Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.



Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.

М-е – сов-ть представл. о реальности, сис-ма принципов, эталонов, убеждений, определ. направление д-ти и отн-ие к действ-ти чел-ка, соц.группы или общ-ва.Типы: 1) Мифилогическое – сов-ть представлений о мире, основанных на фантазии в сверхъест. силы, их сходство с чел-ом и чел. поведением.Признаки: синкретизм(ед.чел. и прир.), антропоморфизм, вера в сверх. сущ., доминир. чувств-эмоц. 2) Религиозное – сов-ть представл-ий о мире и его происх-ии, месте в нём чел-ка, основ.на вере в сверхъест.силу и существов. двух миров – высшего (соверш-но небесного) и низшего (несов.неб-го). 3) Философское – сис-ма рационально обоснов. представлений о мире, месте в нём чел-ка, направленности, принципах и целях его д-ти.Логич оргументация идей, опора на разум и внутр опыт чел. Определяющим явил способ формир-ия: базир-ся на методах рацион-го обоснования его содерж-ия.Структура: уровни-*обыденно-практ.(мироощущ., мировосприят.) *рац.-теоретич.(миропонимание).Осн. элем.: знания, ценности, убеждения.

Происхождение философии, её предмет и проблемное поле.

Возникла в 7-6 в.д.н.э. в Индии и Китае.В Др. Греции расцвет. Аристотель: люди начали фил, избегая незнания, которое надо осознать. Платон: философ пребывает посередине между мудростью и невежеством.Причины возн-ия: 1) Установление демократического соц.строя, предполаг. участие в общественных делах, в решении полит. и хоз. вопросов основной массы свободного населения. 2) Расширение культурных и хоз-эк. контактов. Расшир. культ. конт. давало возм-ть сопоставить обычаи, верования, традиции, нрав др. народов с собственными и увидеть необщезначимость собственных представлений о мире и норм жизненного уклада. 3) отделение умств.труда от физическогоПредмет филос –целостное познание предельных оснований бытия прир, чел, общ и культ. Филос. знания включают неск. крупн. разделов: *онтология *гносеология *эпистегия (научн познания, учение о специфике и общих процедурах научного исследования) *философская антропология *аксиология(роль ценностей) *праксеология(деятельности) *соц фил.Концепции генезиса фил: -мифогенная –гносеогенная –гнос-мифоген.

Индии.Ортодоксальные и неортодоксальные школы

Религиозный характер школ.Индийская фил. к-ра явл. одной из самых древних. Положили начало филос. традиции ВЕДЫ, предст. собой обширн. и многослойн. тексты, запис. на языке ариев. Собственно филос. частью Вед явл. Упанишады(тайное знание, передававшееся учителем ученику), кот. в послед. легли в основу всех ортодакс. религ-филос. сист-м Индии.Ортодоксальные шк: *йога *Веданта – одна из перв. сист-м инд. филос., возникш. на базе Упонишад, пытавш. представить несистематиз. предфилос. и филос. идеи в виде теоритич. с-мы. Брахман-высшая объективная реальность, благодаря кот все возник и сущ. Атман-высш дух сущность. В упанишадах Бр=Атм. Материально-чувств природа подчинена сансаре(колесо жизни).Его регулирование осущ кармой. Дхарма(принцип справедливости). Мокша (религ идеал спасения) явл высшей целью чел сущ.Инд фил 6-5 в до нэ, возник сильных арийских госуд.Принцип ведантизма пр-п ахимсы (непричинен. зла). Неортодоксальн * Буддизм. Будда отриц. авторитет вед, но именно они с некотор. измен-ми легли в основу буддизма. Основа буддизма явл. представление о постоянном круговороте сменяющ. друг друга эл-ов материи и сознания – драхм. Путь чел-ка в мире–бесконечно вулнующ. океан, где кажд. подъём или спад волны – движ-е драхм, их мгновенное взаимод-е.В 3 в.д.н.э. буддизм постепенно перерожд. в религию.

К Ведам относ-ся корни Йоги (с-ма освобождения от страдания), *джайнизм

Особенности Инд фил: яркая самобытность, значит число источников и текстов, недостат связь с ф идеей и научн мыслью, высокий нравственный пафос ф Индии.

Китай

Истоки Китайской филос. обнар. на рубеже 5 в.д.н.э.Наличие мощного централиз госуд.СДревнейш. памятн: «Пятикнижие» - основа мировоззрения образованного китайца того времени.( «Книга Песен»«Кн.Истории» «Кн. Перемен»)Даосизм: Лао-цзы5-6 в.д.н.э.Центр.понятие дао- первопричина мира естест­венный путь, по кот. должны следов все в мире.Даосизм проповедует пассивное отн-е к миру, слияние ч­ка с природой и космосом.Оснопол. принцип -«увэй»(бездействие) (чел след. эт. принципу обязат. достиг. успеха, процвет., счастья и полн.своб-ы) Конфуцианство. Родонач – Конфуций.В центре оказ. взаимоотн-я между людьми и проблемы воспитания. Гл. звено: концепция «человеколюбия» (жень), предст. собой сов-ть идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, великодушие, уважение к старшим и др.Школа Моизма.Осн. Мо-цзы.Ядро моизма сост. идеи всеобщ любви, преуспеваемости и взаимной пользы. Обязательной для всех членов социума д.б. стать общая мера взаимной человечности – все должны были заботиться о взаимной пользе.

Легизм(законники): идея сильного госуд.

5. Философия Античного мира, её периодизация и эволюция.

Мн-во фил.учений и школ начин. складыв-ся в VIIв.д.н.э. Формируется под влиянием вост. мифологии и фил. учений. Своим хар-ом, содерж. и направленностью отличается от них, т.к.явл-ся истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион. картину мироздания. Космоцентризм как установка на постижение мира в его структурной упорядоченности и целостности сост хар-ку античной мысли.В развитии 3 осн. этапа: 1.Досократовский(6-5 до н.э.): *милетская школа(Фалес вода, Анаксимен воздух, Гераклит)в кач первонач выступ стихия *пифагореизм *элейская(Парменид: бытие есть, небытия нет) *атомизм(Демокрит); 2.Античная классика (5-сер4до н.э.): Греческое Просвещение(акцент на проблемах чел, его воспит) *софисты(Протагор: человек есть мера всех вещей) *Сократ, Зрелая классика *Платон(модель идеального госуд: высш власть у философов, стражи мужество, ремеслен. Госуд приносит в жертву целому счастье отдельных граждан) *Аристотель(под счастьем понимает следование добродетели, тк чел может реализовать себя только в обществе); 3.Эллинистический(вт пол4-1до н.э.) *стоицизм(Сенека: счастье в следовании судьбе) *эпикуреизм(счастье через наслаждение, страх перед смертью) *скептицизм; 1ые попытки фил. осмысления мира обнаруживаются у Гомера. В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины: Нике- универсальная потенция всех состояний мира, Океаное -некое праморе и Тетис- жизн. сила.

Стремление отв. на?, что же является основой мира, постепенно привело к возникновению фил. школ. Существовали 4 школы: 1)Фалес, Гераклит - Милетская2)Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс- Элейская школа3)Пифагор, Алкмеон-пифагорейцы. 4)Демокрит, Левкипп-атомисты.Все они были натуралисты. Материальное начало, кот. они брали за основу имело бож. сущ-ть.Фалес считал первоначал воду.Гераклит-огонь(1ый подметил то, что мир находится в бесконечном изм-ии, движ-и, и вывод, что огонь наиболее подвижный, способный к изм-ию эл-т бытия). Парменид - основатель онтологии (учение о бытие).Его учение было направл против учения Гераклита.Считал, что бытие конечно, неподвижно. Говорил, что познать мир возможно только рацион.путем(путем умозаключ.)и все чувственное относил к ложному. Пифагорейцы-пришли к выводу о том, что колич. отнош-я являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр. фигур. Анатомисты: все тела состоят из атомов. Атомы+пустота-основа всего сущего. Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.

Структурализм

Носителем же понимания, традиции явл. язык. Структурализм-строение гуманитарного знания. Можно охарактериз как попытку выявить глубинные универсальные ментальные стр-ры социума на всех его уровнях – в лит-ре, матем. и т. д.Основан на убеждении в сущ ед всего сущного, универсальности его принципов. Фердинаед де Соссюра. Рассматр. язык как с-му знаков, вследств. чего лингвистика станов. частью нов. науки – семиологии, изуч. знаки. Клод Леви-Стросс стремился постичь универсальные стр-ры об-ва через исслед. мифов.Они выступают как особые языки, организ в соответствии с устойчивыми структурными правилами, соблюд кот явл гарантом нормального функц общ.Язык определяет мышление и поведение людей.

Постмодернизм

Определяют как особое состояние в культХХ-нХ1 в, связ с разочарованием в ценностях Просвещения и индустр-капитал общ. (Деррида, Гваттари)уделяя внимание описанию «игры частностями», не претендует на создание общей теории.Идеалом П-ма выступает единство предметных полей, т.е. соединение религии, искусства, науки, философии, искусства и т.п. Общие установки П-ма: отношение к миру как к объекту осознания, результаты которого фиксируютя в текстах, философствование без субъекта.Критика логоцентризма.Ирония по отношению к любой позиции, претендующей на авторитет, акцент на анализе поверхностных явлений, стирание пространственных и временных границ.

Понятие истины.

Она выступает в кач цели познават деят., характеризуя природу знаний как достоверной инф о действит. Цель, итог познания- получ-е истинных знаний, достиж-е истины.Истина- центр. категория теории познания.Выдел. 3 вида истины: 1.объективн-не зависит ни от чела, ни от человеч-ва; 2.относительную- характер-ся определ. степенью точности и полноты на данном этапе познания; 3.абсолютную- не опровергается последующ развитием познания (утверждения общ характера типа «мир существует»).Были выделены чувствен и логич критерии истинности знаний.Чув критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании.Средствами наблюдения д.б. подтверждено само сущ-ние изучаем объекта, его св-ва, характер отношений с др. объектами.Логич.критерий связан с требованием непротиворечивости(недопущение прямо противоположных утверждений) Критерием явл.также практика, кот.не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но степень истин-и знаний проявляется достаточно определённо.

45. Понятие и социальные функции науки Наука–сфера чел. деят-ти, направл. на пр-во и теоретич. систематиз. объективн. знаний. о природной, соц., духовн. реальности.В данном определ. отражены 2 хар-ки науки: наука как специфич. вид познават. д-ти и её результат.Осн. аспекты: 1) наука как специфич. д-ть (сист. познават. действ., направл. на пр-во и теоретич. систематиз. объективн. знан. о природн., соц и дух. Реальности).Наиб. масштабные ед-цы изм-я науки: а)естественные–о природе б)гуманитарные – об об-ве и чел-ке; в) технич – об искусств. объектах)2)как система знания(совок-ть систематизир. и обоснов. сведений о прир, соц и дух. реальности) 3) как соц. институт(сообщество занятых научн. деят-ю людей, организ. в системе научн. учреждений) 4)как производит. сила(одна из важн. составл. производ. сил и фактор их развития на пути использ. научн. знаний при разраб. новых технологий, предметов труда и продуктов прдметно-практич. д-ти) Функции: 1) культурно-мировоззренческая; 2) непосредственно производит. силы; 3) функция соц. силы.

46. Специфика научного познания. Научное познание существенно отличается от обыденного, кот. осуществляется стихийно, в процессе повседневной деятельности, на основе обычного естественного языка, без специальных средств познания. Оно отличается от художественного, в последнем не ставиться цель построения объективного, отвлечённого от субъекта знания. Специфические признаки научного познания: 1.ориентация на объективность и истинность как высшую ценность и главную цель науки; 2. обоснованность с помощью научной картины мира, идеалов и норм научного познания; 3.особый язык (строго определяемые понятия. машинные языки и др.); 4. специальные орудия и средства, методы познания; 5. особая организация (системность)

Феномен научной революции.

Науч.революция -этап развития науки, когда происходит смена исследоват.стратегий, задаваемых ее основаниями.Основания науки вкл. неск-ко компонентов: идеалы и мето­ды исслед-ия (представления о целях науч.дея-сти и способах их достижения)науч.карти­на мира (целостная систем представлений о мире, его общих св-вах и закономерностях-фил.идеи и принципы, обосновывающие цели, методы, нормы и иде­алы науч.исследования. 1) к.18-1ой пол.19вв.- появл. биология, химия и др..Биология и геология вносят в картину мира идею развития. 2 ) с к.19до се­р.20в.Революционные преобразования во многих науках: в физике(квантовая теория), в биологии-генетика, в химии-квантовая химия и т.д.Возник. нов. отрасли науч.зн-я- кибернетика. В рез-те сформировалось новое, неклассичес, естествозние. Идеалы и нормы базировались на отрицании разумно-лог.содержания онтологии, способности разума строить единственнно верную идеаль­ную модель реальности, позволяющую получать един-но истинную теорию. Допускалась возможность при­знавать истинность сразу неск-ких теорий.3) к.20в.-постнеклассической науки.Объекты исследования- сложные системные образования, кот хар-ся уже не только саморегуляцией, но и саморазвитием.Науч.исследование таких систем тре­бует принципиально нов.стратегий, кот частичн разработаны в синерг-ке.Синергетика-направл-е междисциплинарных иссл-ний, объектом кот явл процессы саморазвития и самоорганизации в открытых системах(физ, хим).Было выявлено: материя способна к самоорганизации. Ф-я фиксир. зависимость науч.позн-я от социальности и состояния культуры.

Линейные и нелин. интерприт

В реш-ии вопроса о направленности ист проц-а выдел. Лин. и нелин.интерпретации истории. Нелинейная: развиваются в цивилизационно-циклических моделях, напр-р, теория локальных цивилизаций. Общее для этих моделей: 1) отказ от идеи единого общечеловеческ прогресса, акцент на множ-ность типов историч. развития 2)приоритет дух-мировоззренческих факторов над материально-производственными Линейные: Сущ-ют в 2 основных видах: регрессизм(идеализирует прошлое, а буд видит в катастрофах) и прогрессизм(в буд счастье).Для неклассич концепций прогрессизма хар-но: 1) выделение материально-производств. факторов в кач-ве критериев и гарантов прогресса 2)подчинение истории челов-ва единым универсальным законам 3)абсолютизация прогресса как направленного качествен развития общ-ва от низш стадий к высш.

Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, где история-закономерная смена общественно-экон формаций(рабов, феод, капитал и коммун). Цивилизац. 3 типа цивилиз: 1доиндустриальная(аграрная, традиционная), 2индустриальная(транспорт, промышл произ-во, власть капитала, 3постиндустриальная, или информац (сфера услуг и потребления, информация-основной ресурс и капитал общ-ва).

62. Локальные цивилизации и пробл. сохр-я культ-нац. Идентичности Локальные цивилизации —самобытные национ.общности, отличающиеся друг от друга соц.-экономич., политич. и культурн. характеристиками, сущ.длит. время, имеет относительно устойч. пространств. границы.Хар-ки лок цив: 1.представляют устойч. системы, кот. способны воспроизводить себя. 2. Лок цив основана на традициях.Фундаментальной проблемой явл. проблема нац и культ самоидентификации, сохранен. своей уникальной культурной традиции, языка, обычаев.Культур. самоидент-ция есть осознание челом факта своей принадлежности к опред культуре.Для большей части мира национальная идентичность связана с национальным государством. В подавляющем большинстве стран именно государство продолжает оставаться несущей конструкцией национальной идентичности.Национальные культуры боятся потерять свою идентичность, стараются сохранить и возродить те ценности, которые копились на протяжении веков и они не готовы принять те ценности, которые им предоставляет современное общество.

Глобализация

Процесс увеличения экономич взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции их нац рынков, услуг и капиталов, активной миграции людей и движения информационных потоков за пределы нац границ. Это понятие введено в лексикон в сер 90х. 3 этапа: *1870-1914(увелич доля экспорта, сумма иностр инвестиций, миграция); *1950-1980е(только развитых стран)быстрый рост торговых и инвестиц потоков. А в развивающ экономич разрыв увеличился.; *с 1980х(новые технич возможности, снижение стоимости междунар перевозок, отмена гос огранич на импортные квоты, ввоз товаров из-за рубежа)

Политические предпосылки(крах соц режимов, переход от биполярного к многополярному миру, ориентация на демократич ценности и нормы), культурные(интернац ценностей и жизненных статегий поведения, массовизация и американизация культуры). В сложной ситуации оказались страны с переходной экономикой (постсоветские), тк не были готовы к международной конкуренции. Фундаментальной проблемой в условиях глобализации явл проблема нац и культ самоидентификации.

Понятие мировоззрения, его стр-ра и типы.

М-е – сов-ть представл. о реальности, сис-ма принципов, эталонов, убеждений, определ. направление д-ти и отн-ие к действ-ти чел-ка, соц.группы или общ-ва.Типы: 1) Мифилогическое – сов-ть представлений о мире, основанных на фантазии в сверхъест. силы, их сходство с чел-ом и чел. поведением.Признаки: синкретизм(ед.чел. и прир.), антропоморфизм, вера в сверх. сущ., доминир. чувств-эмоц. 2) Религиозное – сов-ть представл-ий о мире и его происх-ии, месте в нём чел-ка, основ.на вере в сверхъест.силу и существов. двух миров – высшего (соверш-но небесного) и низшего (несов.неб-го). 3) Философское – сис-ма рационально обоснов. представлений о мире, месте в нём чел-ка, направленности, принципах и целях его д-ти.Логич оргументация идей, опора на разум и внутр опыт чел. Определяющим явил способ формир-ия: базир-ся на методах рацион-го обоснования его содерж-ия.Структура: уровни-*обыденно-практ.(мироощущ., мировосприят.) *рац.-теоретич.(миропонимание).Осн. элем.: знания, ценности, убеждения.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь