Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гносеология (теория познания).



Гносеология – один из фундаментальных разделов ф-ии. Она исследует природу челов-го знания, его структуру и пути достижения истины, причин ошибок, заблуждения, границы познания. 3 осн. гносеологические линии, они связаны с вопросом: познавали ли мир в принципе.

1. скептицизм (рассматривающий, исследующий). Это гнос-кая концепция, кот. подвергает сомнению возможность получения объективного знания о мире. Человеческое знание есть мнение о вещах, а мнение всегда субъективно. Истина всегда относительна. Отказ от суждений вообще о вещах. В эпоху эллинизма возникает школа скептиков (ПИРРОН из Элиды (ок. 360 — ок. 270 до н. э.), древнегреческий философ, основатель скептицизма, СЕКСТ ЭМПИРИК (кон. 2 — нач. 3 вв.) МОНТЕНЬ Мишель де (1533-92), французский философ-гуманист. ПАСКАЛЬ Блез (1623-62), французский математик, физик, религиозный философ и писатель.)

2. Агностицизм. Учение отрицающее возможность познания мира в принципе.

-объективный (эмпирический). Развивался в ф-ии 18 в. (Юм, Кант). Кант: чел-ое познание имеет дело с опытом и не может выйти за его пределы. т.е. чел-к не может установить соотношение м/у опытом и реальностью. За пределами опыта мир непонятен, следовательно непознаваем. Рассудок не может ответить на вопросы бытия и запутывается. В 19 в. МАХ Эрнст (1838-1916), австрийский физик, философ-идеалист. Считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению; мир — «комплекс ощущений», задача науки — их описание.Французский математик А. Пуанкаре основал КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ, (договор, соглашение). философская концепция, согласно которой научные понятия и теории не отражают объективной действительности, а являются результатом соглашения ученых, условными, произвольно установленными правилами, для удобства объяснения, экономии мышления.

-субъективный. СОЛИПСИЗМ признает несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляет все остальное существующим лишь в его сознании. БЕРКЛИ Джордж (1685-1753), английский философ, утверждал, что внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости. ФИХТЕ Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Наукоучение мыслится Фихте как дедуктивная система, базирующаяся на одной основной и двух вспомогательных самоочевидных аксиомах, или «основоположениях». Полнота системы обеспечивается тем, что цепь умозаключений замыкается на себя, ее конец совпадает с началом. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ одно из главных направлений в философии 20 в., основателем которого является ГУССЕРЛЬ Эдмунд (1859-1938), представляет возможность описания вещей, явлений укоренена в самом сознании и человеческом бытии. «нет объекта без субъекта».

3. Гносеологический оптимизм. Это идея познаваемости мира человеком.

- эмпиризм (опыт) сенсуализм (чувство). Это концепция, кот. признает чувственный опыт единственным источником знаний о мире (Бэкон, Гоббс, Локк) «В разуме нет ничего чего бы прежде не было бы в опыте» - Локк

- рационализм (разумный) Первичный источник научного знания это человеческий разум, либо врожденные идеи ума (априоризм) (Платон-теория припоминания, мир эйдосов, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) По Гегелю, мышление чел-ка – это развитие в его голове мирового разума, духа.

1. Чувственное познание. Это познание основанное на органных чувств чел-ка. Чув-ое познание сложное синтетическое единство 4-х форм:

- чувственное ощущение – это элементарная форма. чувст-ое отражение отдельных свойств предмета (цвет, темпер-ра, вес и т.д.)

- Восприятие – это целостный образ предмета в виде комплекса ощущений (образ чел-ка, образ дерева воспринимаются как цельные).

- представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления. В формировании представления участвуют механизмы памяти либо механизмы воображения (в основе лежит фантазия, большую роль играет интеллект).

-эмоции под ними понимается комплексная форма чувственности основанная на переживаниях и страстях (гнев, страх, ненависть, симпатия)

2. Рациональное познание. Это познание основанное на способности чел-ка к абстрактному мышлению и на его операциях (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование (идеализация), аналогия).

- Понятие - элементарная форма мысли кот. выражает в словесной форме существенные общие свойства предметов (человек, дерево, атом), в основе лежит обобщение.

- суждение это связь понятий дающее новое знание. Сознание присуще мозгу.

- Умозаключение это связь суждений дающее новое знание. (силлогизмы Аристотеля «Все млекопитающие теплокровные» + «лошадь - млекопитающее» Þ «Лошадь теплокровная»

Умозакл-ия дел-ся на 3 вида: 1). индуктивное умозаключение – это процесс выведения общих положений из ряда частных утверждений (из единичных факторов), (Бэкон) 2). Дедуктивное умозаключение – это процесс рассуждения, идущий от общего к частному. (Декарт, Ньютон).

3. Практическое познание (часто носит случайный характер (химия, ремесло)) включает в себя проверку знания на истинность, его корректировка и применение знаний на практике.

4.Иррациональное познание – познание связанное с подсознанием, интуицией, инстинктами. ИНТУИЦИЯ (лат. — пристально смотрю) субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей. (чувственная, интеллектуальная, в основе – жизненный опыт, знания) МИСТИЦИЗМ учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. В переносном словоупотреблении М. означает: 1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающих человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть М. реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, оракулов, также астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и т. п. 2) В другом смысле М. называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством. Если такое общение признается единственным или по крайней мере самым верным и достойным способом познания и осуществления истины, а все другие способы более или менее пренебрегаются как низшие и неудовлетворительные, то возникает известное исключительное направление мысли, называемое мистицизмом. ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для «посвященных», прошедших специальную психическую тренировку.

Истина и заблуждение.

Истиной мы называем знание соответствующее действительности. Антипод истины – заблуждение, т.е. знание кот. искажает реальность т.е. не верно отражает действительность. Отдельно понятие «Ложь» это преднамеренное искажение истинности.

Критерии истинности.

*критерий ясности и очевидности. В соответствии с этим критерием истина это знание кот. не вызывает сомнений, не противоречит формальной логике или повседневному опыту, «здравому смыслу». (Декарт, Спиноза)

* Критерий общей значимости. Истинным считается то, что соответствует мнению большинства людей (скептики)

* Прагматический. Истинной явл-ся то, что практически осуществимо, то что успешно работает, подтверждается опытами. (Бекон, марксисты) Эта концепция не годится для теоретической науки.

Истина представляет из себя процесс движения от знания не полного и неточного к знанию все более полному и точному. По этому истина всегда относительна. Истина отражает объект в тех пределах, кот. ограничен доступный уровень человеческого знания. Процесс познания явл. бесконечным.

ВЕРА- Убеждённость, глубокая уверенность в чём-либо, принимается без доказательств.

СОМНЕНИЕ, Неуверенность в истинности чего–н., отсутствие твёрдой веры во что-либо.

ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.

ИНТУИЦИЯ (ср.-век. лат. intuitio, от intueor — пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

ИНТУИЦИЯ, Чутьё, тонкое понимание чего-либо. Непосредственное, без обоснования доказательствами постижение истины.

Переход от более общих знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат основанием для объяснения называются объясняющими. Знания, которыми обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как законы так и отдельные факты.

Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляя такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание, следовательно представляет собой реализацию многих процедур, обеспечивающих преобразование информации при переходе от незнания к знанию.

Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Вопрос

Антропология

Человек — это не просто конгломерат разнокачественных параметров (биологических, психических, социально-деятельностных и т. д.), а целостная система, обладающая специфическими качествами. Новое качество целого является той объективной основой, которая делает необходимым вычленение философского уровня познания.

Настоящий переворот в науке произвела книга английского естествоиспытателя Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), а позже и книга «Происхождение человека и половой отбор» (1871). В них впервые было эмпирически показано естественное (а не божественное) происхождение человека, его генетическая связь с высшими млекопитающими.

Более пяти миллионов лет назад появились существа новой породы — человекообразные обезьяны, названные австралопитеками (в переводе — южными обезьянами). Морфология их скелета свидетельствует о том, что они уже хорошо держались на задних конечностях.

Два миллиона лет назад одна из форм австралопитеков превратилась в «человека умелого» (homo habilis), который имел более развитый головной мозг и умел пользоваться каменными и другими орудиями. «Человек умелый» — это первый известный до настоящего времени вид рода человека. Примерно полтора миллиона лет назад от него произошел «человек прямоходящий» (homo erectus), заселивший значительную часть Евразии. Неандертальцы же, более близкие современным людям, появились только 200 тысяч лет назад и исчезли 30 тысяч лет назад.

Важнейшими факторами превращения животных (гоминидов) в людей были: орудийная деятельность, развитие языка, регулирование брачных отношений, возникновение первобытно-родовой общины, формирование нравственных ценностей и норм, социокультурного объединения людей на базе материального производства.

Первоначальная орудийная деятельность носила досознательный, инстинктивный характер. Она приводила к ослаблению и постепенному разложению инстинктивной основы поведения и тем самым способствовала формированию языка и переходу от стадного способа общения к первобытно-общинному. Лишь с появлением языка примитивная орудийная деятельность стала превращаться в осознанно целесообразный труд, получивший в философии категориальный статус предметно-практической деятельности.

в древних культурах язык понимался как дар богов и средство священнодействия, ритуальных культов. Поначалу он выступал в форме информационных знаков для общения с богом и между людьми. Уже в простом акте называния люди сообщали друг другу одинаковое для них понимание называемой вещи. Речевая общность располагала их к взаимопониманию и распознаванию «своих» и «чужих».

С точки зрения современных представлений язык не просто отражает и фиксирует предметы, но и участвует в порождении их смысла, их бытия как реально существующего.

. Приведенные данные свидетельствуют лишь о том, что дело вовсе не в весе мозга и даже не в количестве его нервных клеток, а в количестве и качестве связей между ними.

Концепции смысла человеческого существования:

Первичной предпосылкой существования конкретного человеческого индивида является жизнь его тела. Тело — это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей, включенных в общий эволюционный процесс природы.

В современном понимании человек предстает не просто как часть природы, а как высший продукт ее развития, как природное существо особого рода, а именно носитель не только биологической, но и социальной формы движения материи. Посредством осознанно-целенаправленных действий человек активно изменяет среду и в ходе ее преобразования изменяется и сам.

Категория существование обозначает наличное бытие эмпирического индивида в его повседневной жизнедеятельности. Отсюда вытекает важность понятия «повседневность». Именно на уровне повседневности жизни выявляется глубокая взаимосвязь всех типов поведения человека, его существования и способностей с развитием человеческой культуры. Существование богаче сущности. Оно включает в себя не только проявление сущностных сил человека, но и многообразие его конкретных социальных, биологических, нравственных, психологических качеств. Существование человека представляет собой форму проявления его сущности. Лишь единство сущности и существования образует действительность человека. психологические особенности человеческого индивида определяются его биологически унаследованными свойствами.

Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь уразуметь, для чего он живет, в чем смысл его жизни. И ответ на этот вопрос отнюдь не есть только сугубо личное дело. Он существенным образом касается и интересов окружающих людей. Ибо от того, как понимает тот или иной человек смысл своей жизни, зависит его поведение, отношение к ближним и дальним, к семье, коллективу.

Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве личности. Осознание же своей личности происходит лишь в результате сравнения себя с себе подобными, т. е. в результате осознания идеи существования человеческого рода и своей принадлежности к нему. Идея такого рода является необходимой предпосылкой того, чтобы индивид мог мыслить свою собственную личность, свое «я». Сама постановка тем или иным индивидом вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в нем пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства, когда он начинает задумываться о реальной значимости своего существования. Без этого осознания вопрос о смысле жизни не всплывает, остается в тени.

Определяя цели своей деятельности, смысл своей жизни, человек руководствуется не только общественными, но и индивидуальными побуждениями, личными мотивами и интересами. Каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, в то же время — неповторимая индивидуальность, которая не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида.

Когда речь идет о выяснении подлинного смысла жизни человека, имеются в виду именно благородные цели. Если у человека нет такой цели, жизнь его лишена большого смысла, он просто существует.

Широкую известность получила точка зрения, согласно которой смысл жизни заключен в самой жизни — ее сохранении, воспроизводстве и освобождении от страданий. Но, например, И. А. Ильин утверждал, что попытка видеть смысл жизни в самой жизни несостоятельна, ибо существуют ценности, стоящие выше самой жизни.

Осознание человеком смысла жизни зависит от того, насколько он способен различать подлинные и ложные ценности, сознает бесплодность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни лишь для самого себя. Поэтому многие считают, что человек поступает правильно тогда, когда стремление добиться личных успехов идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе деятельности на общее благо. Наиболее глубокий смысл жизни человека в том, чтобы всесторонне развивать свои способности посредством творческой деятельности. Именно такая деятельность получает признание со стороны общества, коллектива и в то же время приносит глубокое личное удовлетворение.

Вопрос

Личность

Понятие личность включает в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность — это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками — биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир — это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.

Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей — величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

В ряду человеческих сущностных сил особое место занимает свобода. Ведь без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, свои способности. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она имманентна любому виду его деятельности, связана с самой сутью природы человека как существа, свободно выбирающего между различными альтернативами. Уклониться от выбора мы в принципе не можем, ибо, отказываясь от одного, мы (хотим того или нет) выбираем другое, отказываясь от другого — выбираем третье и т. д. Вне выбора альтернатив и целеполагания не может быть и человека. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы. При этом он обладает не полной, раз и навсегда обретенной свободой, а лишь определенной ее «мерой», которая является зависимой и переменной величиной. категория свободы обнаруживает различные грани, проявляется как свобода слова, свобода творчества, свобода личности, свобода выбора, свобода вероисповедания и т. д. Иными словами, многогранность и вариативность общественных отношений обусловливают многообразие проявлений свободы, различные ее виды.

категория свободы обнаруживает различные грани, проявляется как свобода слова, свобода творчества, свобода личности, свобода выбора, свобода вероисповедания и т. д. Иными словами, многогранность и вариативность общественных отношений обусловливают многообразие проявлений свободы, различные ее виды.

Субъектом и носителем свободы является именно личность. Выбор. Субъектом и носителем свободы является именно личность. Определяющими принципами понимания сущности свободного деяния являются, во-первых, возможность самостоятельного, ненавязанного выбора в соответствии с внутренними убеждениями и интересами индивида и, во-вторых, мобилизация волевых усилий, направленных на практическую реализацию сделанного выбора. Действительно свободный выбор — это выбор, содержание которого не есть нечто внешнее и чуждое человеку, а соответствует его внутренним желаниям. Свобода ощущается индивидом, прежде всего как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор. На следующих ступенях свобода выбора переходит в свободу решения, а затем в свободу действия, свободу творчества и самовыражения.

Внутренняя свобода — это специфически человеческая избирательная, творческая активность сознания, интуиции, бессознательного, воли и нравственных сил, которые в результате внутреннего борения мотивов мобилизуются на самостоятельное осуществление выбора, принятие решения и его реализацию.

Одним из проявлений свободы человека является умение управлять самим собою.

Свободный выбор — это выбор, сделанный в полном соответствии с внутренней правдивостью индивида, г. е. не вступающий в противоречие с его внутренними убеждениями, честностью, искренностью.

Свобода — величайшая человеческая ценность и вместе с тем это нелегкое бремя, тяжелый крест, так как свобода выбора, принятие решения неизбежно связаны с постоянным риском и личной ответственностью.

Вопрос о смысле жизни человека принадлежит к числу вечных вопросов, на который люди издревле пытались дать ответ. В сущности, каждый человек рано или поздно ставит этот вопрос, прежде всего по отношению к самому себе, стараясь уразуметь, для чего он живет, в чем смысл его жизни. И ответ на этот вопрос отнюдь не есть только сугубо личное дело. Он существенным образом касается и интересов окружающих людей. Ибо от того, как понимает тот или иной человек смысл своей жизни, зависит его поведение, отношение к ближним и дальним, к семье, коллективу.

Понимая слово личность в самом широком смысле, мы можем, прежде всего, подразделить анализ ее на три части в отношении 1) ее составных элементов, 2) чувств и эмоций, вызываемых ими, (самооценка), 3) поступков, вызываемых ими (забот о самом себе и самосохранения). Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса: 1) физическую личность, 2) социальную личность и 3) духовную личность. “ (Джемс У. Психология. М., 1991. С. 82.).

Личность в социальной философии – это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом.

Под индивидуальностью в философии понимают своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего – это мир обыденной повседневности.

В формировании личности молодого человека значительное место занимает система образования. Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования.

Исторические типы личности. Исторический процесс - смена исторических типов личности (по Мар­ксу). Если сущность человека - совокупность всех общественных отношений, то, следовательно, в основе типоло­гии личности находится тип общественных отношений, определяемый типом собственности. Каждый тип биполя­рен, на основе частнособственнических отношений формируются два типа интересов, определяющих выбор пове­дения: “Личность обусловлена и определена вполне конкретными классовыми отношениями”. Но социальное по­ложение людей не определяет жёстко тип выбора. Поскольку человек обладает самосознанием, он может и скло­нен выбирать тип поведения иного класса в период распада одних отношений. Высший исторический тип лично­сти, согласно Марксу, - коммунистический тип личности, который формируется в процессе социальной революции и на основе новой высшей общественной формации. Высший принцип при выборе поведения личности: “Свободное развитие каждого есть условие развития всех”.

Длительное время спор между коллективизмом и индивидуализмом в нашей стране однозначно решался в пользу первого. Считалось, что коллективизм совместим с гуманизмом, а индивидуализм нет. Однако, возведенный во всеобщую норму коллективизм разрушает в человеке личность, индивидуальность, навязывает ему конформистское поведение (овцы в стаде), превращает его в винтик общественного механизма. Если говорить о коллективизме как одной из форм поведения, то, безусловно, он может иметь положительное нравственное значение. Еще Сенека дал хороший образ коллективизма. Он писал: “Запомним: мы родились, чтобы жить вместе. И сообщество наше подобно своду, который потому и держится, что камни не дают друг другу упасть. Коллективизм может умножать силы людей и помогать в решении задач, которые не в силах решить отдельные, не связанные друг с другом люди. Существует немало ситуаций, когда лучше не “один за всех”, а “один против всех”. Например, если ученый сделал открытие, установил истину, то он вправе выступать в защиту своего открытия, истины, даже если ему приходится идти против “всех”, большинства, многих... Вспомним Коперника и Галилея, выступивших против всеобщего заблуждения. Если индивидуалистов мало, то коллективистски настроенные люди могут погубить сами себя и общество, в котором они живут. Коллективисты склонны к единству действий настолько, что они готовы (как стадо овец) увлечь себя каким-нибудь политическим безумцем в пропасть самоуничтожения или тупикового пути развития. Индивидуалисты при любой политической ситуации не дают себя увлечь теми или иными лидерами. Их настроения и интересы разновекторны и поэтому общество, в котором они занимают такие же сильные позиции, как и коллективисты, эволюционирует не так быстро, с оглядкой и осмотрительно.

Структура личности

Выделяют, прежде всего, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый предмет для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Как сказал Г.Гейне: каждый человек есть целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего Я, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о душе является квинтэссенцией личностного развития.

Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение.

Формирование личности.

Личностью не рождаются, ей становятся (с момента взятия на себя ответственности). Факторы, влияющие на становление: генетическая наследственность, физическое окружение, культура, индивидуальный и групповой опыт. Личность как подлинность означает что человек знает, что будет верен своим нормам. Человек приобретает свой новый смысл лишь в духовности. Нужно стремится к человеческой подлинности – полному духовному обогащению, - путём напряжения разума и воли

 

Вопрос

Понятие общества. Эволюция взглядов на общество в истории философии

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь