Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эмпиризм и рационализм Нового времени



Основу учения составляет чувственный опыт, главенство при познании имеет чувственное восприятие. «Л. – это философ новаций вчерашнего дня». Не успев возникнуть его суждения, идеи становятся обыденными, привычными. Он как бы предсказывал а на следующий день это происходило. Всё что делал Л. считалось само собой разумеющимся. В 17 в. возникает распределительная и карательная функции гос., возникает принцип «каждому своё». И 2-й принцип «быть честным выгодно». 3 неотчуждённых права человека: право на жизнь, свободу и собственность. И 4-е свобода совести или свобода человека, т. е. человек должен сам выбирать религию. Свободомыслие Европы во многом начинается с 17 в. и основывается на вышесказанном. 17 в. стал всё обосновывать, стал всё выводить естественной природой человека.

В философии Л. большое место отводится нравственной проблематике. Л. считал, что должны быть некоторые запреты. Л. говорил (суть высказывания) «Если запреты идут из вне, то это цензура, её не должно быть. Если запреты идут изнутри личности, то такие запреты должны быть реализованы. Самоцензура это культура.» Главная работа Л. «Исследование о чел. разуме» в центре работы теория познания Всякое познание это сближение с опытом. Он создаёт психологическую теорию познания. Что является самым главным в процессе познания? По Декарту: чувства делятся на пришедшие из вне, врожденные, обнаруживаются нами самими. Л. считает, что элементы познания возникают только из чувственного опыта. Главным у Л. в его понимании опыта является то, что разум свободно оперирует данными чувственного опыта. Но сознание не создаёт представления и впечатления по Декарту, и нет враждённых идей. Точка зрения Л., что сознание только обнаруживает чувство, явление, но не создаёт его.

Главная задача Л. опровергнуть идею «врождённых идей» Декарта. Л. приходит к выводу или все идеи врождённые или они все неврождённые. Всякое знание из опыта. Опыт формируется из внешнего и внутреннего.

Теория Л. о первичных и вторичных качествах. Это вопрос об адекватном и не адекватном отражении действительности. Адекватное отражение действительности (первичные качества) протяженность, движение, фигуры и не проницаемость. Неадекватное отражение действительности (вторичные качества) цвет, вкус и запах. вторичные качества это не свойства вещей, а их снимки. Субъективная реакция на воздействие вещей. В природе нет цвета, вкуса и запаха. Это создают наши органы чувств.

Под «знанием» Л. понимал знание – это не отдельная идея и отношение к вещам, т. е. отношение копии вещи, а отношение идей друг к другу. Самое высокое познание интуитивное. Знание это всё, что может быть доказано разумом. Вера это превышение разума. Мнение это то, где нет ясных представлений. Вера и мнение должны подчиняться критике разума. Это очень важно для 17 в.

Два состояния вероятности:

то что дано человеку в его чувственном опыте, то что он может контролировать.

то, что подтверждается опытом других людей.

Философия Ф.Бэкона

Был материалистом. Бэкон считал, что высшая задача познания – завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Существует два вида опытов:

Плодоносные – приносящие непосредственную пользу человеку

Светоносные – познание законов, явлений и свойств вещей. Индуктивному методу соответствовали естественные свойства ума («признаки роды» - ограниченность ума, несовершенство органов чувств; «признаки пещеры» - индивидуальные недостатки в силу условий воспитания), эксперименту соответствовали приобретенные свойства ума («признаки рынка» - некритическое восприятие распространенных мнений, взглядов; «признаки театра» - основаны на слепой вере в авторитеты). Бэкон также создал систему классификации наук на основе способностей познания:

Память – история – гражданская и естественная – история естественная – повествовательная и индуктивная.

Воображение – поэзия - драматическая, описательная, параболистическая (басни).

Рассудок – философия – учение о человеке, учения о боге, учение о природе – учения о природе – физика абстрактов, физика конкретов, математика.

Философия Р. Декарта

Был дуалистом. Существуют два первоначала: материальная и нематериальная субстанция. Основное свойство материальной субстанции – протяжение. К материализму относятся науки и учения:

Физика – механистична

Космология – Вселенная изменчива, имеет свою историю

Космогония – идея естественного развития солнечной системы

Физиология – человека как сложная система, действует по законам механики.

Основное свойство нематериальной субстанции – мышление.

К идеализму относятся науки:

Метафизика – «Я мыслю, стало быть, я существую»

Метафизика – истинная субстанция (Бог), духовная субстанция, материальная субстанция.

Методология - рационалистическая дедукция

Психология – учение о нематериальности души (Бог соединил душу с телом).

Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике: она должна иметь статус “всеобщей математике, ибо в ней содержится всё то, благодаря чему другие науки называются частями математике ”. Это означало, что познание природы представляют собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически.

Для Декарта мышление является предметом изучения метафизики, а материя – физики. Материя – такая субстанция, которая делится до бесконечности. В то же время Декарт не признавал атомов, для него не существовало и пустоты.

Своим учением Декарт заложил основы дуализма – противопоставления двух субстанций: мышление и материи. Он признаёт, что мыщление и материя не зависят друг от друга. Субстанция – это такая вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чём, а только в самой себе. Поэтому Декарт проходил к такому выводу, что совершенной субстанцией является только Бог, который для него – лишь гарант истинного познания. По Декарту, Бог не способенобманывать человека, как это случается сплошь и рядом в жизни.

Тесно связана с проблемой протяжённости вещей и проблема движения, источник которого Декарт видит вне материи, тел. Если приведённое в движение тело движется, то его может привести в состояние покоя нечто такое, что находится вне поля его действия. Это было чётко механистическая позиция. Механика для Декарта выступала как важнейшая конкретизация “всеобщей тематики”.

Механизм Декарта проявился и во всех других областях исследования, в частности в объяснении хар-ра деятельности растительных и в особенности животных организм. Декарт был предшественником открытия безусловных ответных реакций организма.

Основной принцип механицизма Декарта – человек представляет собой машину, своеобразную, но всё-таки машину лишённую какой-либо души – растительной или чувствующей. Действия человека в своей непроизвольной, безусловно рефлекторной формы подобно действиям животного.

Рационализм Декарта проявлялся также в рассмотрении человека как разумного существа, которое отличают прежде всего целесообразная деятельность и речь.

 

№9.Философские взгляды И.Канта.

Онтологич. обоснование теории познания (с. т.зр. бытия и его сущности) впервые преодолевается только в 18 веке.. Тем самым К. осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по своим собственным законам. Впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассм-ся как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В отличие от философов 17 века, К. анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а, напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. Если у Бэкона и Декарта субъективное начало рассматривалось как помеха, то у К. возник. задача установить различие субъ. и объ. эл-тов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте К. различает 2 слоя - эмпирич. и трансцендентальн. К эмпирическ. он относит индивидуально- психологич. особ-сти человека, к трансцендентальн. - всеобщ. определения, составляющие принадлежность ч-ка как такового. Объективность знания, согл. К., обусловливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в ч-ке. К. возвел, т.о., гносеологию (наука о познании) в ранг осн. и первого эл-та теоретич. ф. Предметом теоретич. ф. должно быть не изучение самих по себе вещей - природы, мира, ч-ка, а исследование познавательной деят-сти, установл. законов чел. разума, его границ. В этом именно смысле К. наз. свою ф. трансцендентальной. Он называет свой метод тж. критическим, в отл. от догматич. метода рационализма 17 в., подчеркивая, что необх. в первую очередь предпринять критич. анализ наших познавательн. способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Т.о. гносеологию К. ставит на место онтологии, тем самым осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта. Утверждая, что субъект познает только то, что сам он и творит, К. проводит водораздел между миром явлений и непознаваемым миром “вещей в себе”. В мире явлений царит необходимость, все здесь обусловлено другим и объясняется через другое. Тут нет места субстанциям в их традиц. понимании, то есть тому, что сущ. само через себя, как некоторая цель сама по себе. Мир опыта в целом только относителен, он существует благод. отнесению к трансцендентальн. субъекту. Между “вещами в себе” и явлениями сохраняется отнош. причины и следствия: без “вещей в себе” не м.быть и явлений. К. не мож. избавиться от противоречия: он применяет здесь незаконно одну из категорий рассудка - причинность - по отношению к “вещам в себе”. Мир “вещей в себе”, или, иначе говоря, умопостигаемый мир, мог бы быть доступен лишь разуму, ибо он полностью закрыт для чувственности, Но разуму теоретич., т.е науке он недоступен. Однако это не значит, что мир этот вообщен никак не свидетельствует о себе человеку: он открывается практич. разуму, или разумной воле. Практич. разум назыв. потому, что его F - руководить поступками ч-ка, т.е. устанавл. принципы нравств. действия. Воля позволяет ч-ку определять свои действия всеобщими предметами (целями разума), потому К. и наз. ее разумом практическим. Существо, способное действовать в соотв. со всеобщими, а не только эгоистич. целями, есть свободное существо. Свобода - незав-сть от определяющих причин чувственно воспринимаемого мира. Человек есть житель двух миров: чувственно воспринимаемого, в кот. он как чувственное существо подчинен законам природы, и умопостигаемого, где он свободно подчинит себя закону разума, т.е. нравственному закону. Принцип мира природного гласит: никакое явление не м. быть причиной самого себя, оно всегда имеет свою причину в чем-то другом. Принцип мира свободы гласит: разумное существо есть цель сама по себе, к нему нельзя относиться лишь как к средству для чего-то другого. Именно потому, что он есть цель, он не может выступать в качестве своб. действующей причины, т.е. свободной воли. Умопостигаемый мир К. таким образом. мыслит как совокупность разумных существ как Вещей Самих По Себе, как мир целевых причин, самосущих автономных монад. Человек, как существо, наделенное разумом, существо мыслящее, а не только чувствующее есть, по К., вещь сама по себе.

 

№10.Классическая немецкая философия (Г.Гегель, Л.Фейербах).

Hемецкая классическая философия. Отталкивались от философии Канта. Постулат о существовании вещей в себе (нечто недоступное для человеческого сознания) и вещей для нас - противоречие, так и неразрешенное Кантом. Линия субъективации философии Канта.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь