Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что будет представлять собой окружность, радиус которой равен бесконечности?
Что будет представлять собой треугольник, одна из сторон которого равна бесконечности? Если из книги, в которой бесконечное число страниц, вырвать сто страниц, сколько останется? А если добавить тысячу страниц? Если одна прямая линия состоит из бесконечного числа отрезков по 2 см, а другая – из бесконечного числа отрезков в 15 см, равны ли эти линии? При увеличении радиуса окружности до бесконечности окружность превращается в бесконечную прямую. Причём у такой окружности бесконечны и диаметр, и центр. Если одна из сторон треугольника бесконечна, то и две другие тоже будут бесконечны. Следовательно, бесконечная линия – это и окружность, и треугольник, и шар. Если от бесконечности отнять любую конечную величину, количество всё равно будет равно бесконечности. Если одна бесконечная линия состоит из бесконечного числа отрезков размером в 2 см, а другая – из бесконечного числа отрезков в 5 см, то всё равно эти две линии равны. Следовательно, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, а конечные величины теряют смысл. А потому и космос, мироздание не могут иметь каких-либо конечных измерений, т.к. при соотнесении с бесконечностью становится ясен относительный характер этих измерений. Кроме того, Кузанский опроверг главный тезис античной и средневековой науки, выдвинутый Аристотелем и Птолемеем, согласно которому центром космоса является Земля (геоцентрический принцип) т.к. центр – весьма относительное понятие для бесконечной Вселенной. Теория Кузанского, разрушившая представление о мире как о чём-то конечном, подготовила открытия Николая Коперника (1473 – 1543). Коперник же провозгласил ведущим принцип относительности в астрономии. Согласно учению Коперника, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звёзд на небе. Кроме того, Земля вращается ещё и вокруг Солнца, являясь частью Вселенной, которая, в свою очередь, бесконечна. Размеры Земли по сравнению с размерами Космоса исчезающе малы. Представление о бесконечности Вселенной нанесло удар по аристотелевскому учению о форме: если Аристотель считал форму активным и творческим началом Вселенной, а материю – бесконечным и потому пассивным, то Джордано Бруно (1548 – 1600) именно материи передаёт творческую способность. Субстанция материальна, именно она является божественным бытием в вещах. Учение о бесконечной Вселенной не могло понравиться церкви, т.к. в бесконечном мире не могло быть Бога. Пошатнулись представления и о бытии человека: вместо неподвижного центра мироздания и подножия Бога Земля превращалась в одну из миллионов планет, носящихся в безжизненном космосе. Научные открытия эпохи Возрождения, как ни парадоксально, в итоге привели к тому, что человек из центральной фигуры эпохи стал мыслиться как ничтожная песчинка в огромном, бесконечном мироздании. Все прежние представления о природе и о величии человека потерпели крах. Это усиливалось и социально-политическими причинами: кризис феодализма заставил искать новые социальные проекты. Если феодальный строй не мог сделать всех людей счастливыми, нужно было придумать такой порядок вещей, при котором все люди смогли бы жить гармонично. Впервые именно в эпоху Возрождения поднимается вопрос о всеобщем равенстве, независимо от знатности и богатства. В этом отношении наибольшую известность приобрели проекты Томаса Мора и Томмазо Кампанелла. Томас Мор (1478 – 1535), английский гуманист, государственный деятель и писатель, друг Эразма Роттердамского, канцлер Англии, не принявший лютеранской реформы церкви, был казнён за отказ дать присягу королю как главе английской церкви. Размышляя над путями преодоления феодального гнёта, Мор написал книгу «О наилучшем устройстве государства», более известную под названием «Утопия» (от греч. u-topos – место, которого нет). Основные идеи книги: o введение общественной собственности вместо частной и личной o утверждение равенства всех людей o все жители Утопии обязаны работать 6 часов в день, а взамен бесплатно получают продукты o все живут скромно, деньги внутри государства отменены, золото и серебро ничего не стоят o женщины освобождены от домашних забот и могут получать образование, но в семье подчиняются мужу o семьи организованы не столько на родственных, сколько на поизводственных началах o тяжёлую работу выполняют рабы из числа военнопленных и преступников. Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), развивая идеи Т.Мора, разработал новый социально-утопический проект под названием «Город Солнца». Кампанелла выступил против частной собственности, которая делит людей на богатых и бедных. Городом Солнца управляют все жители во главе с руководителем, который является одновременно учёным и священником. Орган управления – Большой Совет республики, который выбирает наиболее достойных занять высокие должности. Работают все по 4 часа в день, живут и питаются все вместе. Семей нет. Пары подбираются должностными лицами таким образом, чтобы рождалось красивое и здоровое потомство. Дети воспитываются совместными усилиями, не зная ни отца, ни матери. Социальные утопии подобного рода вполне вписывались в ренессансные представления о гуманизме. В целом философия эпохи Возрождения сыграла существенную роль в преодолении средневекового догматизма, содействовала развитию диалектики и рационализма Нового времени. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы