Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские и социально-политические воззрения эпохи Просвещения: Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескьё, Д. Дидро, К. Гельвеция.



 

Французская философия XVIII века была более живой, более остроумной, более критической, чем английская. И этот ее радикализм объяснялся теми острейшими противоречиями, которые назрели во французском обществе, и тем вопиющим безобразием, в состоянии которого находилась официальная верхушка этого общества. «Нам легко делать упреки французам, — писал Гегель, — за их нападки на религию и государство; нужно представить себе картину ужасного состояния общества, бедственности, подлости, царивших во Франции, чтобы понять заслугу этих философов»!. И далее Гегель обрисовывал эту картину следующим образом: «Бесконтрольнейшее господство министров и их девок, жен, камердинеров, так что огромная армия маленьких тиранов и праздношатающихся рассматривала как свое божественное право грабеж доходов государства и пользование потом народа. Бесстыдство, несправедливость достигали невероятных пределов, нравы только соответствовали низости учреждений; мы видим бесправие индивидуумов в гражданском и политическом отношениях, равно как и в области совести, мысли».

Понятие «Просвещение» стало широко использоваться уже в XVIII веке, когда появилось идейное, литературное, а также философское и научное направление, этим словом обозначаемое. Именно тогда была поставлена задача «просветить» народные массы и таким образом очистить сознание людей от предрассудков, которые мешали освободиться от устаревших феодальных порядков и накопившихся мерзостей, о которых так страстно говорил Гегель. Просвещение было направлено против церкви и христианства как идеологии, охранительной по отношению к феодализму. Необходимым элементом Просвещения явился, таким образом, атеизм, который, как более или менее широкое и влиятельное течение, появился именно в это время и, прежде всего, во Франции. Но последовательно выступать против религии можно только с позиций материализма. Отсюда понятно, почему философско-теоретической основой Просвещения, наряду с деизмом, стал материализм.

Атеистическая направленность Просвещения с необходимостью приводила к дальнейшему отделению философии от теологии, религии и церкви. Философия понимается здесь как Разум, противопоставляющий себя неразумию феодального общества. Поэтому французских просветителей иногда называли просто «философами»

Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название она получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили великую французскую революцию 1789-1794 гг.

Пафос Просвещения сводился к уверенности в мощи человеческого разума, к убеждению, что прогресс науки и культур в целом способен в корне преобразовать жизнь человека и общества. Для философии французского Просвещения были характерны признани приоритета разума в решении всех проблем, критицизм и антиклерикальна направленность, деизм, материализм в понимании природы, сенсуализм и созерцательность в гносеологии, исторический оптимизм. Органичной частью философского мировоззрения эпохи Просвещения были социальные идеи. Усилия просветителей были направлены на разработку программ общественных преобразований, соответствующих естественной человеческой природе. Ими была впервые сформулирована концепция исторического прогресса, движущая сила которого — развитие моральных, религиозных и научных идей. Суть социального прогресса усматривалась в просвещении масс, в движении от невежества к знанию.

Видные мыслители французского Просвещения развивали теории «естественного права» и «общественного договора». Революционный смысл этих теорий состоял в защите права народа на восстание, если власть нарушает условия договора и становится тиранической.

Основные направления:

1. Деизм (Вольтер, Монтескье. Руссо, Кондильяк) – критиковали пантеизм (отождествление Бога и природы), отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей - Бог только творит мир и больше в его жизни не участвует.

2. Атеистическо-материалистическое (Мелье, Ламетри. Дидро, Гельвеций, Гольбах) - отвергали сами идею существованиябога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека сматериалистических позиций, в вопросах познания отдавалипредпочтение эмпиризму.

3. Утопическо-социалистическое (коммунистическое) (Мабли,

Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон) – занимались проблемой разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.

Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах . Они надеялись нараспространение положительных знаний среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумныепринципы в повседневную жизнь своих стран.

Человек, согласно просветителям, – это часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли счувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство(Дидро). Жить в согласии с природой и разумом значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь. Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание. Вывод один: надо изменить общество и системувоспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человекзаймет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу строй долженобеспечить юридическое равенство всех граждан вне зависимости отсословных, национальных, конфессиональных различий между ними.

Такой строй открывает возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личныеинтересы всех других. Если Гельвеций считал, что по природе человекморально нейтрален и становится разумным эгоистом только благодарявоспитанию, то по Дидро, человек добр по природе, и правильноевоспитание развивает и укрепляет эту естественную моральнуюсклонность.

 

Можно выделить некоторые отличительные черты философии французского Просвещения:

 

 четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической;

 

 неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания;

 

 гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропосоциальной проблематики;

 

 направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и " улучшения гражданского общества".

Выдающийся представитель Французского Просвещения Вольтер (1694-1778) отличался острым умом, разносторонними способностями и энциклопедическими познаниями. Вольтер - поэт, драматург, историк, философ, физик, публицист, политический деятель.

Всю свою жизнь Вольтер боролся за уничтожение духовного рабства, выступал за свободу вероисповедания, печати, слова, утверждая, что справедливый общественный порядок может быть тогда, когда он основан на свободе и равенства. Ненавидя всякую тиранию, он считал необходимым ограничить власть короля, однако верил в силу «просвещенной монархии». Главным социальным злом Вольтер признавал церковь, которая обманывала народ. В то же время он верил в Бога: Бог - перводвигатель, законодатель Вселенной, ее высшее разумное начало, вера в Бога нужна как основа морали и узда для народных масс.

Имя Шарля Луи Монтескьё (1689-1755) - одно из первых в ряду просветителей, которыми гордится вся Франция. Аристократ по происхождению, он был советником, а затем президентом бордоского парламента.

Он разумел свободу, которую понимал как право делать все, что дозволено законами. Однако свобода достижима только там, где нет злоупотребления властью. Монтескьё предложил систему государственного управления и разделения властей: исполнительной, законодательной и судебной. Он выделял три формы государственного устройства: республику, монархию, деспотию, отдавая предпочтение конституционной и отвергая деспотию. Он полагал, что форма правления определяется размерами государства, т.е. географической средой. Монтескьё признавал существование Бога как разумного первоначала и творца мира.

Жан - Жак Руссо (1712-1778) с детских лет много трудился, познал нужду, унижения, сменил много профессий. В защиту человеческой природы выступил Руссо: только искажение и ущемление цивилизацией природного начала в человеке приводит к злу и несправедливости - таково убеждение французского философа. Руссо защищал тезис, что люди, в отличие от стадных животных, в " естественном состоянии" живут поодиночке; руссоистские робинзоны отличаются кротким нравом, доброжелательностью и справедливостью.

По мнению Руссо, первым нарушением и попранием «естественных прав» человека стало возникновение частной собственности. Вся история человечества после этого - дальнейший рост неравенства, что привело к угнетению бедных богатыми, слабых сильными. Однако Руссо признавал частную собственность, основанную на личном труде. Соглашаясь, что уничтожение частной собственности преждевременно, Руссо полагал, что это зло может быть уменьшено путем введения законов против излишней роскоши.

Он не был материалистом, считая, что материальный мир вторичен, что материальный мир вторичен, порожден Богом. Признавая объективное, независимое от человеческого сознания существование материи, Руссо исключал возможность познания мира.

Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случаеисчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога)», «культ мировой воли» и т.д. Обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрении). В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения. Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно – через собрания и сходы. В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать люди нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и знающих науки.

 

Деистический материализм

Наиболее крупными представителями были: Вольтер, Монтескье, Руссо.

Критика клерикализма: (это совокупность духовенства, образующего официальную церковь). Все французские просветители вели борьбу с католической церковью, рассматривая ее в качестве спрута, опутавшего всю Европу. Именно церковь они рассматривали как рассадник аморализма и всех общественных пороков. Наиболее решительную борьбу вёл Вольтер, рассылая по всей Европе язвительные памфлеты против церкви, где лейтмотивом (основной мыслью) было: «раздавите гадину».

Во французском просвещении относительно религии можно выделить 2 крыла: умеренное (Вольтер и Монтескье) и радикальное (Руссо и Кондильяк).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 2975; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь