Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.



Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

4. Древнеиндийская философия.

Философия Древнего Китая.

6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.

Философия Платона и ее значение в европейской культуре.

8. Философия Аристотеля и ее значение в становлении классической философии.

Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Соотношение разума и веры в период патристики (А. Блаженный).

10. Дискуссия номиналистов и реалистов о проблеме универсалий в позднесредневековой философии. Систематизация схоластики Ф. Аквинским.

Гуманизм философии эпохи Возрождения. Натурфилософские системы и новая картина мира.

12. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Борьба эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

13. Учения о субстанции и становление механистической картины мира в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

14. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.

Особенности и достижения немецкой классической философии. Проблемы познания в критической философии И. Канта.

16. Диалектическая философия Г. Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Классика и неклассика в развитии европейской философии. Иррационализация философии в творчестве А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше.

Философия марксизма: проблемы и эволюция.

20. Философия позитивизма и его исторические формы.

Аналитика человеческого существования в философии экзистенциализма.

22. Современная неклассическая философия Запада.

Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.

24. Русская философия XIX–XX вв.

Онтология как философское учение о бытии. Проблема бытия в философии.

26. Проблема материи в философии и науке. Структурные уровни организации материи и проблема единства мира.

Пространство и время как формы существования неживой и живой материи.

28. Движение и развитие. Движение как способ существования материи. Основные формы движения материи. Принцип глобального эволюционизма.

Диалектика как философская теория развития: принципы, законы, категории.

30. Исторические формы диалектики. Диалектика и метафизика. Материалистическая диалектика как теоретическая система.

Современные теории развития. Диалектика и синергетика. Детерминизм и индетерминизм.

32. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза.

34. Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.

Круги бытия человека. Проблема духовности и смысла жизни.

36. Понятие сознания и его структура. Уровни и компоненты. Сознание и бессознательное.

Проблема происхождения и развития сознания. Сознание и психика.

38. Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

Проблема познаваемости мира в философии. Скептицизм и агностицизм.

40. Формы чувственного и логического познания.

Философские концепции истины. Специфика научной истины.

42. Наука как высшая форма познания. Наука как деятельность, социальный институт и система знания.

Уровни, формы и методы научного познания.

44. Наука в системе социальных ценностей. Идеалы и нормы науки.

Социальная философия, ее предмет и проблемы. Эволюция представлений об обществе в истории философии.

46. Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).

Общество как система. Материальные процессы жизни общества.

48. Социальные структуры и процессы. Типы социальных структур.

Философия и политика. Политическая организация общества и политические процессы жизни общества.

50. Духовная жизнь общества и общественное сознание. Структура общественного сознания: уровни и формы.

Общество как саморазвивающаяся система. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

52. Философия социального действия. Основные факторы социальной динамики. Спонтанность и целеполагание в обществе.

Техника и ее роль в истории цивилизации. Философия техники и ее проблемы.

54. Научно-технический прогресс и перспективы постиндустриальной цивилизации. Феномен информационного общества.

Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их преодоления.

56. Понятие культуры. Основные подходы философского анализа культуры.

Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса в контексте глобализации.

58. Философия и мораль. Нравственный кодекс БГУИР: цели и ценностные приоритеты.

Философия и искусство. Специфика эстетического отношения человека к миру.

60. Философия и религия. Особенности религиозного сознания.


Ф-я как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии, Др.Китае, Др.Греции.Имеет своим предметом: мир↔ человек. Изучает чел-ка в аспектах:

1.Онтологическом(онтология-т-я мира) 2.Гносиологическом(гносиология-т.знания)

3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей) 4проксиологическом(соц-я фил-я)→

→ это разделы ф-ии.

Онтология – наука о бытии.

Два основных подхода к решению проблем онтологии:

Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Этапы материализма:

-Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

-Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

-Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.

Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

· Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант).

Гносеология – учение о познании.

Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности.

Аксиология – учение о ценностях.

· Мир нельзя познать:

a) Скептицизм (Пиррон).

b) Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение примата неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).

Агностицизм (нельзя познать сущности вещей): Юм, Кант.

· Познаваемость мира:

a) Рационализм (мир познается с помощью разума).

b) Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).

Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).

Функции философии

Выделяют, например, функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры), рационализации – перевода логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. Часто указывают две основные функции философии: мировоззренческую и методологическую. Упоминают также интегрирующую, эвристическую, интерпретаторскую, культурно-воспитательную и другие функции философии

 


 

Онтология – наука о бытии.

Два основных подхода к решению проблем онтологии:

1. Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.


3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры

Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере. Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами.

Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Ф-я пользуется особыми понятиями-категориями, т.е. наиболее общими и фундаментальными понятиями, которые фиксируют существенные свойства и отношения явлений и действительности.Напр. Аристотель(«Категории») выделял след.: субстанция, количество, место и др.

Категории возникли в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями-универсалями культуры.Это такие понятия, которые возникают в культуре раньше философских категорий и фиксируют жизненные смыслы, которыми руководствуется чел-к в своей деятельности: бытие, время, чел-к, свобода и т.д.

В универсалях можно выделить 3-и уровня смыслов:

1.Общечеловеческий-фиксирует отличие человека от остального мира.

2.Особенный-выражает специфику смыслов конкретной исторической эпохи.

3.Груповой и личностный-соответствует смыслам индивидуального опыта и соц.группы.


Древнеиндийская Ф..

Д/и цивилизация–одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии проникли арийские племена. В основе индийской философии лежали «Веды» (знания). Веды структурировались(не совсем верно):

1.Ригведа(XIIв.до н.э.)-сборник гимнов(молитв).

2.Брахманы(Xв.до н.э.)-коменты вед, ритуалы.

3.Упанишады(VIII-VIв.до н.э.)-философские тексты.В упанишаде идеи о субстанции(первопричине)-нематериальном начале, космическое начало-брахма, о круговороте жизни-сансаре, о идеи познания-основывается на интуитивном постижении мира.

Даршаны-филосовские школы Все эти школы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными(Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога, Миманса, Веданта). Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая цель - достижение человеком свободы. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.1Есть путь уничтожения страданий ( восмиричный ). Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблемы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом. Локаята(школа Чарвака) в ней отвергнуты все древнии ф-ии Индии.Чел-к из 4-ёх эл-ов: земли, воды, огня, воздуха.На их основе-душа.Со смертью тела-кирдык и душе.Сущ-ет равновесие добра и зла.


Философия древнего Китая.

Для китайской философии характерно единство противоположностей: ян и инь .Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала–усин: вода, огонь, земля, металл, дерево. Ф-я была рационально-практической, ориентированной на реальность.

Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат–«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.Основа: «Книга перемен»(XII-VIвв. до н.э.).Основные идеи в ней: 1.О субстанции(их 8(позже 5-ть): небо и земля, гром и ветер, огонь и вода, горы и озёра), 2.Идея о движении, о изменении мира.В основе развития 2-е тенденции: а)улучшение, б)негативные(напр.разрушение), 3.о гармонии-она соед. предметы с разными св-ми.4.Обществом упр-ют не боги, а действия людей.

В этот период возникло 6 основных философских школ:

1. Даосизм (Лао Цзы)

2. Конфуцианство (школа служивых людей, основатель (учитель–Кун Цзы (Конфуций))

3. Моизм (Мо Цзы)

4. Инь-ян-цзя

5. Мин-цзя (школа имен–номиналисты)

6. Фа-цзя (легизм, законники).

На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин» и книга перемен «И-цзин »

Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзин. Важнейшая категория этой философии–Дао.

Дао–это сложное философское понятие, первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается, путь.

Познание Дао–это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Социум–это препятствие для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма–патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.

Конфуцианство . Было создано Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), который думал о том, как обеспечить социальный порядок, мир и стабильность в обществе. Общество должно существовать на основе принципов морали.

Государство–это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень (человеколюбие)..

Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй» (высказывания и суждения). Важнейшая категория учения–принцип Ли (ритуал)–бережное, любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя–человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.

Фа Цзя (законники). Шан Ян, опираясь на даосизм, создал теорию, основанную на неукоснительном выполнении всеми членами общества законов. Чем меньше люди мыслят, тем лучше для государства. За крупные проступки–большое наказание. Идея круговой поруки: наказывался и преступник, и тот, кто видел преступление, но не донес.

Натурфилософия

Уже не Бог, а природа оказывается в центре внимания философии.
Возрождается натурфилософия в двух вариантах. В первом случае природа истолковывается в понятиях и представлениях античной атомистики (Вала, Монтень, Галилей). Возрождённая атомистика завоёвывает в дальнейшем прочное место в европейской философии и науке. Второй вариант натурфилософии – пантеистический – развивали самые выдающиеся философы Возрождения Николай Кузанский (1401–1464 гг.) и Джордано Бруно (1548–1600 гг.). (Напомним, что пантеизм сближает, иногда до отождествления, природу и Бога).


 

Русская Ф. XIX–XX вв.

Развитие Ф. в России началось с принятием христианства, с распространением культурных и научных достижений других стран. В 19 веке русская Ф. достигла своего развития. В 19 веке на первое место выдвигаются социально-политические проблемы (выбор вектора развития России). Проявляется борьба между западниками и славянофилами. Представители западничества: Радищев, Писарев, Добролюбов, Белинский, Герцен. Представители славянофильства: братья Киреевские, Хомяков, Аксаков, Данилевский, Леонтьев.

Западники считали, что история России - тупиковая линия, т.к. Россия пошла за Византией (т.е по негативному пути развития). Славянофилы считали, что лучшее в России – это итог принятия православия. Славянофилы отвергали западный эгоизм и индивидуализм. Идея соборности: соборность-начало жизни общества, противопоставляемое индивидуализму и эгоизму не ущемляющее личностное начало каждого человека. Славянофилы выдвинули идею реформирования государственного устройства в направлении соблюдения принципов соборности. Россия выработала свой уникальный, самобытный путь своего развития и не должна с этого пути сворачивать. В 20 веке западничество представлено Н.Бердяевым, а славянофильство – Ильином и Солоневичем. В 20 веке был естественнонаучный материализм (Сеченов, Павлов, Бехтерев). Для русской Ф. характерен гносеологический реализм и оптимизм (вера в существование внешнего мира). В русской Ф. обозначились материалистическое и идеалистическое направление. Материалисты: Добролюбов, Герцен. Во второй половине 19 века в Россию проник марксизм, который вскоре стал доминантом. Идеализм также занимал свою нишу (представители – Соловьев, Федоров, Бердяев, Флоренский, Л.Шестов, С.Булгаков). Развивалась также идея космизма (Соловьев): идея всеединства, идея целостного человека, в котором наряду с рациональным началом (техническая мысль) присутствует духовное начало (вера), космос, как творение божье, представляет собой живое единое целое и человек – звено космоса. В рамках русского космизма выдвигается идея ответственности человека за судьбу космоса.

Федоров развивал Ф. доброго дела: человечество должно объединить свои усилия для решения главной проблемы – победы над смертью, которая должна обеспечить вечное существование и обеспечить воскрешение всех умерших людей.

 

Особенности Р Ф: 1) гносеологич реализм(уверенность в существован объективного мира) 2)Представление о Богоизбранности России. 3) Стремление к общщечеловеческим началам в философии и соц мысли.

4)Ориентация на постижение не только истины, но и правды. 5)Утопичность и поиск социальноого идеала

6)идейное противоборствие западников и славянофилов

7)связь с искуством 8)космизм 9)разноликость и связь с мировыми традициями.


Концепции антропогенеза:

Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

 Мысль о сотворении человека высшим существом основывается только на мифах

 Мысль о едином процессе эволюции человека вместе со всей Вселенной зародилась в античности. В более поздних и разработанных вариантах глобального эволюционизма момент возникновения и эволюции человека описывается, исходя с научных позиций.

 Мысль о происхождении человека от обезьян спонтанно возникла еще у народов с примитивной культурой, но научной стала лишь в Новое Время.


 

34.Индивид, индивидуальность, личность. Социокультурное измерение личности.

Индивид - это соц– фил. категория, в которой отражается и фиксируется отдельный представитель человеческого рода.

Индивид – отдельно взятый человек

Индивидуальность –самобытные неповторимые черты индивида.

«Личность» - это социокультурная сторона индивида, совокупность социально- значимых качеств или черт, способствующих прогрессу общества и самого Ча. В этом понятии отражается «включенность» Ча в определенную систему социально общезначимых отношений. Появление личности – это всегда результат социализации как на уровне онто, – так и фило – генеза.В зависимости от меры выявления человеческой сущности, меры цивилизации различают такие понятия как «рядовая личность», «наиболее развитая личность», «выдающаяся личность» и т.д.

Личность – всецело продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

В русской религиозной ф-ии господствовало убеждение, что суть личности может быть раскрыта только через её отношение к Богу. В западной ф-ии в трактовке личности представлены две противоположные позиции: биологизаторски-индивидуалистическая и структуралистическая. Приверженцы 1-й отрицают социальную привязанность личности, объясняя её искл-но действием наследственности и нейрофизических структур организма. Пр-цы 2-й, признавая социальную обусловленность л-ти, сводят социум к неким безличным неизменным структурам об-ва и чел духа.

Типология личности: По Марксу социальная и профессиональная; По темпераменту легко возбудим, стойкая; По Юнгу экстроверты и интроверты; Темпоральная: человек весь в настоящем, человек весь в прошлом, человек весь в настоящем; По способности структурировать: занят преимущественно собой, тип организатора; По татаркевичу: хочет чем-то быть, хочет что-то чувствовать, хочет что-то уметь, хочет что-то знать, хочет что-то делать.


 

Марксистская концепция социума. Сущность материалистического понимания истории (по работе К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие»).

Для К.Маркса специфическим признаком понятия «общество» было понятие «общественные отношения». Это означало, что какой-либо индивид становится личностью, а некоторая группа людей – социальным классом не благодаря своим биологическим свойствам – качеству крови или форме бороды, полу и т.п., а в соответствии с теми отношениями, которые устанавливаются между ним (ними) и другими индивидами.

К. Марксом была разработана концепция материалистического понимания истории, суть которой составляет положение определяющей роли способа производства, общественного бытия по отношению к общественному сознанию. Следовательно, связывают людей в «социальный организм» не какая-либо общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения , видоизменения которых и составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. Эти системообразующие факторы зависят, в свою очередь, от ряда природно-климатических условий, средств общения, языка, культуры и т.д. Однако определяющим является общественное бытие, эта своеобразная «социальная материя», которая предстает перед взором обычного человека как «реальный процесс» его жизни.

Материалистическое понимание истории подчеркивает объективный характер многих процессов, происходящих в обществе, акцентирует внимание на роли принципа детерминизма в его изучении. Согласно данному принципу в историческом материализме Маркса, из определенной формы материального производства «...вытекает, во-первых, определенная структура общества; во-вторых, определенное отношение людей к природе. Их государственный строй и их духовный уклад определяются как тем, так и другим» (К. Маркс).

В материалистическом понимании истории обращается внимание на то обстоятельство, что общественные(социальные) законы, в отличие от законов природы реализуются только в совместной сознательной деятельности людей; что эти законы более сложны по механизму проявления и имеют вероятностный характер, действуя как « законы-тенденции ». В деятельностного подхода к истории внимание акцентируется на: в основе общественной связи людей и их деятельности лежит общественное бытие, материальные, в первую очередь, производственно-экономические общественные отношений, которые при всей их материальности (т. е. первичности и независимости от сознания) не являются, однако, вещественными.


 

Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, экономическое

Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.

2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.

3. Философия и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия. Философские категории и универсалии культуры.

4. Древнеиндийская философия.

Философия Древнего Китая.

6. Философия Античности: проблемы, школы, эволюция.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь