Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Клятва врача Республики Беларусь.



26 апреля 1994 г. постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь был утвержден текст Клятвы врача Республики Беларусь.

Получая с глубокой признательностью дарованное мне медицинской наукой и практикой звание врача, перед моими учителями и коллегами КЛЯНУСЬ:

― в любое время помогать каждому больному, независимо от его социального происхождения, вероисповедания и национальности;

― всегда хранить профессиональную тайну;

― постоянно совершенствовать свои медицинские знания и врачебное искусство, содействовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;

— обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к своим коллегам и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;

― беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины;

― всегда помнить о высоком признании врача, об ответственности перед белорусским народом и государством.

Верность этой клятве обещаю пронести через свою жизнь.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Нюрнбергский Кодекс (1947 г.) ― наиболее важный документ в истории этики медицинских экспериментов на человеке был принят в ходе Нюрнбергского процесса над фашистскими врачами, проводившими опыты на военнопленных.

Положения Нюрнбергского Кодекса сводятся к главному тезису о том, что абсолютно необходимо добровольное согласие подопытного и полное раскрытие всех деталей эксперимента. Нюрнбергский Кодекс послужил основой для многих последующих международных документов, каждый из которых повторяет его принципы, расширяя и добавляя новые моменты экспериментирования на человеке.

«Женевская декларация» (1948 год) принята Генеральной Ассамблеей Международной медицинской ассоциации. В 1949 году декларация вошла в «Международный кодекс медицинской этики».

В основу Женевской декларации положена Клятва Гиппократа», но в ней нашли отражения и наиболее острые социальные проблемы 20 века. Так, в декларацию внесены фразы: «Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга… Даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности».

Женевская декларация. «Я торжественно клянусь посвятить свою жизнь служению человечеству. Я воздам моим учителям должное уважение и благодарность; я достойно и добросовестно буду исполнять свои профессиональные обязанности; здоровье моего пациента будет основной моей заботой; я буду уважать доверенные мне тайны; я всеми средствами, которые в моей власти, буду поддерживать честь и благородные традиции профессии врача; к своим коллегам я буду относиться как к братьям; я не позволю, чтобы религиозные, национальные, расовые, политические или социальные мотивы помешали мне исполнить свой долг по отношению к пациенту; я буду придерживаться глубочайшего уважения к человеческой жизни, начиная с момента зачатия; даже под угрозой я не буду использовать свои знания против законов человечности. Я обещаю это торжественно, добровольно и чистосердечно».

Международный кодекс медицинской этики, выработанный Всемирной медицинской ассоциацией в 1949 г. Мудрые слова Гиппократа «Я буду применять такой метод лечения, который в соответствии с моими способностями и суждениями я считаю полезным для моего больного, и воздержусь от каких бы то ни было вредных и злонамеренных действий» кодекс дополнил «Ни при каких обстоятельствах врачу не разрешается делать ничего того, что могло бы ослабить физическую или умственную стойкость человеческого организма, за исключением строго терапевтических или профилактических показаний, предписываемых в интересах пациентов».

Члены Всемирной Медицинской Ассоциации в 1964 году принимают Хельсинскую Декларацию Всемирной Медицинской Ассоциации. Ее основные положения становятся правовыми нормами многих национальных законодательств. Принципиальным положением Хельсинской Декларации стал тезис о том, что «интересы испытуемых должны всегда превалировать над интересами науки и общества».

Со времени основания ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) этика является стержнем ее миссии по защите и укреплению здоровья глобального сообщества.

Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине» (1996 год) была принята с целью предотвращения возможности негативных последствий использования новых медицинских технологий, защиты прав и достоинства человека, оказывающегося в роли пациента или испытуемого. Приведем некоторые положения Конвенции. В области генома человека: проведение генетического тестирования допускается только в терапевтических целях; вмешательство в геном человека может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях. В области исследования на эмбрионах: создание эмбрионов человека в исследовательских целях запрещается. В области трансплантологии: забор органов у живых доноров может осуществляться только с их согласия и исключительно для лечения реципиента; тело человека и его части не должны служить источником финансовой выгоды. Дополнительный протокол Конвенции 1997 года провозглашает запрет на клонирование человека.

Таким образом, различные аспекты медицинской этики требуют постоянного пристального внимания из-за ее уязвимости, которая стала очевидной при анализе ее истории.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Взаимоотношения врача со здоровым и больным и родственниками.

Взаимоотношения врача и пациента — центральная проблема медицинской этики (биоэтики). Основой этих взаимоотношений является преданность врача интересам больного, профессиональная честность, абсолютная вежливость, доброжелательность, внимательность, индивидуальный подход, включая и психологические особенности больного, клиническое и деонтологическое обоснование методов диагностики и лечения, борьба с болью, конфиденциальность (медицинская тайна), профилактика ятрогений.

Издавно проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания.

Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заинтересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала.

Одним из важнейших принципов отношений между медицинским работником и пациентом является принцип дистрибутивной справедливости. Это означает обязательность предоставления и равнодоступность медицинской помощи. Обычно этот принцип находит отражение в законодательных актах. Каждое сообщество устанавливает правила и порядок предоставления медицинской помощи в соответствии со своими возможностями.

Право на информацию.

Пациенты имеют право на получение информации о предоставляемых им медицинских услугах, о состоянии своего здоровья и заболеваниях, которыми они страдают. Эта информация должна быть представлена в доступной для понимания пациентов форме и включать в себя диагноз, прогноз дальнейшего течения болезни, возможные варианты лечения и его результаты, распространенные и/или серьезные побочные эффекты лечения, примерный график лечения и его стоимость, если лечение платное. Врач обязан всегда предоставлять пациентам основные сведения о том, какое лечение собирается проводить, но при этом следует учитывать желание некоторых пациентов не получать подробную информацию по этому поводу. Это налагает дополнительную ответственность на медицинский персонал. Однако, не обладая такой информацией, пациенты не смогут принимать адекватные решения, ожидаемые от них как от партнеров в процессе лечения.

Врач обязан разъяснить пациентам, каким образом информация о них может быть использована для защиты здоровья людей, для проведения научных исследований, эпидемиологических исследований, публикаций в научной литературе, использования сведений в учебном процессе (обучения медперсонала и студентов), служебных проверок, для планирования и организации работы органов здравоохранения, а также в иных целях.

Право на смерть. Эвтаназия.

Одна из многочисленных обязанностей, врача и медицины в современном мире ― констатация того момента, когда человеческая жизнь заканчивается и мы начинаем считать человека умершим.

Термин «Эвтаназия» происходит от греческих слов «evos» — «хорошо», и thanatos — «смерть», означая буквально «добрая», «хорошая» смерть, так греки называли почетную смерть за отечество. В современном понимании, данный термин означает сознательное действие или отказ от действий, приводящих к скорой и безболезненной (не всегда) смерти безнадежно больного человека, с целью прекращения не купируемой боли и страданий.

Впервые термин был использован в XVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом для обозначения «легкой», не сопряженной с мучительной болью и страданиями смерти, которая может наступить и естественным путем. В XIX веке эвтаназия стала обозначать «умерщвление пациента из жалости».

Проблема эвтаназии стала острой в 20 столетии в связи с прогрессом медицины. Появились возможности поддерживать жизнь неизлечимых больных при помощи аппаратов искусственного дыхания, кровообращения, искусственной почки, лекарств.

Классификация эвтаназии:

1. Пассивная — случаи, когда смерть пациента наступает в результате прекращения врачебных мер по продлению жизни;

2. Активная — случаи, когда применяют специальные средства, приводящие к смертельному исходу.

Различают добровольную эвтаназию — по требованию самого больного и принудительную, которая осуществляется по настоянию родственников, общества или государственных учреждений. Аморальность последней не приемлют ни врачи, ни общество, ни закон. А допустимость добровольной эвтаназии является предметом ожесточенных споров.

На территории Республики Беларусь осуществление эвтаназии, в том числе с помощью медицинских (фармацевтических) работников, запрещено. Лицо, сознательно побудившее другое лицо к эвтаназии и (или) осуществившее эвтаназию, несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В настоящее время эвтаназия при соблюдении весьма строгих правил законодательно разрешена в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Люксембурге в некоторых штатах Америки.

Этика врача отвергает возможность намеренного прерывания жизни умирающего пациента, рассматривая это действие как особый случай убийства, если оно было предпринято без ведома и согласия пациента, или самоубийства, если оно санкционировано самим пациентом.

Основанием этого было влияние врачебной этики Гиппократа, которая однозначно отрицает использование опыта и знаний врача для того, чтобы вызывать «легкую» смерть больного, который просит о такой услуге.

Трансплантация органов.

Трансплантация — одно из направлений практического здравоохранения.

Среди многочисленных видов и подвидов морально-этических вопросов, которые сопровождают каждую трансплантологическую операцию, можно выделить следующие: можно ли говорить о сохранении права человека на свое тело после смерти? каков морально-этический статус умершего человека? возможно ли научно обоснованное донорство? морально ли продление жизни одних людей за счет других? обладает ли смерть этическим смыслом? Встает проблема: проводить ли реанимационные мероприятия или нет?; по каким критериям констатировать смерть донора?

Определенной гарантией справедливости при распределении донорских органов является включение реципиентов в трансплантологическую программу, которая формируется на базе «листа ожидания» регионального или межрегионального уровня. Обеспечение «равных прав» реализуется через механизм выбора сугубо по медицинским показаниям, тяжестью состояния пациента-реципиента.

Современные медицинские технологии позволяют пересаживать больным различные органы: почку, сердце, легкое, костный мозг, печень, поджелудочную железу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь