Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Биологическое направление философской антропологии.
Сущность человека многогранна. Шелер говорил, что человека невозможно познать, человек слишком широк. Поэтому последующие направления философской антропологии стали разрабатывать учение о человеке с точки зрения биологической, находя сущность человека в его жизненном начале. Человек — это прежде всего начало жизненное (но не следует сводить его только к животному началу). Основным представителем биологического направления в философской антропологии является немецкий философ Арнольд Гелен (1904—1976). Согласно этому направлению, человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения. Это животное, способное создавать совершенно особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие от них он ощущает как некоторую ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука и т. п. Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с этими своими творениями. Функциональное направление философской антропологии. Однако большинство представителей философской антропологии после Шелера (и одновременно с Шелером) рассматривали человека с точки зрения не его сущности, а с точки зрения его проявлений. Так возникает функциональная, или функционалистская школа философской антропологии. Она утвержет, что поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через тефункции, которые человек выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной. Человек создает вещественные предметы, создает науки, религию, искусство, язык и т. п. — все это есть продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, то есть через его культурную и творческую деятельность. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм? Что следует закладывать в основание системы взглядов, определяющих положение человека в мире - антропоцентризм или социоцентризм? Иначе говоря, чьи приоритеты изначальны: человека или общества? Что должно быть на первом месте: индивидуализм или коллективизм? Личность в социальной философии - это прежде всего человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Современная социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. (дифференциация - следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения и т. д.). Понятие " личность" не следует путать с понятием " индивидуальность". ВЫВОДЫ · Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо - ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность. · Человек - это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека - это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным. · Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено каждой конкретной личностью. · Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали. · Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении. · Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база. Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Тема 5. Философия общества. Общество как система и его подсистемы. Человеческое общество есть своеобразная сфера бытия, относительно обособленная от природы. Оно представляет собой высший вид организации материи. Социальные системы отличаются большой динамичностью и разнородностью, в них сочетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и планомерное. Трудно со всей строгостью провести структурный анализ общества. В известной мере этому отвечает выделение подсистем (сфер) общественной жизни: экономической, политической, духовной и культурной. Общественное производство. Материальное производство. Хотя философским осмыслением производства занимались многие философы (Ксенофонт, ученик Сократа, Аристотель, французские материалисты и др.), вклад марксизма в этом отношении трудно переоценить. Производство рассматривается как общественный процесс, т. е. производство людьми своей социальной жизни. Оно не сводится к производству материальных благ, а включает производство духовных ценностей, общественных отношений, самих людей. Общественное производство подразделяется на материальное и духовное. Материальное производство есть необходимое условие существования общества и человека. Весь образ жизни, вся жизнедеятельность людей зависят от того, каким образом люди в каждую историческую эпоху производят материальные блага. Материальное производство дает средства деятельности, создает условия для духовного производства. Именно поэтому его считают основой общественного развития. Для более конкретной характеристики исторически изменяющегося материального производства введено понятие способа производства. Способ производства представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений. Производительные силы выражают активное отношение общества к природе, их важнейшими компонентами являются люди и средства производства. Ведущая роль принадлежит «личностному элементу». В литературе указываются и другие элементы производительных сил (наука, организация производства и пр.). Однако соотнести их с ранее названными элементами производительных сил очень трудно. Производственные (экономические) отношения — это отношения между людьми по поводу производства. К ним относятся, прежде всего, отношения к средствам производства, или формы собственности, а также отношения распределения, обмена и потребления (рис.). Общественно-экономическая формация. Рассматривая общество как естественноисторический процесс, т. е. в известном смысле по аналогии с естествознанием, и в то же время учитывая его специфику, К. Маркс разработал понятие общественно-экономической формации (ОЭФ), под которым понимается детерминированный способом производства конкретно-исторический тип общества. Интегрирующим фактором общества являются материальные, производственные отношения. Именно они и выступают основным критерием сопоставления социальных явлений. Благодаря этому открывается возможность познания законов общества. К. Маркс наметил классификацию ОЭФ. При анализе структуры ОЭФ ученые предлагают различные подходы. Наиболее естественный — выделение базиса и надстройки. В основе этих понятий лежит представление о двух качественно различных типах общественных отношений - материальных и идеологических. Материальные отношения складываются, не проходя предварительно через голову людей, по крайней мере, они не осознаются в полном объеме. Таковы производственные отношения, включая особенно отношения обмена и потребления. Идеологические же отношения, например политические, предварительно осознаются, зависят от общественного сознания. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы