Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монада – составной элемент всех вещей, поэтому все предметы, явления, организмы состоят из множества монад.



Главное свойство монады – деятельность. Наблюдая смену, например, душевных состояний, мы сталкиваемся с деятельностью монад. Монады не одинаковы, а различаются по рангу, в зависимости от степени сознательности и разумности – от минералов и растений до Бога. При этом степени сознательности монады прямо пропорциональна степень её свободы. Например, низшим монадам присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находятся растения); у животных представления достигают степени ощущений, а у человека – степени понимания и осмысления.

Лейбниц одним из первых разграничил сознательное и бессознательное в человеческих представлениях. Сознание свойственно только разумным монадам, которыми обладают животные и люди. Однако даже человеку свойственны преимущественно бессознательные представления. Лейбниц уподобляет бессознательное представление неслышному шуму капли в морском прибое, в то время как шум большого числа капель мы ощущаем, и тогда уже речь идёт о сознательном представлении.

Возникновение монадологии было напрямую связано с изобретением микроскопа (изобретатель – Левенгук). Открытие клетки, красных кровяных телец и нервов, наблюдение за их деятельностью вызвало интерес к существованию микроскопических сущностей предметов, благодаря чему и возникло учение о монадах.

На основе идей Бэкона, Гоббса, Декарта и Спинозы возникли в 18 веке так называемые просветительские идеи, благодаря которым в Европе воцарился культ науки и разума, приведший в итоге к стремительному научно-техническому прогрессу. Идеологами европейского Просвещения стали Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Дени Дидро. Их идеи были подхвачены всей Европой. Особое развитие эти идеи получили в Германии в восемнадцатом веке.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА (1724 – 1804)

Вся докантовская философия в известной мере опиралась на метафизику. Эту метафизичность начала преодолевать немецкая классическая философия. И.Кант – родоначальник немецкой классической философии. Происходил из бедной семьи, но благодаря способностям сумел поступить в университет Кёнигсберга (Калининграда), где он глубоко изучил философию, логику, теологию, математику и естествознание. Был профессором, затем ректором Кёнигсбергского университета. В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический.

В докритический период (до 1770 года) Кант, опираясь на идеи Коперника, Галилея и Ньютона, пишет книгу «Всеобщая естественная теория и история неба» («Allgemeine Naturgeshichte und Theorie des Himmels») (1755), где выдвигает теорию происхождения Солнечной системы из туманности. Кант утверждает идею множественности миров, которые непрерывно появляются и исчезают. Он проводит аналогию с природой, которая взамен ежедневно погибающих растений и животных в одних местах рождает не меньшее их количество в других. Спустя полвека французский учёный Лаплас математически обосновал эту идею Канта. Согласно Канту, Солнечная система произошла благодаря законам естественного развития материи. Однако, говоря о происхождении Вселенной из хаоса, Кант приходит к мысли об ограниченности нашего познания, и эта ограниченность заставляет приходить к идее Бога-Творца.

Критический период. Начиная с 1770-х гг. Кант пишет работы критического характера: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

Теория познания. Основой философии Кант считал гносеологию. Поэтому предметом философии должно стать не изучение вещей и явлений, а исследование законов познания и его границ. В теории познания Кант стремится примирить материализм с идеализмом. Процесс познания, по Канту, состоит из трёх этапов: 1) чувственное познание; 2) рассудочное познание; 3) разумное познание.

Чувственное познание. Каждый предмет окружающего мира Кант называет «вещью в себе» («Ding an sich»), которая существует вне человека, но воздействует на его чувства и порождает массу ощущений. Наши чувства и суждения не могут дать достоверного знания о предметах, именно поэтому Кант называет их «вещами в себе». Хаос ощущений упорядочивается при помощи двух априорных форм чувственности – пространства и времени. Пространство – априорная форма внешнего созерцания, время – внутреннего созерцания. Именно существование предмета в пространстве и времени позволяет ощущениям воспринимать вещь в себе как предмет, наделённый определёнными качествами. Следует заметить, что, говоря о пространстве и времени, Кант исходил из того, что существует только одно время и одно пространство. Однако уже в 1830-е гг. русский математик Лобачевский доказал, что свойства пространства зависят от свойств материи, поэтому эвклидова геометрия не является единственно возможной для понимания пространства. А теория относительности Эйнштейна показала, что и свойства времени зависят от свойств материи. Следовательно, существует множество форм пространства и времени, поэтому рассуждения Канта в этом вопросе неверны.

Рассудочное познание. Опыт – результат деятельности, во-первых, чувств, во-вторых, рассудка: без чувств ни один предмет не был бы нам дан в ощущениях, без рассудка он не был бы мыслим. Например, при помощи чувств мы можем установить, что когда восходит солнце, камень нагревается. Когда же мы устанавливаем причинно-следственную связь между солнечным светом и нагреванием камня, то к суждению восприятия добавляем суждение рассудка.

Разумное познание. На этом этапе наглядные и рассудочные представления переводятся в категории мышления. Разум стремится познать вещи в себе и для этого порождает трансцендентальные (т.е. выходящие за пределы опыта; от лат. transcendens – «выходящий за пределы») идеи: 1) учение о душе; 2) учение о мире; 3) учение о Боге. Однако разум бессилен постичь вещи в себе, т.к. и тезисы, и антитезисы трансцендентальных идей могут быть одинаково безупречно доказаны с точки зрения логики. Кант выделил четыре основных антиномии. Например, размышляя о конечности или бесконечности мира, мы приходим к противоречию (антиномии): бесконечная материя состоит из конечных величин. Точно так же невозможно доказать однозначно существование или несуществование Бога. Однако Канта не интересовала чисто религиозная подоплёка этой проблемы, он считал, что идея Бога связана, во-первых, с ограниченностью человеческого познания, во-вторых, с моральной необходимостью. Человек, теряя в познании, приобретает в вере.

Главной заслугой Канта в теории познания стало то, что он впервые попытался диалектически решить проблему познаваемости мира. При этом Кант подчёркивал, что противоречия существуют в разуме, но не в самом мире.

Этическое учение. Поскольку «чистый разум» не способен постичь мир вещей в себе, человеку остаётся надеяться на «практический разум», под которым Кант понимал этическое учение. В области нравственного сознания человек более свободен, чем в области познания, так как нравственный выбор делает сам. Поэтому он должен подчинять свой «чистый» разум «практическому». Иными словами, всё, что делает человек, в том числе в области познания, должно подчиняться нравственному закону.

Всё, что мы совершаем, любое наше действие получает нравственную оценку. Ни один поступок человека не находится вне морали. В основе нравственной оценки всего, что делает человек, лежит категорический императив, т.е. основной нравственный закон. Категорический императив Канта гласит:

Поступай так, чтобы основной принцип твоей воли во всякое время мог стать принципом всеобщего закона; поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда как к средству.

Вывод из кантовского императива сводится к следующему: любой наш поступок может и должен служить всеобщим образцом и принципом, а человек не должен служить средством достижения каких-либо целей. Такое понимание этики шире известного постулата: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В ситуации выбора между чувствами и нравственным долгом необходимо отдавать предпочтение долгу. Нравственный закон выше любых других установлений, в том числе установлений религиозных. Следовать моральному долгу и отвечать за свои поступки обязан каждый из нас, независимо от религиозных убеждений. И не нравственность должна выводиться из религии, а религия из нравственности.

Рассуждайте сколько угодно


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь