Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическая философия является учением о предельных основаниях власти и наиболее общих закономерностях организации совместной жизни людей.



В рамках политической философии, анализ и осмысление проблем власти предполагает, прежде всего, прояснение их предельных оснований.

Наряду с политической философией проблемами власти интересуется также и политическая наука, или политология. В ее рамках в наши дни предпринимаются попытки, отталкиваясь от того факта, что властные отношения пронизывают все сферы и уровни жизнедеятельности общества, начиная с индивида (как власть над собой – самообладание), семьи (социальное управление), государства (государственное управление) и его институты и заканчивая глобальными проблемами войны и мира, создать даже особое направление исследований, специально занимающееся феноменом власти в ее многообразных проявлениях – кратологию (от гр. kratos – власть и logos – учение). Несмотря на то, что сегодня это направление исследований формируется в рамках политической науки, оно, претендуя на изучение предельных оснований власти, во многом соприкасается с предметом политической философии.

С позиций обыденного сознания, власть – это организованная воля и сила каких-либо субъектов, направленная на людей, независимо от их установок относительно такого влияния. Она представляет собой способность и возможность реализовать волю одного субъекта (личности, социальной группы, государства, партии), воздействуя на волю других субъектов, даже вопреки воле последних.

Очевидно, что даже в обыденном сознании идея власти имеет сложный и многоплановый характер: она уходит корнями в природу межличностных отношений и сокровенные глубины человеческой природы, в особенности характера человека. Отсюда и поговорки типа: «власть или, наоборот, ее отсутствие, развращают» и т.п. В различных национальных языках фиксируется также и то обстоятельство, что власть реализуется в отношениях господства и подчинения, предполагающих подчинение( мягкое или жесткое – другое дело)одних воле других. Подчинение нередко, к сожалению, может зиждиться на грубой силе – обеспечивая тем самым «уважение» к власти, добытое из-под палки. Иное дело, если властные отношения и институты базируются на мощи разума, науки, умноженных на право и нравственность.

Несмотря на то, что практически все аспекты власти так или иначе изучались в истории политической философии древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения и Нового времени, их обстоятельное аналитическое изучение началось только в неклассической философии, в особенности, в работах классиков марксизма-ленинизма и М.Вебера.

Согласно М. Веберу, власть коренится в способности индивида А добиться от индивида В поведения (бездействия) в соответствии с его волей и вопреки воле В. В свете данного понимания феномена власти, его важнейшими существенными признаками являются следующие: во-первых, навязывание своей воли другому; во-вторых, подчинение чужой воле.

Власть – не только способность, но и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия.

Онтологический философский анализ власти предполагает выделение ее движущих сил (источников), предпосылок (ресурсов), стимулов (рычагов). В качестве источника власти обычно рассматривают и силу, и закон, и авторитет. В качестве ресурсов власти чаще всего рассматривают страх, насилие, традиции, право, убеждение. Стимулами власти являются наказание и поощрение, включение и исключение, просвещение и невежество и т.д.

Их подробное и самостоятельное изучение – важная задача политической философии.

Гносеологический и праксеологический философский анализ власти предполагает выделение ее субъекта (государства, социального института, индивида); объекта (человечества, общества, класса, какой-либо группы людей, индивида); функций и роли в жизни общества (господства, регулирования, руководства, мобилизации и т.п.).

История развития человеческого общежития показывает, что власть имеется в любой организованной, более или менее устойчивой общности людей. Она формируется вместе с возникновением самого человеческого общества и существует на всех этапах его развития. Поскольку общество – это сложная система, она требует для своего воспроизводства и функционирования коммуникацию, в частности, постоянную координацию деятельности его основных составных частей и элементов, соответствующего их соотношения.

Определене власти

Власть – это способность и возможность влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов посредством разнообразных источников, ресурсов и стимулов.

Отношения власти сначала своим источником имели силу, ресурсом – страх, а стимулом – наказание. Постепенно в ходе истории источники, ресурсы и стимулы власти стали более разнообразными. Источником власти становился авторитет, ее ресурсом – право и убеждение, а стимулом – информирование и аргументация.

В политической науке сегодня выделяется несколько основных подходов к трактовке феномена власти:

а) директивный (Т. Гоббс, К. Маркс, М. Вебер);

б) функциональный (Т. Парсонс);

в) информационно-знаниевый (М. Фуко, А. Тоффлер);

г) коммуникативный ( Ю. Хабермас, Н. Луман).

Каждый из них в качестве предельного основания власти рассматривает и (или) ее способность и возможность влиять на поведение и деятельность людей.

В директивном подходе власть рассматривается как способность одного субъекта с помощью какого-либо источника оказывать определяющее воздействие на поведение другого субъекта и таким образом добиваться выполнения приказов, директив (М. Вебер). Согласно К.Марксу, директивный подход правомерен только по отношению к политической власти, которая в классовом обществе является организованным насилием одной части общества над другой.

В функциональном подходе власть понимается как способность одних субъектов реализовать функцию управления в отношениях с другими субъектами (Т. Парсонс).

Согласно информационно-знаниевому подходу власть – возможность знания, информации в процессе их совершенствования изменять существующий порядок (А. Тоффлер, М. Фуко).

 

В коммуникативном подходе власть – возможность и механизм опосредования возникающих в обществе противоречий между публичной и частной сферами жизни, такой механизм, который наряду с деньгами обеспечивает воспроизводство естественных каналов коммуникаций между политическими субъектами (Ю. Хабермас). Она – символически обобщенное средство коммуникации (Н. Луман). С позиций данного подхода, власть – универсалия социума и его культуры, а сила власти обратно пропорциональна оказываемому посредством ее принуждению. «Высокий рационализм сильной власти заключается не в преследовании форсируемых и тем не менее всегда остающихся проблематичными хороших целей, но в том, что все большее число возможностей (выд. авт.) подвергается все большему числу ограничений»[26].

Для классических философских концепций власти (Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса) было характерно отождествление власти и политики, власти и государства, власти и насилия. В их рамках были разработаны правовые концепции власти. Уже Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант доказывали, что право первично, а политика и власть – производны от права. Основы перехода от классических к неклассическим философским концепциям власти заложили К.Маркс и М.Вебер, понимавшие под властью любую возможность проводить внутри определенных социальных отношений собственную волю вопреки сопротивлению и независимо от ресурсов такой возможности.

В неклассических философских концепциях власти (К. Маркс, Ф. Ницше, М. Фуко, Р. Барт, Ж. Делез, А. Тоффлер и др.) были предприняты попытки выявить наиболее общие закономерности власти в целом через изучение многообразия форм, методов и типов властвования, осуществляемых в сложном взаимодействии рациональных, нерациональных и иррациональных компонентов.

Рассмотрим под этим углом зрения чуть подробнее философию власти постструктуралиста М. Фуко. Согласно М. Фуко, власть не определяется через чисто «негативные» характеристики (подавление, принуждение и т.п.). Наоборот, различные типы власти порождают и саму социальную реальность, и «ритуалы» ее постижения. Фуко противопоставляет классическому представлению о власти в ее негативных определениях (подчинение, запрещение) «археологию власти», которая описывает власть современного типа – скрытую, распыленную и противоречивую, которая реализуется неразрывно со знанием и организует социальное пространство по принципу «всенадзорности», как «социальная оптика», через « власть дискурса » и « дискурс власти ». Основой универсальности власти для французского постструктуралиста является природа социальных отношений - отношений за висимости, неза висимости и взаимоза висимости между всеми уровнями и видами социальных субъектов. В такой перспективе власть оказывается самостоятельным общественным отношением, пронизывающим все поры жизни социума.

Несмотря на различия в классических и неклассических подходах к определению сущности власти, в них выделяются следующие общие ее характеристики и свойства: всеобщность, т.е. функционирование во всех сферах общественной жизни и политических процессах; способность проникать во все виды деятельности, объединяя или разъединяя людей, общественные группы.

Для политической философии особый интерес представляет анализ источников и ресурсов власти. При этом важно помнить о том, что не только объект властных отношений зависит от субъекта, но между ними существует и обратная зависимость. Перед субъектом власти (властвующим) всегда стоит проблема оправдания способности властвовать, т.е. признания его власти ее объектом. Оправдание бывает легальным (от лат. legalis – законный) и нелегальным, а также легитимным (от лат. legitimus – законный, надлежащий, правильный) и нелегитимным. Легальность – санкция со стороны власти на узаконение, придание законной силы какому-то политическому институту, документу и пр., а также формальное соответствие праву, нормативным актам органов государственной власти. Легитимность — соответствие власти основным ценностям общества и его устремлениям. В широком смысле легитимно любое управление, которое соответствует восприятию его людьми как оправданного, должного, оптимального. Нелегитимное оправдание власти обычно опирается на насилие и вызывает сопротивление со стороны подвластных, что, в свою очередь, ставит под угрозу существующий политический порядок. М. Вебер выделил три основных легитимных типа оправдания власти (господства): традиционный, харизматический и легальный, предполагая, что каждый из них способствует гармонизации властных отношений в обществе. При этом его, фактически, интересовал вопрос о том, что является предельным основанием авторитета власти. Авторитет (лат. auctoritas – власть, влияние, от аuсtor – деятель, творец) – влияние индивида (института), обусловленное признанием другими, по их собственной воле, право вводить нормы, установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение. В известном смысле авторитет – всегда вид знаниевой зависимости одного человека от другого (Спиноза).

Таблица 2

Средства легитимации власти (по М.Веберу):

Традиция Харизма Бюро

( с перс. – дар, милость) (аппарат управления),

действующий по рациональным,

в основе своей легальным, правилам

 

Целью власти является, в конечном итоге, организация совместной жизнедеятельности людей с помощью разнообразных источников, ресурсов, стимулов, аргументов. Власть способна противодействовать кризису и упадку, нейтрализовать напряжение или конфликты в обществе, содействовать устойчивости общественного целого. В этом смысле, «отсутствие власти развращает абсолютно» (Эдлай Стивенсон), а использование нелигитимной власти способствует тому, что «абсолютная власть – развращает абсолютно» (Джон Актон).

Власть как сложное явление состоит из различных разновидностей. Если в качестве критерия выделения различных видов власти берется сфера ее функционирования, то выделяются экономическая, социальная, политическая и духовная власть.

Политическая власть занимает среди них ключевое значение. Она представляет собой способность и возможность субъекта проводить свою волю в области управления делами общества в целях защиты и реализации своих коренных интересов. Власть – важнейший элемент и государства, и любой другой политической или общественной организации, всякого сообщества или коллектива.

Власть и политику иногда отождествляют, считая их нераздельными и взаимообусловленными. Действительно, власть является основанием политики, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею и ее удержание – проблема политическая, независимо от того, решается она путем выборов, назначений, захвата.

Понятие политики

Политика представляет собой искусство управления государством.

Смысл слова « политика » лучше всего выражает его этимология (с греч. politike – искусство управления государством). Политика является сознательным участием в делах государства, в особенности, определением направлений его функционирования и развития. Она раскрывается, прежде всего, в формах, задачах и содержании деятельности государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также общества в целом условий и способов осуществления власти. Политика – тонкое искусство государственного управления. Будучи искусством возможного, концентрированным выражением экономических отношений общества, она должна опираться на достижения наук и соответствовать критериям нравственности.

В структуре политики как деятельности выделяются три основных момента. Во-первых, умение ставить ближайшие (тактические) и перспективные (стратегические) цели и решать задачи, учитывая соотношение социальных сил, возможности общества на конкретном этапе его развития. Во-вторых , возможность выработки эффективных методов, средств, форм организации социальных сил для достижения поставленных целей. Наконец, в-третьих, соответствующий подбор и расстановка людей, кадров, способных решать поставленные перед ними задачи.

Власть и политика неразрывны, но не тождественны. Политическая власть может охватывать все сферы человеческой деятельности, и это является ключом к пониманию жизни современного общества. Государственная власть – основной вид политической власти.Она, а также государственное управление – объект изучения в философии государственного управления.

В своих действиях государственная власть опирается на профессиональных управленцев, специалистов, на институты армии, полиции, органов безопасности, судов и так далее. В процессе функционирования она опирается на законы, общественные традиции, нравственные устои, нормы международного права, философские идеалы.

Понятие права
Право есть система общеобязательных, формально опре­деленных, гарантированных государством норм и правил пове­ления, выступающих в качестве регулятора общественных отно­шений.

В обществе право выполняет следующие функции.

Во-первых , регулирует все общественные отношения, способствует сохранению основ существующего строя.

Во-вторых , обязывая совершать активные позитивные дей­ствия, оно способствует развитию общественных отношений.

В-третьих , через установление прав и обязанностей конкретных лиц, организаций и т.д., оно создает предпосылки для их эффективного функционирования и развития.

В-четвертых , в практической деятельности государственных органов (и, прежде всего, судов) является критерием правомерного и неправомерного поведения людей и их коллективов, источником применения мер государ­ственного принуждения к нарушителям правопорядка.

В-пятых , играет важную воспитательную роль, раз­вивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Право выступает своеобразной мерой свободы человека в об­ществе, устанавливая допустимые границы поведения субъектов по отноше­нию друг к другу.

Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. Право, отражая уже согласованные и легитимизированные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ста­вит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навя­зывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нор­мы права становятся общеобязательными и формально опреде­ленными только в результате законотворческой деятельности государства.

Правовые нормы, составляющие право, несмотря на их раз­нообразие, тесно связаны между собой, согласованы и образу­ют единую систему права .

Право является предметом изучения философии права. Философия права – учение о предельных основаниях функционирования и развития права.

Уже в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) активно обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, места права в системе социальных ценностей и регуляторов человеческого поведения. Важное место философия права занимала в философских учениях Просвещения (теория «естественного права») и в немецкой классической философии (идея правового государства и гражданского общества).

Идея права тесно связана с такими понятиями, как свобода, закон, власть, правомерность принуждения, наказания, государство. Например, в философии права Гегеля тремя ступенями развития свободы являлись формальное(абстрактное) право, требовавшее от человека «быть лицом и уважать других в качестве лиц», мораль и нравственность. Важнейшими категориями, раскрывающими суть права, согласно Гегелю, являются договор, неправда и наказание. Договор – отношение между личностями по поводу вещей, неправда- нарушение договора, которая ограничивается и регулируется наказанием, основанном на принуждении. Право базируется на мощи государства. Другими важнейшими темами философии права являются: соотношение права и закона ; права и социальной справедливости.

 

Мораль и право
Как верно заметил Гегель, мораль и право объединяет то, что они являются основными способами нормативной регуляции поведения человека в обществе и служат единой цели – возвышению человека как свободного и ответственного социального субъекта. Однако между моралью и правом есть и существенные отличия:

· мораль возникла историческим путем, а право появилось вместе с государством;

· мораль охватывает более широкую область человеческих отношений чем право и обладает всепроникающим характером;

· мораль неинституциональна, ее требования формируются самой жизнью, она опирается на внутренние убеждения (Гегель), совесть и силу общественного мнения, а в праве предписания формируются и обеспечиваются специальными государственными органами.

Закон – важнейшие понятие философии права. Закон нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Уже в классической политической философии различались понятия права и закона. Т. Гоббс, например, защищая идею всемогущего государства, трактовал право как приказ верховной власти. Под законом имелось в виду просто действующее право – обычай, ставший нормой. Если же подходить к этим понятиям исторически, то следует сказать, что право значительно древнее закона: у древних народов, у которых еще не было государства, имелись естественные нормы правового поведения. Право и законы формировались постепенно, первоначально из обычаев и традиций в виде освященного временем установления. То, что сегодня обычно называется правом и законом, в глубокой древности практически отождествлялось с обычаями, табу, а иногда и просто с волей вождя какого-либо рода. И право, и закон связаны с определенными ценностями и идеями. Уже Аристотель, например, определял право, соотнося его с ценностью справедливости, видел в господстве права основной признак разумной формы правления, отличающей ее от деспотии.

Свод законов – это «библия свободы народа»: без законов не бывает порядка. Согласно Цицерону, люди должны быть рабами законов, чтобы быть свободными. Там, где кончается закон, там начинается произвол. При этом незнание закона не освобождает от необходимости его исполнять. Но сами по себе неплохие законы, не обеспеченные юридическим механизмом реализации, остаются мертвой буквой. Если закон не встречает уважения в глазах «блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин). Обязательность закона предполагает свободное подчинение ему каждого индивида, но в то же время и возможность нарушения закона и, следовательно, необходимость для власти его восстановления, т.е. наказания.

Уже в философии государственного управления древнего мира была обоснована мысль о том, что с оциальная справедливость – основа права и идеал государственного управления.

Справедливость (понятие «справедливость» восходит в русском языке к слову «право» (правый, правда), а в латинском к justitia (справедливость), которое также образовано от имени jus (право)) – это не закон природы. Принцип социальной справедливости всегда имеет признаки требования постоянного совершенства, как бы заповеди, обязывающей все общество и власть стремиться к возвышению меры реализации этого идеала в совместной жизнедеятельности людей.

 

 

47. (47=46)Политическая власть и социальные интересы.

Проблема социальной справедливости является особенно острой в условиях формирования гражданского общества и правового государства, трансформации принципов организации общественной жизни. Ей специально посвящена, например, теория справедливости современного американского философа Джона Роулза. На основе анализа идеи справедливости Роулз приходил к выводу о том, что права и свободы человека (свобода слова, совести личности и др.) должны быть не только закреплены законом, но и справедливо осуществляться на практике, что необходимо создание равных социальных и экономических возможностей для каждого человека и иметь открытый доступ к власти т.д.

В современной философии права активно обсуждается тема прав и свобод человека.

Права человека - принципы, нормы взаимоотноше­ний между людьми и государством, обеспечивающие индиви­ду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определен­ные блага (это собственно права).

Человек обретает права постольку, поскольку у него есть обязанности. В нормальном обществе одного без другого не может быть: обязанности без права — рабство, право без обязанностей — анархия. По существу, это значит: тот, кто не имеет никаких прав, не имеет и никаких обязанностей, и наоборот. Например, как правильно доказывал еще Гегель, права отца семейства над его членами суть в такой же мере обязанности в отношении к ним, как и обязанность послушания детей есть их право стать благодаря воспитанию свободными людьми.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.152 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь