Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слово создает и разрушает миры». Положительное и негативное влияние философии софистов на развитие науки.



Софисты (“плохие мальчики философии”). Представители: Протогор (земляк Демокрита; 490-420 год до н.э.), Горгий (прожил 100 лет, не имел семьи и не платил налоги).

Протогор. Сочинение истины, сочинение о богах ( о богах я не знаю ни того, что они есть, ни того, что их нет). Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и не существующих, что они не существуют. Ему противоречили, например, Аристотель: ”Тогда свинья тоже мера всех вещей”. Но Протогор отвечал, что только человек – мера всех вещей, причём человек, который понял, что он это может.

Софисты создают рефлексию, которая выходит из привычки, из здравого смысла.

Горгий. Сочинение о природе или о несуществующем. Защищает 3 главных тезиса. Один из них. - Ничего не существует. Если и существует, то оно непостижимо, а если и постижимо, то оно не сообщаемо. Таким образом переходим на другой уровень познания мира и постижения его.

Ключевой момент философии софистов – сила текста, слова; всё, что мы знаем, мы знаем в основном не из опыта, а из текста; текст является конечной реальностью; слово создаёт и разрушает миры.

Приехав в Афины, Горгий 2 дня читает лекции о том, что только Елена виновата в Троянской войне, все люди расходятся, полностью соглашаясь с Горгием. На следующий день он опять читает людям на площади лекцию, интерпретируя и аргументируя всё так, что Елена не виновата, и люди опять соглашаются уже с этой точкой зрения. Таким образом показывает, что силу имеет только текст и только слова; конечный текст, определённым образом проинтерпретированный является мерой объективной реальности. Вне текста мы мир не познаём. Ничто не может быть принято на веру без доказательств, всё должно быть подвергнуто критической, язвической рефлексии (аналог европейского просвещения, но в античное время). (Из лекций)

(Из википедии)

Софи́ сты (от др.-греч. σ ο φ ι σ τ ή ς — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него.

Диоген Лаэртский

В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами.

 

Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом.

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.

 

К IV в. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов.

 

Протагор был агностиком и приобрел славу безбожника. Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всего полезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы.

Скептицизм: представители, этапы развития, тропы против чувственного и рационального познания.

Скептицизм – обращение не к содержанию, а к способу познания.

1 этап. Перрон из Элиды (4 в. до н.э.), ранняя форма скептицизма – перронизм. Ничто ни есть одно более, чем другое. Необходимо воздерживаться от суждений и в том числе воздерживаться от суждения, что иы должны воздерживаться от сужденияJ.

2 этап. В лице представителя Платоновской академии – Аркисилая Кирнеллада и затем во времена Римской империи, после смерти Александра Македонского. В Египте Птолимей I основывает научную школу – Мусейон, происходит систематизация знаний по широкому спектру наук, в том числе и прикладные знания (Архимед – механика).

Всё, что мы знаем о мире строится на основании контакта с этим миром (глазами, ушами, руками). Чья картина мира более адекватна самому миру (человека, черепахи, орла)? У нас нет привилегированной позиции. Различие в восприятии мира разными существами. Если имеем дело только с людьми, то также все люди по- разному воспринимают мир.

Причины (десять принципов (тропов) скептицизма) выдвигает Энесидем:

  1. Различия в органах чувств и результатах восприятия (почему глазом, например, мы правильно воспринимаем мир, а рукой не правильно и наоборот)
  2. Зависимость восприятия от состояния (сон, бодрствование, болезнь, здравие, сумасшествие)
  3. Воспитание, образование, предубеждения (хорошая герменевтическая завязка)
  4. Всё соединено и взаимодействует (очень трудно выделить сегмент, который мы будем анализировать, нельзя что-то познать, выделив это)
  5. Восприятие зависит от расстояния, положения, места
  6. Изменение характеристик в зависимости от изменения количественных пропорций(что-то может быть лекарством, а в большом количестве – ядом)
  7. Редкость или привычность события (“эффект замыленного взгляда”)
  8. Соотносительность и относительность любого знания

Вне мышления нам не дан ни один объект внешнего мира. Таким образом, мы не имеем дело с миром как он есть сам по себе, мы всё изучаем в свете предыдущих 8 пунктов.

Ключевые моменты:

1. У нас нет истины, так как всё спорно

2. Всё связано

3. Когда мы рассуждаем, мы ищем причину, но не знаем первопричину

4. Мы предполагаем доказанным то, что нам ещё предстоит доказать

5. Или мы идём по кругу (трилемма Мюнхгаузена: идём по кругу в обосновании, бесконечность или бросаем обоснование на точке “всеобщего согласия”- “это и так всем понятно”)

Наука не даёт нам истину о мире (вечный процесс смены одной недостоверности другой).(Из лекций)

(из википедии)

Скептици́ зм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм — психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания[1]. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука! ».

 

Античный скептицизм

 

Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Критика скептицизма

Скептик говорит, что знание требует уверенности. Но как он может об этом знать? Об этом пишут Теодор Шик и Льюис Вон: «Если скептики не уверены, что знание требует уверенности, они не могут знать, что это так». Это даёт серьезное основание сомневаться в утверждении, что знание требует уверенности. Согласно законам логики, опираясь на это высказывание, можно сомневаться в скептицизме и оспорить скептицизм в целом. Однако реальность не состоит исключительно из законов логики (в которой существуют неразрешимые парадоксы, сводящие все вышесказанное на нет), поэтому к подобной критике необходимо относиться осторожно. (Пример: абсолютных скептиков не бывает, поэтому совсем необязательно, что скептик будет сомневаться в очевидных вещах)

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 720; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь