Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этика, эстетика, религиоведение.



Традиционно этика изучает мораль. Осмысливая эту проблему через соотношение эгоизма и альтруизма, индивидуализма и коллективизма, марксизм, например, моральность связывал, в первую очередь, с общественными интересами.

В современных условиях на первый план выходит характеристика морали как особого способа духовно-практического освоения мира и становления человека.

Мораль призвана сформировать у человека потребность жить интересами собственной целостности и гармоничной организации общества. Это не значит, что когда-нибудь будет достигнута их окончательная гармония. Она выступает скорее как идеал, к которому мы стремимся.

С помощью морали создаются три варианта целостности бытия: на личностном уровне, на уровне социума и на уровне включения в природное единство. Жить потребностью в этой триединой целостности и действовать в данном направлении и есть не что иное, как духовность. Мораль как способ практически-духовного освоения мира в изложенном контексте и означает необходимость формирования для себя «трехмерного духовного пространства» и действия сообразно его требованиям.

Художественное творчество, архитектурный и технический дизайн являются предметом изучения эстетики через категории стиля, эстетического вкуса, прекрасного, безобразного, возвышенного, низ-менного, трагического, комического, трагикомического и др.

Религиоведение изучает исторические особенности формирования духовной культуры человечества, разрабатывает картину совре-менной духовной жизни с учетом ведущей роли мировых религий (христианства, ислама, буддизма), показывает правовые особенности деятельности религиозных общин, отражает историческую роль конфессий в формировании идентичности. На территории Беларуси традиционными конфессиями являются православная и католическая. С их деятельностью связаны особенности архитектуры, образа жизни, национальных праздников.

 

Философское учение о ценностях.

Ценности отражают значимость кого-то или чего-то для отдельного человека или социальной группы, нации, человечества. На уровне общественного сознания ценности закрепляются в установках и оценках, императивах и табу, целях и проектах. На каждом этапе развития общества формируется своя иерархия ценностей, что выражается в ценностных ориентациях. Они воздействуют на мотивацию поступков, мировоззрение людей. Общечеловеческими ценностями являются: гуманизм, вера, любовь, справедливость. В европейской культуре значимую роль играют ценности индивидуальной свободы, социальной активности, трудовой этики; в белорус-ской – толерантность.

Отсутствие ценностей или пренебрежение ими ведет к бездуховности и социальному нигилизму. Нигилизм (от лат. – «ничто») – полное или частичное отрицание общепринятых ценностей, норм, идеалов.

Духовность и нигилизм активно взаимодействуют и постоянно воспроизводятся в социальной системе. Различия их выявляются в осмыслении обществом таких противоположных понятий, как «добро и зло», «война и мир», «истина и ложь». Присутствие нигилизма требует бережного отношения к ценностным ансамблям культуры, ответственности перед обществом со стороны отдельного индивида, умения адаптироваться к инновациям.

Проблемы ценностей, их роли в жизни общества и каждого человека изучаются философией в разделе «аксиология», который приобрел особую актуальность со второй половины ХIХ в. Важный вклад в становление современной аксиологии внес И. Кант и его последо-ватели – неокантианцы. В конце ХIХ в. ценности стали предметом рефлексии в работах представителей философии жизни (Ф. Ницше, В. Дильтея), философской герменевтики, феноменологии (Э. Гуссерль). В ХХ ст. аксиология разрабатывалась как в общетеоретическом плане (марксистская аксиология), так и в прикладном, связанном с оптимизацией управленческих, производственных структур (теория челове-ческих отношений, теория бережливого производства и др.).

Усвоение ценностей отдельным человеком называется социализацией индивида. Процесс социализации осуществляется путем воспитания, самовоспитания, обучения. Он зависит от многих факторов – социальной среды, культурных оснований общества, особенностей характера и личных интересов человека. Определенную роль играют и биологические факторы – наследственность, состояние здоровья.

Философия идентичности.

Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что ее устойчивость испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные с неоднозначной цивилизационной сродностью этнических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям.

В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм (ирландский, баскский, корсиканский, албанский, крым-ский, чеченский и т.д.).

Если цивилизация утрачивает идентичность, то в ней начинаются процессы распада, связанные с потерей периферии. Ядро цивилизации также может подвергнуться разрушению.

Архетипы – это исторически укоренившиеся в национальном со-знании (коллективном бессознательном) образцы мировосприятия, оценки культуры, формы самовыражения и действия, берущие начало в древнейших периодах человечества с учетом локальных демографических процессов, наследования программ культуротворчества. Впервые архетипические структуры общественного сознания выделил и изучил К. Юнг.

Менталитет – это освоенное и рационализированное национальным сознанием архетипическое подсознание (коллективное бессознательное) в форме национального мышления, национальной литературы и изобразительного искусства, кино, телевидения, радио, музыки, хореографии, архитектуры, политической элиты.

Характер души народа – это перепутанность благородных, патриотических порывов ради Родины и вредных привычек, подрывающих физические силы народа (пьянство, наркомания, загулы). Большую роль в обуздании темных проявлений характера народа играет религия, стремящаяся к установлению предпосылок для концентрации характера народа на достойных его предков делах

 

49. Социокультурная динамика, ее направленность и содержание.

Понятие «Социальной динамики» в обиход ввел О.Конт – основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения. Во-вторых, - как смену состояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику можно

определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие " социальные изменения". Социальные изменения - это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом.

 

50. Восток и Запад: философский диалог культур.

В ХХ в. среди философских наук исключительно важную роль начинает выполнять дисциплина, за которой закрепляется название «сравнительной философии», или «философской компаративистики». В рамках этой дисциплины изучаются и сопоставляются разнообразные течения мысли Востока и Запада, а заодно ищутся пути и способы их сближения в мировом цивилизационном процессе. Предмет компаративистики – не только философские культуры великих цивилизаций, но и проблемы, связанные с выявлением сходства и различий между ними.

С конца 30-х гг. ХХ в. в Гонолулу начинают проводиться конференции философов Востока и Запада. Цель этих конференций – «выявить возможность развития мировой философии через синтез идей и идеалов Востока и Запада». В их работе принимают участие философы Америки, Европы и Азии, в том числен с 1995 г. философы из бывшего СССР.

Появление философской компаративистики привело к повышению интереса к духовным культурам Востока. Началось систематическое их сопоставление и сравнение с интеллектуальными традициями Запада.

 

Философия безопасности.

Философия безопасности как самостоятельное направление исследований оформилась в конце ХХ в. под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков и соответствующего стремления общества к устойчивому развитию.

Техногенные риски обусловлены моральным и физическим старением индустриальной инфраструктуры и коммуникаций, созданных человечеством во второй половине ХХ в. Это катастрофы, вызванные старением техники, сооружений и зданий, промышленных комплексов, оборудования, нефте- и газопроводов, боеприпасов, дамб, парка самолетов, железнодорожных составов и путей. Значительную основу рисков формирует человеческий фактор с точки зрения некачественных работ, нарушений охраны труда.

Экономическая безопасность – это аспект деятельности, характеризующий важность обеспечения самодостаточности национального государства в условиях глобальных рыночных катаклизмов, связанных с недостатком продовольствия, протекционизмом.

С учетом выявившихся в начале ХХI ст. аспектов можем дать следующее определение безопасности – это деятельность, заключающаяся в обеспечении устойчивого развития общества и государства путем: 1) мониторинга и минимизации последствий стихийных бедствий, минимизации рисков; 2) высокотехнологичной модернизации аграрного, промышленного, оборонительного, информационно-образовательного, медицинского комплексов; 3) системотехнической координации оперативного реагирования в процессе устранения последствий природных и техногенных катастроф, потенци-альных угроз внешнего и внутреннего характера.

Философия безопасности исходит из трактовки объективной реальности как нелинейной динамики (влияние синергетики, квантовой механики). На уровне общественного сознания нелинейность предстает как неопределенность, питаемая динамическим хаосом и постоянным недостатком информации в достаточном для принятия решений объеме (в силу непрерывной изменчивости обстановки, параметров, условий, конъюнктуры рынка и т.д.).

Соответственно имеющимся возможностям философия безопасности решает задачи: 1) мониторинга (исследования); 2) минимизации последствий стихийных бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охранных, спасательных, экономических, социально-политических, социальных (медицинских, страховых), информационных, управленческих структур; 4) подготовки кадров; 5) развития материально-технической базы специальных структур; 6)оздоровления, финансовой стабилизации организаций (менеджмент безопасности); 7) со-вершенствования охраны труда.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь