Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная философия о влиянии денег на мотивацию поведения и деятельности человека



Тема: Философия денег

Важной сферой экономической системы общества являются от­ношения обмена, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. В основе этого лежит общественное разделение труда и формы собственности. Ученые связывают начало обмена с развити­ем производительных сил и образованием на этой основе запаса потенциальных товаров, некоего излишка полезных вещей. Родона­чальник экономической науки А. Смит особо отмечал склонность людей к обмену. Он даже видел в этом отличие человека от живот­ного. С тем же успехом можно сказать, что человек издревле отли­чается склонностью к обману. Об этой безнравственной привычке разумных существ язвительно говорил Сократ.

Отношения обмена происходят, как правило, в двух формах: в товарно-денежной и форме прямого продуктообмена (бартерная сделка). Обмен продуктами производственной деятельности и услу­гами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общест­ва. Конечно, в этой сфере дают о себе знать такие негативные яв­ления, как разрыв связей между предприятиями, разного рода взаимозачеты.

Сущность и функции денег

Любая экономика включает в себя в качестве непременного структурного элемента деньги, денежное обращение. В экономической сфере этот блок обычно именуют финансами. Проблема денег — одна из ключевых социально-экономических проблем. Она относится к числу самых запутанных и сложных в теории. Существует множест­во научных концепций, объясняющих происхождение и сущность Денег. Экономисты, изучив богатейший эмпирический материал, пришли к выводу о том, что деньги — это специфический товар, Функция которого в обеспечении роли всеобщего эквивалента. Это означает их способность обмениваться на любой другой товар. Сущность денег раскрывается в двух основных функциях: меры стоимости и средства обращения.

Ученые выявили, что посредством денег удовлетворяется изна­чальная и непреходящая потребность человека сохранять часть плодов своей трудовой деятельности в целях накоплений и сбережений. Они также установили, что массовый спрос на деньги связан с их способностью делимости и сохранения стоимости. Напомним, что стоимость — самая философская из всех экономических категории Глубинная сущность стоимости заключается в том, что она создается трудом, именно он в простом товарном производстве определяет меру стоимости товара. С развитием производительных сил общест­ва, новой техники, передовой технологии процесс образования стоимости усложняется. В создании участвуют различные фактору и прежде всего более качественный и сложный труд работника именно такой труд создает новую, большую стоимость.

В современной научной литературе получила распространение концепция новой природы стоимости. Речь идет о значении в наши дни информации, которая выступает как важнейшая ценность. Здесь обычно приводят парадокс Бернарда Шоу, который писал что два человека, имевших по яблоку, обменялись ими и после об­мена каждый стал владеть лишь одним яблоком; но когда они об­менялись идеями, у каждого в результате такого обмена стало по две идеи. Подобная точка зрения считается спорной, ибо возникает трудность измерения стоимости. И, тем не менее, здесь содержится серьезная информация для размышления.

Стоимость различных вещей выражается в денежной форме. Они выступают для товаровладельцев средством, гарантирующим сохран­ность результатов их труда, выполняют функцию меры стоимости вещей, общего масштаба для разнообразных результатов хозяйствен­ной деятельности человека. Следует отметить, что обширный круг вопросов, связанных с денежным обращением, довольно обстоятель­но изучен в рамках экономической науки. Однако проблема денег - это сложный социально-философский феномен. Его исследование предполагает особый философский подход, который отличается ши­роким охватом и целостностью. Многие великие умы человечества стремились проникнуть в тайну власти денег, понять их природу и роль в жизни отдельного человека и общества в целом.

Приведем некоторые мысли великих людей по поводу денег.

• Не от денег рождается добродетель, а от добродетелей бывают у людей деньги и все прочие блага, как в частной, так и общест­венной жизни. {Сократ)

• Не тот беден, у кого мало, а тот, кто хочет большего. (Сенека)

• Деньги, которыми обладаешь, — орудие свободы; а те, за ко­торыми гонишься, — орудие рабства. (Ж.- Ж. Руссо)

• Деньги — наиболее яркий пример превращения средства в цель. (Г. Зиммель)

• Золото убило больше душ, чем железо — тел. (В. Скотт)

• Если хочешь иметь деньги, не теряй времени даром. (Б. Франклин)

• Цель денег — не праздность, а умножение средств для полез­ного служения. (Г. Форд)

• Заработная плата — мерило уважения, с которым общество относится к данной профессии. (Д. Тиллмон)

• Люди, считающие деньги способными сделать все, сами спо­собны все сделать за деньги. (П. Баусш)

• Есть много вещей дороже денег, но эти вещи без денег не ь. (П. Мериме)

философы отмечали важное значение денег в истории цивили­зации, развитии человеческого общения. Ведь деньги с самого на­чала становились широкоупотребительными вещами среди всех ве­щей. В своей монетной форме они приникали во все сферы обще­ства, служили развитию способностей человека к счету, как перво­начальной деятельности интеллекта. Они стимулировали умение абстрактно мыслить на уровне обыденного и массового сознания.

Философия денег

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

(3 - проголосовало, средняя оценка 4.33 из 5)

11.09.2009 11: 28

Деньги - это реальность, с которой мы постоянно имеем дело в нашей повседневной жизни, это непременный атрибут нашего бытия. Они вносят в нашу жизнь особый ритм, особый стиль, особый “шарм”, особое восприятие мира и себя в нем.
Деньги создают нам проблемы, когда их нет, но еще больше проблем возникает тогда, когда они есть. И это только видимость, что мы управляем деньгами, на самом деле мы и не замечаем как тихо и настойчиво они управляют нами.
Деньги превращают нас в господина и в раба одновременно. И наша власть над ними реальна лишь настолько, насколько мы способны понять их власть над нами.
Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. О деньгах писали философы и экономисты, государственные деятели, писатели и даже поэты. Их воспевали и проклинали, о них мечтали и их презирали, к ним стремились и их боялись. Что же такое деньги - добро или зло? Они способны созидать и разрушать, объединять и разлучать, они делают людей партнерами и соперниками, они несут радость и горе.

Деньги могут влиять на судьбу как отдельного человека, так и целых народов. Их добывают тяжким трудом и в них играют, с ними расстаются смеясь и плача. Человек делает деньги, деньги “делают” человека - они формируют и его образ жизни, и его образ мыслей. Что же они дают человеку - свободу или зависимость?

Деньги способны вызвать всю гамму человеческих настроений. Если собрать все, что написано о деньгах в разные времена и у разных народов, то перед нами предстанет гигантское разноцветное полотно человеческих мыслей и чувств, на котором яркие тона будут перемежаться с мрачными и на котором, тем не менее, останутся “белые пятна” непознанного.

Деньги как объект познания относятся к специальной области знаний - экономической науке, которая, как и всякая наука, имеет свой предмет, свои методы исследования и цели.
Современная экономическая теория (economics) рассматривает деньги как “средство обмена”, которое предназначено для облегчения торговли, и видит в этом их “жизненно важное значение”. Задачи экономикса сводятся к тому, чтобы выяснить, сколько денег нужно экономике, как формируется предложение денег и какова его структура, какие факторы влияют на денежный спрос, как функционирует денежный рынок. Поставленные задачи предполагают и соответствующие методы - преимущественно методы количественного анализа.

Методология современной экономической науки вызывает озабоченность как философов, так и экономистов, и является предметом острых дискуссий. Многие авторы высказывают сомнения по поводу ее эффективности и отмечают необоснованное увлечение математическими методами анализа, что превращает экономикс в “математизированную версию экономики”. И с этим нужно согласиться.

Экономическая наука, как наука специальная, имеет практическую направленность и выбирает такие методы, которые способствуют решению поставленных ею задач. В этом ее сила, обусловленная ее целесообразностью, в этом и ее слабость, проявляющаяся в ограниченности знания. Economics, и его составная часть monetary economics, ориентирован на обоснование методов экономической политики, в том числе денежной. Однако, как бы ни был важен анализ денежных потоков и выявление причин изменения конъюнктуры на денежном рынке, этого недостаточно для того, чтобы проникнуть в “тайну” денег, понять их природу и роль в жизни общества. Для этого необходим философский подход, необходимы такие инструменты мышления, которые помогут охватить все формы проявления сущности денег в их целостности. И в этом смысле справедливо говорить о философии денег.


Целостная картина денег может быть составлена на основе анализа их не только в качестве с р е д с т в а обмена, но и цели. Как средство обмена деньги способствовали развитию торговли, ускорению и расширению движения товаров и услуг, формированию общественных хозяйственных связей. Как цель обмена деньги оказали огромное влияние на развитие самого человека, его целеполагающую деятельность, его отношение к труду. Они изменили ценностную ориентацию человека и его представление об этических нормах.

Двоякая роль денег, как средства и как цели, рассматривалась еще Аристотелем в его учении о государстве, и послужила теоретическим фундаментом для разграничения понятий “экономика” как искусство приобретения полезных благ и “хрематистика” как способ обогащения. Первое он считал необходимым, соответствующим природе и имеющим свои границы, а второе - не соответствующим природе и не имеющим границ.

Дальнейший ход истории показал, что обе роли денег являются необходимыми и целесообразными, и, более того, они представляют собой единство противоположностей, а присущее им внутреннее противоречие служит источником общественного развития. С таких позиций анализировал сущность денег К.Маркс, раскрывая закономерности их превращения в капитал. О возрастающей власти денег над действиями людей, когда они становятся целью, писал Г. Зиммель Историческая миссия денег заключается не только в “облегчении торговли” и не только в развитии “рыночной экономики”, нацеленной на получение прибыли, но и в формировании “экономического человека” с его особыми ценностными установками, - в формировании того, что потом назовут “духом капитализма”.Деньги принесли изменения не только в “мир вещей” и не только в “мир людей”, они сыграли определенную роль в изменении внутреннего мира человека, его интересов, идеалов, устремлений и нравственных критериев.

Деньги изменили систему человеческих ценностей, поставив себя в центре как всеобщую экономическую ценность.
Деньги - это ценность, но в чем же она заключается? Говорить о реальной стоимости денег можно было лишь тогда, когда они существовали в ф о р м е благородных металлов, т.е. полноценных денег. Но переход к другим формам денег (монеты, банкноты), имеющим лишь номинальную стоимость, превращает их в знак, символ, в носителя информации. Но, тем не менее, они остаются реальной ценностью и благодаря этому могут выступать и средством и целью обмена. Их ценность происходит не из их вещественной формы, а из с о д е р ж а н и я того общественного процесса, который они опосредуют своим движением и делают его возможным.

Деньги - это в е щ ь, которая имеет свою особую форму д в и ж е н и я от одного человека к другому и выражает определенный способ общения. Вещь, которая, независимо от своей материальной или символической формы, служит инструментом общественного взаимодействия людей посредством обмена. Это и является “источником огромной ценности денег для общества”

Механизм общественного взаимодействия, осуществляемого с помощью денег, можно свести к двум постоянно чередующимся актам - присвоения и отчуждения. Посредством присвоения и отчуждения денег происходит отчуждение и присвоение различных благ, созданных в обществе (товаров, услуг) - мое становится чужим, чужое становится моим. Деньги вносят определенный порядок в процесс распределения общественных ценностей. Обладая свойством всеобщей обмениваемости они не только сами становятся ценностью, но и выступают м е р о й стоимости обмениваемых благ - “мерой всех вещей”

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения - пульсация рынка, свидетельствующая о перемещении созданных в обществе благ из одних рук в другие. Этот процесс выражает способ взаимодействия разрозненных производителей и потребителей и, в конечном итоге, формирует экономическую жизнь общества.

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения отдельные моменты общения субъектов экономики соединяются в единую общественную связь и образуют единый социально-экономический организм, основанный на зависимости каждого от всех и всех от каждого.

В постоянном чередовании актов отчуждения и присвоения проявляется механизм общественного взаимодействия частных интересов, с помощью которого происходит реализация целей и желаний отдельных индивидуумов, и который обеспечивает их с в о б о д у в осуществлении выбора. Из этих моментов самореализации личности в обмене складывается жизнь “экономического человека”, ее количественные и качественные характеристики.

Деньги определяют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ГРАНИЦЫ ВОЗМОЖНОГО в действиях людей. Посредством денег устанавливаются количественные пропорции обмена, в основе которых лежит принцип эквивалентности отчуждаемых и присваиваемых благ. В этом смысле можно говорить о том, что деньги - это “порядок из хаоса”, это определенные правила “коллективной игры” под названием “рынок”, которые обеспечивают равные права ее участников, это механизм соционормативной регуляции общества.

Однако деньги одновременно выражают КАЧЕСТВЕННУЮ БЕЗГРАНИЧНОСТЬ ВОЗМОЖНОГО в действиях людей. Благодаря своей всеобщей ценности они выступают безусловным стимулом и побудительным мотивом любых видов деятельности, в том числе и антигуманных, они делают привлекательной любую работу, в том числе и направленную против человека, они превращают в предмет купли-продажи то, что таковым быть не должно. В этом смысле можно говорить о том, что деньги вносят “х а о с” в жизнь общества, они наглядно демонстрируют как частный интерес может влиять на общественный порядок. Будучи искушением и соблазном деньги выступают испытанием нравственности.

Деньги наполняют материальной силой волю человека во всех ее проявлениях и создают одновременно общественный механизм ее реализации (рынок), но они индифферентны к тому, на что эта воля направлена. Это уже сфера разума.

Деньги одинаково добросовестно обслуживают и разрушительные и созидательные действия человека, они - лишь средство реализации его воли и разума. Но в этой роли они не пассивны - они творят или разрушают самого человека как личность, они активно влияют на формирование его индивидуальной системы ценностей, на расстановку его личных приоритетов и целей. Все зависит от соотношения двух сил - разума и денежного интереса - в целеполагающей деятельности людей.

Деньги ставят человека перед необходимостью рационального обоснования своих действий. И в этом смысле нельзя не согласиться с Г. Зиммелем, который считал, что развитие интеллекта идет параллельно с развитием денежного хозяйства. Более того, деньги способствуют развитию “общественного интеллекта”, ставя общество перед необходимостью общественного контроля над “свободной игрой рыночных сил”.

Деньги - это продукт общества, “социальное изобретение”, и общество в ответе за свое дитя. Так же, как когда-то давно силой общественной воли, были созданы деньги, так теперь силой общественного разума мы должны понять их место и роль в жизни общества и научиться управлять этой “стихией”. Это может быть достигнуто объединением усилий экономической науки, с ее практической направленностью, и философии, с ее стремлением к познанию целостности мира.

Современная экономическая наука имеет огромные достижения в области разработки методов управления денежными потоками, но многие вопросы теории денег остаются пока без ответа. Сущность денег мы должны искать не в механизмах функционирования рынка, а в законах развития общества.

Деньги - это инструмент развития цивилизации и ее результат. Они требуют философского осмысления.
Философия денег - это не праздное теоретизирование. Вопрос о сущности и роли денег - это то исходное теоретическое положение, которое использовалось для противопоставления “плановой” и “рыночной” экономики, социализма и капитализма. Это тот ключевой вопрос, который дает представление о пределах свободы и равенства людей, живущих в обществе с денежной экономикой.

Философия денег - это способ познания объективной необходимости и закономерностей развития денег как общественного явления, который позволяет выявить их влияние на “мир вещей”, “мир людей” и “мир” отдельной личности.
Философия денег может внести свой определенный вклад в воспитание способности общества помнить, что “мерой всех вещей” всегда должен быть человек.
Зачем вообще деньги?

Этот вопрос регулярно задают люди на Земле, но потом идут в магазин, платят за квартиру, покупают одежду и понимают, зачем нужны эти бумажки.

Но вот интересный момент: количество денег.

Говорят, что когда денег достаточно – это счастье, а когда больше меры, то трагедия. Так ли это или нет? Совершенно определенно можно сказать, что счастье не в деньгах, но без них его тоже нет. Поэтому, лучше всего, когда денег достаточно для удовлетворения всех нормальных потребностей. Что я имею ввиду? Нормальное питание, жилье, авто, развлечения, путешествия, бизнес-вложения.

Но вот золотые унитазы, на мой взгляд, это уже не потребности, а понты и «зажратность» души =)

Как правило, деньги на тот свет не заберешь. Подобная теория заставляет задуматься о смысле заработка таких сумм, как у Гейтса или Генри Форда. Сутками на работе, нет времени для своих родных. Разве это счастье, которое дают деньги?

Вряд ли. Заметьте, что люди обладающие огромными деньгами зачастую не находят счастья. Им скучно, да и сорить деньгами не так уж и весело, как кажется бедным.

В чем заключается золотая середина? Обеспеченность и отсутствие меркантильности. То есть не следует стремиться заработать на 5ю машину для того, чтобы просто поставить её пылиться в гараже. Одно дело недвижимость, которая помогает сохранить деньги, а другое растраты на золотые умывальники и ванны с платиновым покрытием. Стоит ли оно того?
Потом же, в 70 лет, глядя на прошлое, такой богач говорит: «Мда… так много смотрел на деньги, что забывал прелесть обычной рыбалки…»

И он прав. Только уже поздно для таких изречений. Все истрачено на заработок таких сумм, которых бы хватило для 10 поколений его внуков.

Теперь другая сторона медали. Если человек не старается заработать деньги, то у него может быть несколько причин. Самая уважительная – он искренне понимает, что не в деньгах счастье, духовно развивается и все такое. К сожалению, таких людей единицы. Для остальных работают более банальные причины: лень, отсутствие интересов, цели, хватки.

Следует понимать, что не в деньгах счастье, но они дают свободу. На форумах можно прочитать «Я и так свободен! Деньги тут не в счет! »
Лукавство чистой воды. Если так свободен, то почему сидишь в скучном офисе или на домашней работе, за компом? Почему ездишь отдыхать на Федотову Косу, а не на Майорку? Почему позволяешь черную икру только на Новый Год? Почему не можешь сейчас вот взять и отправиться на экскурсию в Париж, Питер или Мадрид? Почему… и так далее.

Уловили суть свободы? Мечта, Самореализация и Деньги! Но не как Цель Жизни, а как Средство осуществления своих мечтаний.

Такая вот у меня Философия Денег =)

===

Проходят года, зажигаются и сгорают звезды, но высказывания Генри Форда всегда актуальны. Особенно, для людей, которые привыкли смело смотреть на жизнь и реализовывать свой потенциал.

Деловая поездка или отпуск зачастую связаны с авиаперелетом. И не стоит говорить, что вовремя доехать до аэропорта очень важно. Если мне нужно такси в шереметьево, то я стараюсь работать с профессиональными водителями, готовыми предложить различные тарифные планы. Машины в таком случае хорошие и исправные, а сам шофер не курит и выбирает музыку исходя из пожеланий пассажира.

Готовые решения рядом с нами. Достаточно их увидеть и осознать. Например, промоодежда всегда являлась эффективным средством для решения вопросов фирменного стиля и продвижения.

Деньги - это достижение нашей цивилизации всегда вызывало много споров. Быть богатым - это хорошо или плохо? Что собой представляют деньги? Множество людей высказывались по этому поводу. Даем список самых известных афоризмов, касающихся денежных знаков и богатства.

1) Деньги не самая важная вещь в мире. Любовь главнее. По счастью, я люблю деньги. (Джеки Мейсон)

2) Мы верим в бога. Все другие должны платить. (Американская поговорка)

3) Секс очень похож по сути на деньги; его никогда не бывает много. (Джонн Апдайк)

4) Если вы должны банку $100, это ваша проблема. Если вы должны банку $100 миллионов, это проблема банка. (JP Getty)

5) Совершенно не важно, какой у вас цвет кожи... Единственный цвет, имеющий значение - зеленый. (Family Guy)

6) Единственный способ не думать о деньгах - обладать ими. (Эдит Вартон)

7) Если вы хотите знать, что Бог думает о деньгах, просто посмотрите на тех людей, которым Он дает деньги. (Старинная Ирландская поговорка)

8) Если вы хотите знать настоящую цену деньгам - попробуйте их одолжить. (Бенджамин Франклин)

9) Барт, с $10000 мы будем миллионерами! Мы сможем купить все, что захотим, даже...любовь.(Гомер Симпсон)

10) Финансовое дело - это искусство передачи денег из рук в руки до тех пор, пока деньги не исчезнут. (Роберт В. Сарнофф)

11) Все что я прошу - докажите мне, что деньги не сделают меня счастливым. (Спайк Миллиган)

Источник: http: //www.xage.ru/comments.php? id=6464

 

Философия денег

В 2005 году я брала интервью у Игоря Калашника. Статья называлась «Парадигма денег уходит? ». Мы с мужем тогда готовили пилотный выпуск психолого-эзотерического журнала «Семаргл» и эта тема мне показалась интересной.

У вас бывает так, что вроде бы ты всегда это понимал, но наступает момент, когда то знание, которое ты вроде бы и так умом раньше понимал, как будто бы проваливается глубже? Ты ничего нового добавить к тому что уже и так знал не можешь, повторяешь банальные фразы и смыслы, но при этом чувствуешь, что для тебя внутри они звучат совершенно по другому. А ты не можешь объяснить словами этой разницы ни себе ни другим. И ты обращаешься за помощью к новым аналогиям, сравнениям, смыслам, чтобы приоткрыть те грани нового знания, которые высветились из вновь обретенной глубины…

Вот и сейчас, спустя 4 года после соприкосновения с этой темой у меня случилось «проваливание в тему парадигмы денег».

Что такое парадигма денег? Это самый мощный по своим последствиям для человеческого сознания подлог счастья. В результате многовековых манипуляций с массовым сознанием в человеческой культуре потребления каких бы то ни было благ зародилось, окрепло и достигло патологических размеров обещание, что результат потребления и обладания неминуемо влечет за собой удовольствие и счастье.

Обещание никогда не выполнялось до конца, потому что потребление может вызвать удовольствие (телесное), но не счастье. Счастье как категория, как переживание не имеет связи с потреблением в принципе. Это параллельные миры. При этом мир счастья сильнее и величественнее по силе притяжения для человеческого устремления, чем мир удовольствий. Настолько сильнее, что человек, реально переживший момент счастья, готов отказаться от удовольствий ради повторного контакта с этим переживанием. Но тогда он выпадет из зоны контроля.

Ведь как осуществляется контроль? Возбуждается желание к удовольствию и обеспечивается это самое удовольствие. Поэтому в целях осуществления контроля необходимо разжигать архиважность получения удовольствий. А чтобы «параллельные миры» не отвлекали, тщательно закрепляется связка «удовольствие = счастье». То есть: испытывать удовольствие очень важно! это и есть жизнь! это и есть настоящее счастье! В результате исчезают слова, чтобы описать настоящее счастье, настоящую свободу, настоящую любовь. Эти, настоящие переживания невозможно уже обозначить и описать, потому что все схлопывается на телесные удовольствия или эмоциональные социально-желательные поглаживания. Например, говорим «любовь», а подразумеваем поцелуи, секс, привязанность. Говорим «мечта», а ощущаем вкусно, мягко, красиво, приятно, обласкано, услужливо, почитаемо, уважаемо, преклоняемо… Больше нет слов, чтобы описать другие «любовь», «свободу», «счастье». А если нет слова, то нет ничего. Ибо сначала должно быть слово. Язык - это пока единственный для человечества инструмент «заземлить», обозначить, ввести в реальность физического мира тонкие переживания.

Деньги же, как символ обладания материальными благами, в один прекрасный момент стали ассоциироваться с самими благами. Мы больше не хотим еды – мы в первую очередь хотим денег. Поэтому когда у нас забит холодильник едой, но нет денег, мы беспокоимся больше, чем когда при пустом холодильнике у нас есть деньги. Нас больше не радует наша квартира, если у нас нет денег. Пусть в первую очередь я буду с деньгами, хоть за счет собственной квартиры… И так во всем. Ситуация при которой деньги являются основным критерием, ключевым фактором, приоритетом в процессе принятия решения и есть сущность парадигмы денег. Деньги здесь – первоочередная ценность.

Я использую во многих местах текста выделение шрифта, потому что мне не хватает слов. Так я ставлю акценты.

Этот подлог счастья, эта надуманная иллюзорная ценность обладания и доступа к удовольствиям привела к ажиотажу потребления, который с одной стороны тщательно стимулировался и продолжает стимулироваться рекламой, а с другой стороны привел к кризису перепроизводства огромных размеров. Человечество производит и потребляет невероятную кучу хлама.

Обещание о том, что удовольствие, которое вы сможете купить за деньги принесет счастье, никогда не исполняется. Человек при этом делает вывод, что это от недостатка удовольствия…. И потребление продолжается. Такой вот вечный голод без счастья.

Все приобретает истинное значение в экстремальных ситуациях. Зачем кошелек на необитаемом острове? Что в экстремальной ситуации может реально помочь человеку? Спокойствие, вера, надежда, любовь к жизни, мечта (и, уж поверьте, не о Toyota)… Все это про другое качество восприятия мира и другие ценности.

А теперь внимание! Что может переводить человека в другое качество восприятия?

Это информация.

Вспомните, как книги вас вдохновляли, придавали смелости, заставляли задуматься о смысле жизни… Как неприятные известия настораживали и пугали… Как романтические фильмы возбуждали угасающие чувства… Как научные открытия поражали воображение и отвлекали от быта…

Парадигма денег – это приоритет обладания.
Парадигма информации – это приоритет состояния сознания.

Финансовый кризис для человечества как экстремальная ситуация: кошелек нам больше не поможет.

В парадигме информации деньги никуда не исчезнут. Просто они займут свое законное место. По значимости примерно такое же, какое занимает ложка в процессе поедания супа. И если в парадигме денег в первую очередь было важно количество ложек и их качество, а во вторую очередь – изысканность блюда, то в парадигме информации важно состояние, в котором совершается трапеза. Потому что если тебе на душе плохо, то и королевская закуска в горло не полезет. И, наоборот, в состояниях одухотворения и восторженности – почти не важно что ешь! Главное, чтобы это не отвлекало на себя много внимания и времени.

Парадигма информации – это эпоха, в которой мы уже живем. Люди, принявшие и гармонично существующие в этой парадигме уже есть. Многие из вас, читающих эту статью, могут себя в них узнать. Это образ жизни, при котором человек внешним обстоятельствам придает то количество внимания, которое необходимо для обеспечения насущных потребностей: комфортное проживание, питание, необходимая одежда, отдых, в общем, все то что и было до этого, но без зацикливания внимания на этом. Основной же поток внимания сосредоточен на структурировании вокруг себя информационного поля. Человек парадигмы информации сознательно выбирает информационные потоки, с которыми готов контактировать. Он больше не пассивен в своем восприятии. Почему? Потому что он четко осознает взаимосвязь информации со своей реальной жизнью.

Предлагаю грубый пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь, в надежде на то, что он будет понятен абсолютно всем. Используя информацию порносайтов, посетитель таких ресурсов достигает сексуальных реакций. Он может сознательно пользоваться этой информацией как инструментом для достижения необходимого ему состояния (хочу возбудиться – найду способ), или может быть жертвой подобной информации в силу того, что пассивен в восприятии (случайно увидел/услышал/прочел – возбудился).

По аналогии с порносайтами – абсолютно любая информация влияет на состояние сознания со всеми вытекающими отсюда последствиями: реакциями, желаниями, настроениями, поступками, жизненными выборами…

Многие люди, интуитивно чувствуя эти принципы, соприкоснувшись и приняв их из внешних источников (таких как «Поколение Пепси» Пелевина и подобных), начинают отказываться частично или полностью от контакта с телевидением, формируют свои каналы информации через подборку ссылок на ресурсы, тщательно подходят к выбору фильмов для просмотра и не руководствуются программкой ТВ.

Интересный парадокс: человечество порабощено вседозволенностью и объемом предложения. Всего вокруг так много, что невозможно удовлетворить свой спрос. Все силы уходят на выбор предложения из существующих, а на формирование реального запроса ничего не остается.

Это действительно кризис. Экономика – это лишь верхушка айсберга.

Как любая эволюционная ступенька, парадигма информации может обеспечить большую степень свободы, а вместе с этим и ответственности, чем парадигма денег. Это новый фронт задач. Новые вершины и новые пропасти…. Здесь живут «секрет», «кроличья нора», «точка сборки Кастанеды», шаманизм и многое многое другое, где в основе лежит взаимодействие с системой восприятия информации из окружающего мира.

Борис Борисович об этом знал, когда пел:

Но мы идём вслепую в странных местах
И всё что есть у нас - это радость и страх,
Страх того, что мы хуже, чем можем
И радость за то, что всё в надёжных руках…

Это потрясающий, волнующий момент перехода в новый этап взросления человечества.

Он неизбежен.

Это как детская психология: взрослеть всегда страшно, но очень притягательно…

Добро пожаловать в парадигму информации, господа.

Posted on 5 Июн, 2009 at 00: 43 | ссылка | Оставить комментарий | в избранное | рассказать другу

Статья была представлена в секции “Философия экономики” на XX Всемирном Философском Конгрессе

“Paideia в воспитании человечества” в августе 1998 года ( Бостон, США). Опубликована в Трудах Конгресса в электронном варианте: http: //www.bu.edu/wcp/Papers/Econ/EconShep.htm

На русском языке статья опубликована в журнале " Вопросы философии" 1999, № 7, с. 180-183.

© Copyright. Alla Sheptun, [email protected]

 

Ф И Л О С О Ф И Я Д Е Н Е Г

 

 

А.А. Шептун

 

 

Деньги - это р е а л ь н о с т ь, с которой мы постоянно имеем дело в нашей повседневной жизни, это непременный атрибут нашего бытия. Они вносят в нашу жизнь особый ритм, особый стиль, особый “шарм”, особое восприятие мира и себя в нем.

Деньги создают нам проблемы, когда их нет, но еще больше проблем возникает тогда, когда они есть. И это только в и д и м о с т ь, что мы управляем деньгами, на самом деле мы и не замечаем как тихо и настойчиво они управляют нами.

Деньги превращают нас в господина и в раба одновременно. И наша власть над ними реальна лишь настолько, насколько мы способны понять их власть над нами.

Человек пытается познать сущность денег на протяжении многих столетий. О деньгах писали философы и экономисты, государственные деятели, писатели и даже поэты.[i](1) Их воспевали и проклинали, о них мечтали и их презирали, к ним стремились и их боялись. Что же такое деньги - добро или зло? Они способны созидать и разрушать, объединять и разлучать, они делают людей партнерами и соперниками, они несут радость и горе. Деньги могут влиять на судьбу как отдельного человека, так и целых народов. Их добывают тяжким трудом и в них играют, с ними расстаются смеясь и плача. Человек делает деньги, деньги “делают” человека - они формируют и его образ жизни, и его образ мыслей. Что же они дают человеку - свободу или зависимость?

Деньги способны вызвать всю гамму человеческих настроений. Если собрать все, что написано о деньгах в разные времена и у разных народов, то перед нами предстанет гигантское разноцветное полотно человеческих мыслей и чувств, на котором яркие тона будут перемежаться с мрачными и на котором, тем не менее, останутся “белые пятна” непознанного.

Деньги как о б ъ е к т п о з н а н и я относятся к специальной области знаний - экономической науке, которая, как и всякая наука, имеет свой предмет, свои методы исследования и цели.

Современная экономическая теория (economics) рассматривает деньги как “средство обмена”, которое предназначено для облегчения торговли, и видит в этом их “жизненно важное значение”.[ii](2) Задачи экономикса сводятся к тому, чтобы выяснить, сколько денег нужно экономике, как формируется предложение денег и какова его структура, какие факторы влияют на денежный спрос, как функционирует денежный рынок.[iii](3) Поставленные задачи предполагают и соответствующие методы - преимущественно методы количественного анализа.

Методология современной экономической науки вызывает озабоченность как философов, так и экономистов, и является предметом острых дискуссий. Многие авторы высказывают сомнения по поводу ее эффективности [iv](4) и отмечают необоснованное увлечение математическими методами анализа, что превращает экономикс в “математизированную версию экономики”[v](5). И с этим нужно согласиться.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь