Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ограничивающие условия сознания



Если эксперты не могут договориться по поводу причин личностных расстройств, то менее всего они склонны прийти к соглашению относительно условий формирования здоровой личности. Однако английское слово health — здоровье — происходит от староанглийского /га/или hael, означавшего «целостный, завершенный» (Madjar, 1985). Беря за основу это значение слова, здоровой можно назвать такую личность, в которой информация течет свободно, без барьеров или препятствий.

В квантовой физике считается, что Вселенная функционирует в состоянии неразделенной целостности (Bolstad, 1996). Мы исходим из предположения о том, что состояние целостности является естественным и что нужно обязательно учитывать любое отклонение от нее. В 1960-х гг. одно любопытное медицинское исследование снабдило нас прекрасной метафорой для понимания того, как личность может стать нездоровой (то есть фрагментированной, разбитой, разъединенной). Тогда нескольким больным эпилепсией хирургическим путем разделили оба полушария в надежде уменьшить тяжесть заболевания (Gazzaniga, 1976). Каждое полушарие контролирует противоположную сторону тела. Оба полушария слегка различаются по функциям: левое (обычно доминирующее) управляет дигитальными чувствами (речью и сложной системой знаковой коммуникации).

Обычно после операции разделения мозга пациенты сохраняли нормальные функции и не проявляли видимых личностных изменений. Их обычные стратегии оставались неизменными. Однако при более близком рассмотрении обнаружилось нечто странное. Если пациенту давали подержать предмет в левой руке, то он его не видел и часто заявлял, что в руке ничего нет. В некоторых случаях пациенты осознавали, что предмет находится в руке, указывали на подобные предметы, но не могли назвать его. Если образ обнаженного женского тела проецировался в левое полушарие, то человек обычно смущался и смеялся. А если картинка воспринималась правым полушарием, то человек краснел и смеялся, сам не зная почему. Когда

пациентов об этом спрашивали, они объясняли так: «Ну, знаете ли, это очень смешно». Члены семей таких пациентов сообщали о более серьезных проблемах. Иногда пациенты провоцировали сексуальный контакт, а затем отталкивали своего партнера левой рукой. Таким образом, хотя обычные стратегии пациента оставались неповрежденными, не весь мозг имел к ним доступ. Кроме того, иногда их мозг запускал стратегии, которые они сами не одобряли.

Работая на фирму «Продвинутая нейродинамика» (Advanced Neu-ro Dynamics), в основе которой лежит НЛП, физик Пол Гудвин предложил модель образования функционального, нехирургического расщепления мозга (Goodwin, 1988). Чтобы понять эту модель, мы должны объяснить для начала биологические основы памяти.

Когда мы испытываем какое-либо переживание, в мозге образуются новые нейронные сети, закрепляющие этот опыт. Чтобы создать такие сети, нейроны продуцируют целую серию новых дендритов для связи с другими нейронами. У каждого нейрона есть до 20 000 дендритов. Стивен Роуз (Rose, 1992) приводит следующий пример образования таких новых связей. Попробовав серебристые шарики с горьким вкусом, цыплята обучаются избегать их за один раз. Роуз показал, что за 15 минут клетки мозга цыплят образовали на 60% дендритов больше. Эти новые связи сформировались в очень специфических зонах — «нейронных сетях горьких шариков». Марион Даймонд (Diamond, 1988), исследователь из Калифорнии, и ее коллега Уильям Гриноу (Greenough, 1992) из Иллинойса показали, что у крыс, помещенных в новое, «обогащенное» окружение, вырастает на 25% дендритов больше, чем обычно. Посмертные исследования у людей подтверждают этот процесс. У аспирантов на 40% дендритов больше, чем у выпускников старших классов (Jacobs et al., 1993).

Пол Гудвин предположил, что при определенных условиях стресса малые нейронные сети оказываются отделенными от остального мозга барьером. Этот барьер стоит на пути потока электрической информации между нейронами подобно тому, как темное стекло не пропускает световой поток.

 

Нейронная сеть оказывается функционально отрезанной от остальной части мозга. Мы рассмотрим структуру этих границ ниже. Некоторое представление об этом процессе можно получить из рисунка.

 

Новые технологии сканирования мозга дают нам более реалистическую картину того, как это выглядит. Психиатр Дон Конди и нейро-биолог Гуочуан Цай использовали метод ФОМР для изучения паттернов мозга женщины с «множественной личностью». Она постоянно переключалась из своего нормального состояния в другое «я», называемое «Страж». Обе личности имели раздельные системы памяти. Результаты ФОМР показали, что каждая из этих личностей использовала различные нейронные сети (когда появлялась другая личность, активизировались соответствующие ей зоны мозга). Если эта женщина просто притворялась, что она становится «другой», ее мозг продолжал использовать обычные нейронные сети. Но как только «Страж» овладевал ее сознанием, то активизировались другие зоны гиппокампа и коры височной доли (зоны мозга, связанные с памятью и эмоциями) (Adler, 1999).

Самая фундаментальная ограничительная линия из всех: «я»

Философ Кен Уилбер довольно подробно рассматривает понятие границ, считая, что в мозге обычно возникает определенное количество преград. Их возникновение является результатом такого воспитания в детстве, при котором формировалось раздельное восприятие себя и других, тела и разума, сознательного и бессознательного. Он предположил, что каждый вид психотерапии связан с различными границами — например, динамическая психотерапия (фрейдистский анализ) направлена на преодоление разрыва между сознанием и бессознательным, гуманистическая психология (гештальт-терапия) — на преодоление разрыва между разумом и телом, а трансперсональная психология (психосинтез) — на преодоление разрыва между «я» и «другими».

Уилбер считает, что попытка человека контролировать свой опыт приводит к созданию границ между тем, что мы хотим удержать, и тем,

что не приемлем. Нам не удается заметить, что в действительности это два аспекта единого потока информации. Например, когда у нас появляется страстное желание съесть шоколад и при этом не прибавить в весе, мы можем отсечь от себя это страстное желание, чтобы поддержать свою основную цель — остаться стройными. Мы не замечаем, что и это страстное желание, и эта цель жизни являются частью одного и того же организма, который ищет радости и удовлетворения. Их разделение строит границу между «я» (другая часть мозга) и нейронными сетями, в которых хранится стратегия страстного желания съесть шоколад (Wilber, 1985).

Один из основоположников психологии Уильям Джемс утверждал, что «я» — это номинализация процесса, который можно назвать «обладанием», или «присваиванием», или «опознанием». Он поясняет: «" Я" — это мысль, всегда разная в каждый момент, но присваивающая эту последнюю мысль и называющая ее своей собственной» (James, 1950). Информация постоянно поступает в нашу нервную систему через пять органов чувств из внешнего мира, отдельных частей нервной системы и как часть несенсорных связей между всем живым. Наше мышление делит эту информацию на две части. Я смотрю на дверь и думаю: «Это не я». Я смотрю на свою руку и думаю: «Это я» (Я «присваиваю» себе мою руку, говорю, что она моя, и я «отождествляюсь» с ней). Или внутренне я ощущаю свое сильное желание съесть шоколад и думаю: «Это не я». Я вижу свою способность прочесть эту книгу и понимаю: «Это я» (снова я присваиваю ее или обладаю ею, отождествляю себя с ней). И все эти «куски» информации существуют в одном сознании! Мы разделяем окружающие нас явления на «я» и «не я» случайным образом; это метапрограмма, или внутренняя сортировка, сходная с присоединением или отсоединением. В каком-то смысле «я» — это основная метапрограмма, которая пытается управлять всеми другими метапрограммами. Это деление на «я» и «не я» может быть полезным метафорически, но «я» «захватило всю власть» и «думает», что управляет всеми нервными процессами.

По ту сторону «я»

Подобно любой метапрограмме или внутренней сортировке, признание одного опыта как относящегося к «я» и отказ от другого опыта как относящегося к «не я» происходит по большей части бессознательно, но постоянно. Целостное понятие о стратегиях, используемое нами в НЛП, зависит от последовательного присвоения одного сен-

сорного опыта за другим. В каждый данный момент всегда доступна большая совокупность сенсорного опыта, и метапрограмма присвоения выбирает из нее по одной части, считая ее «своей». Это может быть похоже на следующий процесс: сначала «я» беру книгу, затем «я» смотрю на слова, затем «я» произношу про себя слова и строю образы значений. Получается, что все чувства одновременно принимают участие в этом процессе, но сознательно направленное внимание перескакивает с одного ощущения на другое по мере того, как «я» присваивает каждое ощущение, или поочередно идентифицируется с ним.

Чувство «я» — это оригинальная модель образования границ в мозге. Оно отделяет нас от целостных аспектов нашего опыта точно так же, как это наблюдается у больных эпилепсией с расщепленным мозгом, которые отделены от больших участков своего опыта. Подобные границы разделяют «сознательное» от «бессознательного», а также чувственный опыт тела от высших психических процессов. Духовные учителя всегда говорили, что когда прекращается процесс внутреннего разделения, то на смену приходит целостность души и тела, которая приносит с собой радость, любовь и медитацию. В терминах сенсорных систем, которыми пользуется НЛП, эта «медитация» означает одновременное пробуждение всех чувств. Восточный учитель Джидду Кришнамурти поясняет: «Если вы так сосредоточиваетесь, все ваши чувства полностью пробуждаются. Приходит не одно, а абсолютно все чувства. Нет другого способа испытать это. Полная активность чувств есть состояние внимания. Частичная сенсорная активность ведет к концентрации... Может ли человек видеть всеми чувствами? Видеть не только глазами, но и ушами; осязать, чувствовать вкус, прикосновение? Понаблюдайте за солнечным светом и проверьте, можете ли вы видеть всеми чувствами, полностью пробужденный и свободный. Это приводит к очень интересному факту. Там, где есть дисгармония, есть " я". Внимание составляет полную гармонию. Посредством гармонии собирается огромное количество энергии. Это подобно реке Ганг. Внимание — это движение в бесконечность» (Jayakar, 1986).

В каждой культуре люди стремились воссоздать это ощущение целостности. Хапгюлд (Happold, 1971) пишет, что такое состояние описано во всех религиях. В христианской Библии Святой Павел пишет: «... И уже не я живу, но живет во мне Христос»1. Иранский поэт раннего

Галатам 2: 20.

ислама Баба Кухи пишет: «Я вошел в нечто, я исчез. И вдруг я вездесущ — только Бога вижу». Индусский святой Парамаханса Йогананда объяснял: «Когда человек озарен светом, он видит себя единым Духом, трепещущим независимо от тел и мыслей». Даосский учитель Нань Цзу говорит: «Те, кто следует естественному потоку вещей, вливаются в Дао». В буддийском тексте «Самыотта-никайя» объясняется, что ощущение себя не соответствует реальности, и, когда приходит понимание этой истины, достигается состояние нирваны (Rahula, 1959). В отдельных статьях журнала Anchor Point мы описывали процессы НЛП, которые приводят к такому состоянию (Bolstad, 1998; Bolstad & Hamblett, 1997).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь