Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вопрос основной вопрос философии и основные проблемы философии



метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе.

 

Основной вопрос в философии марксизма

Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии:

§ материализм — примат материи над сознанием,

§ идеализм — примат идеи над материей.

Основной вопрос в истории философии

Платон

Платон считал, что существует мир идей и мир теней. Люди живут в мире теней (по представлениям Платона — в пещере, куда абсолютно не проникают идеи, находящиеся снаружи), лишь изредка находя идею. Философ же — тот, кто видит оба мира, и может о них поведать.

Аристотель

У Аристотеля не удаётся выделить явную постановку основного вопроса философии, соответственно, она реконструируется через какое-то количество опосредованных звеньев. Это обычно объясняется тем, что его позиция по общепринятой классификации является промежуточной между материализмом и идеализмом.

Для философии Аристотеля основной вопрос философии реконструируется через вопросы:

§ Существует ли самостоятельная нематериальная причина?

§ Существуют ли неподвижные и вечные сущности?

§ Как соотносятся нематериальные сверхприродные сущности и физические существенные.

Основные проблемы философии

Поскольку философия является мировоззрением основные 2 предмета ее исследования: мир (бытие) и человек и их взаимодействии (т.е. отношении между собой). В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п., а также вопросы общественной жизни людей, как взаимодействия человека и бытия.

Раскрытие того, какие типы отношения связывают бытие и человека позволит указать основные проблемы философии более развернуто.

1) Во-первых, бытие и человек рассматриваются в виде социально-культурных отношений. т.е. взаимоотношения человека и бытия происходит в рамках человеческого общества т.е. философия начинается там, где взаимоотношения человека и мира перестают носить чисто природный характер, появляются социальные отношения. Осознается, что человек обладает особыми свойствами - душой, сознанием. В связи с этим Маркс и Энгельс включали философию в комплекс общественно-исторических дисциплин, относящихся к обществу, а не прости к природе. Философия, по их мнению, является формой социально-исторического знания.

2) Во-вторых, в философии бытие и человек рассматриваются в ценностно-смысловом отношении. Т.е. бытие рассматривается с точки зрения ценности его в целом и отдельных компонент не вообще (это сложно оценить объективно), а для человека. Таким образом, выявляется еще один философский вопрос - о соотношении объективного и субъективного, а так же вопрос о познаваемости мира человеком (имеется в виду смысла бытия) появляется 2 трактовки этого вопроса - познавательный оптимизм и противостоящий ему скептицизм и агностицизм (а = отрицание, gnosis - знание). ИЗ контекста ценностно-смысловых отношений бытия и человека следует то часть философии, которая рассматривает и изучает высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Итогом такого рассмотрения может служить, например, позиция И.Канта, провозгласившего человека, человеческое счастье (благо, блаженство) высшей целью, наряду с достоинством и высоким нравственными долгом.

3) Кроме того, бытие и человек рассматриваются в плане материально-духовных отношений - т.к. как бытие и человек связаны с материей и духовностью - к какой субстанции они относятся - из чего возникают и куда попадают.

 

Из такого рассмотрения следует еще один основной вопрос философии - о происхождении мира и человека, их основы и разнообразия.

Дискуссия по вопросу о происхождении бытия и человека как правило сводится к дискуссии о первенстве двух основных начал:

1) духа, сознания;

2) природы, материи.

Первенство 1) отстаивает идеализм, 2) - материализм. При этом, к некоторым философам часто применяют термин дуализм - в случае, если они говорят о равноправии и необходимости 2-х начал для сотворения мира.

Следствием этого являются такие основные разделы философии, как:

а) онтология (ontos - сущее logos - учение) - учение о бытии;

б) праксиология (praktikos - деятельный) - учение о практическом отношении мира и человека;

в) эпистемология (episteme - знание) или гносеология (gnoseos - познание) - учение о познании мира человеком;

г) аксиология (axios - ценный) - учение о ценностных соотношениях человека и мира;

д) логика - учение о формах мышления.

3. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

 

 

Основные функции философии

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

мировоззренческую,

методологическую,

мыслительно-теоретическую,

гносеологическую,

критическую,

аксиологическую,

социальную,

воспитательно-гуманитарную,

прогностическую

функции философии.

Содержание функций философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

Философия и наука

Философия вносит определенный вклад в развитие науки, она является первичной мыслью, подталкивающей ученых к изучению и доказательству различных явлений. Ключом ко всякой науке является вопросительный знак (Оноре де Бальзак)

Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направ­ленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное произ­водство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизиро­ванные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Существенным компонентом научного познания является философское истолкование данных науки, составляющее ее мировоззренческую и методологическую основу

Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов познания в целом. Этим специально занимается философия (точнее, гносеология, как один из основных её разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса (психология, социология, науковедение и др.). Философия даёт науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе определённых категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регуляторов, универсальных норм, требований, которые субъект познания должен реализовывать в своём исследовании (методологический аспект). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, фи­лософия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования. Этот метод, однако, не может заменить специальных методов частных наук, это не универ­сальный ключ, открывающий все тайны мироздания, он не определяет априори ни конкрет­ных результатов частных наук, ни их своеобразных методов.

Воздействие философских принципов на процесс научного исследования всегда осу­ществляется не прямо и непосредственно, а сложным опосредованным путем - через методы, формы и концепции " нижележащих" методологических уровней. Философский метод не есть " универсальная отмычка", из него нельзя непосредственно получить ответы на те или иные проблемы частных наук путём простого логического развития общих истин. Он не может быть " алгоритмом открытия", а даёт ученому лишь самую общую ориентацию исследования, помогает выбрать кратчайший путь к истине, избежать ошибочных ходов мысли. Поскольку влияние философии на науку является, как правило, опосредованным, тем более в условиях возрастающей расходимости их языков, то очень актуальной становится проблема адекват­ной " стыковки" философских и специально-научных представлений, " перехода" первых во вторые.

Реализация философских принципов в научном познании означает, вместе с тем, их пе­реосмысление, углубление, развитие. Результаты научного исследования очень часто вызы­вают изменения в философских взглядах на проблемы, которые распространяются далеко за пределы ограниченных областей самой науки. Философские обобщения должны основы­ваться на научных результатах. Философия науки в наше время преодолела ранее свойствен­ные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических уста­новок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад.

Взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И. В. Гете. «От фи­зика, - писал он, - нельзя требовать, чтобы он был философом; но...он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От фило­софа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и, тем не менее, его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь пони­мание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся».

Философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказы­вает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицатель­ное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественнонаучного ха­рактера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое, так или иначе, воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области зна­ния (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1397; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь