Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные принципы и законы диалектики
Особенности диалектики как миропонимания и способа мышления, как уже отмечалось, были и остаются предметом пристального философского внимания, так как, во-первых, существовали и существуют ее альтернативы, по отношению к которым надо доказать ее преимущества; во-вторых, необходимо системно представить ее собственное содержание. Усилия в этом направлении классической немецкой философии в настоящее время приняли форму работы по созданию теории диалектики как общей теории развития, логики и теории познания. Хотя и по сегодняшний день она остается незавершенной, однако основные компоненты диалектики известны — это система ее принципов, законов и категорий. Принцип обычно понимается как руководящая идея, первоначало, главное правило поведения, т.е. как то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов, знаний или действий. В логически более четком научном смысле принцип — это центральное понятие, основание системы знаний, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо ее положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован. Например, в соответствии с принципом дальнодействия считается, что все тела, на каких бы больших расстояниях они ни находились друг от друга, осуществляют гравитационное взаимодействие мгновенно. Его содержание — это правдоподобный общий вывод из наблюдаемых явлений в пределах макромира, который распространяется на все (наблюдаемые, ненаблюдаемые и будущие) механические взаимодействия тел. К основным принципам диалектики относят принципы универсальной взаимосвязи, развития, детерминизма, системности, материального единства мира. В соответствии с принципом универсальной взаимосвязи все объекты (явления, процессы) действительности существуют во взаимодействии и взаимной обусловленности; в соответствии с принципом развития — существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения; согласно принципу детерминизма, они причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагает наличие в мире закономерной организации; в соответствии с принципом материального единства мира считается, что его субстанцией является материальное начало. Содержание философских принципов конкретизируется в системе законов и категорий диалектики. В широком смысле закон — это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Закон — один из важнейших компонентов научного знания. Помимо научных существуют этические, правовые, эстетические и другие законы, которые в определенной мере охватываются гуманитарным научным знанием, а также принимаются и функционируют как " неписаные" законы. При этом следует различать закон как наличие внутренних, устойчивых, необходимых, существенных связей между объектами (явлениями, процессами) самой реальности и закон как форму отражения таких связей, которое всегда будет их неполным, неточным воспроизведением. Каждая наука в системе своих законов отражает лишь определенный тип связей, существующих между объектами (явлениями, процессами) действительности, отвлекаясь от других. Вместе с тем известно, что законы науки имеют разные области применения и различную степень общности. Например, наиболее общими, имеющими значение для всех областей научного знания, являются законы сохранения, на очень высокий статус претендуют законы симметрии и самоорганизации. Каков же в этом планестатус законов диалектики? Предельно высокий. Закон диалектики — это форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие. От понятия закона (в том числе и закона диалектики) следует отличать понятие закономерности. Закономерность — это свойство явлений и процессов осуществляться не хаотически, неупорядоченно, а в соответствии с действием определенной совокупности объективных законов. Поэтому и в широко употребляемое выражение " диалектическая закономерность" надо вкладывать конкретный смысл — оно означает, что объекты (явления, процессы), в которых действуют законы диалектики (а они действуют везде), подчинены диалектическим закономерностям или проявляют их. Законы диалектики внутренне связаны между собой . В реальном мире они действуют не параллельно, а в системе целостного механизма развития. Однако их теоретическое воспроизведение связано с необходимостью детализации представлений об этом механизме, выделения его главных составляющих. На этом пути Г. Гегелем были сформулированы основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий преимущественно характер источника развития; закон взаимного перехода качественных и количественных изменений, детализирующий представления о форме, в которой осуществляется процесс развития; закон отрицания отрицания, выражающий механизмы преемственности и цикличности развития. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в следующем: развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношение которых характеризует данную систему как целостное и качественно определенное образование, и в то же время составляет внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. О наличии у предметов (явлений, процессов) противоположных " полярных" сторон, свойств, сил, тенденций свидетельствуют повседневно-обыденный опыт и знания, накопленные в различных сферах человеческой деятельности: предметно-практической (производственной), экономической, политической, военной, художественно-эстетической и др. Например, " верх — низ", " правое — левое", " горячее — холодное", " влажное — сухое", " движение — покой", положительный и отрицательный заряды, притяжение — отталкивание, ассоциация — диссоциация, ассорбция — диссорбция, наследственность — изменчивость, концентрация — рассеяние, производство — потребление, принуждение — подчинение, прекрасное — безобразное, материальное — духовное, " здоровье — болезнь" и т.д. Следствием их философского осмысления явилось понятие " диалектические противоположности". Диалектические противоположности — это такие стороны, свойства, тенденции целого изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и взаимо дополняют друг друга. В системе целостного образования противоположности находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, которые характеризуются посредством понятий " единство противоположностей" и " борьба противоположностей". Единство противоположностей — это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой. В природе нет куска магнита, имеющего только один полюс; нет действия без противодействия; в обществе нет производства без потребления, принуждения без подчинения, общих интересов без индивидуальных и т.д. Борьба противоположностей — это такая связь противоположностей, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют, переходу его в новое качество. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений раскрывает, каким образом это происходит. Закон единства и борьбы противоположностей лишь указывает на противоречия как источник изменений предмета (явления, процесса). Диалектическое противоречие — это взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций предметов (явлений, процессов), которое является источником их самодвижения и развития, перехода в новое качество. Это и единство, и борьба диалектических противоположностей. Первое — относительно, второе — абсолютно. В зависимости от глубины и масштаба противоречий, величины и продолжительности их действия в качестве импульса к изменению предмета (явления, процесса) выделяют несколько основных видов парных противоречий: внутренние — возникающие в результате взаимодействия сторон, свойств, тенденций самих предметов (явлений, процессов); внешние — возникающие в результате взаимодействия между различными объектами, явлениями, процессами; основные — определяющие развитие предметов (явлений, процессов) на протяжении всего периода их существования; неосновные — порождаемые основными противоречиями; главные — выдвигаемые на первый план в определенный период развития предметов (явлений, процессов), от разрешения которых зависят развитие и разрешение всех остальных присущих им противоречий; неглавные — подчиненные главному; общие — присущие нескольким предметам (явлениям, процессам) определенного класса или всему классу; специфические — характерные для отдельного предмета (явления, процесса) или части предметов (явлений, процессов) определенного класса; антагонистические — между индивидами, социальными общностями и государствами, основанные на несовместимости их интересов; неантагонистические — предполагающие общность их коренных интересов. Все виды противоречий имеют общую внутреннюю структуру и процессуальную структуру разрешения. Структура противоречия включает: 1) основание — то, по поводу чего выделено противоречие; 2) элементы противоречия — диалектические противоположности; 3) взаимодействие противоположностей. Разрешение противоречий предстает как процесс (и одновременно результат) взаимодействия противоположностей, включающий следующие основные этапы (процессуальные элементы): — разрушение единства противоположностей (вследствие того, что предметы, явления, процессы не могут " выдержать" существующий тип единства противоположностей); — преобразование противоположностей (в случае вхождения диалектических противоположностей в новые системы связей и отношений, в новые системы объектов, что приводит к накоплению нового содержания; при этом старое содержание полностью не исчезает — происходит его " снятие", сохранение в преобразованном виде); — образование нового единства противоположностей (переход предмета, явления, процесса в его новое качество). В этой связи очень важно подчеркнуть два момента: во-первых, что противоречия не исчезают, не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия, определяющие направление дальнейшего развития их носителей; во-вторых, что противоречия, объективно присущие самому предмету, обусловливают противоречия познания, которое в свою очередь имеет свои специфические противоречия: между содержанием знаний, полученных в разных формах (чувственной и рациональной) и на различных уровнях исследования (эмпирическом и теоретическом); между существующими теориями и новыми данными наблюдений и экспериментов; между принятой научной картиной мира и новыми фактами и теориями науки; между имеющимися средствами и методами исследования, с одной стороны, и новыми типами исследуемых объектов, для изучения которых наличных средств и методов недостаточно, с другой; между новым, более глубоким содержанием знаний и старой формой их изложения, не способной охватить новое знание достаточно полно и непротиворечиво. Общее основание специфических противоречий познания состоит в том, что последнее в любом случае упрощает действительные связи исследуемых предметов (явлений, процессов), огрубляет реальность, разрывает неразрывное, останавливает (фиксирует) непрерывно движущееся. Однако по-иному оно не может осуществляться. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений заключается в следующем: накопление количественных изменений в определенный для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент с необходимостью приводит к его качественному изменению, к скачкообразному переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными характеристиками и новыми возможностями их динамики. Механизм перехода предметов (явлений, процессов) в новое качество раскрывается посредством определенной совокупности понятий и категорий. Исходным в ней является понятие свойства. Свойство — это сторона предмета, которая обусловливает его сходство (различие) с другими предметами и проявляется во взаимодействии с ними. К свойствам предметов относят протяженность, тяжесть, твердость, упругость, теплопроводность, электропроводность, цвет и др. Они бывают общими, присущими всему классу определенных предметов (протяженность, тяжесть, цвет и др.), и специфическими, которые характерны для отдельного предмета или части предметов того или иного класса (электропроводность, ковкость, наличие цветовых оттенков, запахов; у отдельных живых существ — повышенная реакция на отдельные цвета, запахи и т.д.). Неотъемлемые свойства предметов, без которых невозможно их существование, называют атрибутами (структурированность, форма движения, пространственно-временные параметры). Отмеченные свойства присутствуют в вещах в единстве, хотя и проявляются в различной степени. Это очень важное обстоятельство учитывается в содержании категории " качество", которое определяется через понятие " свойство". Качество — философская категория, выражающая определенность, целостность предметов в органическом единстве их общих и специфических свойств. Помня о том, что свойства вещей проявляются в их отношениях к другим вещам, следует подчеркнуть, что содержание данной категории охватывает прежде всего такие специфические свойства, которые присутствуют у вещи во всех отношениях. Свойства вещи, которые проявляются в одних отношениях и исчезают в других, определяют ее качество сугубо в рамках тех отношений, в которых они проявляются. Однако эти рамки могут быть очень широкими, а сам характер отношений иметь важное значение. Например, свойство золота служить всеобщим эквивалентом товаров, выражением их стоимости проявляется только в экономических отношениях. На это качество золота не так уж существенно влияют его природные свойства (большой удельный вес, сравнительно низкая температура плавления, вязкость и др.) и еще меньше — эстетические (богатая цветовая гамма). В целом содержание категории " качество" отражает специфику больших и малых групп предметов и позволяет установить границы между ними: между органической и неорганической природой, природой и обществом, животным миром и человеческим сообществом, материальным и идеальным, естественным и искусственным и т.д. Ряд свойств предметов изменяется и по степени интенсивности. Последняя очень часто выражается количественно (скорость, освещенность, сила звука и др.). Качество тоже нередко имеет четкую количественную градацию, которую все более детально и масштабно учитывают, — от качества товаров широкого потребления до качества жизни людей и качества окружающей среды. Поэтому связь между качеством и количеством выглядит естественной и необходимой даже на уровне повседневно-обыденного опыта. Задача философии и науки — выяснить механизмы их взаимосвязи, что требует четкого представления о том, что же такое количество. Количество — философская категория, выражающая величину, объем, число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют. Содержание данной категории фиксирует различия предметов в однородных признаках: пространственных размерах, массе, скорости движения, тепловом состоянии и т.д. Чаще всего количественная определенность этих однородных признаков выражается числом. Однако оно не тождественно количеству, в противном случае можно прийти к выводу, что количество является чем-то сугубо внешним и не связано с определенным качеством. Наряду с числом количество выражается соотносительными понятиями: " больше", " меньше", " быстрее", " медленнее", " охватывает", " охватывается", " включает", " включается" и др. Ключевым элементом в системе понятий и категорий, выражающих взаимосвязь качества и количества, является категория меры. Мера — философская категория, определяющая интервал количественных изменений, в пределах которых сохраняется качественная определенность предмета. Сопряженное с ней понятие " границы меры" отражает способ фиксации меры. Границы меры — это такие пункты, за пределами которых количественные изменения приводят к изменению качества. Типичные примеры: агрегатные состояния вещества в определенных интервалах количественных значений температуры и давления (вода при нормальном давлении и температуре до 0° С — твердое вещество, от 0 до 100° С — жидкость, свыше 100° С — газообразное вещество); количественные характеристики состояния различных систем живого организма, определяющие его общее состояние, — здоровое или болезненное; диапазон количественных значений, отражающих долю каждого из способов хозяйствования в многоукладной экономике и задающих ее общую характеристику — как рыночно-конкурентную или планово-административную (доля доминирующего уклада, с которым может быть ассоциирован общий экономический уклад, составляет примерно две трети). Выход количественных параметров определенных свойств предмета за границы меры с необходимостью ведет к изменению его качества (вода становится паром или льдом, здоровый человек — больным или наоборот, планово-административная экономика превращается в рыночно-конкурентную и т.д.). Качественные изменения в отличие от количественных выражаются через понятие " скачок". Скачок — это качественное изменение предмета (явления, процесса), переход из одного качества в другое в результате выхода количественных изменений за границы меры. В зависимости от масштаба и скорости качественных изменений выделяют несколько типов скачков: частные — связанные с изменением отдельных элементов, свойств, сторон предмета (локальное изменение климата, изменение признаков биологического вида, отдельных экономических институтов — рыночной инфраструктуры, системы налогообложения, хозяйственного арбитража и др.); общие — обусловленные изменением качества предмета (явления, процесса) как целостного образования, переходом его в новое качественное состояние (глобальное изменение климата — потепление, похолодание, изменение режима выпадения осадков и т.д., образование нового биологического вида в результате ненаправленной мутации и изменения отдельных признаков при адаптации к среде обитания, изменение экономического уклада и т.д.); постепенные — осуществляемые в медленном темпе, по частям, поэтапно (основная масса качественных изменений в рамках геологической эволюции — образование старых гор, минералов и ископаемых органического происхождения (угля, нефти, газа), морских шельфов (плато), пустынь и т.д., образование новых видов живой природы; общественные, и в частности экономические, реформы и т.д.); скачки " со взрывом" — для которых характерны резко выраженные границы перехода, его высокая интенсивность (скорость), целостность качественной перестройки предмета (цепная реакция, ведущая к образованию нового элемента вещества; такие геологические процессы, как извержения вулканов, землетрясения; резкое изменение среды обитания биоценоза в результате действия антропогенных факторов — осушение, вырубка лесов, затопление больших территорий под водохранилища, социальные революции, революции в науке и технике и т.д.). Новое качество предмета, к которому привели количественные изменения в старом качестве, также имеет свои границы меры. Они отличаются от прежних — расширяются или сужаются (иначе не было бы изменения качества предмета). Как правило, расширение границ меры связано с прогрессивным развитием предмета и повышением его стабильности. Новые биологические виды обычно более приспособлены к колебаниям в условиях существования, новый социальный строй или экономический уклад расширяют поле групповой и личной, общественной и экономической инициативы, приводят к повышению производительности труда и росту материального благосостояния. При этом, однако, следует иметь в виду также и количественную динамику негативных параметров — новые биологические виды в некоторых случаях намечали тупиковые направления эволюции живого, не каждое политическое и экономическое преобразование качественного уровня шло на пользу (укрепляло социальную стабильность, обеспечивало энергетическую, экологическую и продовольственную безопасность общества, открывало новые горизонты для его роста, повышения качества жизни людей). Поэтому для человеческого сообщества в целом, отдельных регионов и стран в настоящее время жизненно важно просчитать возможный " баланс" позитивных и негативных последствий действий по изменению количественных и качественных параметров, и окружающей среды, и собственных составных элементов. Новое качество не может быть " хуже" старого, но для этого оно не должно безвозвратно терять " все лучшее", что было в нем. Насколько это возможно и возможно ли вообще, объясняет закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания сводится к следующему: в процессе развития предметов (явлений, процессов) имеют место существенные необходимые отношения и связи между прошлым, настоящим и будущим, которые обусловливают преемственность содержания и цикличность развития. Его содержание раскрывается посредством философских категорий (и понятий), из которых главной является категория " отрицание". Отрицание — философская категория, выражающая взаимосвязь и взаимообусловленность процессов отмирания старого, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового, соответствующего им. В явном или неявном виде подобные процессы осуществляются во всех объектах неживой, живой и социальной природы (рождение и эволюция новых звезд и галактик, взаимопревращение химических элементов естественным путем, эмбриональное развитие организма, смена периодов в индивидуальном развитии организма, смена цивилизаций, культур, общественно-экономических формаций, макро- и микромоделей экономического развития, научных теорий и т.д.). Основой и движущей силой отрицания является возникновение, развитие и разрешение противоречий. Источник противоречий кроется, согласно закону единства и борьбы противоположностей, уже в самом объекте, включающем в себя диалектические противоположности. Существующее между ними противоречие развивается в результате внутренней эволюции каждой из диалектических противоположностей и под стимулирующим влиянием взаимодействий с внешней средой. Так, планово-административный и рыночно-конкурентный секторы экономики, являясь диалектическими противоположностями в рамках многоукладной экономики как целостного образования, эволюционируют как за счет внутренних факторов, так и под воздействием внешнеэкономических, геополитических, глобально-экологических факторов. В силу этого существующее между ними противоречие также предстает динамичным процессом — оно может либо обостряться, либо ослабевать в течение длительного периода до тех пор, пока один из укладов не станет доминирующим, обеспечивающим большую устойчивость всей системы (как уже отмечалось, в соотношении примерно 2: 1). Момент разрешения противоречия является моментом отрицания. Отрицание как разрешение противоречия не всегда происходит в одном и том же варианте. Основные виды отрицания: деструкция — ведет к распаду (исчезновению, гибели) предмета в результате внутренней борьбы противоположностей или внешних воздействий, к замене более высокого типа целостности низшим, потере им структурированности и целостности. Это распад звездных скоплений, радиоактивный распад элементов вещества, исчезновение определенных биоценозов в процессе биосферной эволюции, гибель государств, культур и цивилизаций в общественном развитии, " попятные" движения в экономике, ведущие к снижению производительности труда и эффективности в целом, деградация мини-ландшафтов и почв и др.); снятие — это отрицание, результатом которого является качественно новый предмет (явление, процесс), сохранивший в преобразованном виде отдельные стороны, элементы, свойства прежней системы (наследование признаков новыми биологическими видами, использование старых производственных технологий в структуре нового экономического уклада, применение в новых технологиях модернизированного старого оборудования, сохранение положений старой научной теории в качестве предельного случая в рамках новой, более глубокой теории и др.); трансформация — представляет собой переход от одной стадии эволюции к другой, основанной на сохранении качественной специфики системы (смена стадий эмбрионального развития живых организмов и смена жизненного цикла растений — произрастание из семян, вегетативный период, плодоношение; возрастные стадии в развитии человека; изменение состояний и формы природного вещества в рамках технологических процессов; изменение форм стоимости в системе функционирующей экономики и др.). В масштабе всего бытия каждое отрицание не является ни абсолютно первым, ни абсолютно последним, поскольку, во-первых, движение как способ существования мира бесконечно, следовательно, бесконечно и развитие; во-вторых, противоречия, являющиеся основой и движущей силой каждого отрицания, не примиряются и не исчезают, а разрешаются, порождая новые противоречия. За каждым отрицанием следует второе, третье и т.д. При этом каждое новое отрицание по отношению к предыдущему является отрицанием отрицания, что зафиксировано в самом названии закона. В целом же развитие предметов (явлений, процессов), как правило, носит циклический характер. Оно происходит как бы с возвратом к исходным пунктам, но на новой, более высокой и богатой (за счет процессов снятия) основе. В каждом цикле двойного отрицания во втором отрицании воспроизводится что-то от исходного содержания. Особенно это заметно в жизненных циклах биологических видов (зародыш — растение или особь — новый зародыш — новое растение или особь и т.д. с возможными изменениями на каждом из этапов, включая ненаправленные мутации), а также в сфере социальных процессов — колебания моды, смена и ренессанс философских учений, художественных стилей, политических доктрин и т.д.). Поэтому общая картина развития представляется в виде восходящей расширяющейся спирали. В природе наблюдаются достаточно определенно выраженные процессы линейного развития (геологические изменения, эволюция биосферы и др.), а также круговороты, причем далеко не всегда с триадным вариантом (смена дня и ночи, смена времен года и др.). Первые из них не укладываются в спиралеобразное представление о развитии, что было отмечено еще Ф. Энгельсом, поставившим под сомнение всеобщность закона отрицания отрицания в таком понимании. Поэтому всеобщий характер этого закона адекватно отражает его понимание как необходимой бесконечной последовательности циклов отрицания. Законы диалектики имеют важное мировоззренческое и методологическое значение. Знание их необходимо для понимания процессов, происходящих в изменяющемся мире, особенно в переходные периоды, которые, как правило, не имеют аналогов в истории. Адекватное осмысление их причин и тенденций зависит от того, какая будет выбрана методология исследования. И здесь, безусловно, помогут законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей сориентирует на обнаружение внутреннего источника изменения и развития; закон взаимного перехода качественных и количественных изменений — на выбор адекватных средств и методов качественного и количественного анализа; закон отрицания — на выявление тенденций в развитии. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы