Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 10. Мистический смысл приветствия «Намасте»



Когда Кришна [2 - Описание богов индийского пантеона дано в приложении 3.], известный своей любвеобильностью, похитил одежду купающихся в реке Ямуне дев (от четырнадцати до семнадцати лет), пылкие просьбы вернуть похищенное не имели никакого успеха. Кришна смягчился только после того, как они совершили древний жест намасте. Он был удовлетворен и согласился вернуть девам одежду.
Мудра намасте – простой молитвенный жест. Ладони обеих рук соединены на уровне сердца, голова слегка наклонена. Это простое и скромное приветствие, идущее от сердца.
Сам термин «намасте «nmSte» происходит из двух санскритских корней: нама и те. Те означает «ты», а намас – «сгибаться», «кланяться», «погружаться», «чувствовать склонность», «наклоняться».
Это указывает на контакт с другим человеком, на полное смирение. Корень нама имеет параллели и в других древних языках. Он родственен латинскому nemus, старосаксонскому niman, немецкому neman и nehman. Значение всех этих слов – «почтение, уважение, почитание».
В свою очередь, слово нама состоит из частей на и ма. На показывает на отрицание, а ма значит «мой». Получается – «не мое». Личностная душа полностью принадлежит Высшей душе, пребывающей в каждом человеке. Именно к этой сущности и обращено приветствие «намасте». Нет ничего в действительности, о чем душа может сказать «это мое». Таким образом, намасте – это проявление необходимого отношения к жизни. По другой версии, ма в нама означает смерть (духовную), но нама как отрицание смерти означает бессмертие.
Намасте работа ет на трех уровнях: ментальном, физическом и вербальном. Его действие начинается с установления контроля над умом. Это знаменует установление контроля над собственным «Я». Тем самым личностная душа выказывает свою любовь душе мировой. Такое действо понимается как выражение высшей любви, бхакти.
Бхакти – это любовь, которую человек проявляет по отношению к божеству, полностью ему подчиняясь. В древних текстах, известных как Агамы, говорится, что поклоняющийся божеству должен сначала сам ему уподобиться, иначе поклонение будет несовершенным. Установление полноценного контакта может быть только между равными. Следовательно, выполняя намасте перед собственной душой, человек признает наличие в ней Божественной искры.
Развивая в дальнейшем присущие душе божественные качества, человек с помощью намасте готовит внутри себя обитель для божества.
Эта мудра означает «Бог, пребывающий во мне, приветствует Бога в тебе». Другими слова ми, она признает равенство всех людей и каждому воздает почтение. Воспринимаемая как мистический акт, мудра намасте глубоко богата по своей символике.
Во-первых, чтобы правильно совершить «намасте», нужно соединить вместе пальцы левой и правой рук. Этот простой жест фактически управляет всей гаммой активной стороны жизни. Пять пальцев левой руки представляют пять чувств, а пальцы правой руки – пять органов знания. Следовательно, намасте показывает, что все действия человека должны пребывать в гармонии и направляться истинным знанием, побуждая к правильным мыслям и правильным поступкам.
В совокупности пять пальцев на каждой руке дают число десять. Число десять – символ совершенства, это мистическое число единства. «Десятка» почитаема практически во всех древних традициях. Десять – число заповедей, переданных Моисею Богом. В пифагорейской системе мироздания 10 было символом всего творения. В Древнем Китае о «десятке» отзывались как о совершенном сбалансированном числе.
Другое важное толкование мудры намасте связано с идеей супружества, которое знаменует собой появление новог о начала, соединяющего мужской и женский элементы природы. Брак понимается как полубожественное состояние цельности – это союз между противоположными мужским и женским принципами, который необходим для создания и защиты новой жизни.
Идея человеческой и божественной связи часто выражалась в терминах супружества: например, монахинь называли «невестами Христовыми». В ритуализированной Индии после совершения обязательных брачных церемоний молодожены являют друг другу мудру намасте. Свадебный обряд, полный символических значений, как бы гарантирует тем самым, что брак будет счастливым.
В этом духовном жесте отражаются согласие, взаимодействие и союз противоположностей. Муж и жена, совершив обряд намасте, соединяются, заключая небесный брак. Соединяя обе руки, намасте метафорически регулирует принцип дуальности, свойственный природе. Единение двух людей является земным проявлением высшего союза и высшей гармонии, это поистине гармоничное разрешение противоречий проявленного мира. Таким образом, намасте, символизируя мистерию единства, предлагает ключ к поддержанию равновесия жизни и указывает на вход в область вечного блаженства, счастья, здоровье, гармонии, мира и добра.
В этом контексте намасте связывается с образом Ардханаришвары, обоеполой формы Шивы, символизирующей союз Шивы и Парвати, породителей Вселенной. В этой форме Шива как бы переходит в свою возлюбленную супругу. В свою очередь, Парвати, сливаясь с мужем, обретает целостность. Только такая пара, которая обретает завершение, сливаясь друг с другом, исполнена высшей гармонии и счастья. Исполняя Шиву своим творческим началом, Парвати уравновешивает его аспект разрушения.
Когда Ардханаришвара танцует, его танцевальный шаг воспринимается как комбинация двух основных привоположных танцевальных стилей. Тандава – жестокий, сильный танец, исполненный яростной энергии; это вспышка безумной, разрушающей страсти. Ему противостоит лас ья – нежный, лирический танец, полный сладости, нежности и любви. Именно в ласье богини уничтожается смерть, все сущее обновляется и возрождается. Изображение Ардханаришвары, таким образом, есть символ совершенного союза двух противоположных элементов в проявленной Вселенной. Их идеальное объединение, без которого невозможно совершенство, – приветствие намасте.
Намасте признает дуальность, существующую в этом мире. Прилагая усилия, человек сводит две противоположные силы вместе, чтобы слить их в более высоком единстве состояния общности. Вот лишь некоторые проявления дуальности, коннотируемые жестом намасте: бог – богиня, жрец – жрица, король – королева, мужчина – женщина, небеса – земля, Солнце – Луна, теория – практика, ум – тело, наслаждение – боль, сознание – ощущение, дух – разу, сознание – подсознание, объективность – субъективность, разум – инстинкт, мысль – чувство, спор – опыт, талант – гениальность, тишина – звук, слово – смысл, шизофрения – эпилепсия, д епрессия – мания, катаболизм – анаболизм, правое – левое, перед – зад, мозг – сердце, инсулин – адреналин, пингала – ида, горячее – холодное, выдох – вдох, лингам – йони.
Нет ни одной сферы бытия, не затронутой символическим значением намасте. Этот жест уникален в том смысле, что его физическое явление сопровождается устным произнесением слова «намасте». Такая практика эквивалентна понятию мантры. Звучность священного слова намасте, как полагают, имеет глубочайшую мистическую ценность, которая соотносится с творческим изменением энергии, переходом ее из одного состояния в другое. Это преобразование находится в непосредственной гармонии с вибрациями космоса.
В самом общем смысле намасте – это социальная трансакция. Это популярный жест приветствия и прощания людей. Но он символизирует не только признание собеседника, но также и выражение счастья при виде его. Такая установка задает положительный тон для дальнейшего развития гармоничных взаимоот ношений.
Намасте представляет собой мозаику движений и слов, намекающих на глубочайшие мысли и чувства общающихся людей. В человеческом обществе такой механизм установления коммуникации наполняется особым социальным, эмоциональным и духовным значением. Можно сказать, что присовершения этой мудры руки складываются вместе, подобно ножу, чтобы люди могли обрубить все различия, разделяющие их и отделяющие от постижения духовного.
В этом смысле позволительно сравнить жест намасте с широко распространенным рукопожатием. Но хотя рукопожатие чрезвычайно близкий по смыслу жест, намасте во многом превосходит его. Прежде всего тем, что намасте уравнивает собеседника и Бога. Богу можно совершить намасте, но обменяться рукопожатием с Ним невозможно. Король или президент просто физически не могут обменяться рукопожатием со всеми, кого они приветствуют. Но намасте достигает всех. Это жест, которым можно обменяться даже с королем.
Йога как система упражнений нацелена на принесение всех уровней человеческого существования, включая физический и интеллектуальный, в полную гармонию с ритмами окружающего мира. В этом смысле мудра «намасте» сама по себе представляет йогу. Поэтому неудивительно, что любая йогическая деятельность начинается с выполнения этого глубоко духовного жеста. Буддисты пошли в этом смысле дальше и придали этому жесту статус мудры. Намасте, совершаемое божеством, воспринимается как анджали-мудра. Термин анджали происходит из корня андж, что означает «украшать, праздновать, помазывать». Намасте есть помазание на царство Духа, празднование достижения вершины человеческого духа, украшенной искренним стремлением стать лучше и улучшить жизнь окружающих существ.


Часть третья
Буддийские Мудры


В буддизм мудра-практика пришла из индуизма. В этой мировой религии мудры приобрели особое неповторимое звучание. Познакомимся с э той традиции подробнее.
В буддизме символически отражено все, с чем человек сталкивается в жизни. В этой системе досконально разработан понятийный аппарат для категоризации всех явлений и учтены все возможные уровни восприятия. Эта традиция богата своей символикой, и каждый символ имеет глубочайшее значение.
На протяжении многих веков эта символическая культура находила отражение в изобразительном искусстве, скульптуре и ритуалах. Объекты видимого мира изображались в форме, доступной для восприятия и посвященным, и несведущим людям.
Важный аспект буддийской символики – мудры, составляющие фундаментальный элемент буддийской иконографии. Чтобы попытаться понять иконографические изображения и извлечь из этого понимания практическую пользу на пути духовного просветления, необходимо отчетливо представлять себе весь смысл графических образов и правильно трактовать понятия, с ними связанные.
Слово на языке пали для обозначения мудры, муддика, происходит от термина мудда, означающего силу. Таким образом, прослеживается связь этих значений – творящего слова с мистическим ценностями. Жест – это признак действия, ритуальная печать; а печать подразумевает подлинность чего-либо. При распространение буддизма в Китае термин мудра стал уже соотноситься с идеей персонифицированного божества.
Мудры представляют собой один из шести принципов иконографических тем в буддизме, особенно в его мистической версии. Другие принципиальные тематические элементы – мандалы, асаны, троны (постаменты), ореолы, оружие и принадлежности божеств.
Мандала, несомненно, самый детально разработанный элемент системы. Это диаграмма, представляющая божество или группы божеств посредством изображения Вселенной, исполненной сил, которые управляют космосом.
Положения, которые принимает божество, известны как асаны. Асан очень много. Условно они делятся на два о сновных класса: статические и динамические.
Трон, постамент или опора, куда помещается божество, тоже нередко асана, которую оно совершает. Среди наиболее распространенных постаментов – лотос, трон, демоны, низшие божества, животные (львы, слоны, павлины).
Ореолы, или ауры (лимбы), указывают на божественное происхождение изображаемых персонажей. Они помещаются сзади статуи или изображения. Ореолы различаются по форме и размеру.
Оружие и принадлежности божества могут сами по себе предполагать наличие мудр. Они символизируют материальные и духовные достоинства и силу представленного божества. Наиболее распространенные инструменты – лотосы различных цветов, скипетры, извергающие молнии (ваджры), колокольчики, колеса, различные виды оружия, сосуды, булавы.
Каждая из этих пяти иконографических тем детально исследована в буддизме. Мудры – еще один специфический аспект этого учения.
С имволические ручные жесты, называемые мудрами, бывают в буддизме двух типов. Первая, наиболее древняя форма мудр, восходя из добуддийских времен, в символической форме представляет метафизический аспект тайных церемоний. Мудры, используемые в этом смысле, существенно важны в обрядах тибетского тантризма, китайского буддизма чен-йен и японского буддизма сингон. Понятие мудр находится здесь в контексте тантрической медитации, где к цели просветления устремлены Три Великие Тайны – силы духа, речи и тела.
Наряду с асанами (представляющими тело), мандалами (представляющими дух) и мантрами (представляющими речь) мудры обеспечивают все необходимые средства при достижении просветления.
Первые изображения Будды [3 - О Буддах и Бодхисаттвах буддийского пантеона см. приложение 3.] в антропоморфной (человеческой) форме появились примерно во II веке. На этих изображениях Учитель совершал руками определенные жесты. Однако в разных странах трактовка жестов подчас различалась. Единство в осмыслении мудр было достигнуто лишь к середине VII века, когда стал доступен текст «Махавайрочана-сутры», описывающей более 130 мудр: 31 для Великих Будд, 57 для великих божеств и 45 для остальных изображений.
Распространение буддизма в Азии наложило заметный отпечаток на трактовку мудр, предлагая дальнейшие модификации их форм и значений. Однако цель мудр оставалась той же самой – простым способом указывать на характер и функцию представленных божеств.
При интерпретации любой буддийской мудры следует учитывать, что каноны ее изображения могут заметно разниться в зависимости от страны распространения учения. Как и с любым другим аспектом буддийской символики, здесь нужно учитывать исторический и культурный контекст создания изображения.
Итак, в буддийской скульптуре и живописи Индии, Тибета, Непала, Китая, Кореи, Японии используется множество мудр. Они ясно показывают адептам силу и сущнос ть представленного божества. Таким образом, мудры символизируют божественное проявление. Они используются и монахами во время духовных практик, медитаций для обретения скорейших результатов, а также для заклинания сил различных божеств.
Но мудра используется в буддизме не только для того, чтобы проиллюстрировать и усилить значение мистического ритуала. Кроме того, она придает особую значимость скульптурной композиции, образу, танцевальному движению, медитативной позе. В своей высшей форме мудра представляет собой искусство символической жестикуляции, посредством которого невидимые силы могут воздействовать на земное бытие.
Мудра раскрывает секрет, таящийся в человеческой ладони и пяти пальцах. Уже говорилось о связи пальцев руки с первоэлементами. Божество, к которому обращаются с помощью мудр, может откликнуться на зов только в том случае, когда все элементы должным образом уравновешены.
Символические жесты рук Будды – важные инструменты воздействия на окружающий мир и сознание. Они исполнены глубочайшего мистического значения. Рассмотрим их чуть подробнее, отдельно останавливаясь на мудрах правой и левой руки.

 

Глава 1. Мудры правой руки

Жест бесстрашия и дарования защиты (абхайя-мудра)
Правая рука слегка приподнята, ладонь обращена наружу. Этот жест называется также мудрой благословения. Правая рука поднята на уровне плеча и слегка согнута. Ладонь повернута наружу, пальцы выпрямлены.
На примере этой мудры видно, что символические жесты происходят от естественных движений руки. Вытянутая рука – универсальный иконографический символ. С незапамятных времен это был жест утверждения силы. Такой жест Будда Шакьямуни совершил сразу после достижения просветления. Абхайя-мудра указывает не только на успокоение чувств, но и на отсутствие опасений. Она избавляет от опасений, что влечет за собой освобождение.
В Китае, Японии и Корее абхайя-мудра правой руки часто используется в сочетании с другими мудрами, совершаемыми левой рукой. Иногда абхайя-мудру совершают и левой рукой. Эта мудра характерна для Будды Шакьямуни и пятого Дхьяни Будды Амогхасиддхи, Господа Кармы в буддийском пантеоне. Амогхасиддхи помогает преобразовать иллюзию ревности в мудрость исполнения.

Жест споров, объясняющий учение Будды (витарка-мудра)
Правая рука полусогнута. Обе руки подняты, кончики большого и указательного пальцев касаются друг друга, образуя круг. Все остальные пальцы вытянуты вверх. Рука направлена вперед, ладонь смотрит наружу.
Эта мудра – универсальный жест, воспринимаемый даже вне своего буддийского контекста. Она часто присутствует в христианской иконографии.
Главным образом мудра используется при изображениях Великих Будд. Она сим волизирует одну из стадий учения Будды – обсуждения дхармы или обучения ей. Круг, образуемый большим и указательным пальцами, не имея ни начала, ни конца, является совершенством. Он указывает на Закон Будды, который – совершенный и вечный.
Это мистический жест Тар и Бодхисаттв.

Жест милосердия и сострадания (варада-мудра)
Правая рука свешивается ладонью вниз и немного выгибается наружу. Этот жест называется также мудрой, дарующей благо, или мудрой благости.
Этой мудрой обозначается милосердие Будды. Жест символизирует предложение, предоставление милости, приветствование, милосердие, сострадание и искренность. Это знак желания посвятить себя человеческому спасению. Открытая рука и вытянутые пальцы символизируют «распускание цветка» истины.
Варада-мудра часто совершается вместе с абхайя-мудрой. В этом случае правая рука делает жест бесстрашия, а л евая исполняет желания. В таком положении часто изображается стоящий Будда.
Варада-мудру совершают также и левой рукой. Это мудра Дхьяни Будды Ратнасамбхавы, Бодхисаттвы Авалокитешвары. Иногда ее совершает стоящий Будда Шакьямуни. Ратнасамбхава, третий Дхьяни Будда, преобразует иллюзию гордыни в мудрость невозмутимости.

Жест отшельника (шрамана-мудра)
Этот жест также называют мудрой отречения. Рука указывает вниз, вдаль от тела – как символ отказа от мирских удовольствий.

Жест, отгоняющий зло (тарджана-мудра)
Этот жест называется также мудрой предупреждения или устрашения. Указательный палец поднят, в то время как остальные пальцы сжаты в кулак. Эта мудра характерна для большинства гневных божеств.

Жест, отгоняющий зло (карана-мудра)
Рук а вытянута горизонтально или вертикально, ладонь направлена вперед. Большой палец прижимает к середине ладони два пальца (подобно рогам яка, устремляющегося на врага), в то время как указательный палец и мизинец направлены прямо вверх. Эту мудру часто совершают Экаджата и Яма.

Жест отречения (Буддашрамана-мудра)
Правая рука поднята до уровня плеча, запястье изогнуто назад, пальцы и ладонь обращены вверх. Пальцы направлены вдаль от тела. Это жест Васудхары и Ушнишавиджайи.

Жест удержания символов (харина-мудра)
Большой палец касается среднего и безымянного, образуя кольцо. Мизинец и указательный пальцы простираются вверх. Таким образом божеством удерживаются символы или эмблемы.

Жест знания (джнана-мудра)
Кончики указательного и боль шого пальцев соединены, об разуя круг; другие пальцы направлены вперед. Эта мудра совершается напротив груди, ладонь обращена к груди. Она отличается от витарка-мудры, при которой ладонь направлена от тела.
Есть вариация джнана-мудры, когда указательный палец заходит под большой, символизируя тем самым активное знание.

Картари-мудра
Эта мудра совершается рукой, находящейся на уровне плеча. Большой и безымянный пальцы касаются друг друга кончиками, образуя круг. Указательный и средний пальцы напоминают уши кроликов или рожки оленя. Во время медитации между этими двумя пальцами часто возникают различные символы.

Жест свидетельствующего (бхумиспарша-мудра или бхуспарша-мудра)
Этот жест также называется мудрой касания земли, мудрой призывания земли в свидетели победы над демонами. Правая рука покоится на правом колене. Рука обращена ладонью внутрь, все пальцы направлены в низ, указательный затрагивает лотосовое ложе. Левая рука находится на колене ладонью вверх.
Земле предлагается засвидетельствовать тот факт, что Шакьямуни полностью выполнил долг и обязанность Бодхисаттвы. Мгновенное преобразование Шакьямуни из Бодхисаттвы в Будду напоминает о превосходстве знания Будды, которое является чистым восприятием бодхи и средством, позволяющим Просветленному одержать победу над демонами. Эту мудру совершает Дхьяни Будда Акшобхья, преобразующий иллюзию гнева в зеркальную мудрость.

 

Глава 2. Мудры левой руки

Жест досуга (авакаша-мудра)
Эта мудра совершается сидя. Левая рука покоится на колене, ладонь обращена вверх.

Мудра украшений (катака-мудра)
Эта мудра представляет собой фигуру, похожую на кулак, в котором пальцы согнуты вместе, но большой и указательный пальцы не встречаются, обр азуя открытую трубу. Такая мудра часто используется в изображениях с цветами или другими украшениями.

 

Глава 3. Мудры обеих рук

Жест медитации (дхьяна-мудра)
Это жест медитирующего, также он называется самадхи– или йога-мудра. Выполняется чаще всего обеими руками, опирающимися на колени, ладони смотрят вверх. Это мудра медитации, концентрации на Благом Законе, достижении духовного совершенства, бодхи, или пробуждения.
Тыльная сторона правой ладони опирается на ладонь другой руки, кончики больших пальцев слегка касаются друг друга. Руки покоятся на коленях. Правая рука, находясь сверху, символизирует состояние просветления. Другая рука, находясь внизу, олицетворяет проявленный мир. Этот жест выражает победу над проявленным миром благодаря просветлению, а также просветленное состояние ума, где самсара и нирвана становятся одним целым.
Будда совершал эту мудру, сидя под деревом бодхи. Он являл ее, когда на него напали демонические полчища Мары. Он прекратил ее выполнять только тогда, когда ему нужно призвать в свидетели землю, – это произошло в момент победы над демонами.
Это характерный жест Будды Шакьямуни, Дхьяни Будды Амитабхи (Амитаюса) и Будды-целителя. Амитабха преобразует иллюзию привязанности в мудрость проницательности.

Жест поворота колеса учения (дхармачакра-мудра)
Это жест проповедника учения. Мудра характеризуется разнообразием форм даже в одной Индии. В общей форме она выполняется следующим образом. Обе руки лежат на груди, левая ниже правой. Мудра совершается обеими руками перед грудью, кончики указательного и большого пальцев касаются друг друга, образуя мистический круг знания.
Эта мудра характерна для Дхьяни Будды Вайрочаны. Каждый из пяти Дхьяни Будд связан с определенной человеческой иллюзией, помогая смерт ным их преодолеть. Вайрочана преобразует иллюзию невежества в мудрость реальности. Совершая эту мудру, адепт стремится сделать такой переход.
Эта мудра символизирует один из наиболее важных моментов в жизни Будды – случай, когда он дал свою первую проповедь после Просветления в Сарнатхе.
Указующая на колесо учения, эта мудра наполнена богатой древней символикой колеса в буддийской метафизике. Кроме Будды Гаутамы, ее может выполнять только Будда Майтрейя (Будда грядущего).

Жест знания, сконцентрированного в одной точке (ваджра-мудра)
Правая рука сжата в кулак. Большой палец зажат, указательный палец обращен вверх, ладонь смотрит наружу. Левая рука сжата в кулак, ладонь обращена внутрь и охватывает указательный палец правой руки.
Ваджра-мудра типична для Кореи и Японии, но фактически неизвестна в Индии. В Японии ее называют ци кен-ин. Это ярко выр аженный тантрический символ.
Указанный жест тесно связан с Вайрочаной – одним из пяти трансцендентных Будд. Мудра подчеркивает важность знания. Она также известна как мудра Высшей Мудрости. Пять пальцев правой руки представляют пять первоэлементов, защищающие шестой элемент, человека.
Другие интерпретации говорят о том, что поднятый указательный палец символизирует Знание, которое скрыто проявленным миром (правым кулаком). В Тибете эта мудра представляет собой совершенный союз между божеством и аспектом его женской силы.

Жест совершенства (уттарабодхи-мудра)
Этот жест также называется мудрой наивысшего совершенства. Все пальцы переплетены. Ладони сложены вместе, указательные пальцы вытянуты и сжаты.
Часто эту мудру совершает Будда Шакьямуни как освободитель нагов.

Жест алмазного рукопожатия (анджали-мудра)
Анджали-мудра – жест предложения и преданности. Руки соединены и расположены вертикально на уровне груди. Одна ладонь находится напротив другой, пальцы одной руки – напротив пальцев другой. Кончики пальцев сцеплены, большой палец правой руки охватывает большой палец левой руки.
Этот жест, образуемый обеими руками, напоминает о сосуществовании двух нераздельных миров, которые в действительности являются одним миром: Алмазного Мира, или ваджрадхату, и Мира Лона, или гарбхагхату. Эти два мира – выражение двух аспектов одной космической жизни. Они представляют взаимодействие духовного и материального, статического и динамического.
Поскольку это жест поклонения, воздающий уважение превосходящему состоянию души, его нельзя заметить на статуях Будды. Его совершают Бодхисаттвы и те, кто воздают уважение Будде или дхарме. Его часто выполняет многорукая Каннон, или Куань-Инь.

Жест разбрызгивания нектара (кшепана-мудра)
Это так называемая мудра разбрызгивания нектара (амриты), или амброзии. Руки сомкнуты ладонь к ладони с соприкасающимися указательными пальцами, повернутыми вниз и обращенными к священной вазе или сосуду, где содержится амрита.
Эта мудра напоминает уттарабодхи-мудру, но руки обращены здесь вниз.

Жест молитвы (намаскара-мудра)
Это жест преданности. Руки сложены в молитвенном жесте: они касаются груди, ладони и пальцы соединены. Это особый жест Авалокитешвары.

Жест чаши милостыни Будды (буддапатра-мудра)
Это одна из мудр, однозначно ассоциируемая с Буддой Шакьямуни. Обе руки расположены горизонтально таким образом, чтобы поддерживать действительную или воображаемую чашу для подаяний на уровне груди. Иногда чаша замещается драгоценностью, исполняющей желания, или шкатулкой сокровищ.

Жест удержания драгоценности (манидхара-мудра)
Руки согнуты и держат визуализируемую драгоценность (жемчужину), которую невозможно заметить нечистым взором. Это мудра Авалокитешвары и часто используется в качестве жеста приветствия.

Жест, отгоняющий зло (бхутадамара-мудра)
Это жест защиты. Он также называется трайлокьявиджайя-мудра, или мудра, внушающая страх. Руки пересекаются в запястье, правая рука накладывается на левую, ладони направлены вовне. Обычно два средних пальца слегка согнуты, и руки могут держать дополнительные символы типа ваджры и гханты. Эту мудру часто совершают Ваджрапани и Бхутадамара.

Жест Будды (будда-мудра)
У мужчин правая рука должна покоиться на левой, у женщин – наоборот: левая покоится на правой. Ладони обращены вверх, кончики больших пальцев обе их рук касаются друг друга.

Среди множества буддийских мудр особо выделяются пять. Обычно именно их можно видеть на изображениях Будды. С каждой из них связан один из пяти трансцендентных (Дхьяни) Будд. Рассмотрим значение этих мудр подробнее.

1. Абхайя-мудра
Абхайя на санскрите означает «бесстрашие». Эта мудра символизирует защиту, мир, избавление от страха. В Таиланде и Лаосе она связывается с идущим Буддой. Это самая популярная мудра при изображении Будды, идет ли Учитель или стоит. Такой жест известен с незапамятных времен и использовался как знак добрых намерений, показывая, что в руке нет оружия – рука предлагает дружбу и мир. В Римской империи он был также и жестом силы, жестом императора, который имел право миловать и издавать законы.
В буддийской традиции с этой мудрой связана следующая история. Зловредный Девадатта, двоюродный брат Будды, возгордился и захотел стать первым среди уч еников Будды. По мере того как росла гордыня Девадатты, он даже вознамерился убить самого Будду. План его был следующим: направить на путь Будды бешеного (или пьяного) слона. Но как только слон приблизился к Учителю, Будда явил абхайя-мудру, которая мгновенно успокоила разъяренное животное. Таким образом, абхайя-мудра связана не только с усмирением чувств, но и с преодолением страха.

2. Бхумиспарша-мудра
Бхумиспарша переводится как «касание земли». Эта мудра символизирует просветление Будды под деревом бодхи, когда он обращался к богине земли Стхаваре, чтобы та засвидетельствовала произошедшие в нем перемены. Совершая эту мудру, Шакьямуни справился с кознями Мары, медитируя на Истину.

3. Варада-мудра
Пять выпрямленных пальцев символизируют пять совершенств: щедрость, нравственность, терпение, усилие, сосредоточение. Эта мудра обычно совершается вместе с абхайя-мудрой, выполняемой другой руко й. Такая комбинация варада– и абхайямудр называется в Японии сеган-семуй-ин или йоган-семуй-ин.

4. Дхармачакра-мудра
Дхармачакра означает на санскрите «колесо дхармы». Эта мудра символизирует один из важнейших моментов в жизни Будды, когда он читал свою первую проповедь после обретения просветления в парке оленей в Сарнатхе. Таким образом, эта мудра указывает на «запуск» великого Колеса учения Дхарме.
Большой и указательный пальцы, как указывалось выше, образуют колесо дхармы. Три свободных пальца правой руки представляют три способа распространения учения Будды: средний палец – слушающих учение, безымянный палец – самореализовавшихся, а мизинец – махаяну, «Великую Колесницу». Три свободных пальца левой руки символизируют три драгоценности буддизма: Будду, дхарму и сангху. Совершающие эту мудру руки находятся около сердца, указывая на то, что учение исходит непосредственно из сердца Будды.

5. Дхьяна-мудра
Дхьяна-мудру можно совершать одной или двумя руками. Если она выполняется одной рукой, левая рука покоится на колене, а правая принимает свободное положение. Если мудра совершается левой рукой, она символизирует женский аспект мудрости. На открытую ладонь левой руки иногда помещаются священный текст или чаща, символизирующая отречение.
Если эта мудра совершается обеими руками, они располагаются на уровне живота. Правая рука покоится над левой. Иногда большие пальцы обеих рук соприкасаются, образуя мистический треугольник. Треугольник сопрягается с тремя драгоценностями буддизма – Буддой, дхармой и сангхой. Основное значение этого жеста – огонь, сжигающий все нечистоты.
Дхьяна-мудра – это мудра медитации, сосредоточения на высшем законе, благости, обретении духовного совершенства. Согласно традиции эту мудру Будда совершал перед обретением просветления.
Это один из любимых жестов йогин ов во время медитации и духовных практик. Он указывает на совершенное равновесие мысли, чувств и спокойствия.


Часть четвертая
Даосские мудры


Китайская философская система, возникшая еще в глубокой древности, испытывала влияние многих других культур, в том числе Индии. И все же на китайской почве произросла поистине самобытная цивилизация, прославившаяся своими достижениями в области искусства, науки, философии и пр. Поэтому, рассказывая о мудра-практике, мы не можем обойти своим вниманием ее китайскую версию. И особое внимание, конечно, мы уделим даосской трактовке мудра-терапии. А основополагающим понятием китайской философии, разумеется, является энергия ци, о которой мы и поговорим чуть подробнее.

 

Глава 1. Великая ци


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1617; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь