-

щение кожей или внутренними органами?

Дыхание Глубокое или поверхностное?

 

ТАБЛИЦА ДЛЯ РАБОТЫ С СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ

 

Имя: Дата:

 

1/ 2/

Ассоциированый / Диссоциированный

Черно-белый / цветной

Яркость

Резкий / расплывчатый

Объемный/плоский

Форма

Рамки?

В движении / застывший

Количество образов

Расположение картинки

Расстояние до картинки

Размер картинки

Высокий / низкий

Тональность

Мелодичный / резкий

Громкий / тихий

Темп

Расположение звука

Постоянный / прерывистый

Внутренний диалог. Где?

Содержание: слова/фразы

Теплый / холодный

Расслабленный / напряженный (где? )

Длительность

Движение

Интенсивность

Давление

Ощущение на коже или внутри

Дыхание поверхностное / глубокое

7. ВНЕШНИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ

ВИЗУАЛЬНЫЙ:

Движения глаз:

В/В

З/З

К/З

Дыхание:

Темп

Регулярный

Глубина

Цвет кожи:

Лицо

Другие участки

Мускульный тонус:

Лицо

Шея

Плечи

Верхний / нижний торс____

Руки / ноги

Движения:

Голова

Жесты

Плечи / руки / ноги

Поза:

Симметричная

Несимметричная

Средний_____

Медленный_____

Ритм:

Ровный_____

Рваный_____

ЗВУКОВОЙ ДИСКРЕТНЫЙ:

(вербальный /речевой)

Предикаты:

Визуальный_____

Звуковой_____

Кинестетический_____

Обонят. /

осязательный_____

Неопределенный_____

8. Позиции восприятия

Позиция восприятия — точка зрения, которой Вы придерживаетесь, рассматривая отношения между Вами и другим человеком или другой ситуацией.

Первая позиция — оценка события с Вашей точки зрения, связанная с Вашей системой ценностей; внешний мир Вашими глазами.

Вторая позиция — оценка события с точки зрения другого человека, связана с его системой ценностей; внешний мир чужими глазами.

Третья позиция — оценка события с точки зрения независимого наблюдателя, не связана с убеждениями и предположениями первой и второй позиций.

 

Карта отношений

9. Метамодель

Метамодель — это модель языка, разработанная Дж. Гриндером и Р. Бэндлером, которая выделяет те речевые паттерны, которые делают неясным смысл коммуникации благодаря процессам искажения, упущения и обобщения, и определяет конкретные вопросы, имеющие целью прояснить и поставить под сомнение неточности языка, чтобы восстановить их связь с сенсорным опытом и с глубинной структурой.

Метамодели

 

Название

 

Исключение

 

 

Неспецифический глагол

 

 

Сравнение

 

 

Суждение

 

Номинализация

 

 

Модальные операторы

возможности, необхо-

димости

 

Универсальные

квантификаторы

 

Причина и следствие

 

Чтение мыслей

 

 

Комплексная

эквивалентность

 

Пресуппозиции

 

Потеря субъекта

 

10. Нейрологические уровни

Логические уровни — иерархия внутренней организации, в которой каждый последующий уровень психологически является все более всеохватывающим и значимым.

 

Схема логических уровней

 

Окружение — внешние возможности или ограничения, на которые человек должен реагировать.

Поведение — действия и противодействия по отношению к окружающему миру.

Способности — внутренние особенности, навыки, стратегии, которые дают направление и руководят поведением.

Убеждения и ценности — идеи, которые мы считаем верными и используем для выбора повседневных действий.

Идентичность — базисное ощущение самого себя, миссия.

Духовность — самый глубокий уровень. Уровень предназначения, того, что мы вносим в мир.

Нейрологические уровни:

Духовный: голографический — нервная система в целом.

Идентичность: иммунная и эндокринная система — глубинные функции жизнеобеспечения.

Убеждение: автономная нервная система (например, частота сердцебиений, расширение зрачков и т.д.) — бессознательные реакции.

Способности: корковые системы — полусознательные действия (движения глаз, поза и т.д.).

Поведение: моторная система (пирамидальный отдел и мозжечок) — сознательные действия.

Окружение: периферическая нервная система — чувственные ощущения и рефлекторные реакции.

11. СПЕЦИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА

Условия правильной формулировки (1—5)

1. Результат сформулирован утвердительно.

“Чего вы хотите”. А не “чего вы не хотите”. Будьте внимательны к словам, указывающим на отрицание (не надо; не должно; прекратить; не будет и т.д.). Отрицания существуют в языке, а не в опыте.

Пример: “Я не хочу чувствовать себя плохо”. — “Прекрасно, а как вы хотите себя чувствовать? ”

 

2. Результат приложим к конкретному лицу, и вы это контро­лируете.

Как вы хотели бы измениться? Сфокусируйтесь на том, что вы можете сделать, поэтому вы можете быть ответственным за выдвижение формулировки результата и его достижение. Даже если результат подразумевает участие других лиц, вы можете выбирать, как вы будете себя вести.

Пример: “Я хочу, чтобы моя жена стала более чувствительной”. — “А вам бы хотелось быть способным принимать другие реакции от вашей жены? ”

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1517; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.064 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь