Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восемь благородных предложений



Во время служения при помощи мудр можно совершить традиционные предложения, указывающие на щедрость и смирение, готовность жертвовать. Мудры усиливают жертвенность и улучшают окружение, их действие здесь схоже с действием мантр. Вот восемь благородных предложений:
Аргха – вода для омовения рта.
Падья – вода для омовения ног.
Пушпа – цветы для убл ажения глаз.
Дхупа – благовоние для очищения воздуха.
Алока – свеча или лампа для освещения пространства.
Гхандха – благоуханная вода для омовения.
Невитья – наполнение свежестью.
Шабда – музыка для ублажения слуха.

 

Будды и бодхисаттвы буддийского пантеона

В различных школах буддизма махаяны («большой колесницы»), который включает в себя тибетский буддизм, китайский чань и японский дзен), признаются большинство перечисляемых ниже Будд. Буддизм т*censored*авады (или хинаяны, «малой колесницей»), который распространен на Шри-Ланке, в Таиланде и Бирме, признает только Шакьямуни (и иногда Майтрейю и некоторых других Будд). Амогхасиддхи, совершающий абхайя-мудру, иногда отождествляется с Шакьямуни. В буддизме Непала смешиваются и признаются оба Будды и индуистские божества.

 

Пять Дхьяни Будд
Пять Дхьяни Будд – это небесные Будды, визуализируемые во время медитации и считающиеся великими целителями ума и души. Это не исторические личности, подобные Гаутаме (Шакьямуни) Будде, но трансцендентные сущности, в символической форме отображающие универсальные принципы, или силы.
1) Акшобхья
Непальские буддисты считают Акшобхью вторым Дхьяни Буддой. Он происходит из синего слога ХУМ. Он сидит в позе ваджрапарьянка, его правая рука совершает бхумиспаршамудру. Акшобхья представляет изначальный космический элемент виджняны (сознания). Его левая рука покоится на коленях, а правая опирается на колено. Кончики средних пальцев касаются земли, ладони обращены друг к другу. Он ездит на паре слонов, его символ – ваджра (удар молнии). Супруга Акшобхьи – Лочана.
2) Будда Амитабха (в Японии – Амида)
Амитабха – самый древний Будда среди Дхьяни Будд. Считается, что он пребывает в области неб ес Сукхабати в состоянии мирной медитации. Его цвет – красный; он происходит из красного слога ХРИ. Этот Будда представляет космический элемент Санджна (имя). Он восседает на павлине. Пребывает в позе лотоса, его ладони покоятся на коленях, обращены вверх и совершают самадхи-мудру, правая лежит на левой. Его супруга – Пандара. Имя Амитабха обозначает «безграничный, или непостижимый свет».

3) Будда Амогасиддхи
Амогхасиддхи – пятый Дхьяни Будда. Он сидит в позе лотоса, левая нога покоится на правой, ладонь левой руки обращена вверх и покоится на коленях. Правая рука совершает абхайя-мудру. Этот Будда представляет космический элемент Самскару (структура). Его цвет зеленый, символ – Вишва ваджра (двойной удар молнии). Это воплощение сезона дождей. Амогхасиддхи восседает на Гаруде.
4) Будда Ратна Самбхава
Ратна Самбхава считается третьим Дхьяни Буддой. Его символ – драгоценный камень. Руки Будды сове ршают варада-мудру. Он представляет космический элемент Ведана (ощущение). Его цвет желтый, а супруга – Мамаки.
5) Будда Вайрочана (в Японии – Дайничи Ньорай)
Непальцы считают Вайрочану первым Дхьяни Буддой. Он представляет космический элемент Рупа (форма). Его цвет белый, две руки покоятся у груди, кончики больших и указательных пальцев соединены в дхармачакра-мудре. Супруга Вайрочаны – Ваджрадхатвишвари.

Другие Будды

Будда Шакьямуни
Считается, что Гаутама Будда имеет 550 воплощений. Чтобы отличать его от всех других Будд, его называют Шакьямуни (мудрец из рода Шакья). Учитель родился в 563 г. до н. э. в Лумбини (Непал) и был сыном Короля Суддходаны и Королевы Майядеви. Он достиг просветления после 6 лет медитаций и поста и покинул этот мир в возрасте 80 лет в Кушингаре. Будда обычно изображается в позе лотоса (падмасане), его правая рука совершает бхумиспарша- мудру. Иногда он правой рукой выполняет абхайя-мудру.
Будда Майтрея (в Японии – Мироку Босатсу)
Майтрейя – Будда грядущего. Обычно он изображается стоящим, держащим в правой руке лотосный стебель либо же сидящим, с одной ногой опущенной вниз или с лежащей на левом бедре правой ногой. Его руки совершают дхармачакра-мудру.

Будда Бхайсаджья (в Японии – Якуши Ньорай)
Считается, что при правильном обращении Бхайсаджья (известный также как Будда-целитель) дарует духовное целительство. Он носит монашескую одежду и сидит со скрещенными ногами. Его левая рука, покоясь на коленях и совершающая мудру медитации, обычно держит медицинскую чашу, а правая совершает мудру милосердия или поддерживает плод индийского лекарственного растения миробалан.
Хотэй (также известный как Будай, или Смеющийся Будда)
Это японское имя китайского мастера дзен Пое-Тай Хошанга, жившего в X–XI вв. Он толстый, смешной и добродушный, символизирует состояние счастья, которое принадлежит тем, кто понимает свою собственную природу Будды. Его любят во всем мире и поклоняются как Богу удачи (иногда он воспринимается как одна из форм Майтрейи).

 

Бодхисаттвы

Амитаюс
Апармита – это имя, данное Амитабхе в его ипостаси дарующего долговечность. Он богато одет и носит 13 украшений. Его волосы окрашены в синий цвет и изображаются либо убранными, либо ниспадающими к локтям. Он восседает в позе лотоса, его руки лежат на коленях и совершают дхьяни-мудру. Он держит сосуд с амброзией – это его особый знак. Авалокитешвара (в Тибете – Ченрезиг, в Японии – Каннон, в Китае – Куань Инь) – Бодхисаттва сострадания, защищающий от опасности. Его мантра – ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Он обычно изображается многоруким (до 1000) и многоглавым (до 11). Одна из правых рук совершает абхайю-мудру. Воплощением Авалокитешвары считаетс я Далай-Лама.
Зеленая Тара
Зеленая Тара считается духовной супругой Амогхасиддхи. В ее левой руке, как и у Белой Тары (см. ниже), находится полузакрытый цветок лотоса, правая нога вытянута. Зеленая Тара перевоплощается во всех добродетельных женщинах.

Четырехрукий Ченрезиг
Четырехрукий Ченрезиг – форма Авалокитешвара. Он носит все виды украшений, его цвет белый, у него четыре руки. В одной из правых рук он держит четки, а в одной из левых – раскрытый цветок лотоса. Другие две руки подняты к груди, ладони совершают намаскара-мудру, держа драгоценный камень (символ знания).
Манджушри
Манджушри – бодхисаттва Божественной мудрости. В Непале его считают основателем непальской цивилизации и создателем долины Катманду. В правой руке он держит меч мудрости и света, а в левой руке – рукопись Праджнапарамиты (книги божественной мудрости), покоящуюся на цветке ло тоса. Его левая рука совершает джнана-мудру.
Ваджрадхара
Ади Будда считается высшим божеством буддийского пантеона. При представлении ему дается имя Ваджрадхара. Он носит драгоценные камни и украшения и сидит в медитативной позе. В правой руке он держит ваджру, а в левой гханту (колокольчик). Его руки скрещены у груди и совершают ваджрахункарамудру.
Ваджрасаттва Будда
Ваджрасаттва – шестой Дхьяни Будда. Непальские буддисты почитают его как священнослужителя пяти Дхьяни Будд. Он носит все виды украшений, богатое платье и корону. Он белого цвета и сидит в медитативной позе, скрестив ноги. В своей правой руке он держит ваджру, в левой руке, опирающейся на бедро, – гханту (колокольчик).
Белая Тара
Тара – женское божество буддийского пантеона. Белая Тара родилась из слезы бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.
Тара защищает людей во время пересечения ими океана бытия. Белая Тара считается супругой Авалокитешвары, иногда Вайрочаны. Обычно она изображается сидящей, одетой и украшенной короной, подобно бодхисаттве.
Иногда ей поклоняются как Саталочане, семиглазой Таре, имеющей дополнительные глаза на лбу, ладонях и стопах, на одном или обоих ее плечах лежит цветок лотоса. Она восседает в ваджра-асане. Ее правая рука дарует милость, левая совершает мудру учения и держит стебель лотоса. Она носит все виды драгоценных украшений и выглядит очень красиво.
Поклонение Белой Таре производится для обретения долголетия и ради исцеления от болезней. Китайскую женскую форму бодхисаттвы сострадания Куань Инь, Богиню Милосердия, в Японии называют Каннон (или Канзеон Босатсу). Тара обычно несет вазу, содержащую нектар сострадания, и веничек, который воплощает повиновение высшему Закону и символизирует сострадание. Иногда она изображается совершающей анджалимудру.

 

Другие бодхисаттвы

Падмасамбхава
Падмасамбхава был известным тантрическим святым VIII в. из Северной Индии. Он поехал в Тибет по приглашению короля Тхи-Срон Децана и остался там на 50 лет. Падмасамбхава основывал монастыри и учил тантре. Его изображают восседающим со скрещенными ногами на лотосе, правая рука держит ваджру, а левая, лежащая на коленях, патру. У него есть особый символ кхатванга, который он прижимает левой рукой к груди.
Цонкапа
Цонкапа родился в Тибете в середине XIV в. Рассказывают, что дерево, которое бросало тень на дом, в котором он родился, на своих листьях имело изображение Будды. Цонкапа был реформатором буддизма на Севере. Он основал секту гелугпа, позднее очень популярную в Тибете. Эта секта не утратила своего влияния и по сей день.



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь