Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Процесс познания: Чувственное и Рациональное.



Чувственное познание.

1. Ощущения – субъективный образ объективного мира

2. Восприятие – образ предмета, целостность

3. Представление – остаточные образы возникающие в коре головного мозга, при отсутствии объекта.

Чувственное познание непосредственное, поверхностное. Является основой для рационального познания.

Гегель впервые раскрыл диалектику чувствительного и рационального познания.

Рациональное познание.

1. Понятия

2. Суждения

3. Умозаключения

Рациональное познание – опосредованное. Пронизывает чувственное.

Учение об истине, свойства истины.

Истина – понятие гносеологическое, оно относится только к суждениям, к знаниям, умозаключениям.

Истина – правильное, верное, адекватное отражение реальности.

Ложь – это осознанное, неправильное осмысленное утверждение реальности.

Заблуждение не осознанное, неверное неправильное воспроизведение реальности.

Свойства истины:

Объективность – содержание знания, которое не зависит от человека и человечества

Абсолютность – это такое знание, которое полностью исчерпывающее отражает тот или иной объект реальности.

Относительность – не полностью и не исчерпывающе отражает тот или иной объект реальности.

Понятие общества. Специфика общественных законов.

Общество это совокупность совместных видов деятельности людей и отношений, которые складываются в процессе этой деятельности, а также регуляция этих отношений и деятельности.

Общество – саморазвивающаяся система. Специфика общественных законов в следующем:

Общественные законы менее устойчивы, чем законы природы.

Общественные законы существуют как средняя линяя между высшей и нулевой точкой

Материалистическое и идеалистическое понимание истории.

Идеалистическое понимание истории, абсолютизирующее роль сознания в жизни общества долго было безраздельно господствующим в философии. Причина этого - реальная сложность общественных процессов. Нель не признать, что и в рамках идеалистического понимания философии осуществлялся прогресс знаний, имели место гениальные догадки. Особенно большой вклад в разработку научной концепции общества и соответствующей методологии его познания внесла немецкая классическая философия. Научное исследование исторического процесса подобно изучению природы, начинается там и тогда, где и когда удается выделить объективные законы, независимые от воли и сознания преследующего свои цели человека. Задача формирования материалистического взгляда на историю не может быть сведена к столь упрощенному пониманию, хотя и представляющемуся на первый взгляд самоочевидной: разделить общественную жизнь на то, что принадлежит сознанию субъекта и то, что находится вне его. Нужно конкретизировать, уточнить само понятие материи с учетом специфики общественной жизни. В социально-философской концепции марксизма любая категория и любой вопрос рассматриваются на основе диалектико-материалистического подхода к объяснению исторического процесса. И все связанные с эти подходом понятия и проблемы - общественное производство, базис и надстройка - все это, с одной стороны, «разворот» конкретизация материалистического понимания истории, а с другой - результат, следствие применения материализма в качестве методологического принципа к познанию общественной жизни. В материалистическом понимании истории неразрывно связаны идеи детерминированности человека объективным условиям и признание свободы, активности, творчества. Каждый человек - дитя своего времени, продукт сформировавших его обстоятельств. Но он же и творец обстоятельств, практически изменяющий условия своего существования. Материалистическое понимание истории включает в себя единство всемирной истории. Как бы ни отличались племена, нации, регионы по своим обычаям, средствам и способам трудовой деятельности, сам труд и то что с ним связанно - сознание, язык, общение - присутствуют всюду, где есть человеческие общности.

24.

Личность - это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Подчеркивается, что «индивидом рождаются, а личностью становятся»

Появляясь на свет, как индивид, человек «постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью». Индивид с момента рождения постепенно включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только внешне не похожего на других, но и так, как они действующего, мыслящего, ...включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личность не может быть без индивида. Индивид, выросший вне человеческого общества, не является личностью. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он только располагает природными предпосылками для ее появления при включении индивида в совместную деятельность с людьми.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей.

«Личность - человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений..»

Определяющими факторами развития личности (ее существенным основанием) являются - взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения. Итак, в одних определениях понятия «личность» в качестве родового понятия выступает «субъект», в других - «индивид», в третьих - термин, обозначающий человеческого индивида, в четвертых - как «системное качество индивида», индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

«Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социо-культурных и морально-волевых качеств человека». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир - это итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, ее сознание, перерабатывается, осознается и применяется ею в практической деятельности.

Сложившаяся система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т.д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром.

В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития.

Одним из важнейших качеств личности, формируемых социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является характер мировоззрения личности. Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Для личности общество - не просто некоторая внешняя среда. Как член общества личность объективно, необходимым образом включена в систему общественных отношений.

25.

Глобальные проблемы современности

 

Термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар.

 

ГП современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда технологическое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической деятельности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи.

 

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы " общество-природа".

 

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней. Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил принцип: " чем полнее свобода, тем выше ответственность".

 

ГПчеловечества в XX веке: 1)экологии и жизненного пространства; 2)войны и мира, 3)демографическая, 4) ограниченное кол-во ресурсов.

 

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно...

 

ГП нашей эпохи - закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся на земном шаре в последней трети ХХ века. Для правильного понимания происхождения, сущности и возможности их решения необходимо видеть в них результат предшествовавшего всемирно-исторического процесса во всей его объективной противоречивости.

 

Все глобальные проблемы современности тесно связаны друг с другом и взаимно обусловлены, так что изолированное решение их практически невозможно. Глобальные проблемы цивилизации требуют для своего разрешения самой широкой коалиции всех социальных сил и общественных движений, заинтересованных в социальном прогрессе. Рост научной и технической мощи человечества, обострение глобальных проблем - будь то экологический, энергетический, продовольственный кризис, усилившаяся угроза существования человеческой цивилизации. Проявляя преступную беспечность, человек, воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Ухудшение состояния окружающей среды влияет на здоровье людей в каждом обществе, несмотря на то, что причины и следствия могут быть весьма различными.

 

С нарастанием и усложнением последствий человеческой деятельности экологическая проблема усугубилась, приобрела невиданную остроту.

 

 

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь