Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос 1. Философия как культурно-духовное явление.



Вопрос 1. Философия как культурно-духовное явление.

Термин философия образуется от двух греческих слов: филео (любовь) и софия (мудрость), букв. - любовь к мудрости.

Любовь к мудрости выражается в рефлексии (размышлении).

Философия – это рефлексия о тех идеях, которыми живет мир и человек.

Философия есть наука о мире, которая изучает его основание, его сущность (глубинное содержание), его развитие (тенденции) и перспективы бытия этого мира.

Предметными областями философского знания являются:

-природа в ее естестве.

-человек и его отношения к миру.

-история.

Платон: Философия – есть знание сущего выраженного в идеях.

Аристотель: Философия – есть наука о первопричинах.

Плотин: Философия – есть наука о божественном и земном мирах.

Плотин: Философия – есть знание о божественной мудрости.

Гегель: Философия – есть знание о развитии мирового духа и формах его выражении.

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления. Философию это «пра-наука», из которой зародилось научное знание многих отраслей.

Взаимосвязь философии с другими сферами:

-Философское знание отвечает на наиболее общие и предельные вопросы бытия, то из этого мы можем сделать вывод, что философская проблематика находится на стыке нескольких духовных или научных сфер.

-Обратная связь - а именно, влияние других наук, исторических и общественно-политических процессов на философию.

-Существует взаимосвязь и взаимовлияние между философией и различными областями культуры, науки, искусства; между философией и общественно-историческими процессами.

-Философии присуща не только систематизация знания, но и обобщение полученных знаний.

-Одной из главных проблем философии является проблема человека. Эта антропологическая направленность философии привела к созданию множества этических концепций.

 

Вопрос 2. Причины возникновения философии.

Прародина философии – Индия и Китай. Как наука возникла только в древней Греции в конце 7-ого века – нач. 6 века).

Причины появления философии в Греции:

1) Развитие античного знания, которое нуждалось в теоретическом обобщении.

2) Развитие рабовладельческой демократии.

3) Изменение религиозного видения мира.

4) Социальная жизнь не удовлетворялась мифами и идеями, а требовала объективное знание.

5) Расширение социального опыта (практики) древнегреческого государства за счет торговли, освоения земель, которое требовало нового теоретического взгляда или концепции.

3 концепции возникновения философии:

1. Мифогенная концепция;

Философия – развитие мифологии на основе ее критики. Развивается на основе мифологического мировоззрения.

2. Гносеогенная концепция;

Философия – результат потребности общества в теоретическом объяснении опытных фактов (на основе научного знания).

3. Социальная концепция.

Философия – продукт развития рабовладельческой демократии (возникает на ее основе).

 

Вопрос 3. Предмет философии и его историческое изменение.

Предмет философии многозначен и исторически изменчив.

Исторически, предмет Ф. Изменялся в силу нескольких причин:

1) В силу изменений социально-экономических условий каждой эпохи.

2) В силу развития науки и научных теорий

3) Изменение самих философских идей, критика которых порождает новые идеи.

Философия рассматривает мир в его многообразии и исходных, истинных смыслах.

Философия – знание, которое нам открывает самих себя.

Предмет философии постоянно изменяется.

Античность (6 век д.н.э – 1 век н.э):

Изучала природу, космос и идеи человека.

Средневековье (2-13 век):

Изучала смысл и содержание священного текста, его логику и значимость слов, а также бога.

Эпоха Возрождения (14-16 век)

Изучала природу в законах ее движения, индивидуальность человека и социальную утопию общества.

Новое время (17-18 век)

Исследовала метод познания природы и человека, активность субъекта и общественные формы мировоззрения (научное знание).

Новейшее время (19-20 век)

Множественно по течениям, но направленно всецело на исследование феномена человека.

Вопрос 4. Мифология как начало философии: тождество и различия.

Мифология – объяснение мира через чувственный опыт, который в процессе коллективной веры принимается как истина.

Философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

Сходства:

1. Объяснительная функция;

2. Результат творческого мыслительного воображения человека.

Различия:

1. Обоснование мифологии – вера; философии – факты и логика (научное знание);

2. Мифология индивидуальный опыт человека кладет в основу знаний, отдельных понятий; философия опыт многих людей, множество фактов сводит в одно знание, понятие.

В античной философии идеи мифов сохраняются:

1. Гилозоизм: природа и космос – живые системы;

2. Анимизм: одушевление отдельных вещей.

Вопрос 5. Религия и философия: сходство и различия.

Религия (от лат. religare – «связь», «соединение», «единение») –

1) способ соотношения человека и трансцендентального мира;

2) мировоззрение, признающее наличие абсолютного Бога, доказательством существования которого является только вера.

Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления.

Сходство:

1. Направленность на абсолютную истину и смысл человеческого бытия;

2. Направленность на мир духовного бытия.

Различия:

1. Обоснование религии – вера; философии – факты и логика;

2. Религия разделяет мир на истинный (божественный) и земной (преходящий); философия рассматривает мир земной, объективный, в его целостности;

3. Человек в религии вторичен; в философии первичен;

4. Религиозное знание неизменно; философское знание изменчиво;

5. Религиозное знание имеет узкоспециализированную ориентацию (морально-этическую); философское знание имеет системный цельный образ о бытии, мире и человеке.

 

Вопрос 6. Взаимодействие философии и науки. Проблема научности философии.

Философия – наука о мышлении (Аристотель и Гегель). Это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, это особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности.

Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию.

Взаимосвязь:

Наука – опытный базис для философии.

Философия – теоретический регулятор для науки.

Есть историческая связь философии и науки (науки вычленялись из философии)

Наука и философия являются сферами познавательной деятельности для получения истины.

Сходства:

1. Предмет исследования – объективный мир;

2. Обоснование с помощью фактов и логики;

3. Единый концептуальный аппарат у них(законы, понятия);

4. Объяснительная функция.

5. И наука, и философия преследуют познавательную функцию.

6. Полученные знания систематизируются в совокупность знаний.

Различия (специфика философии):

1.Рефлективность или умозрительность – формирование идей, знания как обобщение множества фактов, опыта многих людей;

2.Высокая степень абстракции понятий при сохранении конкретности содержания;

3.Критичность: критика, противоречие как стимул, условие развития;

4.Историчность – отражение идей времени;

5.Персонификация в лице философа;

6.Синкретизм – органическое включение разного рода знания в философскую концепцию.

7.Философия выносит универсальные суждения и стремится вскрыть метафизические законы в отличие от наук, которая имеет дело только с фиксированной предметной областью.

8.Философия – это метадисциплина. В религии – на первом плане – ценности, вера. В науке – рациональность. В философии – баланс этого.

9. Представляет собой систематическую и критическую работу разума (рефлексию).

 

Вопрос 15. Основные функции философии.

Функции философии

1. Онтологическая функция. Объяснение бытия: происхождения, основ, законов и тенденций развития. Что первично: материальное или идеальное?

2. Гносеологическая (познавательная) функция. Исследование форм и методов познания. Что первично в познании: чувства или разум?

3. Методологическая функция. Формирование методов объяснения бытия

4. Историческая функция. Отражение особенностей и тенденций исторического времени, исследование характерных черт каждой эпохи. Какой предмет философии в каждой эпохе?

5. Социальная функция. Объяснение социума (общества): происхождения, структуры, законов и тенденций развития

6. Мировоззренческая функция. Система идей о мире и о месте человека в нем

Философия – результат синкретизма (единства знаний)

7. Аксиологическая функция. Формирование основных ценностных ориентаций

Аксиология – учение о ценностях.

8. Нравственно-этическая (гуманистическая) функция. Формирование ценности личности человека.

 

Демокрит

Первоначало – атом как единица бытия, обладающая свойствами:

1. Форма

2. Тяжесть (масса)

3. Расположение элементов (отношение друг с другом)

4. Движение (возможно, если есть 2 точки)

Ввел понятие пустоты. Атомы движутся в пустоте.

Причина многообразия мира – постоянное движение атомов.

Идея детерминизма – идея причинной обусловленности: «Нет ничего случайного, все предопределено».

 

Моральная философия Сократа исходит из ясности и решенности того, как должно жить. Поэтому человек в ней не стоит в мучительной и темной ситуации этического выбора. Можно даже сказать, что Сократ не оставляет человеку морального выбора: выбор предопределяется знанием, поскольку добродетель — это знание, а пороки и зло творятся по незнанию, неведению.

Учение о душе.

«Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно» Платон здесь создает миф о душе, которая представляется в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Эта колесница (душа) парит в небе, пока не натолкнется на что-нибудь твердое - она вселяется туда и получает земное тело.

Душа, по Платону, подобна идее - то есть неделима. Cyщнocть дyши - нe тoлькo в ee eдинcтвe, нo и в ee caмoдвижeнии: вce, движyщee caмo ceбя, coглacнo Плaтoнy, бeccмepтнo, тoгдa кaк вce, чтo пpивoдитcя в движeниe чeм-тo дpyгим - cмepтнo.

Платон условно разделяет человеческую душу на две части: выcшую - paзyмную, c пoмoщью кoтopoй чeлoвeк coзepцaeт вeчный миp идeй и кoтopaя cтpeмитcя к блaгy, и низшую - чyвcтвeнную. Пocлe cмepти тeлa дyшa oтдeляeтcя oт тела, чтoбы зaтeм - в зaвиcимocти oт тoгo, нacкoлькo дoбpoдeтeльнyю и пpaвeднyю жизнь oнa вeлa в зeмнoм миpe, - внoвь вceлитьcя в кaкoe-тo дpyгoe тeлo (чeлoвeкa или живoтнoгo). И тoлькo caмыe coвepшeнныe дyши, пo Плaтoнy, coвceм ocтaвляют зeмнoй нecoвepшeнный миp и ocтaютcя в цapcтвe идeй. Teлo, тaким oбpaзoм, paccмaтpивaeтcя кaк тeмницa дyши, из кoтopoй пocлeдняя дoлжнa ocвoбoдитьcя, a для этoгo oчиcтитьcя, пoдчинив cвoи чyвcтвeнныe влeчeния выcшeмy cтpeмлeнию к блaгy. A этo дocтигaeтcя пyтeм пoзнaния идeй, кoтopыe coзepцaeт paзyмнaя дyшa.

 

Данте Алигьери

Обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Человек - результат соединения природного и божественного начал. Человек - существо, принадлежащее двум мирам. Человеком руководят две цели: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Марсилио Фичино

Философия - ученая религия, открывающая разуму истины, содержащиеся в вере. Бытие имеет иерархическую структуру, состоящую из пяти ступеней, высшей из которых является Бог, а низшей - телесные качества. Единство и взаимосвязь ступеней бытия обеспечивается душой. Именно она придает жизнь и движение всему космосу. Фичино обожествляет человека, считая его самым прекрасным из творений. Главным признаком человека является его стремление к свободе.

Франческо Петрарка

Обращенность к внутреннему миру человека. Критика аскетизма. Гармония физического и духовного в человеке.

Политическая утопия ЭВ.

Томас Мор: «Утопия»

- Рабство. Рабы в утопии трудятся не на благо господина, а для всего общества в целом. Чтобы стать рабом, нужно совершить тяжкое преступление (в том числе измену или распутство). Рабы до конца дней своих занимаются тяжелой физической работой, однако в случае прилежного труда могут быть даже помилованы.Всеобщее равенство есть и у рабов: равенство между собой. Одинаково одеты, одинаково стрижены, одинаково бесправны. Не индивиды, а масса типичностей.

- Религия. Государство терпимо к вопросам религии. Свобода вероисповедания. Публичная агитация против религии запрещена. Священники выбираются народом. Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним.

- Власть. Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Его могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.

Верховный орган государства – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.

- Семья. На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.

Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку. Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Утопийцы живут скучно и однообразно. Вся их жизнь с самого начала регламентирована. Обедать позволяется не только в общественной столовой, но и в семье. Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. Детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать. Во главе хозяйства стоит старейший. Жены услуживают мужьям, дети - родителям, и вообще младшие по возрасту – старшим.

- Экономика. Чтобы не сделать кого-то из утопийцев богаче, Мор отменяет на Утопии хождение денег. Свое презрение к золоту утопийцы выражают тем, что делают из него цепи для рабов и ночные горшки.

- Война. Утопийцы решительно осуждают войну. Утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, " когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией" Кроме того, " утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно".

Общество утопийцев – это тоталитарное полицейское государство, где культивируется серость и ординарность, отсутствует свобода.

Разделения труда и возникающего из него сословного деления общества на Утопии, однако, полностью избежать не удаётся. Существуют ремесленники, ученые и т.н. «симфогранты», контролирующие, чтобы люди работали по 6 часов – ни больше, ни меньше. Таким образом, отрицается всякая возможность выделиться, сделать больше, отличаться от других. А ведь это – чуть ли не главный стимул для любого человека. Общество в «Утопии» выступает безликой массой, лишенной индивидуальных различий.

Защитные механизмы

Зигмунд Фрейд выделил следующие защитные механизмы психики:

-Замещение

-Реактивное образование

-Компенсация

-Вытеснение

-Отрицание

-Проекция

-Сублимация

-Рационализация

-Регрессия

Карл Юнг.

Юнг выступил против трактовки чел-а как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское Оно. Он выделил в нем помимо личностного бессознательного, еще и коллективное бессознательное, кот-ое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляет общечеловеческие первообразы – архетипы (образ матери-родины, богатыря). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, кот-ый наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного. Человек – прежде всего существо архетипное

Понятие бессознательного

Бессознательное - «архаическое наследство» человечества – коллективная копилка представлений, типических реакций и механизмов психики.

Уровни бессознательного

1. Индивидуальное бессознательное;

2. Семейное бессознательное;

3. Групповое бессознательное;

4. Национальное бессознательное;

5. Расовое бессознательное;

6. Коллективное бессознательное (включает в себя архетипы).

Источник бессознательного - Природа

Пример воплощения коллективного бессознательного

Образ отца и матери пришел к нам из прошлого и в нашей реальности на них накладывается образ наших Отца и Матери.

Коллективность архетипа

Он одинаково присущ целым народам или эпохам.

Оживление архетипа

Под воздействием проблемной, кризисной ситуации личной или социальной жизни происходит бессознательное оживление и воплощение соответствующего архетипа.

Характер оживления архетипа

Спонтанный, принудительный, демонический.

Пополнение архетипов

Архетипы постоянно наполняются содержанием в зависимости от реальности.

Значение архетипа

Архетип – способ, который все снова открывает возможность закономерного течения этого процесса, ибо он делает возможным такое восприятие или психическое постижение ситуаций, благодаря которому жизнь может продолжаться все далее. На архетипической основе покоятся все великие идеи – великие религии и философемы, вечные произведения искусства, великие изобретения научные открытия. Если бы все традиции в мире оказались разом прерванными, то со следующим поколением вся мифология и история религий началась бы сначала.

Мифы, сказки, образы

Архетипическая матрица, априори (изначально) формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, объясняет существование повторяющихся мотивов в мифах, сказках разных народов, образов мировой литературы и искусства.

Понятие образа

Образ имеет психологический характер фантастических представлений, не имеет реального характера, никогда не становится на место действительности и лишен всякой проекции в пространство. Изначальный образ - ступень, предшествующая идее, почва ее зарождения. Разум развивает присущее изначальному образу понятие (идею), которая отличается от других понятий тем, что оно не дается в опыте, но открывается как нечто, лежащее даже в основе всякого опыта.

Характеристика образа

Преимущество изначального образа - одаренность жизнью. Изначальный образ - способ, которым энергетический процесс протекал от века, все возобновляясь и воспроизводя свой способ. Изначальный образ – способ, который все снова открывает возможность закономерного течения этого процесса, ибо он делает возможным такое восприятие или психическое постижение ситуаций, благодаря которому жизнь может продолжаться все далее.

Пример образа

Персона - искусственный образ, маска часть нашей личности, которая выставляется на обозрение другим людям, пряча истинную личность.

Понятие либидо

Либидо - все проявления жизненной энергии, воспринимаемые человеком в качестве бессознательного стремления или желания. Либидо – психическая энергия как таковая.

Изменчивость либидо

Либидо человека на протяжении жизни претерпевает ряд сложных превращений, может трансформироваться и возвращаться вспять в виду каких-то жизненных обстоятельств.

Экстраверты и интроверты

Карл Юнг делил людей на два типа: западный (экстраверты) и восточный (интроверты). Западный человек устремлен во вне (я - в центре, а мир - вокруг меня), а восточный человек - мир внутри человека.

Теория менталитета

Менталитет (с лат. — ум, мышление) - совокупность установок, предрасположенностей человека, социальной группы, этноса чувствовать, мыслить и поступать определенным образом; совокупность традиций и норм культуры.

Теория гениев и безумцев

Если у человека оказывается достаточно творческих сил, чтобы воплотить захватившую его силу в религиозное учение, в произведение искусства или в философский трактат, то он входит в число гениев человечества, и его творения оказывают на людей такое же захватывающее воздействие, если же нет – его охватывает безумие, архетип поглощает его.

Значение учения

Учение укрепило основные положения психоаналитической философии, позволили создать новое, продуктивное направление не только в философии культуры и развить аналитическую психологию. Бессознательное стало равноправным объектом научного исследования; сознание стало пониматься как природное и культурное, как чувственное и рациональное, как сознательное и бессознательное, как личностное и коллективное. Учение значительно глубже анализирует бессознательное. Учение имело большое значение для аргументации в теологических построениях, для обоснования абстрактного искусства, архаизации искусства, доказательства демонического. Бессознательного характера художественного творчества.

Работы

«Метаморфозы и символы либидо» 1912 («Символы превращения» 1952), «Психологические типы» 1921, «Отношения между Я и бессознательным» 1928, «О психологии бессознательного» 1943, «Ответ Иову» 1952, «Психология и алхимия» 1952.

Эрих Фромм

Школа Эриха Фромма – фрейдомарксизм, франкфуртская школа, неомарксизм, неофрейдизм.

Формирование психики

При формировании психики действуют троичные фильтры через язык, логику и социальные табу.

Возникновение агрессии

На подсознательном уровне из-за ущербности социальной системы. Факторы: врожденные инстинкты и социальные факторы. Специфика социальной жизни порождает в человеке оборонительную агрессию.

Уничтожение агрессии

Агрессия может исчезнуть только с изменением социальных условий, устранением возможности господства одной группы над другой.

Смысл жизни

Смысл жизни в том, чтобы каждый день заново рождаться, а не становится жертвой столь распространенного заблуждения нашего века, когда человек умирает, так и не успев начать жить.

Цензура

Механизмы цензуры:

1. Язык

2. Логика

3. Социальные табу.

Язык

Языковые структуры глубоко укоренены в бессознательном и отражают многотысячелетнюю практику. Языковая социализация происходит в семье, школе, через СМИ, поэтому возможно насытить повседневный язык словами, из которых строится сегодняшняя официальная модель общества и убрать из употребления слова, которые в нее не укладываются. Язык позволяет контролировать мышление.

Логика

Правила логики универсальны, но их нетрудно обойти с помощью софизмов - внешне убедительных, но, по существу, ложных умозаключений. Софизмами насыщена любая идеология. Двоемыслие приводит к интеллектуальной импотенции, делает людей нечувствительными к абсурду, самому наглому обману; отучает думать, ибо оказывается, что с помощью разума и логики вообще ничего нельзя доказать, так как истинность суждения зависит не от логики, а от того, кто, где и при каких обстоятельствах его высказал.

Социальные табу

Социальные табу - запреты, накладываемые на некоторые идеи, чувства, высказывания.

История создания учения

Разрабатывая учение, представляющее собой синтез психоаналитических, экзистенциальных, философско-антропологических и марксистских идей, стремится найти способы разрешения дихотомий человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определить пути оздоровления западной цивилизации, показать перспективы свободного и творческого развития личности.

Акцент

На конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами.

Гуманистический психоанализ

Учение – гуманистический психоанализ как социальное приемлемое средство освобождения людей от иллюзий их бытия.

Ценность человека

Ценность человека – способность к любви, ибо любовь – критерий бытия и ответ на проблему человеческого существования. В процессе овладения искусством любви происходит изменение структуры характера человека, в результате чего уважение к жизни, чувство идентичности, потребности в привязанности к миру, в заинтересованности в единении с миром становятся превалирующими, тем самым способствуя переходу от эгоизма к альтруизму, от обладания к бытию, от кибернетической религии к новому, гуманистическому духу, характеризующемуся нетеистической, неинституциональной религиозностью. Работы: «Иметь или быть», «Бегство от свободы»

Вопрос 39. Экзистенциализм.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., которое представляло собой самое непосредственное выражение того времени, затерянности, безысходности. Это антропологическая философия по своей направленности, ее центральной проблемой является проблема человека, его существования в мире. Идея философии экзистенциализма — помочь человеку и человечеству.

Предмет – внутренняя свобода человека и проблема свободы выбора. Причины:

1. Социальное противоречие: гуманизм и война;

2. Одиночество человека;

3. Завышенные требования к человеку;

По мнению представителей экзистенциализма, задачей философии является занятие не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Люди помимо своей воли заброшены в этот мир, в свою судьбу и живут в чужом для себя мире. Их бытие окружено со всех сторон какими-то непонятными знаками, символами. Основные вопросы, поставленные

Родоначальник – Сёрен Кьёркегор (Дания); Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов – в России.

После I мировой войны – в Германии. После II мировой войны – во Франции.

Представители: Карл Ясперс, Марк Блох, Эрнест Хемингуэй, Мартин Хайдеггер; Федор Михайлович Достоевский, Михаил Афанасьевич Булгаков.

Экзистенциализм:

1. Атеистический экзистенциализм;

Философия внутреннего состояния человека.

Признание первичности личности в обществе истории.

Проблему выбора возлагает на человека.

Предмет – проблема внутренней свободы человека и его стремления к выходу из ситуации.

Экзистенция – чувства человека, переживающего свое состояние (экзистенциал).

Экзистенциалы (состояния):

1. Страх;

2. Радость;

3. Свобода;

4. Ответственность;

5. Тревога;

6. Выбор.

Сартер

«Экзистенциализм – гуманизм»

Существование человека – экзистенция – внутреннее чувство данности своего я, которое выражается в стремлении к ч.л.

Экзистенциальная дихотомия свободы: Свобода – бремя, т.к.:

1. Любой человек на нее обречен;

2. Неизвестность;

3. Влечет ответственность.

Экзистенциальный человек – личность в состоянии внутреннего выбора.

Внутренняя свобода личности первична по отношению к общественной свободе.

 

2. Религиозный экзистенциализм.

Проблему выбора возлагает на Бога, государство.

Родоначальник экзистенциализма - Серен Кьеркегор (1813 — 1856).

-осознание им неблагополучия мира.

-Начало философии вытекает не из удивления, как учили Платон и Аристотель, а из отчаяния. Последнее порождается тем, что мир наполнен нетерпимым злом.

-Душа первична, а тело вторично.

-человек есть синтез души и тела, временного и вечного, свободы и необходимости.

С. Кьеркегор, решая проблемы человеческого существования в неприветливом и мрачном мире, исходит из того, что человек входит в жизнь неподготовленным и воспринимает ее первоначально как место праздника, проходя по ступеням своего совершенствования, он способен двигаться:

-от эстетического отношения жизни (при котором целью существования выступает наслаждение) к этическому.

-От этического (при котором целью жизни становится разумное служение долгу) к религиозному отношению к жизни, которая превращается в служение Богу.

 

М. Хайдеггер решает проблему человеческого существования иначе.

-главная задача на пути разрешения вопросов человеческого существования в мире — закладка фундамента под понимание мира. В этом качестве выступает онтология, базирующаяся на прислушивании к бытию и на выработке отношения к нему в соответствии с теми сигналами, которые подает оно нам при нашем стремлении комфортабельно устроиться в мире.

-стремится найти консенсус между миром и человеком на основе человеческого разума, обогащенного знаниями о гармонии мира.

Для К. Ясперса решение проблем человеческого существования в мире возможно на основе приспособления к миру. Он стремится внушить читателю своих произведений бережное и ответственное отношение к найденным европейской цивилизацией ценностям. Мыслитель предостерегает против бездумного расшатывания устоев западного общества и желает направить усилия людей на ответственное созидание мирового сообщества, в котором народы сольются в единую семью.

Ж.-П. Сартр и А. Камю, высвечивая неблагополучие мира и показывая его абсурдность, предлагают не падать духом, а мужественно выполнять свой человеческий долг, не страшась утрат, не склоняясь под ударами судьбы, спокойно делать свое будничное дело, когда же гнет действительности становится нестерпимым, отваживаться на бунт, устраняющий и ослабляющий этот гнет.

 

Вопрос 42. Учение о бытии.

Понятие " бытие " – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.

Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир.

Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.

Основные формы бытия: материальная, идеальная, бытие человека, бытие социума.

Категория " материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:

-атомистическая модель (Демокрит);

-эфирная модель (Декарт);

-вещественная (Гольбах).

Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом.

В ранней античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в рез-те взаимод-я различных стихий-земли, воды, воздуха, огня.

В средние века бытие-это прежде всего Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой-несамостоятельное, слабое существо.

В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение картины мира привели к необходимости большего внимания к отдельным элементам бытия, к качествам этих элементов, к изменениям отдельных систем и свойств.

В фил-ии 19-20 вв. наряду с классическими философскими школами появились новые неклассические философские системы; несмотря на развитие науки были популярны иррациональные воззрения. Бытие в некоторых случаях фактически сводилось к бытию человека (фил-я жизни, экзистенциализм). А в позитивистском подходе при описании реальности предлагалось опираться только на научные факты, исключать метафизические измышления, спекулятивные конструкции.

При всем многообразии подходов можно выделить некоторые относительно общие принципы отношения к бытию, сложившиеся в 19-20 вв.

Важным принципом явл-ся реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека- части этого мира.

Субстанциализм - свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом для одних субстанция-это материя, для других - идеальная сущность.

Динамизм - бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии.

 

 

Античность

Человек находится в гармонии с природой. Цель человека – понять смысл своего бытия и

воспитать в себе мудрость почитания природы и своего тела. Грех – нарушение законов природы. Ответственность человека – перед природой.

Средневековье

Тело человека становится греховным. Тело смертно, душа бессмертна. Душа – сущность, явленная в действии. Человек формируется через духовные начала. Бессмертие возможно только духовно – через идеи, в другой реальности.

Homo ludens – человек играющий – «карнавальный» человек, человек площади – человек, который оставался в пределах повседневности, телесного бытия и проявлялся в различных формах игры.

Homo faber – человек ремесленный – человек, творящий мир бытия посредством ремесла.

Многомерный человек – человек, который творит мир собственной жизни, в социальной жизни выполняет функции актера, игрока на площади и обязан достичь совершенства, божественности.

Эпоха Возрождения

Антропоцентризм.

Гуманизм.

Человек – высшее творение Бога и природы.

Уильям Оккам

Божественность в человеке:

1. Неповторимая индивидуальность;

2. Свободная воля;

3. Креативность (творческая способность)

Лоренцо Валла

«О наслаждении истинном и мнимом»

Становление личности - самим человеком через деятельность, в результатах которой проявляется его божественность (креативность).

Новое время


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1155; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.177 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь