Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Корни идеалистического и материалистического понимания истории.
Корни идеалистического и материалистического понимания истории. ИПИ - понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. Причина классовых корней и.п.и. - классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Концепции И. п. и. многообразны. С древн. времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты 17—18 вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория). При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва — географической среде, народонаселению (мальтузианство). Открытие МПИ является одной из величайших заслуг К. Маркса и Ф. Энгельса. Величайшее значение открытия исторического материализма заключалось в том, что оно впервые сделало возможным единственно научное объяснение всего хода человеческой истории. Но исторический материализм, по Марксу, должен был не только объяснить ход человеческой истории, но и уяснить рабочему классу «понимание собственного своего положения и своих потребностей, понимание условий своего освобождения» (Энгельс); овладевая массами, он должен был превратиться в критически-революционную силу, изменяющую и преобразовывающую существующие общественные отношения. Таким образом благодаря открытию исторического материализма впервые в истории человечества была создана подлинно научная теория объяснения всей человеческой истории и на этой основе—научно обоснованная теория ее изменения. Попытки объяснить закономерности общественно-исторического развития делались еще до Маркса, так например в Греции—Аристотелем; в 14 в.—арабским мыслителем Ибн-Халдуном; в 17 в.—Гоббсом; в начале 18 в.—Вико и др. Из числа мыслителей античного мира элементы материалистического понимания истории особенно сильно выражены в общественно-исторических взглядах Аристотеля. Различие государственных форм объясняется Аристотелем прежде всего имущественным неравенством людей и борьбой классов. Сущность материалистического и идеалистического понимания истории. Сущность ИПИ. ИПИ основывается на трех идеях: сознание, мысль определяет 1)бытие людей, их жизнь; 2) экономический строй общества; 3) решающей силой истории являются великие личности или вечный разум. Главный аргумент в пользу ИПИ – человеческая деятельность управляется мыслью, ибо все, что приводит людей в движение, должно пройти через их голову. Главная причина ИПИ, основанного на идее определяющей роли сознания, мысли в жизни людей, их бытии, заключается в разделении труда на материальный и духовный и превращении последнего в привилегию господствующего класса. Сущность МПИ. Разработанное Марксом и Энгельсом в общем и принципиальном виде МПИ основано на четырех основных идеях. Первая идея МПИ состоит в признании ведущим, определяющим в жизни общества в конечном счете общественного бытия. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Общественное бытие – это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жизни. Вторая основная идея МПИ заключается в том, что труд определяет экономический базис и социально-экономическую структуру общества в целом. Или, иначе, материальный труд как специфически объективный способ существования социальной формы материи является конечной основой и причиной ее развития. Третья основная идея МПИ – люди, в первую очередь народные массы, - это творцы истории, играющие в ней решающую роль. Поскольку индивиды сами творят свою историю, самих себя и свое бытие, возникает четвертая идея МПИ, которая гласит, что развитие общества, есть естественно-исторический процесс, процесс развертывания человеческой сущности. Решающий аргумент в пользу материальности производственных отношений заключается в том, что они суть отношения между людьми как материальными социальными существами, производящими свою материальную жизнь. Природная среда - условие существования и развития общества. Экологическая проблема Природная среда - естественное условие жизни общ-ва. Как природа непрерывно и постоянно воздействует на общество, так и общество непрерывно и постоянно возд-ет на природу. Эта взаимная направленность носит объективный характер, без непрерывной и живой взаимосвязи с природой человечество просто не может существовать. - Природа выступает источником средств жизни. Она поставляет человеку пищу, обеспечивает его водой, снабжает материалами для строительства жилищ и т.д. - Природа выступает и как источник средств труда. Она снабжает человека металлом, углем, электроэнергией и т.п. Роль природы как источника средств существования и как источника средств труда наполняется конкретным содержанием в каждую историческую эпоху применительно к каждой соц общности. - Природа влияет на развитие общ-ва и как его среда обитания. Климатические условия чел-кой жизни, раст и жив мир, геогр-й ландшафт, темпер-ый режим и его циклы — все это влияет на жизнь общ-ва. Общество в ходе своей деятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и созидает. Вместо выкорчевывания лесов создаются пашни и пастбища, засеянные культурными растениями, приспособленные для выращивания домашних жив-ых, на твердь земную наносятся “социальные морщины” ирригационных систем, транс-ных коммуникаций, на месте прир тер-рий созд-ся города, деревни, поселки. Общ-0во возд-ет на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Сущность соврем-ной экол-ой проблемы заключ-ся в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстанов-ных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее чел-ого общ-ва. В наст время отмечаются следующие экологические проблемы: рациональное использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов); рациональное использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод, растительного и животного мира); борьба с загрязнениями и другими поражениями природной среды (ядохимикатами, радиоактивными отходами и т.д.); защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в ее процессы. Сущностные силы человека. Сущность – сложная, многоуровневая система. Сущность – Сущностные силы – это те силы, к кот силы проявляются. В сущностных силах можно выделить два уровня: -актуальный - мышление, общение, свобода, этичность. -потенциальный (возможностный) - способности и потребности - нацеленность на действие. Переход способностей в деятельность - труд. Потребность - нужда человека в чем-либо, обусловелнная противоречием между наличным и необходимым состоянием человека. Способность - готовность человека к какому-либо виду материальной или духовной деятельности, преобразованию природы и самого себя. Если говорить о потребностях, то их классификаций немного, около сотни. Остановимся на материальных и духовных потребностях, как на самом фундаментальном разделении. Материальные потребности - потребности челоека как материального социального существа в материальных условиях его существования. К духовным относят такие потребности, как потребность в познании, образовании, смысле жизни. Способности - относятся как к материальной, так и к духовной деятельности. Способнности материальной деятельности - так же как и потребности - имеет биологическую основу (двигательные действия и т.п.). Способности к материальной деятельности на социальном уровне делятся на: -материальные - совокупность материальной деятельности -психологические При более глубоком подходе обнаружим, что, прежде чем человек обнаружит идеальный образ предмета, он должен проанализировать реальные объекты, и совершить материальные действия. Таким образом, в способности к материальной деятельности ведущим является материальный компонент. Способности к духовной деятельности: -материальный - совокупность материальной действий -психический В способностях к духовной детельности ведущую роль играют духовный компонент (например, игра музыканта хоть и материальна, но выражает образ, который складывается на базе сознания). Сущность труда. Сущность труда сведена к содержанию труда (техникоорганизационные процессы) - техника - технология - мастерство рабочих - организация производства. => Здесь утеряна субстанция (труд сведен к трудовым операциям). С точки зрения Гегеля: Сущность труда - преодоление сил природы, покоряя их, развивает свои сущностные силы – развитие человека. С точки зрения Маркса: Чел-к – социально-материальное существо, не творит природу, а преобразует вещество природы (изм-ет его форму). Субстанция труда – способность чел-ка ставить под контроль силы природы и управлять этими силами. В первобытном общ-ве ч-к владеет одним орудием труда, он даже не думает вырваться из общ-ва => появляются другие орудия труда=> излишек=> выделение из общины => рабство, феодализм => чел-к избавляется от личной зависимости. Автоматизированный труд Материальный труд – способность ставить под контроль силы природы и упраляет ими. Физич труд (мышцы) становится другим. Макродвижения заменены микродвижениями=> огромные нервные нагрузки. Физич труд из произ-ва не выходит полностью. Орудия труда – направлен природный процесс. Техника развития не имеет. Более развитая техника – это развитие способности чел-ка. Производственные отношения Это отношения, в которые люди вступают в процессе производства, распределения, обмена и потребления продукта. Производственные отношения являются необходимой стороной общественного производства. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения. Производственные отношения отличаются от производственно-технических тем, что они выражают отношения людей через их отношения к средствам производства, т.е. отношения собственности. Ядро производственных отношений - отношения собственности. Им определяются все прочие отношения: В производстве: собственник средств производства организует производство, несобственник - исполняет труд, является собственником рабочей силы. В распределении: собственник получает прибыль, несобственник - заработную плату, равную стоимости товаров и услуг, которые необходимо потребить рабочему для воспроизводства себя в качестве рабочего. В обмене и потреблении - вступает в игру объём собственности, принадлежащий человеку, который фактически определяет его уровень жизни. Собственность - сложный социальный феномен, который наряду с трудом является источником развития человека. В феномене собственности нужно выделить технический компонент - техническое присвоение предмета в процессе его создания. Так же присутствует экономический компонент (из двух частей состоящий): отношение человека к предмету как своей или не своей собственности; отношение человека к рабочей силе как своей или не своей собственности. Можно выделить функции в собственности: - владение (генеральный собственник, который " лежит на пляже и получает прибыль" ), -распоряжение (управляющие собственностью, организующие сам процесс производства), - использование (рабочие, которые производят продукт). Производственные отношения и отношения собственности целиком определяются трудом. Маркс: три типа труда - ручной, машинный и автоматизированный, полагает, что каждому конкретному типу труда соответствуют конкретные отношения, и считает это историческим фактом. Производственные отношения являются социальной формой производительных сил. Соотношение производительных сил и производственных отношений впервые научно раскрыто Марксом. Эти две стороны способа производства органически взаимосвязаны. Производительные силы, будучи содержанием способа производства, определяют форму – производственные отношения. Пока производственные отношения соответствуют производительным силам, они создают простор их развитию. Но в силу более быстрого развития производительных сил между ними возникают несоответствия. Когда возможности развития производительных сил исчерпываются, из фактора развития, они превращаются в тормоз. Становится необходимым замена старых производственных отношений новыми, более сложными, что осуществляется в ходе социальной революции. Только тогда, когда возникает технический базис, адекватный новому способу производства, и соответствующая ему рабочая сила, т.е. когда создаются качественно новые производительные силы, складываются и качественно новые производительные отношения. Вместе они составляют две стороны каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия производственных отношений производительным силам. Этот закон коренится в природе человека. Производительные силы выражают отношение человека к природе, которое не сводится только к ее преобразованию, созданию потребных человеку материальных условий жизни, это отношение человека и к своей родовой сущности, к человеческой сущности вообще. Типы и формы государства. Исторические формы государства: Рабовладельческое государство. Государства этого типа впервые возникают около 4—3 тыс. до н. э., в Древнем Египте, Древнем Китае и на территории Двуречья. Низкий уровень развития производительных сил (ручной труд) и масштабность производственных задач (в частности, необходимость строительства и поддержания оросительных сооружений в Египте или Великой Китайской стены) требовали жесткой организации труда и централизованного управления. А поскольку человек в то время не так сильно зависел от общества, как сейчас, то механизм управления таким обществом принимает характер физического принуждения. Необходимость физического принуждения в материальном производстве была обусловлена также и тем, что при ручном труде основным средством производства являлся сам человек, а частная собственность на средства производства выступала как рабство. Отсюда и название исторической формы государства – рабовладельческое. Феодальное государство. Первые государства этого типа возникают в Европе в 5—11 вв. Основу феодального государства составляла собственность на землю, которая становится к этому времени основным средством производства. Превращение земли в основное средство производства не означает умаление роли труда. Причина в другом – в неэффективности физического принуждения, как способа управления материальным производством. Побеги и восстания рабов, принявшие в начале новой эры массовый характер, вкупе с низкой производительностью труда, привели к стагнации развития рабовладельческих государств, экономическим и политическим кризисам и, в конце концов, вынудили рабовладельцев отказаться как от масштабных проектов, так и от прямого физического принуждения, как способа управления подчиненным классом. Буржуазное (капиталистическое) государство. Первые буржуазные государства возникают также в странах Западной Европы с 16 в., как правило, в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютисткой монархии, в частности, и против феодальных отношений, в целом. Революции могли принимать форму политической борьбы или экономических реформ, но цели у них были примерно одинаковые – установить диктатуру нового класса собственников средств производства – буржуазии или капиталистов. Социалистическое государство Новый тип государства, который приходит на смену буржуазному. Вопрос о социалистическом государстве как закономерном этапе исторического процесса – спорный. Большинство государств такого типа в конце 20 в. пережили кризис, в результате которого вернулись к капиталистическому государству. Сегодня многие склонны считать, что социализм – это не закономерный этап, а аномалия, случайность, исторический тупик. В то же самое время в России среди значительной части населения сильны просоциалистические настроения, стремление оправдать, реабилитировать этот тип государственного устройства. Корни идеалистического и материалистического понимания истории. ИПИ - понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. Причина классовых корней и.п.и. - классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Концепции И. п. и. многообразны. С древн. времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам просветители и материалисты 17—18 вв. выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория). При этом в качестве определяющей силы истории у них выступает общественное сознание людей данной эпохи (“мнение правит миром”). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде “абсолютной идеи”, “мирового разума” познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы. народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва — географической среде, народонаселению (мальтузианство). Открытие МПИ является одной из величайших заслуг К. Маркса и Ф. Энгельса. Величайшее значение открытия исторического материализма заключалось в том, что оно впервые сделало возможным единственно научное объяснение всего хода человеческой истории. Но исторический материализм, по Марксу, должен был не только объяснить ход человеческой истории, но и уяснить рабочему классу «понимание собственного своего положения и своих потребностей, понимание условий своего освобождения» (Энгельс); овладевая массами, он должен был превратиться в критически-революционную силу, изменяющую и преобразовывающую существующие общественные отношения. Таким образом благодаря открытию исторического материализма впервые в истории человечества была создана подлинно научная теория объяснения всей человеческой истории и на этой основе—научно обоснованная теория ее изменения. Попытки объяснить закономерности общественно-исторического развития делались еще до Маркса, так например в Греции—Аристотелем; в 14 в.—арабским мыслителем Ибн-Халдуном; в 17 в.—Гоббсом; в начале 18 в.—Вико и др. Из числа мыслителей античного мира элементы материалистического понимания истории особенно сильно выражены в общественно-исторических взглядах Аристотеля. Различие государственных форм объясняется Аристотелем прежде всего имущественным неравенством людей и борьбой классов. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1061; Нарушение авторского права страницы