Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Диалектика. Структура теории
Понятие " диалектика" в философию было введено Сократом и первоначально оно означало искусство вести беседу, спор, искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. Развивал это понятие Платон. В античности диалектика прежде всего метод правильного мышления. Средневековье- логику вообще или искусство различения истины и лжи. В новоевропейский период философии данное понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Гегель трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности. У К. Маркса и Ф. Энгельса диалектика выполняет функции метода познания и всеобщей теории бытия. В марксистской философии она определяется как наука «о всеобщих законах движения и развития природы, общества и человеческого мышления». В предельно общем значении диалектика – философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития. Таким образом выделяют 3 исторически значимых формы диалектики: 1) стихийная диалектика древних (античных философов)(Гераклит, Платон, Сократ). 2) идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель) 3) материалистическая диалектика (Маркс). Структуру диалектики как теоретической системы образуют принципы, законы и категории. Принципы диалектики: 1) принцип всеобщей связи. Диалектика изучает наиболее общие и существенные связи, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Типы связей: -структурные - отражают упорядоченность бытия, его целостность и многообразие; -системные - выражают принцип системности (система и элемент); -причинные - выражают принцип причинности (причина и следствие, случайность и необходимость, возможность и действительность); -связи детерминации - выражают принцип детерминизма, т. е. всеобщей обусловленности явлений материального и духовного мира. 2 ) принцип развития. Развитие - это всегда качественное изменение вещей, это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали, каждый виток которой расширяется кверху. Нет и не может быть развития вне или без движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший признак развития - необратимость, другой признак - направленность (изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и регрессивное). Развитие может быть однолинейным и многолинейным, гармоничным и дисгармоничным, ускоренным и замедленным. Законы диалектики: - основные (раскрывают сущность развития) закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник процесса развития), закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм процесса развития) и закон отрицания отрицания (указывает направление развития). -неосновные (дополняющие картину развития выражают отношения между причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой, частью и целым.
Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ). Применяются: 1. в науке (положительное, отрицательное), 2. диалектике (причина и следствие, возможность и действительность, содержание и форма), 3. в мышлении (истина и заблуждение, абсолютная и относительная истина). Момент взаимодействия противоположностей – противоречие. Различают виды противоречий: 1. Антагонистические (существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие) и неантагонистические. 2. Внутренние (противоречия между противоположными сторонами предмета) и внешние (противоречия между данным явлением и другими явлениями) 3. Основные (противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета) и неосновные ( противоречия между другими сторонами предмета) Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством. Качество – свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами; структура предмета, функции предмета, место предмета в определенном процессе.Степенью той или иной качественной определенности является количество. Скачок – переход от одной меры к другой или от одного качественного состояния к другому. Могут быть эволюционными и революционными. Эволюция – изменение предмета, когда становятся другими несущественные для него свойства, черты, закономерности и сохраняются его основные св-ва, закономерности, структура. Революция - изменение предмета, которое коренным образом меняет его структуру, его основные черты и закономерности и он превращается в совершенно иной по своей структуре и закономерностям предмет. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета. Закон отрицания отрицания. Развитие - такое изменение предмета, когда последующая стадия процесса не просто включает в себя в преобразованном виде какие-то стороны, элементы предшествующих стадий, а имеет возможность сохранить положительное содержание данных стадий. Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому. Изменения, происходящие с явлениями, носят как прогрессивный, так и регрессивный характер. Прогрессивное развитие того или иного явления зачастую бывает связанно с регрессом некоторых, составляющих его элементов (пр. переход от рабовладения к феодализму – прогресс, но в области духовной культуры наблюдался известный регресс, связанный с господством церкви). Регрессивные изменения могут выступать и как определенный этап развития. Живые организмы возникают, совершенствуются, а затем постепенно стареют и гибнут. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).
Природа. В предельно широком смысле понятие природа обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. История понимания природы: 1. Философия древнего мира 2.средневековье(природа ниже чем человек) 3. Эпоха Возрождения (обожествление природы) Модели взаимодействия человека с природой: 1. Архаическая(мифологическая) 2.индустриально-технологическая( конец эп.Возрождения, Новое время, надо покорить природу) 3.диалогическая, возникает в 20 в в связи с осознанием катастрофизма глобальных проблем. Античная философия космоцентрична. Благая жизнь мыслится не иначе, как в согласии и гармонии с природой. Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе. В Новое врем я природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии. В ХХ веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Теперь человек должен руководить ходом природных процессов. И делать это следует на основе разума. Вера в силу разума объединяет философов ноосферы с философами Нового времени. Научная картина природыстроилась на принципах объективности (мир как совокупность объектов). Наука второй половины XX в. разработала методы исследования сложных систем. Определяющую роль в утверждении нового понимания природы сыграл синергетический подход (Г. Хакен, И. Пригожин, В. Эбелинг), сформированный благодаря важнейшим открытиям неравновесных структур, возникающих в результате необратимых процессов, способных к самоорганизации своих связей; признанию конструктивной роли времени, что позволило рассматривать любые типы объектов как исторически развивающиеся. Принцип процессуальности -природный мир видится в череде событий. Мир предстает как многомерный, открытый, бесконечный. Структура природы:. Естественное ассоциируется с природой (гео- и биосферой): -геологические( неживая) и биологические(живая) компоненты - естественные источники средств жизни и естественные богатства как предметы труда искусственное – с различными сферами деятельности человека и социальной организацией его жизни (социо-, антропо-, техносферой). -социосреда и техносреда Взаимодействие естественной(1) и искусственной(2) -2 возникла на базе 1 -качественный и количественный рост 2 -повышение давления 2 на 1 Философия природы: 1. Установка на синтетические концепции взаимодействия человека и природы 2. обосновывает ценность любых форм жизни 3. выступает за разнообразие форм жизни 4. постулирует, что вторжение человека в природу ухудшает состояние и человека и природы 5. надо менять экономические, политические и технологические установки взаимодействия человека с природой. Географический детерминизм (Монтескье, в России Мечников) немарксистская социологическая концепция, пытающаяся объяснить явления общественной жизни особенностями природных условий и географическим положением страны или района. Представители видят в географической среде или её отдельных элементах определяющую силу развития человеческого общества. В 20 в перерождается в геополитику(родина Германия, Ратцель, швед Челлен). Реальный учёт геополитических возможностей получает выход из кооперации, интеграции и разделения труда.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы