Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Народные бунты 1648-1671 годов. Внешняя политика, присоединение Украины к России.



Основной причиной восстаний было утверждение крепостного права и усиление феодального гнета. В 1648 — 1649 гг. «боязни ради и междоусобий от всех черных людей», как писал патриарх Никон, созван Земский собор, самый крупный в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых принадлежали к дворянству и верхушке посадских людей. Он принял «Соборное уложение» — первый русский законодательный памятник, изданный типографским способом. В «Уложении» окончательно зак­реплялось крепостное право, запрещались переходы к другим землевладельцам, вводился бессрочный сыск беглых. Крепостничес­кие порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать общины. Все городское население должно было нести тягло на государя, запрещался переход из одного посада в другой, т. е. население закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в черте города, крестьяне могли торговать только с возов и в торговых рядах. После принятия «Уложения» возникли, как свидетельствуют источники, сделки по дарению и купле крепостных крестьян.

Воссоединение Украины с Россией, расширение границ до Тихого океана

При объединении Польши и Литвы в 1569 г. в единое госу­дарство — Речь Посполитую — в нее включены земли Белоруссии и большая часть Украины. Население в этих районах испытывало тройной гнет: крепостнический, национальный и религиозный. Крепостное право в Польше было самым тяжелым в Европе. Католическая церковь стремилась установить свое господство над православием. Украинский и белорусский народы поднялись на борьбу. Центром ее на Украине стала Запорожская Сечь — своеобразная казацкая республика во главе с выборными атаманами. В 1648 г. гетманом Запорожской Сечи из­бран Богдан Хмельницкий, талантливый руководитель и военачальник. Под его руководством казацкое войско выступило против Польши, заключив союз с крымским ханом, но борьба шла с переменным успехом. Весной 1652 г. Хмельницкий разбил польскую армию под Батогом, но для окончательного освобождения Украины собственных сил при ненадежном союзнике, крымском хане, было недостаточно. Хмельницкий обратился к московскому царю с просьбой принять запорожское войско и Украину Малороссийскую «под свою руку».

Земский собор в Москве в 1653 г. принял решение оказать помощь гетману, на Украину выехало посольство во главе с боярином Бутурлиным. 8 января 1654 г. знаменитая Переяславская Рада (совет) по предложению гетмана постановила принять подданство «царя восточного православия». Украина получила в составе России автономию. Она имела выборного гетмана, местный суд, сохраняла сословные права украинского дворянства, реестровые войска (на содержании государства) до 60 тысяч и право устанавливать дипломатические отношения (кроме Польши и Турции). Налоги должны были поступать уже в царскую казну.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Оно спасло народ Украины от порабощения и способствовало развитию украинской нации. Присоединение Украины к России явилось важным фактором укрепления и российской государственности. Речь Посполитая не признала воссоединения. Развернулась русско-польская война 1654 — 1667 гг. В ходе этой длительной войны проявились сепаратистские движения в верхушке украинской знати, в которой остались приверженцы как Польши, так и Турции, а также сторонники независимого государства. После смерти Хмельницкого в 1657 г. новый гетман И. Выговский пошел на секретный союз с Польшей. Вместе с Польшей и Крымом он выступил против России, но население не поддержало изменника. Новый гетман Юрий Хмельницкий заключил мир с Москвой, но вскоре также перешел на сторону короля. Не получив поддержки населения, он сам отказался от гетманства. На Украине появилось два гетмана: на Правобережье — П. Дорошенко, готовый к подданству турецкому султану; на Лево­бережье — запорожский кошевой атаман И. Брюховецкий, стоящий за отделение от России. Конечный результат определило Андрусовское перемирие с Польшей в 1667 г. на тридцать с половиной лет. Россия отказывалась от Белоруссии, но оставляла за собой Смоленск и Левобережную Украину. Киев передавался России, а Запорожье переходило под совместный контроль Украины и Польши.

Попытка России выйти к Балтийскому морю и в этот период не имела успеха. Русско-шведская война 1656 — 1658 гг. не принесла России территориальных приобретений, по Кардисскому миру 1661 г. Прибалтика осталась за Швецией.

Одновременно Россия активно продвигается в Сибирь и на Дальний Восток. В конце XVI — начале XVII в. русские прочно утвердились на берегах Оби и Иртыша. От Енисея они идут к р. Лене (в 1632 г. построен Якутский острог). В 30 — 40-х гт. русские доходят до Байкала, вокруг которого возникает ряд острогов и городов. Далее движение пошло к побережью Охотского моря (1648 г., основан г. Охотск); к устью Колымы и в область р. Анадырь (Семен Дежнев, 1648 — 1649 гг.); к Тихому океану по р. Амур (Поярков, 1643 г., Хабаров, 1650 г.). В течение первой половины XVII в. русские землепроходцы преодолели огромное расстояние от Урала до Тихого океана, установив здесь свои поселения и опорные пун­кты. Сближение пределов владений и России, и Китая в районе Амура побудило их правительства заключить Нерчинский договор (1689).

Оксфордский профессор истории Д. Бейкер отмечал: «Продвижение русских через Сибирь в течение XVII в. шло с ошеломляющей быстротой. На долю этого безвестного воинства достался такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и пред­приимчивости, равного которому не совершил никакой другой ев­ропейский народ». Освоение обширных территорий проходило мирно, местное население и русские поселенцы совместно осваивали богатства природы. Быстрое освоение Сибири осуществлялось соединенными усилиями народа и правительства. В первое время правительство снабжало служилых людей Сибири привозным хлебом, который собирался в виде особого натурального налога в восточных областях европейской России. К концу XVII в. сибирское население уже полностью обеспечивало себя хлебом.

Важным событием в общественной жизни России этого периода стад церковный раскол. Расширение связей с Украиной и греческой православной церковью вызвало необходимость унификации церковных обрядов и церковных книг. Бурные социальные процессы потребовали укрепления дисциплины в церковной иерархии и нравственных устоев духовенства. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон, пользующийся поддержкой царя Алексея Михайловича, начал церковную реформу по унификации обрядов и единообра­зию церковной службы, взяв за образец греческие правила и книги. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказались признать реформу Никона. Во главе старообрядцев стал «неистовый» протопоп Аввакум. В русской церкви произошел раскол. Он стал одной из форм социального протеста против феодального гнета, с которым связывалась в народном сознании церковная реформа.

Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедями «расколоучителей» бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения-общины (в некоторых местах они сохранились до XX в.). Наиболее мощный протест выразился в Соловецком восстании (1668 — 1676). В 1676 г. восстание было подавлено, из 600 монахов — защитников крепости в живых осталось только 50. Предводители — протопоп Аввакум и его единомышленники — сосланы в низовья Печоры, где провели четырнадцать лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя самосожжению («огненному крещению») в знак протеста против прихода в мир «Никона-Антихриста».

Впоследствии Никон вошел в конфликт с царем. Переоценив свои силы, он в 1658 г. демонстративно покинул столицу и отказался быть патриархом в Москве, оставаясь лишь патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор сместил Никона с поста патриарха, после чего он был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологдой, но его реформы не отменены. Похоронен Никон в Ново-Иерусалимском монастыре (г. Истра), который он построил как копию храма Гроба Господня в Иерусалиме.

В конце XVII в. в российском обществе назревает культурный перелом. Военные столкновения с Западом показали военно-техническую отсталость и необходимость модернизации военной организации. Усиление внешних связей позволило приглашать все большее число специалистов и предпринимателей из Западной Европы, которые основывают оружейный завод близ Тулы, железоделательные заводы на р. Варге, Шексне и в г. Костроме. Приезжие поселенцы из Западной Европы (офицеры, купцы, техники, ремесленники, доктора, аптекари и т. д.) обустраиваются в специальных районах (слободах), принося с собой европейские элементы культуры. Приближенные к царю бояре проявляют интерес к Западу и говорят о необходимости сближения с ним.

 

16. Предпосылки преобразования в конце 17 века. Начало Петровских реформ.

XVIII в. вошел в историю как эпоха Нового времени. Она означала цивилизационный сдвиг: разрушение устоев традиционной европейской цивилизации и утверждение новой. Этот сдвиг получил название модернизации. Россия тоже встала на путь модернизации. Начало этому процессу положили реформы Петра I, охватившие многие сферы жизни общества. Предпосылки проведения петровских реформ:

- активизация внешней политики и дипломатической деятельности российского государства;

- интенсивное развитие внутренней и внешней торговли, связанное с дальнейшим осуществлением реформы " посадского строения", принятием " Уставной таможенной грамоты" (1653), " Новоторгового устава" (1667);

- реформирование и совершенствование финансовой и налоговой систем;

- переход от ремесленно-цехового производства к мануфактурному с использованием элементов наемного труда и простейших механизмов;

- тенденция к абсолютизации верховной власти (ликвидация деятельности Земских соборов как сословно-представительных органов), включение в царский титул слова " самодержец";

- оформление общегосударственного законодательства (Соборное Уложение 1649) с учетом европейских законодательств, в частности Литовского статута. Дальнейшее совершенствование свода законов, связанное с принятием " новоуказанных" статей (с 1649 по 1690 гг. быдо принято 1535 указов, дополняющих Уложение);

- реорганизация и совершенствование вооруженных сил (создание полков мноземного строя, изменения в порядке комплектования полков, распределение полков по округам),

- размежевание общества под влиянием западноевропейской культуры и церковной реформы Никона, появление национально-консервативного и западнического течений.

Несмотря на обозначившуюся тенденцию европеизации России в XVII в., в целом она значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств. Стране нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, смелостью и решительностью, умом, энергией и талантом преобразователя. Такой деятель появился на исторической арене в лице Петра I.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 620; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь