Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Джоанна Келлогг (Joan Kellogg)



ББК 88.4

© А. И. Копытин, составление и редакция, 2002

© Издательство «Речь», 2002

© П. В. Борозенец, обложка, 2002

ISBN 5-9268-0151-6

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие составителя....................................................................................... 5

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................... 9

Как, что и почему.................................................................................................. 12

РИТУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛ В ДРУГИХ КУЛЬТУРАХ............ 14

МАНДАЛА КАК ОТРАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ И ИЗМЕНЕНИЙ........22

Эффект зеркала...........................................................................................22

Мировое древо.....................................................................................................23

Колесо....................................................................................................................23

Священное место................................................................................................24

Круги.................................................................................................................25

МАНДАЛЫ В АРТ-ТЕРАПИИ...................................................................................27

Создание мандал в качестве психотерапевтического приема...........................27

Мандала в качестве проективного средства.......................................................32

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ...................................................35

Введение................................................................................................................35

Нулевая стадия: «Чистый свет»......................................................................... 36

Первая стадия: «Пустота».................................................................................. 36

Вторая стадия: «Блаженство»............................................................................ 39

Третья стадия: «Лабиринт, спираль, вихрь»...................................................... 42

Четвертая стадия: «Начало»................................................................................ 45

Пятая стадия: «Мишень»......................................................................................48

Шестая стадия: «Парадоксальное расщепление, единоборство с драконом»... 50

Седьмая стадия: «Оквадрачивание круга»......................................................... 53

Восьмая стадия: «Функционирующее Эго»........................................................ 55

Девятая стадия: «Кристаллизация».................................................................... 57

Десятая стадия: «Ворота смерти»..................................................................... 57

Одиннадцатая стадия: «Фрагментация»........................................................... 60

Двенадцатая стадия: «Трансцендентный экстаз»...........................................63

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАНДАЛЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

И ПСИХОТЕРАПИИ....................................................................................................66

Значение цвета и формы в изображении мандалы...........................................66

Значение цвета в мандале............................................................................67

Значение формы в мандалах........................................................................75

Общие рекомендации...................................................................................77

Мандала как индикатор изменений в ходе психотерапии...............................77

Использование мандал в сочетании с музыкальной терапией................77

Использование мандал в терапии в сочетании с психоделическими препаратами........................................................................................................85

Мандала в качестве инструмента психотерапии: клинический пример........90

Роджер............................................................................................... 92

Заключение.......................................................................................... 101

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ, МАНДАЛ

И МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ: КЛИНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ........................ 102

Клинический пример.......................................................................................... 103

Сведения о пациентке................................................................................. 10З

Психотерапевтический процесс................................................................ 105

Клинический комментарий........................................................................ 113

СВЯЗАННЫЕ С ИСЦЕЛЕНИЕМ ИЗМЕНЕНИЯ: СУБЪЕКТИВНЫЕ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ........................................................................... 115

Введение.............................................................................................................. 115

Характеристика групп духовного целительства...................................... 118

Методы исследования........................................................................................ 119

Критерии отбора......................................................................................... 119

Методы оценки............................................................................................ 120

Анализ результатов...................................................................................... 121

Результаты исследований................................................................................... 127

Обсуждение.................................................................................................. 133

Заключение.......................................................................................................... 135

ПОСЛЕСЛОВИЕ........................................................................................ 137

Приложение 1. Инструкция по созданию мандал......................................... 138

Приложение 2. Авторская программа базовой подготовки в области

арт-терапии и других направлений терапии творчеством....................... 139

Литература...................................................................................................... 141

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ

 

Данный сборник посвящен диагностическому и психотерапевти­ческому использованию мандал — циркулярных изображений, которые могут являться продуктом спонтанной творческой деятельности либо создаваться в соответствии с определенной инструкцией. Само слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг». В словаре Уэбстера приводится следующее толкование данного понятия: «Мандала — цир­кулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т. д. и символизирующий в индуиз­ме или буддизме вселенную, единство и целостность». Несмотря на то, что мандала представляет собой весьма интересный культурный фено­мен, в данном руководстве основное внимание все же обращается на ее применение в профессиональной работе практических психологов и психотерапевтов (арт-терапевтов), а также научных исследованиях из­мененных или особых состояний сознания.

Все включенные в сборник материалы так или иначе связаны с работами американской художницы и арт-терапевта Джоанны Келлогг, начавшей активно применять технику рисования мандал в сво­ей работе с пациентами с конца 60-х годов. Благодаря личному общению с нею и обучению на организованных ею курсах, мне в свое время удалось значительно расширить свои представления о симво­лических образах и, в. частности, возможностях мандалы как инст­румента творческого самовыражения и самопознания. Глубоко за­интересовавшись этими возможностями, с конца 90-х годов я стал применять предложенную Джоанной Келлогг технику рисования мандал в своей клинической работе, а спустя некоторое время, нако­пив определенный практический опыт, я также начал обучать дру­гих специалистов данной технике в рамках авторской обучающей программы по арт-терапии.

По прошествии более десяти лет после первого знакомства с ра­ботами Джоанны Келлогг, я избавился от некоторой экзальтации, кото

- 5 -

рая ранее была мне свойственна по отношению к данной технике, но тем не менее решил опубликовать некоторые посвященные ей материа­лы. В значительной мере это связано с настойчивыми просьбами учас­тников проводимой мною программы подготовить методическое руководство по диагностическому и психотерапевтическому использованию мандал или, по крайней мере, перевести на русский язык те статьи Джоанны Келлогг и ее учеников, которые могли бы помочь лучше по­нять и освоить данный метод.

Хотя включенные в сборник материалы не отражают всего богат­ства возможностей мандалы в качестве оценочного и психотерапевти­ческого инструмента, они тем не менее позволяют лучше разобраться во многих вопросах методологического и практического порядка, свя­занных с применением мандал.

Сборник включает в основном статьи американских авторов — самой Джоанны Келлогг и некоторых из ее учеников, использующих технику рисования мандал и созданный на основе разработок Джоан­ны Келлогг карточный тест мандалы в своей психотерапевтической работе и научных исследованиях.

Большую часть сборника составляют пять глав, взятых из мето­дического руководства Джоанны Келлогг по использованию техники рисования мандал (Kellogg, J., 1992), в которых автор описывает пре­дысторию разработки ею этой техники, характеризует философские, культурологические и психологические основы феномена мандалы, дает рекомендации по использованию мандал в психотерапии и, на­конец, приводит оригинальную модель интерпретации циркулярных рисунков.

Следующие две статьи — одна, написанная Джоанной Келлогг в соавторстве с Маргарет Мак Рэ, Хеллен Бонни и Франческо Ди Лео, другая — Кэрол Буш — иллюстрируют применение техники рисования мандал и карточного теста мандалы в клинической практике. Первая из названных статей содержит, в частности, описание процесса музыкаль­ной терапии, в ходе которого нарисованная пациентом мандала исполь­зовалась в качестве инструмента оценки психологических изменений. Кроме того, в этой же статье описываются основные принципы анали­за цветовых характеристик мандал, применение мандал в сочетании с психоделической психотерапией и в аналитически-ориентированной работе.

- 6 -

Вторая статья показывает, каким образом карточный тест манда­лы может использоваться в сочетании с методами анализа сновидений и направленной визуализации и музыки. Статья Деборы Глик отражает одно из наиболее перспективных направлений использования мандал в научных исследованиях, а именно, применение данной техники в изу­чении измененных состояний сознания, в частности, тех изменений, которые характерны для участников разных групп религиозного целительства.

Техника рисования мандал и карточный тест мандалы таят в себе значительные возможности в плане проведения различных исследова­ний, о чем свидетельствуют, в частности, те публикации, в которых пред­ставлены результаты изучения измененных психических состояний в родах (Спивак Д. Л. и Спивак Л. И., 1997), состояний, переживаемых обладающими способностями к целительству лицами (Bigelow, V., 1995), теми, кто перенес операцию в результате онкологического заболевания (Clarke, E., 1995), а также склонными к сексуальному насилию лицами (Kenepp, L., 1995; Douglass, J., 1995). Весьма интересными представля­ются результаты интеркультуральных исследований с использованием мандал (Marshall, F., 1995; Smithman-Brown, V., 1995).

Что касается применения техники рисования мандал и рисуноч­ного теста мандалы в качестве инструментов оценки и диагностики в клинической практике, то среди некоторых направлений их использо­вания Кэрол Кокс (Cox, С., 1989) называет следующие:

• использование этих методик в сочетании с конвенциональны­ми тестами;

• их использование в момент поступления пациентов в психиат­рическую больницу с целью первичной диагностики, в сочетании с кли­ническими оценочными шкалами;

• применение данных методик до начала и в момент завершения психотерапии, а также с целью изучения результатов тех или иных спе­цифических воздействий, например практик духовного целительства;

• применение мандал в гомогенных группах испытуемых для вы­явления устойчивых предпочтений, например с целью определения предпочтений художников.

Все это позволяет считать технику рисования мандал и карточный тест мандалы весьма перспективными и, по сути, не имеющими анало­гов оценочными и психотерапевтическими методиками. Заинтересовав-

- 7 -

шиеся ею в результате чтения данного сборника специалисты могут пройти методические семинары и тренинги по психотерапевтическому и диагностическому использованию мандал в рамках специализирован­ной учебной программы и краткосрочных курсов по арт-терапии, ин­формация о которых приводится в конце книги.

- 8 -

ВВЕДЕНИЕ

Как, что и почему

 

В данной статье я попытаюсь изложить методологию (как? ) пси­хотерапевтического и диагностического использования мандал. Я ос­тановлюсь, в частности, на тех визуальных признаках, которые позво­ляют мне проводить оценку личностных свойств и состояния пациен­тов. Эти признаки далеко не всегда будут в полной мере объективны. Чаще они являются всего лишь опорными точками, на которые можно ориентироваться в процессе восприятия визуального материала для того, чтобы извлечь из него определенную информацию.

Я вынуждена констатировать, что люди часто с готовностью при­нимают магические представления. С этим связан мой второй вопрос: «Что мы делаем? Если мы рисуем и интерпретируем мандалы, то что позволяет нам приходить к определенным выводам? » В своей работе я постараюсь показать, что мой метод работы с мандалой не является магией, а также то, как можно извлекать из нее определенную инфор­мацию.

- 12 -

Теперь мы переходим к третьему вопросу: почему мы рисуем и интерпретируем мандалы? Чем обоснована в нашем обществе такая практика? Мне кажется, что одним из веских оснований для подобной практики могут быть активно развивающиеся исследования психосо­матических заболеваний. Было бы весьма ценно выяснить, какие визу­альные паттерны соответствуют тем или иным психосоматическим и соматическим заболеваниям, таким как, например, рак. Изучая манда­лы, можно было бы, наверное, определить те прогностические призна­ки, которые позволяют предсказывать возможность ремиссии, с одной стороны, и фатальный исход - с другой.

Я полагаю, что такого рода исследования принесли бы большую практическую и научную пользу, конечно, при условии их четкой организации и документирования.

Я впервые столкнулась с мандалой как с продуктом изобрази­тельного искусства. Эта встреча оказалась наполненной множеством смыслов. Вспоминая о ней, я испытываю ощущение радостного от­крытия. Из этого ощущения впоследствии рождается знание. Не зна­ние вообще, но очень личное знание. Читать про мандалы интересно, создание же их представляет собой некий ритуал. Именно в таком ритуальном контексте можно легко воспринять все изложенное в дан­ном руководстве.

В одном из своих недавних интервью Джозеф Кемпбелл так отве­тил на вопрос о том, нужен ли ему проводник:

«У меня никогда не было проводника! Сам по себе материал, если вы достаточно глубоко в него погружаетесь, становится вашим провод­ником. Важно осознать, что все древние, базовые, исторически укоре­ненные культурные традиции своей эффективностью обязаны содер­жащимся в них ритуальным элементам. Ритуал — это спектакль, по­ставленный на сюжет мифа; через участие в ритуальных действиях человек участвует в мифологической реальности, в результате чего в его психике активизируются соответствующие мифу структуры и прин­ципы психической деятельности. Без той или иной формы ритуального исполнения миф не может стать частью активного аспекта психичес­кой жизни, не считая тех случаев, когда человек прорабатывает пробле­мы реальной жизни в тех понятиях, которые подсказывает ему миф» (Kisley, 1976, р. 75).

- 13 -

Эффект зеркала

 

Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осоз­нания материала бессознательного. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, можно предполагать процесс пси­хического регресса. Изменения глубины психических процессов отра­жают непрерывный диалог объективности и субъективности.

Принимая во внимание то, что мандала служит своеобразным зер­калом, отражающим особенности психического состояния, следует, по-видимому, лучше понять природу отражения: «Отражающие поверхно­сти обладают уникальными свойствами. Когда человек смотрится в зер­кало, он видит отраженный образ самого себя, который всегда в той или иной степени искажен. Если человек поднимает правую руку, то его отражение поднимает левую. Если он моргает левым глазом, то его отражение — правым. Поэтому мы видим себя в зеркале не такими, какими нас видят окружающие. Зеркало на самом деле не передает то, что находится справа и слева, оно лишь воспроизводит в обратном по­рядке не правую и левую, верхнюю и нижнюю части предмета, но его переднюю и заднюю части. Все те образы, которые мы видим в зерка­ле, представляют собой отражения реальных объектов в обратной пер­спективе» (Stiskin, 1972, р. 101).

Исходя из этого, можно предположить, что происходящее в ман­дале движение по часовой стрелке или против нее отражает характер­ную для человека в тот или иной момент времени кортикальную актив­ность. Характерные для психической деятельности колебания отража­ются в ощущении движения и передаются в рисунке. Поэтому статичные формы в рисунке мандалы не могут считаться характерными для чело

- 22 -

века со здоровой психикой. Потоки психической энергии могут быть направлены либо вперед, если речь идет о сознательной активности, либо назад — если речь идет о психическом регрессе и измененных состояниях сознания, что отражается в динамике рисунка. Движение в том и в другом направлении одинаково важно и присуще психической жизни. Движение вправо связано с высокой степенью сознательного контроля, а влево — с состоянием сна и другими измененными состоя­ниями.

Психика действует по принципу гироскопа, совершающего коле­бания то в одном, то в другом направлении.

Мировое древо

 

Существует определенное сходство между символом кадуцея и строением спинного мозга и пуповиной. И в том, и в другом случае восхождение по мировому древу, позвоночнику или пуповине означает воссоединение с Великой Матерью. Пуповина состоит из образующих спираль двух артерий и одной вены, связывающих ребенка с матерью (Stiskin, 1972, р. 142).

Спираль, как и зеркало, является весьма удачной моделью путешествия через разные состояния сознания. Каждый виток спирали связан с трансформацией и переходом на новый уровень зрелости.

Колесо

 

В некоторых культурах движение по часовой стрелке рассматри­вается как более совершенное по сравнению с движением против часо­вой стрелки. Так, например, в одной из каббалистических работ под названием «Книга Творенья» пишется: «Если сфера вращается вперед, это несет добро, если она вращается назад, то несет зло». Сходство ко­леса с буддистским колесом молитвы, предполагающим чтение священ­ных мантр, очевидно. Симпсон (Simpson, 1970, р. 152-153) также свя­зывает вращение колеса с идеей добра и зла: «Хождение вокруг свя­щенных мест, ступ и храмов, так же как и вокруг святых и некоторых священных предметов, можно рассматривать как еще одну форму цир-

- 23 -

кулярного движения, связанного с символом колеса. Движение в про­тивоположном направлении, когда левая рука обращена к центру, свя­зано с погребальными церемониями. В то же время такое движение предвещает несчастье и порождает зло... Многие места священных книг Востока подтверждают, что ритуальное движение с правой рукой, об­ращенной к центру, имитирует движение солнца» (Simpson, 1970, р. 259).

В своем введении к книге Симпсона Омар Харрисон (Simpson, 1970, p. iv) пишет следующее: «Во всех ритуальных изображениях ко­леса, которые Симпсон видел на Тибете, его поражало и заставляло задуматься об их символическом назначении то, что они неизменно вращались в направлении движения солнца. Он также заметил, что, когда путники или пилигримы двигались вокруг святилищ или возвышенно­стей под названием ридримани, их правая рука всегда была обращена к центру; таким образом они имитировали движение солнца по небу или движение «доброго» колеса».

Священное место

 

Священным местом у индейцев племени Навахо является так на­зываемый хоган, где совершаются различные ритуалы Хоганы име­ют форму мандалы: у них круглый пол и направленный к востоку вход. Последний символизирует связь человека с миром природы. Ритуаль­ное пространство не отделено от повседневной жизни, но является его частью. Поэтому при создании хогана используются различные растения, включая деревья и их ветви, которые играют роль в созда­нии внутренней структуры хогана. Животные элементы используются для соединения растительных материалов, а глина - для покры­тия этих сооружений снаружи. Пыльца кукурузы втирается в главный расположенный внутри хогана ствол в момент его освящения. Хоганы создаются теми и для тех, чье мироощущение тесно связано с фор­мой круга. Огромные, создаваемые на полу хогана композиции из песка представляют собой двухмерные диаграммы, передающие взаимодей­ствие природных сил. Когда пациент в процессе ритуального действия входит в такую песочную композицию, создается четырехмерная ре­альность, в которой он окружен священными символами и с ними вза­имодействует» (Toelken, 1976, р. 35-36).

- 24 -

В понятии «священного места» важны его динамические характе­ристики: это, как правило, место, где происходит нечто особенное. Ожидания участников ритуала при этом играют большую роль. Так же как на алтаре, где происходит сошествие священных энергий, в мандале проявляются те аспекты «я», которые мы стремимся освоить и ин­тегрировать. Мы привыкли представлять себе священные места как вполне определенные географические точки: гора, на которой Моисей получил скрижали Завета, эдемский сад, Голгофа, древо Будды. Все эти места связаны с определенными трансперсональными событиями. Однако в процессе болезни и выздоровления пациент также может пере­жить нечто подобное, ощущая себя, например, изгнанным из Рая, нарушающим законы Моисея, страдающим и возрождающимся к новой жизни и т.д. Слово «сакральный», то есть святой, имеет и иное содержание, обозначая нижнюю часть спины. Таким образом, мандала мо­жет считаться личным сакральным пространством пациента, на кото­рое он проецирует части своего «я», выражая их формой и цветом, что помогает ему достичь состояния преображения и гармонии.

 

Круги

 

В традиционных сообществах круг нередко обозначает связь с бес­сознательным: «Индеец по имени Черный Буйвол в 1931 г. сказал: «Сей­час плохо жить, потому что квадрат не имеет силы. Вы, наверное, заметили, что индейцы все делают круглым... все стремится быть круглым. В старое время мы были сильным и счастливым народом; вся наша сила проистекала из священного обода народа... все, что создается Силой Мира, создается круглым... Набравший наибольшую силу ветер превра­щается в вихрь. Птицы строят свои гнезда круглыми, потому что они исповедуют ту же самую религию, что и мы... Наши вигвамы были круг­лыми, как птичьи гнезда... но белый человек поселил нас в эти квадрат­ные дома. Наша сила ушла, и мы вымираем» (В1у, 1973, р. 32-33).

Извилистые линии в рисунке мандалы часто означают неограни­ченные возможности и энергии психики человека. Эти энергии долж­ны быть укрощены и освоены, чтобы человек стал сильным и эффек­тивным. Они должны найти для себя определенное русло. Человек живет среди этих энергий, находящихся внутри и вне его. Те структу-

- 25 -

ры мозга, которые организуют и направляют эти энергии, выражают­ся в мандале в виде прямых линий. Поэтому круг получается в той или иной мере «оквадраченным» или «оквадрачивается» в определен­ный момент времени. При планировании и сооружении своего жили­ща человек использует прямые линии. Разбивая сад, он заключает бесконечность природного круга в определенные границы. Мандалы, включающие как прямые, так и извилистые линии, указывают на гар­моничное взаимодействие полушарий. Для многих такое взаимодей­ствие достигается с трудом. В каждый момент времени они реализу­ют преимущественно одну модальность мозговой деятельности и, переключаясь на другую, переживают измененное состояние созна­ния. Так, например, человек с преобладанием рационального мышле­ния над чувствами использует в основном прямые линии. Чтобы ощу­тить эмоциональную близость с другими людьми, он, возможно, при­бегнет к алкоголю. Тот же, чья психическая жизнь плохо организована и в ней преобладают эмоциональные проявления, использует преиму­щественно извилистые линии. Некоторые индивиды, однако, редко используя прямые и извилистые линии в одной мандале, могут рисо­вать их в разных мандалах, что видно, когда анализируешь их продук­цию за определенный период времени.

- 26 -

 

МАНДАЛЫ В АРТ-ТЕРАПИИ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ

Введение

 

Чтобы понять психологическое содержание мандалы, необходимо учитывать как особенности ее цвета, так и особенности формы. Однако нужно иметь в виду, что формы, психологическое содержание которых описывается в данной главе, редко присутствуют в мандале в чис­том виде! Все эти формы имеют свои вариации и нередко сочетаются между собой. Последовательность, в которой эти формы здесь приво­дятся, прослеживается далеко не в каждой серии рисунков. В случаях патологии обычно имеет место ограниченный набор форм.

Серия работ отражает определенный цикл развития и изменений и должна интерпретироваться с учетом данного обстоятельства. Эти рисунки представляют собой архетипические этапы пути, который проходят и больной, и здоровый человек. Каждая мандала отражает психи­ческое состояние автора в тот или иной момент его развития и включа­ет множество аспектов опыта, некоторые из которых автору рисунка предстоит освоить в будущем.

Число мандал в приведенном ниже наборе, так же как и характер их форм, являются фиксированными. Всякая психологическая и фило­софская система предполагает свое понимание процесса развития. Вы­бор мною тринадцати стадий произволен, хотя циркулярная форма, с помощью которой я иллюстрирую процесс развития, является очень важной.

Каждая стадия процесса развития иллюстрируется двумя форма­ми, включенными в карточный тест © MARI ® (аббревиатура Mandala Assessment and Research Instrument). В моих более ранних публикациях (Kellogg, 1978, 1981) приводились несколько иные рисунки для каждой стадии. Эти рисунки представлены на странице 65. Первоначально ну-

- 35 -

левая стадия не была представлена никакой формой и рассматривалась как составная часть первой стадии. В публикации. 1984 г. я уже пришла к «списку» из 13 стадий с соответствующими им формами.

Нулевая стадия: «Чистый свет»

 

«Чистый свет» отражает первичную дуальность, опыт которой, возможно, хранится в клеточной памяти, —- дуальность света и тьмы. Она может быть связана с моментом зачатия, который запечатлевается в клеточной памяти подобно взрыву.

В некоторых случаях мандалы этой стадии отражают идентифи­кацию с одной лишь стороной дуального опыта, например с энергией света, воспринимаемой как вибрация. Переживание же темноты и не­подвижности может ассоциироваться с тишиной. И в том и в другом случае чувство пространства и времени утрачивается.

Данное состояние может иметь мистическую окраску и в то же время переживаться во время психоза. Слова раввина Дова Баера точно передают это состояние: «Прежде чем из яйца появится курица, оно должно перестать быть яйцом. Всякая вещь должна утратить свою из­начальную идентичность, прежде чем она станет чем-то иным. Поэто­му, прежде чем вещь превратится во что-то иное, она должна пережить состояние небытия». «Чистый свет» как раз выражает данный опыт не­бытия (Epstein, 1978, р. 116).

Вербальные ассоциации с «Чистым светом»: вибрация, невесо­мость, утрата чувства пространства и времени, сосуществование со всем, объединяющий опыт, положительное переживание полной тем­ноты и тишины, единство с источником творенья, творчества, Нети-Нети.

Первая стадия: «Пустота»

 

Данное состояние в некоторых случаях может отражать момент временной бессознательности, следующий за переживанием оргазма. У лиц, страдающих эпилепсией, оно может быть связано с переживанием следующего за припадком измененного состояния сознания. Mo-

- 36 -

Рис.1. КартыА и В (к нулевой стадии: «Чистый свет»)

- 37 -

 

 

 

 

 

Рис. 2. Карты С и D (к первой стадии: «Пустота»)

- 38 -

 

жет иметь место ощущение соединения с материей, приходящее на смену ощущению света, а также идентификацией с чёрным углём. Может возникать и ощущение различных препятствий, чувство тяжести, неподвижности и сдавливания.

Подобные переживания могут быть характерны для депрессии, а также передавать пренатальный опыт выхода из матки. В качестве иллюстрации этой стадии можно использовать миф об Озирисе.

Данная стадия может ассоциироваться с паутиной, а также с пренатальным опытом, когда оплодотворённая яйцеклетка на ранних стадиях её деления прикрепляется к стенкам матки.

Вербальные ассоциации с «Пустотой»: чернота, тяжесть, инерция, холод, влажная бездна, покинутость, безнадёжность, одиночество, окаменелость, раздавленность, мрак, изгнание из Рая.

 

Вторая стадия: «Блаженство»

 

Данное состояние, по-видимому, связано с внутриматочным опытом. Оно может ассоциироваться с некоторыми моментами мифов, повествующих о сотворении мира, с «первомиром», а также с космическим семенем, кормящей грудью и ощущением безграничных возможностей, Млечным Путём. Это состояние может быть также связано с переживанием Бога-творца, незримо присутствующего во всём окружающем. Если внутриутробное развитие было осложнено, к данному состоянию может примешиваться ощущение бренности существования, желание пережить опыт диссоциации, утраты контакта с собственным телом и его потребностями. Усиливая ассоциации с разрушением, в мандалах данной стадии могут присутствовать изображения множества фрагментов того, что некогда являлось единым целым, точки разного цвета, рассеянные по всему пространству рисунка.

Поскольку данная стадия связана с внутриматочным опытом, она может вызывать ассоциации с водой, способной питать жизнь, очищать и растворять. Для мандал этой стадии характерна текучесть и отсутствие чёткой структуры. Связанные с ними переживания, с одной стороны, соотносятся с оплодотворением и регенерацией физического мира и с очищением и духовным возрождением – с другой.

- 39 -

Данная стадия предшествует появлению раскручивающейся по часовой стрелке спирали, которая, в конце концов, приводит к седь­мой стадии. Это состояние редко присутствует в чистом виде, чаще всего оно проявляется в ощущении удовольствия, блаженства и пас­сивности, а также «растворения» в других, когда утрачивается при­вычное чувство «я». На мифологическом уровне могут возникать ас­социации с расчленением Озириса Ургном и Геей. Данное состояние может также отражать внутриутробные переживания, предшествую­щие выходу из материнского организма и развитию самосознания. У пациента, создавшего такую мандалу, высока вероятность внетелесных переживаний, вызванных спонтанным регрессом.

Используемые на данной стадии света различны, однако следует выделить голубой цвет. В тех же случаях, когда регресс не столь глубок и ощущение утраты чувства «я» отсутствует, может использоваться со­четание более темных и более светлых оттенков синего цвета, дополня­емых изображением белых или желтых точек в виде звезд. В некото­рых случаях может присутствовать сиреневый цвет в сочетании с жел­тыми или золотыми вкраплениями, что указывает на духовные переживания. Вторая стадия в большей степени связана с раскрытием потенциальных возможностей, чем с проявлением актуально присут­ствующих качеств.

Формирование границ круга является значимом показателем диф­ференциации, так же как осознание целостности круга указывает на развитие чувства собственной уникальности. Слабо же обозначенные на второй стадии внешние границы круга указывают на низкую сте­пень психической дифференциации.

При переживании второй стадии может визуализироваться эффект «перелива» или «мерцания» цветов, которые затем проецируются на мандалу. Данный эффект характерен как для галлюцинаторных пере­живаний, так и для видений мистиков.

Вербальные ассоциации с «Блаженством»: внутриматочный опытï полет, бесплотность, невидимость, воздушность, доверие, пространство, самоотдача, пассивность, «я» без границ, нарциссизм, отпущение грехов, опыт полного принятия, бытие как противоположность деянию расплавление, идентификация со всем, женский оргазм, самадхи, опьянение.

- 40 -

 

 

 

 

 

Рис.3. Карты E u F (ко второй стадии: «Блаженство»)

- 41 -

 

Третья стадия: «Лабиринт, спираль, вихрь»

 

Все мы находились в период внутриутробного развития в связи с материнским организмом, и эта связь осуществлялась с, помощью пу­повины Отчасти из-за этого в ситуациях сепарации мы испытываем тревогу Парадоксальным образом тревога возникает и в момент угро­зы и в момент освобождения. Являясь отражением психического мак­рокосма, круг изначально двойственен: в одно время он ассоциируется с целостностью, в другое - с той утратой первичной целостности, ко­торую несет опыт рождения.

Ассоциация с пуповиной была бы неполной, если бы мы ограни­чились лишь индивидуальным опытом. Мифологические и религиоз­ные тексты изобилуют описанием того космического чрева, в котором первоначально протекало развитие земли и человека. Иногда симво­лом этого чрева считается Млечный Путь. Различные храмовые соору­жения с древнейших времен имели наверху отверстие для того, чтобы свет звезд проникал в их внутреннее пространство. Это отверстие так­же является символической пуповиной, с помощью которой человек соединяется с Вселенной.

Когда рыба мечет икру, выбрасываясь в воду, она формирует нити молочной субстанции, распространяющиеся в виде сетки или спира­ли В наиболее характерном виде мандалы этой стадии могут вклю­чать голубой и розовый цвета — цвета мадонны и младенца. Когда же лабиринт изображается черным цветом на белом поле-, это может ука­зывать на формирование ощущения пространственно-временной про­тяженности. К этой же стадии относится образ сутрамы — серебря­ной нити, связывающей феноменальный мир с его первопричиной (Cirlot 1962, р. 111). «Представление о мире как о лабиринте... ведет к идее' «центра» как символа высшей цели человека, символа обре­тенного рая или небесного Иерусалима» (Cirlot, 1962, xxvii). Можно отметить, что если древний человек воспринимал видимые формы феноменального мира как подвижные и «текучие», то представители более зрелых культур воспринимали его как нечто статичное, передавая это преимущественно в геометрических фигурах. Поэтому можно предполагать, что в состоянии психического регресса будут использоваться преимущественно извилистые линии в виде изображений спирали или вихря.

 

- 42 -

 

 

 

 

 

Рис.4. Карты Gи H (к третьей стадии: «Лабиринт, спираль, вихрь»)

 

- 43 -

 

 

Характерные для этой стадии изображения лабиринта могут ассоциироваться с путешествием, которое не имеет конечной дели, поиском того, о чем нет ясного представления: «Мы обнаружили, что, лежа на кушетке и погружаясь в... состояние, пациенты начинают ощущать вихреобразное движение. Во время движения по родовому каналу ребенок также совершает вращательные движения. Лабиринт же имеет два выхода: один ведет к смерти, забытью, во чрево; другой ведет наружу и связан с пробуждением. Поэтому я полагаю, что связанные с движением по лабиринту ритуалы отражают опыт погружения в сон, которое, в свою очередь, может отражать опыт биологического рождения. Это может быть вторым вариантом интерпретации символа лабиринта, наряду с ассоциацией с движением экскрементов по кишечнику» (Roheim, 1973, р. 290-291).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 735; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь