Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава седьмая. Госвами Вриндавана



 

* * *

 

Итак, есть внутренние причины, и есть внешние причины, почему Кришна приходит сюда как Господь Чайтанья. Три внутренние причины сводятся к тому, что Кришна хочет наслаждаться собственной сладостью. Внешняя причина связана с тем, что Он хочет раздать всем сокровище преданного служения – према-бхакти. Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: према-раса нирьяса калите свадхана рага-марга бхакти лока корите прачарана.Према-раса нирьяса – сначала Он хочет ощутить према-расу, и потом рага-марга бхакти лока корите прачарана – Он хочет распространить рага-бхакти, спонтанную любовь к Кришне.

Дальше Кришнадас Кавирадж Госвами говорит: расика-шикхара кришна парама-каруна эй дуиджей тхукаи ичхату хвам. Расика-шикхара кришна парама-каруна – здесь говорится о двух качествах Кришны, которые заставляют Его прийти сюда как Господь Чайтанья. Он расика-шикхара, то есть " Тот, кто наслаждается расой" , и Он парама-каруна, что значит “бесконечно милостивый”. Говорится, что оба этих качества неотделимо связаны друг с другом, потому что только расика-шикхара может быть парама-каруна. Только Тот, кто наслаждается высшей расой, может быть бесконечно милосердным. Почему это так? Потому что расика-шикхара означает, что счастье Его переливается через край. Блаженство, которое испытывает Господь Чайтанья настолько велико, что Он не может удержать его. Оно переливается через край и изливается в виде милости на всех остальных. И все остальные начинают в полном экстазе, обезумев, кричать: " Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе! "

Говорится, что когда Кришна соединяется с Радхой, то это качество наслаждения достигает такой силы и интенсивности, что оно просто не может удержаться и изливается вовне. И это переполнение и изливание вовне блаженства от наслаждения расой есть проповедь Господа Чайтаньи, проповедь рага-марга или према-бхакти. И хотя это является внешней целью Его прихода, тем не менее, проповедь представляет собой неотъемлемую суть Господа Чайтаньи. Господь Чайтанья хочет дать прему другим. Он не довольствуется тем, что Сам Он испытывает эту прему, Он не довольствуется тем, что несколько преданных вокруг Него наслаждается этой премой, Он хочет, чтобы в каждом городе и деревне люди наслаждались премой. Это является Его высшей целью.

Господь Чайтанья не принес сюда обычную религию. Иногда нас неправильно называют религией. Но что такое обычная религия? Шрила Прабхупада в одном из комментариев к " Чайтанья-Чаритамрите" в " Ади-лиле" необыкновенно точно формулирует это. Он говорит, что обычная религия нужна для того, чтобы доказать людям, что Бог есть. И как только человек уверует в это, он тут же начинает просить. Он тут же начинает смотреть на Бога как на вселенскую машину для исполнения желаний. Человек начинает думать: “Наконец-то я нашел Того, кто может исполнить все мои желания”.

Но Господь Чайтанья пришел не для того, чтобы доказать людям, что Бог есть. Для этого существуют обычные религиозные традиции: ислам, православие, католицизм, протестантство, Свидетели Иеговы, баптисты и другие. Они докажут вам, что Бог есть, и что Он может исполнить все ваши желания. Но Господь Чайтанья пришел, чтобы дать кришна-прему, дать ее каждому.

Один из последователей Адвайты Ачарьи Шринат Чакраварти в своем комментарии на “Шримад-Бхагаватам” всего в нескольких положениях формулирует все то, чему учил Господь Чайтанья. Он говорит: арабйа бхагаван враджеша танайа татхама вриндавана. Арабйа бхагаван – “объектом нашего поклонения является Личность Бога”. Нам нужно поклоняться бхагавану, т.е. Богу, наделенному всеми качествами личности. Но какому бхагавану нам нужно поклоняться? Враджеша-танайа, что значит “Сын повелителя Враджа”. Мы должны поклонятся бхагавану, который приходит сюда в облике Сына повелителя Враджа. И дальше: татхама вриндавана – “место, в которое Он приходит, называется Вриндаван”. Самое главное в последнем положении то, что Вриндаван не отличен от Кришны, и поэтому мы должны поклоняться Вриндавану наравне с Кришной.

Следующий стих в комментарии Шрината Чакраварти звучит так: вранийак ачит упасана враджавиду харчйена йакална та – “самый лучший способ поклонения этому Господу показали женщины земли Вриндавана”. И затем: шримад бхагаватам прамана амалам – " а самым безупречным доказательством является “Шримад-Бхагаватам””. Если мы хотим доказать какую-то истину, то мы должны опираться на самое высшее священное писание, на “Шримад-Бхагаватам”.

Далее Шринат Чакраварти говорит: према пумартха махам – “единственной целью человеческого существования является према”. И завершает свои положения он такой строкой: шри чайтанья махапрабху натам идам татрадарах напарах – " все эти утверждения принес с Собой Господь Чайтанья, и мы испытываем величайшее тяготение ко всему этому".

 

 

Локанатха Госвами

 

В стихах, которые написал Шринат Чакраварти, говорится, что Вриндавану поклоняются наравне с Кришной. Почему так важен Вриндаван? Ведь Кришна приходит в разные дхамы. Что отличает Вриндаван от всех остальных святых мест?

Самое главное, что отличает Вриндаван от всех других святых мест – это то, что в нем есть самые высшие расы: дасья, сакхья, ватсалья и шрингара. Единственной расы, которой нет во Вриндаване – это шанта-расы. Равнодушному отношению к Господу, которым мы просто восхищаемся на расстоянии, нет места во Вриндаване. И потому говорится, что Вриндаван – самое возвышенное место во всей Вселенной. Творец Вселенной Брахма, живущий на высшей планете этой Вселенной, спускается на Землю и катается в пыли Вриндавана. Уддхава, высший из гьяни, ученик Брихаспати, говорит: " Я хочу стать травинкой во Вриндаване".

Вриндаван – это особое место, но весь фокус в том, чтобы не воспринимать его дешево. Попробуем понять, в чем же секрет Вриндавана, что значит быть во Вриндаване, и что значит извлечь благо, которое может нам дать Вриндаван?

Расскажем вначале историю Вриндавана, но не юкта-Вриндавана, небесного Вриндавана, а палма-Вриндавана, того Вриндавана, который находится сейчас на Земле.

Когда Кришна присутствовал на планете, Вриндаван был землей, которая своим изобилием переливалась через край. Полубоги завидовали Вриндавану. Деревья все время были покрыты цветами и плодами. Они полностью забыли, какой сейчас сезон. Все шесть сезонов присутствовали на земле Вриндавана одновременно. Солнце светило, луна каждый день была полная.

Но когда Кришна ушел, и вместе с ним ушли Его спутники, то очень быстро земля Вриндавана пришла в полное запустение. Говорится, что уже через пять лет после того как Кришна оставил планету, от Вриндавана ничего не осталось. Вриндаван скрылся. И только через сто лет, после того как правнук Господа Кришны Махарадж Ваджаранат пришел в первую экспедицию во Вриндаван, он стал проявляться вновь.

Махараджа Парикшит поставил Махараджа Ваджараната править землей Вриндавана. И когда тот пошел во Вриндаван, он взял с собой великого мудреца Анди Риши и единственную живую свидетельницу игр Кришны Уттару. С их помощью он вновь открыл Вриндаван: он нашел все основные места игр Кришны, построил храмы, гхаты и тиртхи.

Махарадж Ваджаранат установил четыре основных Божества Вриндавна: Говиндадева, Харидева, Кешавадева и Дауджи. Также он установил двух Гопалов: Мадана-Гопала, который позднее стал Мадана-Моханом, и Сакши-Гопала, того самого Гопала, который в свое время Сам пришел в Ориссу. Он установил два Натха Гопинатх и Шринатх, четыре Ишвары – Гопешвар, Чакалешвар, Тамишвар, Бхутишвар и четыре Деви, четыре Йога-майи – Йога-майю, Чакалешвари деви, Вринда деви, Манаси деви. И былая слава Вриндавана вновь засияла.

Так продолжалось в течение некоторого времени. Но вскоре после этого на землю Вриндавана пришли буддисты, которые ненавидели преданных Кришны. И храмы постепенно стали приходить в запустение. Но это было еще не самое печальное. Самое печальное началось позже. В XI веке, в 1017 году Махмуд Газневи напал на Вриндаван. Это был его 17 набег. И с семнадцатого раза он покорил Вриндаван и полностью его разграбил. Хроники, которые он оставил, описывают, что он увез из Вриндавана и Матхуры столько золота и серебра, что ему не хватило для этого сотни верблюдов. Он разрушил великолепный храм Кришны, который стоял в Матхуре на месте рождения Кришны. Он сказал: " Мне, чтобы построить такой храм, понадобилось бы 200 лет и 100 миллионов золотых динариев. И так как я не могу построить такой храм, то лучше я сравняю его с землей".

Мы не можем себе представить, в какой славе была земля Вриндавана в это время. Но после этого она стала клониться к закату. В XV веке Лоди, еще один могущественный завоеватель, напал на Вриндаван. Он разрушил все храмы. Статуи, вынесенные из них, он отдал мясникам, сказав: " Вешайте на них мясо".

Так мусульмане издевались над Вриндаваном. Когда Чайтанья Махапрабху пришел, то сердце Его обливалось кровью, когда он видел, что происходит с землей, на которой Он когда-то проводил Свои игры. Он знал, что люди не смогут обрести кришна-бхакти, если не окажутся во Вриндавне.

Поэтому, узнав в каком состоянии находится земля Вриндавана, он дал обет. Он сказал: " Я не буду спокойно спать до тех пор, пока земля Вриндавана не восстановит своё былое величие и славу". Однако Сам Он был занят распространением миссии санкиртаны, поэтому должен был появиться человек способный это сделать. И такой человек появился. Если Кришна хочет, чтобы кто-то исполнил какую-то миссию, то человек, который возьмет её на себя, обязательно найдется.

Тот, кому мы обязаны, что Вриндаван существует сегодня, тот, кто открыл 333 святых места Вриндавана и дал их нам, был Локанатха Госвами.

Он родился в Северной Бенгалии. Когда ему исполнилось 14 лет, отец послал его в Навадвипу учить " Шримад-Бхагаватам" у Адвайты Ачарьи. И там он встретился с Господом Чайтаньей, которого тогда звали Нимай Пандит, и которому тоже было 14 лет. Когда он увидел Нимая, он понял: " Это Тот, кому я буду служить всю свою жизнь".

В течение какого-то времени он был вместе с Нимаем, но затем был вынужден вернуться домой. Позже Нимай Пандит пришел к нему в деревню, когда после своего первого брака отправился в путешествие в Гаю. Это была их вторая встреча. Они вместе ходили по дорогам Бенгалии и проповедовали. Но потом снова расстались. Через некоторое время Локанатха Госвами узнал, что Чайтанья Махапрабху начал свое движение санкиртаны, и он решил отречься от всего. Он ждал этого момента. Он не мог забыть своих встреч с Нимаем и постоянно думал о том, как оставить все и навек прийти к Чайтанье Махапрабху, чтобы никогда больше не расставаться с Ним. Он хотел постоянно быть подле Господа Чайтаньи, хотел постоянно видеть Его и служить Ему. И, наконец, этот долгожданный миг настал. Он бросил все и отправился в Навадвипу.

Когда он пришел в Навадвипу, Господь Чайтанья сидел на крылечке своего дома. Рядом с Ним были Гададхара, Мукунда, еще несколько преданных. Увидев Локанатха, Господь Чайтанья необыкновенно обрадовался. Он вскочил и стал танцевать, восклицая:

– Мой друг, Мой друг, Мой друг вернулся!

Когда Господь Чайтанья немного успокоился, Он неожиданно понял: " Это тот человек, который исполнит миссию, о которой Я давно мечтаю". Многозначительно посмотрев на Локанатха, Он сказал ему:

– Иди поспи, отдохни с дороги. Завтра я скажу тебе что-то очень важное. Кришна очень милостив к тебе, о Локанатха. Кришна хочет дать тебе миссию!

Бедный Локанатх, услышав это, долго не мог заснуть. Он ворочался с боку на бок и все думал, что же за миссию уготовил ему Кришна? Он думал: " Единственное мое желание – это быть рядом с Господом Чайтаньей. Что может быть лучше этого? Что может быть выше, чем находиться подле Господа? И я уже достиг цели свой жизни – я вижу Его, я нахожусь рядом с Ним, я буду помогать Ему во всём, что Он делает".

На следующее утро слегка взволнованный он пришел к Чайтанье Махапрабху. И Господь Чайтанья сказал ему:

– Ты не должен оставаться в Навадвипе ни минуты больше! Сегодня же отправляйся во Вриндаван!

Услышав это, бедный Локанатха схватился за голову и воскликнул:

– Я никуда отсюда не уйду! Я пришел, чтобы постоянно быть рядом с Тобой! Ты можешь делать со мной всё, что угодно, но я от Тебя никуда не уйду!

Господь Чайтанья взглянул на него и сказал:

– Но это – твоя миссия. Это то, что Я хочу.

Он посмотрел на Локантха и ещё раз повторил:

– Я хочу только этого.

Локанатха стал плакать:

– За что Ты наказываешь меня?

Чайтанья Махапрабху ответил:

– Я не наказываю тебя. Я даю тебе то, с помощью чего ты сможешь обрести Меня в высшем смысле этого слова.

В конце концов, Локанатха понял, что у него нет другого выхода.

Самым высшим желанием преданного является желание быть рядом с Тем, кому он поклоняется. Но ради миссии, ради служения Кришне преданный готов даже на разлуку с Господом. В этом заключается суть бхакти. Её суть в том, чтобы променять Самого Бога на служение Ему.

И Локанатха Госвами вместе с Бхугарбхой Госвами, который напросился идти вместе с ним, отправился во Вриндаван. Они пришли во Вриндаван, но сердца их не находили покоя. Они ходили по Вриндавану и искали места игр Кришны, но их сердца и умы были в Навадвипе. Однажды до них дошла весть о том, что Чайтанья Махапрабху отправился в путешествие по Южной Индии. И они не смогли удержаться во Вриндаване. В полном безумии они побежали за Господом Чайтаньей. " Если мы сейчас отправимся за Господом Чайтаньей, мы обязательно найдём Его" – думали они.

Но Индия большая. Они шли пешком. Пять лет они ходили по всей Индии, и, куда бы они ни пришли, всюду им говорили:

– Чайтанья Махапрабху? Он недавно был здесь и ушел.

– Чайтанья Махапрабху? Он проходил здесь, Он пел Святые Имена.

– Чайтанья Махапрабху? Не так давно Он проходил здесь.

Каждый раз они чуть-чуть разминались с Господом Чайтаньей. В конце концов, в отчаяние они вернулись во Вриндаван и узнали, что Господь Чайтанья был здесь два месяца, но пять дней назад Он ушел.

Когда Локанатха Госвами услышал это, он упал в обморок.

Смысл этой лилы в том, что Кришну невозможно найти, если Кришна не хочет этого. Сколько бы вы не искали Кришну, сколько бы вы не бегали за Ним, в какие бы святые дхамы не отправлялись, чтобы найти Его, если Кришна этого не хочет, все будет безрезультатно.

Когда Локанатха Госвами лежал без чувств, он увидел Чайтанью Махапрабху. Чайтанья Махапрабху спросил его:

– Куда же ты убегаешь, о Локанатха?

Локанатха изумился:

– Как же это я убегаю от Тебя? Это Ты убегаешь от меня! Я никак не могу встретиться с Тобой.

Чайтанья Махапрабху ответил:

– Я с тобой, пока ты во Вриндаване. Я дал тебе миссию, и пока ты находишься во Вриндаване и служишь мне, Я буду с тобой. Если ты отправишься искать Меня где-то в другом месте, ты никогда не найдешь Меня. Оставайся здесь до конца своих дней, и Я буду всегда рядом с тобой.

Локанатха Госвами, услышав это, понял, что он должен делать. В последний раз он видел Господа Чайтанью на крылечке Его дома в Навадвипе. Это был их последний даршан. Больше Локанатха Госвами не видел Господа Чайтанью. Всё своё время он провел в разлуке с Ним. Всю свою жизнь он думал: " Когда же я вновь увижусь с Господом Чайтаньей? " И всю свою жизнь он делал то, что хотел Господь Чайтанья. Господь Чайтанья хотел, чтобы он открыл Вриндаван, чтобы мы все могли приехать туда и ходить с места на место, перебирая в памяти игры Кришны.

Локанатха Госвами ходил по всему Вриндавану, пытаясь разыскать места игр Кришны. Вриндаван в то время представлял собой густые заросли, где жили змеи, скорпионы и дикие животные. Поняв через некоторое время бесполезность своих поисков, Локанатха Госвами стал молиться Вринда деви: " О Вринда деви! Пожалуйста, раскрой мне эти игры. Я так хочу увидеть Вамши-ват, я так хочу увидеть Кеши-гхат, я так хочу оказаться во всех святых местах связанных с играми Кришны! " И Вринда деви, вняв его молитвам, стала водить его. Сама Вринда деви давала ему подсказки, куда ему дальше идти. Он шел туда и натыкался на развалины храма, на старый пруд. Он смотрел в священные писания, сравнивал всё это и говорил:

– Да, здесь Кришна танцевал на головах змея Калии. Здесь Кришна потушил лесной пожар. Здесь Кришна спрятал одежды юных гопи.

Так он искал эти святые места. Но, в конце концов, он понял, что не сможет один выполнить эту миссию. " Мне нужен Кришна! – подумал он – Без Кришны я ничего не смогу сделать". Он находился в это время у Кишори-кунды. Кишори-кунда располагается недалеко от Умрая. Умрай – это деревня, где Радхарани стала царицей Вриндавана.

Локанатха Госвами продолжал размышлять: " Как было бы здорово поклоняться Кришне. Я бы говорил с Ним, я бы советовался с Ним, и Кришна показывал бы мне Сам, где Он играл". В это время Кришна находился поблизости. Кришна всегда находится там, где Его преданный думает о Нём. Кришна находился на дне Кишори-кунды.

В течение многих тысяч лет Божество Радхавинода пролежало на дне Кишори-кунды. И сейчас, когда Локанатха Госвами сидел на берегу Кишори-кунды, Радхавинод стал думать: " Здесь рядом преданный, который хочет Мне поклоняться, а Я лежу здесь непонятно зачем, и никто Мне не поклоняется". Тогда Он придумал трюк. Он принял образ старого охотника и вместе с Божеством предстал перед Локанатхой Госвами.

Локанатха Госвами находился в полузабытьи, он не знал, день сейчас или ночь, он был полностью погружен в мысли о Кришне. Охотник обратился к нему:

– О Госвамиджи, у меня есть это Божество Радхавинода. Я поклонялся Ему много лет, а теперь я очень старый и не могу больше поклоняться Ему, возьми Его.

Когда Локанатха Госвами услышал это, он подумал: " Кришна понял мои желания и пришел сюда! " Он схватил Божество Радхавинода, сжал Его в объятиях и упал в обморок. Когда он очнулся с Радхавинодом в объятиях, никого рядом не было. Он стал смотреть по сторонам, но никого не увидел. Неожиданно Радхавинод сердито сказал ему:

– Кто же это мог быть кроме Меня? Это Я Сам тебе Себя принес. И вообще, Я хочу есть!

" Я хочу есть! " – сказал Радхавинод, и это удивительно. В течение тысяч лет Он пролежал на дне Кишори-кунды, и всё это время Он не хотел есть и вдруг проголодался. Почему Он стал испытывать голод? Когда Кришна видит в преданном желание служить Ему, Он тут же испытывает голод и хочет принять служение.

Так Локанатха Госвами стал служить Радхавиноду. Каждый день он готовил Ему овощи и шак, которые собирал в лесу. Во время проливных дождей он прятал Радхавинода в дупло дерева, а сам стоял рядом. Как мог он заботился о Нём. Еда, которой Локанатха Госвами кормил Радхавинода, была такой вкусной, что Радхавинод стал толстеть на глазах.

Сейчас Божество Радхавинода находится в Джайпуре, и, если вам доведется увидеть Его, вы заметите, какой Он толстый. Локанатха Госвами так хорошо накормил Его, что Он до сих пор не похудел.

Локанатха Госвами сшил мешок и носил в нем Божество Радхавинода. Божество Радхавинода достаточно большое, его вес примерно 15 – 20 кг, но Локанатха Госвами не чувствовал тяжести. На самом деле это Радхавинод таскал на себе Локанатху Госвами. Он говорил ему:

– Пойдем туда. Туда, туда, туда. О! Вот здесь произошла такая лила

И перед Локанатхой Госвами начинала разворачиваться эта лила во всех подробностях, и он просто тонул в океане любви.

Локанатха Госвами учит нас тому, каким образом мы можем придти во Вриндаван. Как поётся в " Шад-госвамй-аштаке": каупина-кантхашритау – единственно, что было у Госвами Вриндавана, это набедренная повязка (каупина) и лоскутное одеяло (кантха). Локанатха Госвами – один из шести Госвами Вриндавана, у него была каупина, кантха и у него был Радхавинод. Но богаче его не было никого в мире.

Иногда, когда мы приезжаем во Вриндаван, первое, что мы делаем – идем на Лой-базар. Как будто все игры Кришны проходили там. В полном экстазе мы начинаем повторять имена торговцев лавок: Ганга-прасад, Махиш и т.д. Но во Вриндаван невозможно придти, если мы охвачены гордыней, если мы считаем себя важным человеком, если мы привязаны к чему-то. Чтобы попасть во Вриндаван нужно отказаться от всего. Как поёт Нароттама дас Тхакур: вишая чхария кабе шудха хабе мана кабе херабо шри-бриндабана – " До тех пор, пока глаза мои отравлены привязанностью к материальному миру, и у меня есть гордость, я не смогу увидеть Вриндаван. Вриндаван откроется передо мной только тогда, когда я выброшу всё это, и у меня не останется ничего".

До тех пор пока мы гордимся чем-то, что у нас есть, гордимся тем, что мы великие бизнесмены, великие таксисты, великие мусорщики, великие пуджари, великие распространители книг, великие преданные, в конце концов, до тех пор, пока всё это есть в нашем сердце, Вриндаван закрыт для нас. Он открывает себя нам, когда мы оставляем все эти богатства и приходим в него со смиренным сердцем.

Есть одна замечательная история о том, как Вриндаван сам учит тому, как в него можно попасть. В начале этого века жил один великий преданный. Его звали Махараджа Вирачандра. Он был повелителем небольшой страны. Люди считали его очень богатым царём. Махараджа Вирачандра часто приезжал во Вриндаван, чтобы погрузиться в атмосферу игр Кришны со Своими преданными. У него была там своя резиденция, свой небольшой дворец. И однажды со своей свитой он как обычно приехал туда. Его слуги стали распаковывать чемоданы, доставать и раскладывать вещи. И в этот момент обезьяна прыгнула на террасу и схватила самое ценное, что там было – необыкновенной красоты шаль – и прыгнула вместе с ней на дерево. Слуги сразу же окружили это дерево, стали бросать ей разные фрукты, чтобы та занялась ими и оставила шаль. Но обезьяна равнодушно смотрела на всё это и у всех на глазах с огромным удовольствием стала рвать эту шаль. И пока шаль не превратилась в мелкие клочки, она не успокоилась.

Слуги, суетясь, бегали вокруг дерева, а Махараджа Вирачандра смотрел на всё это, и слёзы текли у него из глаз. Его секретарь заметил это и удивлённо подумал: " Неужели ему так жалко этой шали? " Позже он спросил его:

– Почему ты плакал? Какие чувства ты испытывал, когда смотрел, как обезьяна рвала твою шаль?

Махараджа Вирачандра ответил:

– Это была не обезьяна. Это был великий мудрец, который пришел, для того чтобы научить меня, что во Вриндаван нельзя приезжать царём. Приезжая во Вриндаван, нужно снимать туфли и ходить босиком, считая себя последним из слуг слуги, слуги, слуги. Я сидел на каменной горе своей гордыни, и дождь милости не проливался на меня. Дождь милости проливается на тех, кто смиренно пребывает у подножия.

На этой горе гордыни пребываем мы все. У каждого из нас есть своя горка, каждый облюбовал своё собственное место. Но Махараджа Вирачандра нас учит, что понять Вриндаван и войти в него, можно только отбросив эти ложные отождествления, осознавая себя лишь как слуга слуги, слуги, слуги. Этому же нас учит Локанатха Госвами и другие Госвами Вриндавана.

Позднее во Вриндаван пришли Рупа и Санатана Госвами, и Локанатха Госвами, который к тому времени был уже очень стар, поручил им продолжать его дело, а сам уединился на берегу Ямуны и поклонялся там Радхавиноду.

Мы все хотим любви к Кришне. Но для того, чтобы полюбить Его, нужно видеть, как эту любовь проявляют Его величайшие преданные.

Иногда Локанатха Госвами смотрел на Радхавинода и, погружаясь в экстаз премы, забывал обо всём. Он забывал, что пришло время готовить для Радхавинода и кормить Его. И Радхавинод наслаждался этим. Когда Локанатха Госвами находился в зтом состоянии, Радхавинод испытывал блаженство.

Рассказывают такую историю. Однажды Локанатха Госвами сидел и смотрел на Радхавинода и не мог оторвать от него глаз. Время шло минута за минутой, час за часом. Пришло время, когда нужно было готовить подношение для Радхавинода. У Локанатха Госвами был помощник на кухне. Он долго ждал, в конце концов, не выдержал и побежал в кутир, где находился Локанатха Госвами. Когда он подбежал к кутиру, Локанатха Госвами вышел из него, и они отправились на кухню готовить. В какой-то момент помощнику что-то понадобилось в кутире. Он отправился туда и когда зашел в кутир, то увидел, что Локанатха Госвами сидит в кутире. Он побежал назад на кухню и увидел, что Локанатха Госвами находится на кухне. Он опять побежал в кутир и увидел Локанатха Госвами, сидящего в медитации. Тогда он стал тормошить Локанатху Госвами и спрашивать:

– Ты мне можешь сказать, где ты – там или здесь? И сколько вас? И что со мной происходит?

Локанатха Госвами ничего не мог понять.

– Я сижу здесь, – растерянно ответил он.

– Как здесь? Мы с тобой готовим на кухне и почти уже закончили готовить подношение для Радхавинода.

Они побежали на кухню и увидели готовое подношение для Радхавинода, но никого больше там не было. Тогда Локанатха Госвами понял, что Радхавинод принял его облик, и Сам стал готовить для Себя, чтобы не мешать медитации Своего преданного. Так проходили эти игры.

В своё время Локанатха Госвами дал обет, что не будет принимать учеников. Он был уже очень преклонного возраста, когда преданные во Вриндаване узнали, что Господь Чайтанья оставил этот мир. Вслед за этим один за другим стали уходить Его близкие спутники: Санатана, Рупа, Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья и другие. Осталось только четыре великих преданных: Джива Госвами, Локанатха Госвами, Бхугарбха Госвами, Рагхунатха дас Госвами. И Джива Госвами стал беспокоиться: " Что станет с миссией, когда мы уйдем? " И тогда, мы знаем это, пришли Нароттама дас Тхакур, Шьямананда Прабху и Шривас Ачарья. Мы расскажем историю, как пришел Нароттама дас Тхакур, потому что история эта исполнена глубочайшего смысла. На самом деле мы не сможем понять Вриндаван, если не поймем эту лилу.

Нароттама дас Тхакур был наследным принцем. В юности он слышал от одного старого брахмана рассказы об играх Шри Чайтаньи Махапрабху. Они были его единственной отрадой. В шестнадцать лет он тайком ушёл из дома и отправился во Вриндаван. В дороге его застала весть об уходе Рупы и Санатаны Госвами. Узнав об этом, он потерял сознание. Столь долгий путь пройден, чтобы встретиться с ними, и всё напрасно.

Придя во Вриндаван, он нашёл Локанатха Госвами и попросил его, чтобы он принял его в ученики. Однако Локанатха Госвами отказал ему, сказав, что он не принимает учеников. Скорбя о разлуке с Рупой и Санатаной, Локанатха Госвами дал обет никогда не принимать учеников.

Полученный отказ не смутил Нароттама даса Тхакура, поскольку он принял Локанатху Госвами своим гуру в своем сердце. Он думал: " Я – сын царя. И хотя я оставил всё своё богатство и почести, люди всё равно знают, что я – сын царя. Всё равно эта слава царского сына идёт за мной и тонким образом укрепляется в моём сердце. Люди говорят: " О, сам царевич пришёл сюда! О, сам царевич отрекся! Как же мне избавиться от своей гордости? ".

И Нароттама дас Тхакур решил взять метлу и мести за своим духовным учителем. Подметальщики улиц – самая низкая каста, на них все смотрят свысока, но это то положение, которое он хотел занять. Каждое утро, когда Локанатха Госвами уходил из своего ашрама, чтобы совершить омовение в Ямуне, Нароттама дас Тхакур тайком пробирался к его жилищу и убирал его. Потом он убирал испражнения Локанатха Госвами, поливая всё водой из Ямуны, которую приносил в горшке. И не было никого счастливее его. Когда он брался за метлу, слёзы экстаза текли у него из глаз. Он думал: " Примет он меня учеником, не примет – я служу ему. И это то, что я должен делать, потому что я – слуга слуги, слуги, слуги".

Так продолжалось в течение года. Целый год Локанатха Госвами не обращал на это внимания. Он думал: " Наверное, какой-то местный житель хочет мне послужить. Они знают, что я старый". К тому времени ему было далеко за восемьдесят. Но однажды страшная мысль пронзила его: " Целый год я принимаю служение неизвестно от кого! Похоже, я превратился в обыкновенного мирского наслаждающегося! Майя накрыла меня! "

Так майя ловит нас. Она использует разные уловки. Майя говорит нам: " Почему бы тебе не принять служение, ведь ты достоин этого. Ведь ты так много делаешь для Кришны". Нужно быть всё время начеку, чтобы не попасть в её ловушки. И Локанатха Госвами даёт нам пример подобной внимательности.

Он подумал: " Я должен поймать этого вора, и я должен служить ему". На следующий день он встал на час раньше и спрятался за деревом. Когда Нароттама пришёл и стал как обычно мести, Локанатха Госвами выскочил из-за дерева и закричал:

– Эй, вор! Стой! Иди сюда!

Нароттама дас Тхакур, дрожа, подошел к нему и поклонился. Локанатха Госвами не узнал его и спросил:

– Ты кто?

– Я Нароттама, тот, кого ты отверг.

Локанатха Госвами стал ругаться:

– Ты – негодяй! До чего ты меня довёл! Я чуть не пал из-за тебя. Уходи, и чтобы я тебя здесь не видел!

– Я ничего не могу с собой сделать, – тихо ответил Нароттама, прижимая к себе свою метлу. – Я всего лишь судно без капитана, которое носит по волнам материального мира. Мне нужен капитан, и я выбрал тебя. Ты находишься у меня в сердце. И для чего я ещё здесь во Вриндаване? Я всё равно буду служить тебе, разрешишь ты мне это или не разрешишь.

Локанатха Госвами, пораженный твердостью Наротамма, сказал:

– Хорошо, я подумаю.

Он вернулся к себе в ашрам, и ночью, во сне к нему пришел Чайтанья Махапрабху и сказал:

– Неужели ты не понимаешь, что ради такого ученика ты можешь сделать исключение. Хорошо, ты дал обет не принимать учеников, но его ты должен принять, так как это Я Сам послал его к тебе.

Локанатха Гостами понял, что он должен будет принять Нароттама своим учеником. Но прошел еще год, прежде чем он дал посвящение Нароттаму.

Иногда мы думаем над тем, как нам найти духовного учителя. Кто мой духовный учитель? – спрашиваем мы. Этот хорошо поёт, этот улыбается широко, этот добрый – гирлянды всем раздаёт. Нам кажется, что духовная жизнь сводится к некой ярмарке, как бывают ярмарки невест: куда пойти, кому предаться? Но на самом деле, это Кришна сводит нас с гуру, если мы готовы к этому. Поэтому все, что нам нужно, чтобы найти своего духовного учителя – это горячо молиться Кришне, обливаясь слезами: " Дорогой Кришна помоги мне найти моего духовного учителя! Сделай так, чтобы я узнал его! " И Кришна, знающий наше сердце, знает, кто нам нужен, и Он знает, кому мы нужны.

Но откуда может возникнуть это сильное желание найти своего гуру? Оно может возникнуть лишь из понимания, что любые мои попытки достичь совершенства обречены на неудачу без милости гуру: йасйа прасасад бхагават-прасадо йасйапрасадан на гатих куто пи. В какой-то момент мы должны это очень ясно осознать. И тогда в нашем сердце появится это огромное, горячее желание обрети прибежище у того, кого Кришна определил для меня как моего духовного учителя.

Соглашаясь принять Нароттама в ученики, Локанатха Госвами сказал:

– Твоя решимость превзошла мою собственную. Но ты будешь моим единственным учеником!

До конца жизни он хранил этот обет. Локанатха Госвами посвятил Нароттама в традицию Гаудия-сампрадаи и раскрыл ему его изначальную роль в духовном мире. Завершая обряд посвящения, он попросил Нароттама принять прибежище у Дживы Госвами, чтобы получить дальнейшие наставления.

День шёл за днём, неделя за неделей, Нароттама накапливал духовное знание, и слава о нём распространилась по всему Вриндавану. Однажды Джива Госвами, обеспокоенный постепенным сокрытием учения Господа Чайтаньи, пришёл к Локанатху Госвами и спросил:

– Можно я пошлю твоего ученика проповедовать?

И Локанатха Госвами стал прыгать, стал танцевать:

– Конечно! Давно пора! Посылай его.

Когда Нароттама пришёл к нему, Локанатха Госвами сказал:

– Иди и проповедуй. Иди и рассказывай людям о том, что ты узнал от меня и от Дживы Госвами.

Принимая наказ своего гуру, Нароттама спросил:

– Можно я иногда буду приходить во Вриндаван?

Локанатх Госвами взглянул на него и решительно ответил:

– Ни за что! Никогда! Это наша последняя встреча. Больше ты никогда не должен меня видеть! Отправляйся к людям и говори им: " Пойте Святые Имена, поклоняйтесь Кришне, следуйте наставлениям Кришны! " Иди к каждому и каждому говори об этом. Таким образом ты сможешь достичь самого высшего. Находясь здесь во Вриндаване, ты не сможешь этого достичь.

И Нароттама отправился в своё долгое путешествие, которое продолжается по сей день.

Именно он провел первый большой праздник Гаура-пурнимы, после того как построил прекрасный храм и установил Божества в Кхетури, месте, где он родился. Он сделал это по просьбе своего возлюбленного духовного учителя, высказанной в письме. На этот праздник Нароттама дас Тхакур пригласил всех махант – великих вайшнавов. Почетной гостьей на нём была Джахнава Мата – супруга Господа Нитьянанды. После ухода Господа Нитьянанды, Адвайты Ачарьи, Шриваса Пандита и других близких спутников Господа Чайтаньи она приняла на себя миссию санкиртаны.

Во время киртана, который вел Нароттама дас Тхакур, на праздник явился Сам Чайтанья Махапрабху и все его спутники. Это видели тысячи собравшихся преданных.

Этот праздник стал началом распространения миссии санкиртаны по всей Бенгалии.

Такова история жизни Локанатха Госвами. Он является олицетворением духа Вриндавана. Но его имя ни разу не упоминается в " Чайтанья-Чаритамрите", потому что он попросил Кришнадаса Кавираджа:

– Прошу, не упоминай моего имени, так как я не хочу гордиться ничем.

Старый, согбенный человек, которому было больше ста лет, отправил своего единственного ученика, ухаживавшего за ним, проповедовать. Он не думал о себе, он думал о тех, кто еще не получил милость Чайтаньи Махапрабху.

Локанатха Госвами не оставил ни одной книги, но говорится, что многие из книг Рупы и Санатаны Госвами были написаны по его указанию или даже под его диктовку. Таков идеал святости и скромности оставленный нам Локанатхой Госвами.

 

 

§ 2. Секрет обретения премы

 

В сущности, тема всей этой книги очень проста: как обрести милость Господа Чайтаньи? В конце концов, мы должны понять одну вещь, что сами мы без милости Господа ничего собой не представляем, что своими силами мы можем попасть в ад. Для этого наших сил хватит. Своими силами мы можем обрести старость, смерть, болезни и новое рождение. Это то, на что мы годимся сами. Но если мы хотим достичь чего-то большего, то нам нужна Его милость.

Кришнадас Кавирадж Госвами в " Чайтанья-Чаритамрите" называет Господа Чайтанью адбхута-карунья, адбхута-ваданьяя и адбхута-аударья. Адбхута на санскрите значит " удивительно", а карунья, ваданьяя и аударья означают соответственно " милостивый", " щедрый" и " сострадательный". Адбхута-карунья это значит " удивительно милостивый" , адбхута-ваданьяя – " удивительно щедрый", и адбхута-аударья – " удивительно сострадательный". Всё это – качества Господа Чайтаньи, которые означают, что у нас есть шанс. Если бы Он не был адбхута, если бы Он был просто карунья, ваданьяя и аударья, то вряд ли бы мы смогли получить от Него что-то. Но так как Он не просто милостивый, не просто щедрый, не просто сострадательный и великодушный, а удивительно щедрый, удивительно сострадательный, удивительно великодушный, то мы можем получить Его милость.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.101 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь