Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Онтология Б. Спинозы и В. Лейбница: субстанциональный монизм и плюрализм.




Онтология (учение о бытии) Бенедикта Спинозы. Все существует только в Боге, через Бога и никак иначе. Бог дает возможность существо-вания всему. Бог и прир. – одно целое, Бог – это субстанция с ее атрибутами, а мир – это модусы. Они неразрывно связаны, так как все существует в Боге, без него ничего нет.

ОнтологиияЛейбница, субст много – поэтому метод поз-я совп с предуст гармонией, ей пронизано ед-во монад. Изучая себя – монаду изуч вселен. Метод – математич – универс связи ч. и целого + вводит понЯтия конеч и бесконеч – универс связь части и целого + автор интегр исчисл. – понятия конечн и бесконечн. Вселен хоть и бесконесна, мож быть посчитана математически Мир состоит из монад. Монады – это прост сущности, то есть не имеющие частей. Их также можно назвать атомами. Из монад состоят все вещи. Монада не мож измениться. Внутри нее не происх никакого движения. .

Монизм (один-единственный) – философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции – материи либо духа. “Он решительно отвергал представление о мышлении как об особой субстанции, которая будто бы существует сама по себе и проявляется сама через себя. Монизм Спинозы имеет пантеистический характер: Бог отождествляется с природой. Бог есть бесконечное существо, имеющее бесконечное множество атрибутов.

ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pturalis — мно­жественный) — концепция, противопо­ложная

монизму, по который все сущест­вующее состоит из множества равно­значных

изолированных сущностей, . Склонность к плюрализм выражает

стрем­ление современных идеалистов возвыситься над материалисти­ческим иидеалистическим монизмом.плюрализм противосто­ит только диалектико-материалистическому монизму. В

социологии плюрализм, слу­жит основанием для отрицания еди­ной определяющей

основы общества,

25. Философия «английского просвещения»: Т. Гоббс, Дж. Локк. идея «естественного человека». Ее выдвинул уже Гоббс, но Гоббс считал естественным для человека лишь безграничное стремление к собственной выгоде; Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» — существа, в основе своей разумного, высказываясь против принуждения и в политической и в религиозной области.
и свойства «естественного человека» являются нормой по отношению условиям общественной жизни,

Основоположник свободомыслия XVIII в., учитель французских материалистов Джон Локк Отстаивая принцип веротерпимости, он считал ее неприменимой по отношению к католикам и атеистам. наиболее смелые мыслители, утверждали, что религия необходима для простого народа. Суеверия следует искоренить, но их место должна занять вера, основанная на разуме. Идея «естественного человека» в просветительском ее понимании лежит уже в основе философии Джона Локка Политические взгляды Локка изложены им в «Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения — общественного договора. , Локк считает, что целью всякого общества является сохранение и защита личной свободы. Отвергнув феодальную теорию божественного права монархов и теорию абсолютизма Гоббса, Локк в основу своей теории государства кладет принцип политического суверенитета народа, признавая за ним право сменять государственную власть, Политическая теория Локка оказала огромное революционное воздействие на общественную мысль европейского континента. понимание опыта у Локка заключает в себе внутреннее противоречие. Признавая два равноправных источника познания — внешний мир и рефлексию .Он выдвигает учение о первичных и вторичных качествах: первичные качества — это объективные свойства самой материи; к ним Локк относит только протяженность, плотность, фигуру, движение и покой. Все остальные свойства — вкус, цвет, запах и т. д. являются вторичными качествами, зависящими только от воспринимающего субъекта.

Философия «французского просвещения»: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Ж.О. де Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К.А. Гельвеций.

Вольтер(основоположников французского Просвещения, который:

• страстно выступал против религии,

• считал Бога основателем окружающего мира,

• видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе,

• в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, ;

• выступал за гуманное отношение к простому народу выдвинул идею "просвещенного абсолютизма"),а также вел переписку с рядом "просвещенных" монахов

Шарль Луи Монтескье

• выступал с позиций деизма — видел в Боге создателя,

• видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности;

• отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство

• считал, что история делается людьми,

• выдвинул идею "разделения властей"— то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования

основополагающие идеи,

• идея приоритета закона;

• идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

основные положения философии Руссо.Он:

• видел в Боге мировую волю и мировой разум;

• считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

• считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

• был убежден, что человек не в силах до конца познать мир

• выступал против религии как таковой,

• считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

обосновал право народа на восстание(

• власть должна осуществляться через собрания, сходы,

• в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях,

Жан Мелье

• не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

• не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

• считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи;

• материя является первопричиной всех вещей,

• материя состоит из мельчайших частиц,

• познание — отражение материи самой материей;

• источником большинства знаний являются чувства;

• причиной социальных антагонизмов видел частную собственность,

• выступал за свержение абсолютизма,

3. Жюльен Ламетриатеистически-материалистических позиций:

• полностью отвергал идеализм и теологию;

• считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции — материи,

• душа, сознание, чувства, являются свойствами материи;

• поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге;

• выступал за полную познаваемость мира,

• считал частную собственность гарантией свободы человека;

• идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".

4.Дени Дидро(идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел"."Энциклопедия" была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства,

Философскиевзгляды

• признавал материю единственно существующей субстанцией,

• движение объяснял таким свойством материи, как разнородность

• отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;

• в основе общества и государства видел "общественный договор";

• идеалом государства считал "просвещенную монархию",

Гольбах(1723 - 1789) и Гельвеций(1715 - 1771).Значение деятельности французских философоватеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они:

• выделили два ведущих философских направления — материализм и идеализм

• освободили философию от многих религиозных предрассудков;

• дали более реалистическое определение субстанции — материя;

• выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

• подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание

• обосновали идеи социальной справедливости;

• идеологически подготовили Великую французскую революцию.

27. Немецкая классическая философия: И. Кант («критика чистого разума), Г.Гегель (законы диалектики), И. Фихте («наукоучение»), Ф. Шеллинг («созерцательный объективный идеализм»), Л. Фейербах («антропологический материализм») и ее значение.

Кант. если человек сначинает рассуждать о всеобщем, выходящем за пределы его конечного опыта, то он с неизбежностью впадает в противоречия. Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба недоказуемы. Кант выявил особую категорию всеобщих понятий. Чистый, или теоретический, разум вырабатывает такие понятия, как “Бог”, “вещь в себе, или абсолют, спонтанная сила, действующая в человеке, не может быть прямым объектом познания, Человек познает не вещи в себе, а явления. В своей теории познания он разрешает проблему: как, исходя из субъективности, из человеческого сознания, можно прийти к объективному знанию. существует какая-то соразмерность между сознанием и миром. Он связывает размерность космических процессов с бытием человека.

Гегель. Он сформулировал 3 закона диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей (в борьбе противоположностей заключается источник развития).

2. Закон преобразования количественных отношений в качественные (из-за неразрушения меры при изменении количественных отношений и при достижении определенной стадии происходит качественное изменение).

3. Закон отрицания (любая стадия процесса развития непременно сменяется новой стадией, на смену которой приходит еще более новая стадия).

В философии Гегеля существенную роль играет понятие диалектики. , диалектика — особая модель философского подхода к миру. Под диалектикой в данном случае понимается теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, т. е. становление и разрешение противоречий.

Фихте. В качестве основополагающего принципа, объединение теории и практики философского выделяет принцип свободы. “с человеческой свободой несовместимо признание объективного существования вещей окружающего мира,

Шеллинг. Философское развитие характеризуется, с одной стороны, четко выраженными этапами, смена которых означала отказ от одних идей и замещение их другими. Но, с другой стороны, для его философского творчества свойственно единство основного замысла – познать абсолютное, Природаесть и единственная субстанция, как это полагает Спиноза. Природа, по Шеллингу, представляет собой абсолютное, а не индивидуальное Я. . Центр философских исследований Шеллинг переносит с общества на природу. Шеллинг выдвигает идею тождества идеального и материального: Материя – это свободное состояние абсолютного духа, . Дух и материю они тождественны, так как представляют лишь различные состояния одного и того же абсолютного разума.

Фейербах. Природа - основа всего сущего, Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм.за исходный пункт своего учения принимает живого человека. отвергает идеалистическое учение о первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире.





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 807; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.) Главная | Обратная связь