Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема человека и гос-ва в др. Греческой философии.



Тема человека входит в фил вместе с софистами. Софисты - учение мудрости кот учил ораторско­му искусству.

Сущность учения софистов выразил Протагор. Ч-к есть мера всех вещей. Критерием оценки

любого явления выступают чувства ч-ка. Софисты ориентируются на отдельного индивида, объявляя его - со всеми его особенностями субъ­ектом познания.

Философия Аристотеля.

Аристотель: ч-к - общественное животное, наде­ленное разумом. Только в обществе он может развиваться, как нравственное существо, этому должно способствовать и гос-во. Он (А) трактует гос-во, его происхождение антропологически. Гос-во - обобщение родов, селений ради лучшей жизни. А дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. Им (А) завершается класс. Этап в развитии античной философии. После А сущ. рад школ, кот развивали идеи А.

Философия Демокрита. (460-370)

1-ый энциклопедический ум среди греков. Он предлагает вариант мех. объяснения мира. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и образуют тела. Атомы не воспринимаются органами чувств. В фил. говорят о линии Демокрита, как о материалистической линии, и о линии Платона, Как о идеалистической линии.

Общая хар-тер средневековой фил.

Ср. в. ф. - ср. феодального об-ва, развивающаяся от 5в. (кризис Зп. Рим. Империи) до 14-15в. (возник. капитализма) Особенности:

1) связь с религией. Свф - теоцентризм (тео - бог). Творение мира богом. Крестьянский бог трансцендентен (чужд при­роде)

2) Библия - самая древняя и подлинная книга мудрости. Она явл. мерой оценки любой ф теории.

3) Экзегитичность (Искусство правильного толкования биб­лии). Ф занимается толкованием текстов библии. В это вре­мя характерно явление псевдоавторства, когда автор припи­сывает свое произведение пророкам или апостолам.

4) Появляется психологический жанр исповеди

5) Оптимистичность философии, которая обосновывает возможность личного освобождения

Августин Блаженный и его учения.

Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.в. ф выступает патристика. - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками.

Основные проблемы:

1) Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом.

2) Христологическая - божественная и человеческая природа

Христа, проблема единства.

3) Антропологическая - проблема души и тела.

Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие ср. в. фил

Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность ч-ка разлагать события на до, сейчас и после(Субъективное понимание времени). С идеей време­ни связана идея истории, кот движется от града земного к граду божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его самосозна­нию. Ч-к благодаря свободе может выбрать м/у добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания.

Фома Аквинский - систематизатор схоластической философии.

Фома Аквинский (1223-1274). Он обосновывает единство веры и разума, фил и религ. В 1323 г Фому Кат. Церковь провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви. Основные работы: о троице, о сущном и сущности, сумма теоло­гии.

Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как активное начало, материя - как пассивное.

1-ый уровень бытийности вещей - неорганическая степень, здесь форма выступает как внешняя определенность вещи. 2-ой растение

3-ий животный мир

4-ый разумная душа. Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей.

Разум и вера не исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна - учение Христа. Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор м/у номиналистами и реалистами. Общее это бог, кот присутствует во всех сущных вещах.

Особенности эпохи Возрождения и их отражение в фил. мысли.

Эпоха возрождения - период перехода от Средневековья

к новому времени, охватывающая период с 14 по 17 вв.

Эта эпоха Великих Географических открытий, открытий

в естествознании, эпоха зарождения кап. Отношений,

глубоких соц. Потрясений, религиозных войн во Фран­ции и Нидерландская буржуазная революция.

Эпоха начинается в Италии. Ренессанс осознает себя как возрождение античной культуры. Ренессанс относится к античности как к идеалу. Ренессанс - эпоха художест­венно эстетическая, формируется новое искусство, объ­ектом которого выступает ч-к. В эпоху утверждается гуманистическое мировоззрение, когда ч-к выступает как ценность.

В эпоху возрождения происходит реабилитация телесно-

го, характерен культ красоты. Это выражается в деятель­ности известных поэтов, художников и скульпторов. Все эти особенности эпохи находят отражение в особенно­стях фил.:

1) Ф - это антропоцентризм.

2) Ф тесно связана с развитием естествознания

3) Новое понимание бога природы. Бог понимается как природа. Природа рассматривается как само­стоятельное явление

4) Поднимаются вопросы естественной морали, есте­ственного права и естественной религии.

18. Значение открытий Коперника и Бруно для фор­мирования повой картины мира и философии нового времени.

Коперник (1473-1543) опирался на принцип совпадения противоположностей. Строит свою астрономическую сис-му. Космос, вселенная бесконечна. Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Это гелиоцентризм. Бруно (1548-1600) Солнце не является центром вселен­ной, т.к. бесконечность не может иметь центра. Жизнь может существовать не только на земле. Ч-к обладает смертной душой и осознает свою смерть. Он создан для созидания для творчества.

Социологические и политические учения эпохи Возраждения.

Эразм Ротрдамский (1469-1536). Его учение - христиан­ский гуманизм,

Переосмысление пути церкви. Он призывает к возврату к раннему христианству, критикует церковные порядки. Мартин Лютер отрицает свободу воли, которую признает Эразм.

Микола Макиавелли (1469-1527) разделяет установки религии и политики. Человеком движет эгоизм и матери­альный интерес. Высшим законом политики явл. дости­жения могущества гос-вом. Государь должен быть силь­ным, сочетать в себе качества льва и лисы. Использовать все средства для укрепления гос-ва, в том числе и наси­лие. Насилие должно созидать, а не разрушать. Все сред­ства хороши для достижения свой цели в политике.

Бэкон как родоначальник эмпирического метода исследования.

17в. назыв. эпохой научных революций. В 17в открыв-ся ряд академий, связанных с опытным знанием. В 17в продолжается старая полемика между номина­лизмом и реализмом. Они предстают как эмпиризм и рационализм. Эмпиризм источником познания считает опыт. Представители: Бэкон, Локк, Беркли. Рационализм источником познания считает разум. Представители: Декарт, Лейбниц, Спиноза. Высшая задача познания - завоевание природы. Наука и философия должны увеличивать власть людей над природой. Бэкону принадле­жит знаменитый афоризм < Знание - сила>. Бэкон выделяет 2 вида опытов:

- плодоносные, которые приносят непосредственную пользу

- светоносные, которые раскрывают законы.

Достижению истины мешают предрассудки сознания. ( идолы):

1) идолы пещеры - индивидуальные особенности людей, мешающие познанию.

2) Идолы театра - вера в авторитеты, которые мешают познавать мир без предубеждения

3) Идолы площади - многозначность языка.

4) Идолы рода - коренятся в самой человеческой сущности. Ч-к пытается объяснить все по аналогии с собой, переносит на природу понятие цели. Большое значение Бэкон придает индукции. Индукция лежит в основе экспери­мента. Знания, получаемые в процессе индукции носят вероятностный характер. Бэкон разработал классификацию наук. В ее основе 3 главные особенности чел души:

1) память - естественная и гражданская история

2) воображение - поэзия

3) разум - философия

Под философией Бэкон понимал все рациональное опытное знание. В узком смысле слова философия - наука о методе познания.

Фил. Декарта.

Декарт известен как естествоиспытатель, создатель алгебры и аналитической геометрии, основоположник физиологии и философии. Единство наук связано с философией. Философия выступает как корень, от которого отходят все науки. Всякое познание начинается с сомнения. В своей философии Декарт выразил в афоризме - < Я мыслю, следовательно я существую>. Декарт выделяет объект и субъект познания. Существование субъекта познания очевидно и несомненно. А совпадает ли представление об объекте с самим объектом. Критерий истины в разуме. Истиной признается то, что не подлежит сомнению. Истиной достовер­ного знания может быть только разум. Достоверные знания чел может получить с помощью индукции и дедукции. Индукция дает знания непосредственно, без всяких логических доказательств, а дедукция выявляет содержательность этого знания, обосновывает его. Дедукция - это рассуждение от общего к частному. Индукция - наоборот.

Познавательное действие состоит из 3 классов идей:

- в результате чувственных контактов с вещами

- возникающих на основе первых идей, обобщений опыта

- врожденные идеи, присущие изначально - условие всеобщего и необходимого знания ( идея бога, числа, фигуры)

Декарт признает существования бога, который сотворил 2 субстанции: матери­альную и духовную. Атрибут духовной субстанции - мышление, материальной

- протяжение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь