Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема: «История медицины как наука. История медицинской этики. Возникновение медицины в первобытном обществе.



Тема: «История медицины как наука. История медицинской этики. Возникновение медицины в первобытном обществе.

 

6. ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1.История медицины как наука, ее предмет и задачи.

2. Общая и частная история медицины.

3.Зарождение лекарствоведения.

4.Первые врачеватели, их социальный статус.

5.Медико-гигиенические представления и действия на стадии родовой общины.

6.Зарождение народной гигиены и народной медицины на территории Беларуси.

7. Медико-этические проблемы.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.

История медицины как наука, ее цели и задачи.

История медицины ― эта наука о развитии медицинских знаний и деятельности ученых в области медицины в соответствии с развитием человеческого общества.

История медицины рассматривает путь прошлого раз­вития, как медицинской практики, так и медицинской теории.

Цель дисциплины: раскрыть общую комплексную взаимосвязанную характеристику развития медицины на всех этапах человеческого развития; сформировать знания о медицине как науке, зародившейся с древнейших времен; приобрести умения объективно оценивать теории медицины на современном этапе развития медицинской науки и практики здравоохранения.

Основные задачи преподавания истории медицины:

Состоят в приобретении академических компетенций, основа которых заключается в способности к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

— периодизации истории медицины;

— ведущих теорий медицины, существовавших с древнейших времен до современности;

— истории развития и сущности методов и мероприятий, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в неразрывной связи с естественнонаучными достижениями определенной исторической эпохи;

— важнейших открытий в области медицины;

— организации медицинской помощи населению;

— становления и развития здравоохранения как отрасли государства;

— основ медицинской этики и деонтологии;

— трудов ученых, которые оказали существенное влияние на развитие медицины.

Состоят в формировании социально-личностных и профессиональных компетенций, основа которых заключается в знании и применении:

— исследовательских навыков;

— способности к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

— умений анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества, определять место и роль в ней собственной профессиональной деятельности при решении проблем устойчивого общественного развития;

— навыков профессионального поведения (деонтологии);

— норм медицинской этики.

Общая и частная история медицины.

История медицины состоит из 2-х разделов: частной истории медицины и общей.

Общая история медицины рассматривает основные вопросы развития медицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие достижения и открытия знаменитых ученых-медиков. Курс общей истории медицины изучают на кафедре общественного здоровья и здравоохранения высших медицинских учреждений образования.

Частные вопросы истории отдельных медицинских дисциплин, историко-медицинские сведения, относящиеся к отдельным отраслям науки, не должны быть освещаемы в общем курсе.

Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин (терапии, хирургии, педиатрии и т.д.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний. Ее преподают на соответствующих профильных кафедрах высших медицинских учреждений образования.

Комплексное преподавание общей и частной истории медицины составляет единую систему историко-медицинской подготовки будущего врача.

Зарождение лекарствоведения.

Результатом рационального взаимодействия с природой являлось применение в лечении лекарственных растений. Так, при нарушении пищеварения использовалась эвкалиптовая смола, луковицы орхидеи, касторовое масло. Пастухи обнаружили слабительное действие трав чемерицы, листьев и ветвей золототысячника. Знали обезболивающие, рвотные, послабляющие свойства лекарственных растений.

Опыт лечебного использования растительных средств, в период родового общества, обогатился за счет включения новых лекарственных растений и переосмысления показаний к применению каждого из них. В лечебный арсенал входили также средства животного и минерального происхождения, широко использовались припарки и перевязки, массаж и натирание жиром и т.д.

Первые врачеватели их социальный статус.

Первоначально медицина была народной (коллективной). Первым врачевателем в человеческом обществе являлась женщина. Так как добыча растительной пищи была обязанностью главным образом женщин, опыт лечебного применения растений передавался из поколения в поколение по женской линии. Есть данные о столь же древнем происхождении врачевателей-мужчин.

С возникновением и развитием религии обособлялась группа служителей культа, которым приписывались тайные знания. Появились функции врачевания: «профессии» мага (колдуна) и знахаря (врачевателя) (совмещались в одном лице). Истоки жреческой (храмовой) медицины, получившей высшее развитие в эпоху древних цивилизаций, появились на стадии родового общества.

Положительным следствием концентрации медицинских знаний узким кругом лиц, было возникновение условий для более быстрого накопления эмпирических сведений о проявлениях, течении и исходе болезней, а также мерах их предупреждения и лечения.

Медико-гигиенические представления и действия на стадии родовой общины.

Характеристика эпохи.

История первобытной эры изучает человеческое общество от появления человека (около 2 млн. лет назад) до формирования первых классовых обществ и государств (4-е тысячелетие до н.э.). По своей продолжительности первобытная эра охватывает 99% всей истории человечества. Первобытнообщинный строй универсален, через него прошли все народы нашей планеты. Здесь складывались предпосылки для последующего развития: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, художественная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевание и гигиенические навыки.

Хронология первобытной эры:

1. Становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн лет назад ― около 40 тыс. лет назад).

2. Зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (около 40 тыс. лет назад ― 10-е тысячелетие до н.э.).

3. Разложение первобытного общества: эпоха класообразования (с 10 го тысячелетий до н.э ― 5 тысячелетие до н.э.).

Соответственно различают три периода в развитии первобытного врачевания:

― врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление обобщение эмпирических (чувственное, опытное познание) знаний о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

― врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в социальной практике;

― врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины).

Трепанация черепа

Первый трепанированный череп ископаемого человека на нашей планете был найден в Латинской Америке — в районе г. Куско (на территории Перу) в 1865 г. Производилась трепанация в ритуальных целях: отверстие, как правило, делалось в стереотипных зонах мозгового черепа. Возможно, пер­вобытный человек надеялся, что через отверстие в черепе дух болезни сможет легко покинуть тело больного. Или проводилась трепанация после травмати­ческого повреждения мозгового черепа и связана с удалением костных оскол­ков.

История медицинской этики.

Латинское слово ethica, греческое ethos (обычай) ― учение о нравственности, т.е. система непротиворечивых суждений об основаниях, смысле и назначении морали.

Как нравственное явление, этика не имеет конкретной даты зарождения. Этому процессу несколько десятков тысяч лет. В эпоху неолита (8-3 тыс. лет до н.э.) коллективный образ жизни потребовал выработки норм и правил жизнеобеспечения. Первобытная модель гласила: разрешено все, что не запрещено.

В период Древнего мира существовали законы вавилонского царя Хаммурапи (18 в. до н.э.).

В Индии – законы Ману.

Наука о марали складывалась постепенно. Сравнительно больше сведений история сохранила о становлении этики в Древней Греции.

Родоначальником античной этики считается Сакрат (469-399 гг. до н. э.). Он одним из первых начал изучать поведение людей. Изучал нравственность (доброту) и моральность (разумность, мудрость).

Далее его учение продолжили Платон и Аристотель. Труды Аристотеля «Большая этика», «Политика». Термин «этика» был предложен Аристотелем (384–322 гг. до н.э.), который считал «цель этики ― не познание, а поступки; этика нужна не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельными, иначе от этой науки не было бы никакого проку…».

Разновидностью профессиональной этики является медицинская этика.

Медицинская этика ― совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Большое развитие медицинская этика получила в Древней Греции и ярко представлена в клятве Гиппократа.

В III в. до н.э. в Александрийской библиотеке клятва была впервые литературно оформлена и вошла в «Гиппократов сборник», позднее в широких кругах ее стали называть в честь Гиппократа (его именем).

«Клятва» Гиппократа является наиболее известной и древней профессиональной клятвой врача. «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

1) обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

2) принцип непричинения вреда (noli nocere);

3) обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

4) принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

5) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

6) принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

7) обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

8) обязательство личного совершенствования;

9) врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

«Клятва Гиппократа»

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвою по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» или «Присяга» врача. Каждая из них соответствует своему времени, уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные и религиозные особенности и общие тенденции мирового развития.

Право на информацию.

Пациенты имеют право на получение информации о предоставляемых им медицинских услугах, о состоянии своего здоровья и заболеваниях, которыми они страдают. Эта информация должна быть представлена в доступной для понимания пациентов форме и включать в себя диагноз, прогноз дальнейшего течения болезни, возможные варианты лечения и его результаты, распространенные и/или серьезные побочные эффекты лечения, примерный график лечения и его стоимость, если лечение платное. Врач обязан всегда предоставлять пациентам основные сведения о том, какое лечение собирается проводить, но при этом следует учитывать желание некоторых пациентов не получать подробную информацию по этому поводу. Это налагает дополнительную ответственность на медицинский персонал. Однако, не обладая такой информацией, пациенты не смогут принимать адекватные решения, ожидаемые от них как от партнеров в процессе лечения.

Врач обязан разъяснить пациентам, каким образом информация о них может быть использована для защиты здоровья людей, для проведения научных исследований, эпидемиологических исследований, публикаций в научной литературе, использования сведений в учебном процессе (обучения медперсонала и студентов), служебных проверок, для планирования и организации работы органов здравоохранения, а также в иных целях.

Право на смерть. Эвтаназия.

Одна из многочисленных обязанностей, врача и медицины в современном мире ― констатация того момента, когда человеческая жизнь заканчивается и мы начинаем считать человека умершим.

Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов «evos» — «хорошо», и thanatos — «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть, так греки называли почетную смерть за отечество. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящих к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения не купируемой боли и страданий.

Впервые термин был использован в XVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом для обозначения «легкой», не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти, которая может наступить и естественным путем. В XIX веке эвтаназия стала обозначать «умерщвление пациента из жалости».

Проблема эвтаназии стала острой в 20 столетии в связи с прогрессом медицины. Появились возможности поддерживать жизнь неизлечимых больных при помощи аппаратов искусственного дыхания, кровообращения, искусственной почки, лекарств.

Классификация эвтаназии:

1. Пассивная — случаи, когда смерть пациента наступает в результате прекращения врачебных мер по продлению жизни;

2. Активная — случаи, когда применяют специальные средства, приводящие к смертельному исходу.

Различают добровольную эвтаназию — по требованию самого больного и принудительную, которая осуществляется по настоянию родственников, общества или государственных учреждений. Аморальность последней не приемлют ни врачи, ни общество, ни закон. А допустимость добровольной эвтаназии является предметом ожесточенных споров.

На территории Республики Беларусь осуществление эвтаназии, в том числе с помощью медицинских (фармацевтических) работников, запрещено. Лицо, сознательно побудившее другое лицо к эвтаназии и (или) осуществившее эвтаназию, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время эвтаназия при соблюдении весьма строгих правил законодательно разрешена в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Люксембурге в некоторых штатах Америки.

Этика врача отвергает возможность намеренного прерывания жизни умирающего пациента, рассматривая это действие как особый случай убийства, если оно было предпринято без ведома и согласия пациента, или самоубийства, если оно санкционировано самим пациентом.

Основанием этого было влияние врачебной этики Гиппократа, которая однозначно отрицает использование опыта и знаний врача для того, чтобы вызывать «легкую» смерть больного, который просит о такой услуге.

Трансплантация органов.

Трансплантация — одно из направлений практического здравоохранения.

Среди многочисленных видов и подвидов морально-этических вопросов, которые сопровождают каждую трансплантологическую операцию, можно выделить следующие: можно ли говорить о сохранении права человека на свое тело после смерти? каков морально-этический статус умершего человека? возможно ли научно обоснованное донорство? морально ли продление жизни одних людей за счет других? обладает ли смерть этическим смыслом? Встает проблема: проводить ли реанимационные мероприятия или нет?; по каким критериям констатировать смерть донора?

Определенной гарантией справедливости при распределении донорских органов является включение реципиентов в трансплантологическую программу, которая формируется на базе «листа ожидания» регионального или межрегионального уровня. Обеспечение «равных прав» реализуется через механизм выбора сугубо по медицинским показаниям, тяжестью состояния пациента-реципиента.

Современные медицинские технологии позволяют пересаживать больным различные органы: почку, сердце, легкое, костный мозг, печень, поджелудочную железу.

Клонирование.

История клонирования представляет собой сумму хроник генетических исследований и опытов по искусственному оплодотворению. Принципиальное значение для развития технологии клонирования имело получение в лабораторных условиях недифференцированных клеток, т. е. искусственное выращивание стволовых эмбриональных клеток, которые способны давать начало разным типам клеток организма. В начале 80-х годов подобные опыты с мышами успешно были проведены американскими учеными. В 1996 году эмбриологу Я. Вильмуту — создателю овцы Долли — удалось получить в лаборатории стволовые эмбриональные клетки овцы, что явилось преодолением практически главного препятствия к клонированию.

Эти эксперименты обостряют этические проблемы. Если опыты по клонированию животных из соматических клеток взрослого организма — это осуществление мечты нескольких поколений селекционеров, то осуществлением «мечты» какого «селекционера» могут стать опыты по клонированию человека, т.е. по дублированию людей с определенным набором способностей?

МЕДИЦИНСКАЯ ЭМБЛЕМАТИКА

Медицинские эмблемы

На протяжении многовекового развития медицина имела много эмблем, некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие — ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем, согласно которой они разделяются на две группы:

— общие медицинские эмблемы;

— частные медицинские эмблемы.

Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления.

Общие медицинские эмблемы

К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в т.ч. в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.

Змея была одним из основных тотемных животных. С возникновением культа змеи ей приписывалась двойная роль: зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний.

В античном мире медицину символизировала не ядовитая змея, а безобидный уж. Можно по-разному объяснять то, что многие народы издавна связывали змей с исцелением больных.

Некоторые исследователи считают, что болезни, а тем более смерть всегда были для людей явлениями таинственными и непонятными. Непонятны были и причины болезней и смертей. Змея тоже всегда оставалась существом таинственным и непонятным. Может быть, полагают исследователи, люди связывают непонятные явления с непонятными существами. Предполагается, что в качестве эмблемы врачевания символ змеи впервые был использован около II тысячелетия до нашей эры в Древнем Вавилоне.

Как эмблема медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов.

 

Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 в. до н.э. одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх.

 

 

В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита, чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей.

Его фигура стала первой международной эмблемой медицины.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) при Организации Объединенных Наций.

 

 

Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») — атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).

 

 

Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.

Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.

В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.

Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.

 

 

Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее.

 

Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было.

 

 

Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау — крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).

 

 

Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).

 

Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.

В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.

Частные эмблемы.

Частные эмблемы обозначают те или иные отрасли медицины. В период средневековья в Европе эмблемой терапии являлось изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца. Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи – уринария, руки прощупывающие пульс и др.

Символами хирургии служили изображения различных хирургических инструментов.

 

 

Эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони. Эмблема очень точно отражает ее содержание ― бережное отношение к сердцу.

 

 

Эмблемой аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком.

 

 

В течении XVIII и особенно XIX в. эмблемой фармации во всех странах Европы стала змея, обвивающая либо чашу Гигиеи, либо посох Асклепия. Соединение изображений змеи Асклепия и чаши Гигиеи на эмблеме было предложено аптекарями Падуи.

Эмблема педиатрии в ряде стран (Италия, Россия, Англия и др.) стало изображение «флорентийского младенца».

 

 

Впервые это изображение было исполнено Андреа Делла Роббиа (15 в.) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции.

В России с 18 в. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением, учением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью.

Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства.

 

Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева.

Не исключено, что прообразом этой эмблемы является, платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил Гиппократ.

 

 

Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику.

 

Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных медицинских организаций.

Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.

 

 

Эти символы вовсе не означает «все медицинское». Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан.

Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.

Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.

С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце.

Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображение лотарингского креста и белой ромашки.

 

 

Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста и белой ромашки.

В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией ― изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеёй и направленного острием на малярийного комара.

 

 

Почтовая марка с эмблемой борьбы с малярией.

Эмблема борьбы с онкологическими заболеваниями ― краб, пронзённый стрелой или шпагой.

 

 

Почтовая марка (Нидерланды) с эмблемой противораковой борьбы.

Эмблема — синяя «снежинка».

 

Эмблема родом из США. Там ее называют Звездой жизни. В центре змея и посох Асклепия. Эта медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи. Каждый из 6 лучей означает одну из функций службы: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи ( 1977 год).

МЕДИЦИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ

1. Международные (светские, религиозные).

2. Государственные

1.1. Светские:

― Всемирный день борьбы с наркотиками ― 1 марта;

― Всемирный день борьбы с туберкулезом ― 24 марта;

― Всемирный день здоровья ― 7 апреля;

― Всемирный день семьи ― 15 мая;

― Всемирный день без табака ― 31 мая;

― Международный день защиты детей ― 1 июня;

― Всемирный день пожилых людей ― 1 октября;

― День психического здоровья ― 10 октября;

― Всемирный день профилактики сахарного диабета ― 14 октября;

― Всемирный день борьбы со СПИДом ― 1 декабря;

― Международный день инвалидов ― 3 декабря.

1.2. Религиозные:

― в православии — день Св. Пателеймона (покровителя врачевателей и больных);

― у католиков — день Св. Косьмы и Демьяна (покровители фармацевтов и врачевателей).

Тема: «История медицины как наука. История медицинской этики. Возникновение медицины в первобытном обществе.

 

6. ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

1.История медицины как наука, ее предмет и задачи.

2. Общая и частная история медицины.

3.Зарождение лекарствоведения.

4.Первые врачеватели, их социальный статус.

5.Медико-гигиенические представления и действия на стадии родовой общины.

6.Зарождение народной гигиены и народной медицины на территории Беларуси.

7. Медико-этические проблемы.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3800; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.137 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь