Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Разумная душа, присущая человеку, которая в отличие от первых двух, уже «познает и думает».



Аристотель критиковал платоновскую теорию идеального государства, выступал в защиту частной собственности против платоновской идеи общности имущества. Общее владение вызвало бы нерадивое отношение к работе и большие трудности при распределении ее плодов; каждый стремился бы получить лучшую и большую долю продуктов, но приложить меньшую долю труда, что привело бы к ссорам и обману взамен дружбы и сотрудничества.

Философия эллинизма

Типичное для этой эпохи – чувство потерянности и ненадежности. Как выжить и сохранить самообладание в этом мире, где каждый брошен на произвол судьбы? Как оставаться спокойным и невозмутимо взирать на происходящие вокруг бедствия? Главный вопрос философской мысли этого времени - как быть счастливым, обрести уверенность, когда во внешнем мире ничего такого уже невозможно. Счастье по гречески – эвдемония, поэтому философия эллинизма может называться эвдемонической (ощущающей счастье). В ней оформились четыре основные школы.

Эпикурейцы. Основатель философского направления -Эпикур Самосский(341-270 до н. э.) – философ-материалист, последователь Демокрита. Считал, что все состоит из атомов и пустоты, указывал на момент случайности в поведении атомов. Настоящая реальность и главный интерес представляет чувственный мир. Душа – огнеподобна, она – основа ощущений. Предельными формами чувственного мира являются чувственные атомы, т.е. не атомы сами по себе, а атомы в мире чувств. Эпикур впервые в истории философской мысли выдвину идею об объективности и случайности. Отвергал познаваемость жизни.

Известен больше не как атомист, а как практический философ - моралист. Ставит, прежде всего, вопросы устроения, комфорта личности в сложных исторических условиях..

Как достичь счастья? - Необходимо удалить препятствия к нему

Что мешает счастью? - Страх, который является вечным спутником человеческой жизни. Из всех возможных страхов есть три главных, от которых следует избавиться в первую очередь:

1.страх перед богами; 2. страх перед смертью; 3. Страх перед судьбой.

Но боги, как совершенно блаженные, являются полностью бездеятельными и никак не могут повлиять на нашу жизнь. Смерть же – это лишение всех ощущений, после нее нет ни хорошего, ни дурного, Пока мы есть – смерти нет, когда смерть есть – нас нет, т.е. мы и смерть – вещи совершенно разные. Что касается судьбы: если предопределение существует, то существуют и высшие силы. Но боги бездеятельны. Кому же предопределять нашу судьбу, как ни нам самим. На нас никто не влияет, кроме нас самих.

Проблемы морали Эпикур разрабатывал в русле этики счастья - эвдемонизма. Выдвинул теорию атараксии (безмятежности, невозмутимости), а также теорию разумных наслаждений (то, что называют гедонизмом ). Удовольствия должны быть разумными: надо уметь отказываться от чего-то соблазнительного. Существует три типа удовольствий:

1.естественные и необходимые;

2.естественные, но не необходимые;

3.неестественные и не необходимые.

Из этих трех групп следует выбирать только удовольствия первой группы, удовольствия же второй и третьей группы следует отбросить.

Само отсутствие страданий уже есть удовольствие. Счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих. Предлагал человеку довольствоваться малым и при этом не испытывать страдание от недостатка, а счастье от - наличия. Сам Эпикур признавал важность наслаждения, но одновременно считал, что не нужно перебарщивать с наслаждениями, т. к. это ведет к страданиям.

« Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно, справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

Лукреций Кар (99-55) - римский философ-эпикуреец. Основная работа «О природе вещей». Цель философии видел в борьбе со страхом перед богами и посмертной судьбой души, страхом, порабощающим человека и толкающим его на многие преступления. Боги существуют, но бесстрастные и невозмутимые в своем совершенстве, они не вмешиваются в дела людей. В своем вечном движение вечные и неразрушимые атомы, сталкиваясь и соединяясь, образуют все многообразие явлений природы. Душа человека материальна, она уничтожается со смертью, поэтому смерти бояться бессмысленно. Только избавившись от страха, человек будет жить счастливо и справедливо, направляя волю и ум на дальнейшее познание мира. Мудрый человек не будет порочен, хотя бы потому, что порок влечет за собой страх разоблачения. Мудрый знает, что излишек наслаждений приведет к страданиям, жертвует ими ради покоя и счастья, побеждает страсти и довольствуется лишь самым необходимым. Самая высокая форма человеческих связей – дружба. è «Живи незаметно».

Эпикуреец человек, который наслаждается жизнью.

Стоицизм от слова «стоа» (галерея с колоннами, крытая колоннада). - оппоненты эпикурейцев, настроены на волну полуаскетического, спартанского существования, готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер). Стоицизм сочетает материализм и идеализм, хотя и преобладает, особенно с течением времени, идеалистическая сторона.

Мир составлен из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира – это огненная и воздушная пневма, некое всепроникающее дыхание. Благодаря этому весь космос, в том числе и человек, - это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Чем больше огня – тем больше разума, чистый огонь – это Бог. Признавали его теорию мировых пожаров: каждые 10 тысяч 800 лет мир гибнет и возрождается вновь.

В учении о познании (гносеологии) они сенсуалисты, то есть признают, что знания рождаются из восприятий и ощущений органов чувств.

Антропология связана с их теологией. Признается идея Божественного Провидения: бог все предусмотрел, подчиняя главной цели. На разных уровнях идея Божественного Провидения реализуется по-разному: в неорганической природе действует слепой рок; в животно-растительном царстве - целесообразность с проблесками разумности; у человека - разум (отсюда и свобода трактуется, как познанная необходимость).

В области этики: учили о смертности души, но признавали, что некоторые души с особенно высоким тонусом (у мудрецов), могут существовать в течение мирового года - до следующего мирового пожара. Проблемы морали они разрабатывали в русле этики долга.

Родоначальник - Зенон из Китиона (336-264 гг.до.н.э.), Зенон Стоик - полагал, что человек является частицей мироздания.

Было бы смешно думать, говорил Зенон, будто бы отдельный человек был могущественнее мирового целого и делал бы с ним, что угодно по своему собственному произволу. Все как раз наоборот: никто не может заставить весь мир подчиняться чьим- то желаниям, мировое целое диктует нам свою волю, определяет нашу жизнь, формирует наш путь. Оно является судьбой или роком, который от нас не зависит. Человеческая жизнь подобна мельчайшей частице в огромном смерче пыли, которая сама по себе ничего не значит и вместе с миллионами других таких же частиц, не принадлежит себе, несется в неведомом ей направлении. Т.о., человек совершенно не свободен и всецело пребывает в распоряжении внешних и независящих от него сил. А свобода состоит в том, чтобы понять их замысел и добровольно его выполнять, подчиняться своей судьбе и следовать предначертанному.

Императив стоической мудрости: «Не плачь, не смейся, а рассуждай».

Формула стоической философии: «Желающего - судьба ведет, не желающего - тащит ». Такое воззрение является фаталистичным. Результатом фаталистического миропонимания является полная свобода от всякой суеты, пустых хлопот и волнений. Стоическое счастье заключается в полном безразличии ко всем превратностям судьбы, какими бы ужасными они не были. Поэтому и стоический мудрец - радостно–пассивен.

Скептицизм (с греч. – скептома – я сомневаюсь ). Родоначальник Пиррон из Элиды. Для того, чтобы достичь счастья, говорил он, человек должен ответить на три вопроса:

1.Какова природа вещей? - Природа вещей не познаваема. То, что мы видим, и то, что действительно есть, не одно и то же. Вещи сами по себе недоступны, а известным может быть лишь то, как они себя представляют, то, что нам кажется, то, как мы их воспринимаем, т.е. нам доступны только явления («феномены») вещей, но не сами вещи. Поэтому мир как бы удваивается, разделяясь на реальный и феноменальный, причем, первый – подлинный, второй – иллюзорный. Секст Эмпирик считал, что у всех людей неодинаково развиты органы чувств: один лучше видит, другой – лучше слышит, третий – обоняет. Картина мира у каждого будет отличаться. Можно сказать, какова действительность в зависимости от наших органов чувств, но ничего не известно о том, какова она на самом деле. ( Субъективизм объективная реальность недоступна, но вполне известно, какой она представляется (кажется) познающемучеловеку (субъекту).

2. Как к ним относится? – Если вещи непознаваемы, то все суждения о них, как утвердительные, так и отрицательные, являются и истинными, и ложными одновременно. Все можно доказать и опровергнуть. Ни одно из противоположных положений не может более или менее достоверным, чем другое. Такую ситуацию Пиррон называет изостенией (греч. – «изос»-равный, «стейнос»- сила), т.е. равносилием различных высказываний. Вследствие этого все суждения о вещах ничего не значат, и поэтому от них можно воздержаться или отказаться. Безмолвие – вот правильная философия.

3. Что из этого следует? – Поскольку мы ничего не знаем, в том числе не знаем, что является хорошим, а что – плохим, чему следует радоваться, а чему печалиться, а значит, не можем испытывать ни положительных, ни отрицательных эмоций. Можно сказать иначе: так как нам доступен только феноменальный мир, который является неподлинным, то возникает вопрос: стоит ли по поводу неподлинного мира испытывать неподлинные эмоции, т.е. по настоящему радоваться или печалиться? Обычный человек скажет по поводу какого-либо события: «Это плохо» - и расстроится из-за него. Скептик же скажет: « Мне кажется, что это плохо, но ведь всего лишь кажется».

Отсутствие позитивных и негативных эмоций, полную невозмутимость души, безразличие ко всему происходящему греческие скептики называют атараксией. Она- то и является истинным счастьем и результатом скептической философии.

Киники. Антисфен Афинский (435-370гг до н.э.) — основатель кинизма, противник платоновских идей, отрицал реальность общего: “Лошадь я вижу, лошадности же не вижу” . Истинное знание может быть только о единичном.

Недовольный настоящим строем жизни, ее искусственностью, испорченностью, он ищет спасения в возврате к изначальному, естественному состоянию. Внешним потребностям и слабостям культурного человека он противопоставляет отсутствие потребностей, выносливость и здоровье зверей. Согласно учению Антисфена и его последователей, культура не улучшает жизнь людей, а только осложняет ее.

Первой и самой главной помехой в достижении счастья является имущество или частная собственность. Во-первых, тот, у кого ничего нет, завидует тому, у кого есть. А зависть – чувство, несомненно, страдальческое. Во-вторых, - неимущий стремиться изо всех сил что-то приобрести и при этом напрягается, проводя дни свои в вечной погоне и борьбе, а значит – в страдании. Тот, кто владеет имуществом, боится его потерять. Жизнь его превращается в страх – чувство самое неприятное. Зависть и страх порождают ненависть и вражду, на Земле постоянно происходят столкновения, и люди терпят бедствия. Имущество – корень всех бед.

Вторым препятствием к достижению счастья является зависимость каждого из нас от стереотипов, правил, норм, навязанных нам обществом. Ограничение же себя искусственными общественными установлениями, доставляет нам отрицательные эмоции.

Для того, чтобы быть счастливым, человеку необходимо освободиться от того, что мешает этому

. 1. Следует освободить себя от всякого имущества;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь