Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гносеологическая проблематика.



19 вопрос. Основные идеи античной гносеологии, их методологическое значение для современной юриспруденции.

АНТИЧНАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ.

I. Античные философы выделяли 2 вида знания:

· эпистема — это сущностное знание в понятиях(научное), необходимое знание.

· докса — мнение, это знание случайное, неустойчивое, не отражающее сущность.

II. Античные филосы определяли истину как «несокрытость бытия»» (Алетейа). Сущность это определенность по бытию, у Платона сушность это эйдос, у Эристотеля сущность это форма или субстанция. Сущность — это форма. Понятие — это идея. По Аристотелю форма (эйдос) придает вещи сущность, делает ее тем, что она есть по бытию. В русском переводе называется «чтойность».

III. Школа софистов исследовало вопрос о субъективной стороне познания. И пришла к выводу что истина зависит от субъекта и от способа ее получения. (прочитать в учебнике о софистах).

Софисты Калликл и Фразимах доказывали, что законы создаются не богами, а людьди при чем в своих интересах (до этого считались что законы священны, т.к идут непосредственно от богов). У Зевса(законодатель) есть шестая жена Прокурор, она следит за законнностью божественной, у них 2 дочери Эфнофия ( богиня позитивная права, на следит за тем не противоречат ли человеческие законы божественному закону); Дикэ (богиня естесстенного права, она следит за тем соблюдает ли люди закон). АЗаконы создаются сильными для безопасности собственных целей.

Таким образом, античное гносеология имеет мировоззренческое и методологическое значение для современной юриспруденции.

20 вопрос .Гносеология нового времени: сенцуализм и рационализм.

Новое время начинается с буржуазных революций. Новое время пришло на смену средневековой философии: философия перестала служить теологии, философия избавилась от теоцентризма (бог перестал быть центром мира). Материализм и идеализм определились как противоборствующее философские направления. В гносеологии противобоствуют сенцуализм и рационализм.

Сенцуализм и рационализм разделяются по признаку источника знаний: для сенцуализма источником знаний являются чувства (цензус, Джон.Лок — нет ничего в разуме чего не было бы в чувствах). Человек родится чистым листом, чувство заполняют лист. Локк создал теорию «вторичных качества» эти те качества которыми субъект наделяет предметы: вкус, запах, цвет.

Рационализм: источник знаний в самом разуме. Рене Декарт латинское картези: «мыслю следовательно существую»; «кауза causa = рацио ratio» перевод естественная причина = логической причине. Это принцип адекватного отражения в мышлении причинно-следственных связей.

Философия Декарта — дуализм, т.к он равноправно признавал материальную и духовную субстанции. Свойство материальной субстанции: протяженность, инертность и т. д. Свойство духовной субстанции: способность мыслить. Человек состоит из двух этих субстанций. Свойство субъекта его тело — носитель СМС, а мышление человека проявление духовной субстанции. Отсюда (иэ этой онтологии) его рационализм. Если в человеке изначально присутствует мыслящая субстанция, значит у него изначально в сознании представлено содержание этой субстанции.

21 вопрос. Гносеология И.Канта.

У Канта нельза абсолютно разграничить онтологию и гносеологию.

Кант развил идеи след.философов:

-Девид Юмм: «У субъекта нет средств ни для того что отрицать и утверждать существование внешнего мира».

-Джон Локк: «концепция вторичных качеств».

-Теория врожденных идей Де-Карта.

 

Кант задается вопросом: «Как возможны доопытные систематические суждения» т.е не извлеченные из опыта, но добавлающие некоторые свойства. (Пример: вселенная бесконечна).

Кант считал что источником таких суждений являются априорбные (доопытные, изначально данные в разуме) представления.

Кант выделял след.позновательные спосбоности: чувственность< =рассудок< =разум.

Рассудок — это способность действовать по правилу.

Разум — создает правила для рассудка, это творческая спосбность человека, создавать новые новые моральные законы, новые правила для рассудка.

Кант выделял антиномии чистого разума:

1. Бог есть — Бога нет.

2. Мир конечен — Мир бесконечен.

3. В мире все происходит по необходимости — В мире есть свобода.

Антиномии — это равнодоказуемые суждения с противоположным смыслом.

Антиномии возникают в результате попыток объяснит ноунимальные явления с помощью рассудочных схем.

Кант выделял 3 априоризма разума: о душе, о мире, о Боге, т.е у всех людей в любые эпохи изначально в разуме присутствуют эти три представления. Что есть внешний мир, что есть некоторая высшая сила, которая безгнранична в своих возможностях управлять всем.

На базе этих априоризмов разума в разных культурах формируются разные системы ноуменальных представлений.

22 вопрос . Проблема истины в философии и в юриспруденции. Основные философские концепции истины.

В юристрруденции проблема истины всегда была в числе основных, это связано с общественной и индивидуальной потребности, стремление к истинности. С точки зрения Канта это заложено в основаниях человеческого разума.

В истории философии можно выделить следующие концепции философии:

-кореспонденская концепция истины, т.е истины это соответствие знания объекту.

-конвенциональная концепция истины, истины это результат соглашения по поводу того что считать истинным (на рубеже 19-20вв. Анри Пуанкаре — позитивист, а в науке физик, математик + неопозитивисты Карл Поппер, постпозитивисты Томас Кун — его теория научный парадигм, согласно этой теории парадигма это система правил принятых в научных сообществе, конвенционально установленных методов постановки проблем и их решений. А в праве например следует говорио о парадигмальных конвенциях законодательной деятельности. Кроме того в праве решение суда может носит конвенциональный характер (суд присяжных, если в суде больше одного человека. В юриспруденции истина носит конвенциональный характер в той или иной степени.)

В настоящий момент в отечественной системе права обсуждается вопрос о характере истины достигаемой в результате судебного разбирательства. Если говорит о иностранных примерах то в разных правовых системах концепция такой истины различаются: в американском правовом системе истина это продукт соглашения. В советской правовой системе истина достигаемая в судебной разбирательстве рассматривалась как объективная истина, т.е истина не зависящая от субъекта, но при этом признавалась что это истина имеет относительный характер, именно поэтому существуют инстанции, институты обжалования и т. д. Установка суда должна быть на установлении объекта, но при этом не исключались судебные ошибки, но должны быть добросовестные. Данная модель сохранилось до сих пор, конвенциональная концепции в ней много. Недавно выступил со статьей оприроде истины в судебном разбирательства и уделил объективности этой истины.

23 вопрос .Диалектика материалистическая теория познания, истина как процесс.

Диалектика материалистеческой гносеологии была создана Марксом и Энгельс, развито Лениным. И в отечественной юриспруденции именно это концепция истины актуально до сих пор, например, в уголовном процессе. Сама идея истины как процесса взаимствована маркцизмом у Гегеля.

Концепции истины как процесса:

-Объективная истина это содержание наших знаний, которые не зависит от субъекта.От субъекта не зависит не только ядро истинны теории и сопуствующие ему заблуждения, которые могут быть исправлены в будущем. Ни одна теория не является абсолютно верной, в ней всегда есть моменты заблуждения, даже если это заповедь.

-Истина относительна, т.к она конкретна (относится к определенному времени, культуре, области знаний и т. д.): «Нет истины абсолютных, истина верная для всех времен народов, не верна ни для одного времени и ни для одного народа».

Каждая истина объективна, но при этом относительно, потому что конкретна.

-Истина носит характер процесса: ее содержание развивается, ядро абсолютной истины в объективной оносительно истине увеличивается. Увеличивается сумма знаний. А моменты заблуждения преодолеваются, но при этом возникают новые. Поэтому абсолютная истина это только недостижимый идеал познания, т. к. его нет, она существует только в виде ядра и невозможно полное исчерпывающее окончательное знание о мире.

-В юриспруденции в отечественной именно это модель истины достигаемой в следствии и в судебной разбирательстве. Истина как процесс: суд.инстанции, институты кассации.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь