Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия как наука:предмет филосфии, Проблема основного вопроса. Структура философии



Если физика, химия, биология изучают конкретные явления природы, математика, кибернетика, теория систем -- общее и предметах и процессах, то философия -- это наука о всеобщем, всеобщих связях природы, общества и мышления, о мире в целом. В отличие от конкретных наук она ставит и решает коренные вопросы бытия мира и человека: что такое мир, сотворен ли он кем-то или пребывает вечно; что такое человек в этом мире и каково его место в единой картине явлений; как дух соотносится с материей и существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы; в каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении; какова природа человеческого разума и способен ли человек познать окружающий мир и самого себя; что такое истина и заблуждение; есть ли направленность в развитии человеческой истории и в чем ее сокровенный смысл и т. д.
Из ответов на эти и подобные вопросы складывается система философского знания. Многообразие проблем породило несколько его ветвей: историю философии, онтологию (учение о бытии), гносеологию (или теорию познания, эпистемологию), социальную философию (науку о всеобщих законах развития общества), философскую антропологию (учение о природе и сущности человека), герменевтику (теорию толкования, объяснения и понимания текстов, писаний, правовых законов), аксиологию (теорию ценностей и оценок), методологию (учение о методе, наиболее общую теорию метода), праксеологшо (теорию рациональной деятельности в соответствии с определенными методологическими принципами как регулятивами, направляющими мышление и действия), философские основания частных наук, или философию науки (философию истории, философию права, философию культуры, философию религии, философию политики, философию техники, философские проблемы физики, химии, биологии, математики, медицины и т. д.). В совокупности дисциплин она дает целостное понимание мира, раскрывает всеобщие основания бытия. Поэтому ее рассматривают не только как составную часть, но и как квинтэссенцию духовной культуры.
В ряду перечисленных выше особое место занимает вопрос об отношении человека к миру и мира к человеку. Его можно назвать универсальной, основной проблемой философии в том смысле, что все философские системы, школы, направления, независимо от их исходных посылок, так или иначе решают или касаются его. С ним связаны другие вопросы: соотношения объективного и субъективного, материального и идеального, соответствия наших представлений о мире реальности, т. е. его познаваемости, и др. Именно основной вопрос, взятый в его всеобщности (как всеобщее в системе «мир — человек»), является «демаркационным» при разделении проблем бытия на философские и нефилософские. По нему определяется и предмет философии (всеобщее в системе «мир — человек»), и сама философия как система взглядов.
Отношение же мышления к бытию, духа к природе, идеального к материальному, которое долгое время считалось «великим основным вопросом всей, в особенности новейшей, философии»1, в действительности выступает как отправная носылка, начальный постулат, принцип построения философской теории, концепции. В зависимости от того, как философы понимают этот момент, что берут за исходное, определяющее, формируется два противоположенных направления — материализм и идеализм.
Материализм — система взглядов, базирующихся на признании вечности, несотворимости природы и материи, объективной реальности, существующей вне человеческого сознания. Дух же, явления психики и сознания рассматриваются как продукт длительной эволюции природы, функция сложной высокоорганизованной материи — нервной системы, головного мозга человека. В обыденном смысле материализмом называют предпочтение, преимущественное внимание, уважение к материальным вещам, благам, ценностям, веру в вещественные причины всех явлений природы, общественных событий и влечений людей. В европейской философии различают несколько разновидностей материализма:
а) по историческим этапам развития философии: материализм древних греков и римлян; механический метафизический материализм XVII — XVIII вв.; диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса, вульгарный материализм К. Фогта, Я. Молешотта, Л. Бюхнера и др. (середина XIX в. и позднее);
б) по отношению к общественной жизни при объяснении основ существования и развития человечества: географический детерминизм; антропологический и исторический материализм; технологический детерминизм и др.
Центральное понятие материализма — м а т е р и я. В античной философии она трактовалась как всеобщий субстрат (первовеще-ство, строительное сырье), в новое время — как некая субстанция, основа, носитель всех энергетических сил и динамических характеристик. В XX в. акцент переместился на гносеологический аспект ее как объективной реальности: в этот феномен включается все в природе и обществе, что существует вне и независимо от человеческого сознания.
Идеализм — направление в философии, объясняющее происхождение физического, материального, предметно-чувственного мира из духа, сверхчувственной абсолютной сущности — идеи (или комплекса идей). Сложились две главные его разновидности — идеализм объективный и субъективный. Представители первого считают, что идеи в виде мирового разума, мировой воли, абсолютного духа существуют вне человеческого сознания и не связаны с ним. Будучи активной творческой силой, они создают наличное бытие, окружающий мир но своему образу и подобию. Сторонники второго полагают, что мир есть комплекс ощущений субъекта (индивида), а предметы, вещн, явления существуют лишь в тех пределах, в той мере, в какой они воспринимаются человеком. Невозможно утверждать, что они сохраняются за границами этого восприятия, ощущений. Иначе говоря, отрицается независимое от сознания субъекта существование вещей и явлений.
В обыденном понимании идеализм -- это бескорыстие, стремление к высшим духовным целям и ценностям, наклонность к мечтательности, увлечение несбыточными проектами, непрактичность.
Идеализм прямо или косвенно сопряжен с каким-либо типом религиозного мировоззрения — космоцентрическим теизмом и пантеизмом* (объективный идеализм), персонализмом**(субъективный идеализм).

 

Функции философии

Философия выступает в трех главных ипостасях: 1) как наука, система знаний о мире в целом и месте человека в этом мире; 2) мировоззрение, рационально-теоретический взгляд на мир как единое целое; 3) методология, всеобщий метод познавательной деятельности. Соответственно многообразие выполняемых ею функций подразделяется на три группы: познавательные, мировоззрен ческие и методологические. Познавательные включают два вида объяснительную н информационно-отражательную.
О б ъ я с н и т е.'I ь н а я ф у н к ц и я. Выясняя наиболее общие связи м отношения между явлениями и процессами, философия фиксирует их в универсальных понятиях категориях (бытие, материя, сознание, объективное, субъективное, материальное, идеальное, свойство, мера, движение, изменение, развитие, система и др.), создающих мир общих идей, основу человеческого интеллекта. Эти понятия присутствуют во всяком теоретическом мышлении, и их признают предельными основаниями, пли универсальными формами культуры.
Система философских понятий, категорий, принципов, законов раскрывает сущность и устройство бытия, мира, место человека в этом мире, наиболее общие связи явлений и объясняет источники, причины изменений, движения, функционирования природы, общества, познания.
И и ф о р м а ц п о и и о - о т р а ж а т е л ь и а я ф у н к ц и я. Адекватно отражая свой объект (всеобщее в системе «мир..... человек»),
выявляя его существенные элементы,.структурные связи, закономерности, философия вырабатывает специализированное (логико-рассудочное, системно рационализированное) знание о всеобщем, а следовательно, служит источником достоверной информации. Эта информация фиксируется в философских категориях, законах, принципах, образующих целостную систему. Каждая философская концепция, теория, учение представляет собой относительно самостоятельную информационную систему. Кроме того, существуют разделы внутри философии — онтология, гносеология, социальная философия, этика, эстетика п др. Совокупность концептуальных систем, теорий, учений, разделов философии дает сложную динамическую информационную систему, отражающую всеобщие универсальные связи бытия и познания.. К мировоззренческим функциям относятся гуманистическая п культурно-воспитательная.
Г у м а н ист и ч е с к а я ф у и к ц и я. Стремясь охватить, обоб-... щить, осмыслить и оценить иителлектуально-иаучкые, художественно-эстетические достижения и социально-исторический опыт человечества в целом, философия формирует рационально-теоретическое мировоззрение, создавая в сознании человека и общества научно обоснованную картину мира, помогая понять и правильно осмыслить окружающий мир и место человека в нем.
Потеря мировоззренческих ориентиров может привести к ощущению бессмысленности жизни, утрате цели и смысла, равнодушию, самоубийству, наркомании, преступлениям. Человек нуждается в убеж-
§ 3. Философия как наука: специфика, проблематика І9
деипях и воззрениях высшего порядка, которые наполняют жизнь содержанием и смыслом, укрепляют дух. Философия не обещает нам вечности, но помогает подняться над обыденностью, понять окружающее и себя как его частицу, освободиться из плена житейской суеты, стать свободно мыслящим индивидом.
К у л ь т у р и о - в о с п н т а т е л ь н а я фу и к ц и я. Одним из свидетельств высокой культуры мышления является умение видеть неоднозначность мира, вскрывать реальные противоречия жизни. Философия показывает, что противоречия объективно неизбежны, и человек должен не избегать, не прятаться от них, а стремиться выявлять п преодолевать. Развитие возможно лишь посредством разрешения противоречий. Такой взгляд на мир формирует гибкость в мышлении, аналитическое осмысление происходящих процессов, трезвый подход к жизни.
Другой важнейший признак культуры человека — ответственное отношение к миру. Философия показывает, что человек есть действительно субъект истории, носитель п творец всех общественных отношений п как таковой он полностью п безоговорочно ответствен перед самим собой, обществом, следующими поколениями за то, как жил, что успел и не успел сделать, что оставил после себя потомкам. Таким образом, она закладывает основу ответственности личности за судьбы истории, общества, собственную жизнь. Философия анализирует культуру как достигнутое, вскрывает противоречия, несоответствия в жизни, демагогию в мышлении, алогичность в действиях и поступках людей, тем самым воспитывая интеллектуальную дисциплину, строгость в мышлении.
Методологическими функциями являются логико-гносеологическая, интегрирующая и критическая.
Логико-гносеологическая функция заключается в том, что философия классифицирует общенаучные методы познания, раскрывая их специфику, возможности и взаимосвязи; прослеживает, как происходит процесс познания, каковы его результаты; устанавливает, что такое истина и каковы ее критерии; разрабатывает общую методологию познания, т. е. научный метод, и ее законы, категории и принципы выступают в качестве общетеоретических методов анализа явлений и процессов окружающего мира.
Частные науки специально не изучают формы мышления (методы познания), но нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания. Эту функцию и выполняет философия как методология.
Интегрирующа я фу и кци я. Развитие пауки происходило путем формирования отдельных дисциплин в результате отграничения предметов одной науки от предметов других. Но, «от- почковываясь» от общей основы, протознания, они оказывались в некоторой изоляции друг от друга. В результате сама наука представала не целостной системой знания, а суммой специализированных направлений. Эта тевденщю размежевания, дифференциации была ведущей вплоть до XIX в. Возникла угроза кризиса единства науки. Проблему решения интеграции знания взяла на себя философия в силу специфики своего предмета. Она выдвинула принцип единства мира. А поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство.
Интегрирующая функция заключается, прежде всего, в том, что философия обобщает, синтезирует данные естественных, технических и общественных наук, развертывая целостную научную картину мира, вырабатывая всеобщее, философское знание, которое фиксируется в законах, принципах, категориях, выполняющих функции общетеоретического метода познания.
Существует также интеграция по методу, которая состоит в проникновении философских методов в частные науки, в ткань всего научного знания (так называемая философизация науки, аналогичная ее математизации), когда категории философии («развитие», «детерминизм», «необходимость», «закон», «структура», «системность» и др.) все более активно используются в конкретных науках, помогая синтезу знания на различных уровнях.
Сюда.относится и общекультурная интегрирующая функция, связанная с преодолением разобщенности различных сфер общественной жизни и социальных структур (экономики и духовной культуры, науки и политики и др.), раскрытием их единства, взаимосвязи и взаимной обусловленности.
Критическая функция. Философия предполагает критическое отношение к действительности, трезвый, аналитический подход, подвергающий все сомнению. Еще Р. Декарт в «Рассуждении о методе» (1637) выдвинул принцип: сомневаться во всем, в чем можно сколько-нибудь усомниться, чтобы освободить ум от схоластических догм и иллюзий. Философия — критическая форма человеческого знания. Подобный подход — не критиканство, а рассмотрение процессов и явлений в их противоречивости, противоборстве сторон, анализ и учет возможных негативных последствий. Философия осуществляет критику прошлого, настоящего и будущего и служит своего рода мировоззренческим «ситом» для предшествовавшего и настоящего культурно-исторического опыта. Она способна выстраивать различные варианты теоретических моделей будущего, формулировать принципиально новые идеи, мировоззренческие образы и идеалы.
Философия должна обнажать и заострять актуальные проблемы, выдвигать идеи, находиться в состоянии конструктивной оппозиции, чтобы быть постоянным возмутителем интеллектуального спокойствия. Иначе она не исполнит своей миссии движущей силы культуры, методологического регулятора ее развития.
Во все времена философия стремилась уйти от догматизма и авторитарности, расшатывала застывшие схемы, устаревшие взгляды, но вместе с тем старалась сохранить все ценное, истинное, рациональное в культуре. Таким образом, она осуществляет критический отбор, «селекцию» и аккумуляцию духовного опыта, передачу его другим поколениям.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь