Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Структура философского знания. ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, о структурах и формах бытия



ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии, о структурах и формах бытия, об основных принципах и категориях (определениях) бытия.

Термин «онтология» введен в 1613 г. Р.Гоклениусом, однако различение подлинного (истинного) бытия и неподлинного (иллюзорного) сущего введено уже в античной греческой философии. В частности, постановку онтологической проблемы осуществил древнегреческий философ Парменид.

ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании, о структурах и формах знания, о методах познания и критериях истины.

Гносеологическая проблематика и, в частности, проблема метода познания, выходит на первый план в философии в эпоху Нового времени. Тем не менее гносеологическая проблема впервые была сформулирована в античной философии софистом Горгием. Программой нашего курса «Философия» изучению гносеологической проблематики отведено значительное место.

АКСИОЛОГИЯ – учение о ценностях, о природе ценностей, общезначимых принципах, определяющих направленность человеческой деятельности.

Проблему оценочных суждений поставили софисты в античной греческой философии (принцип релятивизма истины и релятивизма моральной нормы у Протагора). В XVIII в. в связи с переосмыслением оснований этики происходит расширение исследований по аксиологии. Понятие ценности впервые дает немецкий философ И.Кант, который противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Из этого противопоставления, по Канту, следует, что ценность не имеет бытия (в природе), у ценности есть только значимость (смысл для человека). Ценность – это требование, обращенное к воле и цели субъекта. Аксиологическая проблематика рассматривается также в таких разделах философии, как «Этика» и «Эстетика».

ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (НАТУРФИЛОСОФИЯ) – область философии, исследующая структуры и уровни организации материального мира (природы).

Бытие природы – это часть объективной реальности, которая включает единство природы и человека как природного существа. Природа (в широком смысле) – это весь материальный мир в многообразии его форм. Природу рассматривают также как совокупность разнокачественных материальных систем – физических (не живых), биологических (живых) и социальных. В широком смысле природа включает в себя и общество, и человека. Природа (в узком смысле) – это та предметно-вещная среда, которая противостоит обществу (человеку). Предметом философии природы является природа как совокупность материальных систем, качественно отличных от систем социокультурных.

ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА (СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ) – область философии, исследующая структуры и уровни реальности, возникающие в связи с человеком и его деятельностью.

Реальность, которая возникает в связи с человеком и его деятельностью, характеризуется особенностями, которые позволяют рассматривать эту реальность как особый предмет познания. Чаще всего эту реальность обозначают как «социальное», или «общество», в противоположность «биологическому» и «физическому», или «природному» (в узком смысле). Социальное (в широком смысле) – система, обеспечивающая жизнедеятельность человека как особого надприродного существа, системная совокупность явлений и процессов, выделяющих «мир человека» из «мира природы».

«Социальное» в данном случае является синонимом таких философских понятий, как «общество», «социальная форма движения материи». Поскольку общество изменяется (развивается) во времени и пространстве, история человечества стала предметом философского рассмотрения.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ – это философская дисциплина, исследующая онтологию исторического процесса, последовательность исторических эпох, проблему исторического прогресса, «смысла истории», а также гносеологические и логико-методологические проблемы исторической науки.

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ – философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме ее исторического становления и развития и во всем многообразии ее структурных спецификаций.

Формирование философии культуры относят к концу XVIII – началу XIX вв.

В широком смысле к культуре относят все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой (без участия человека). Однако такое противопоставление «культура-природа» не позволяет различить культуру и общество. Выделение проблематики культуры из проблематики социального связано с уточнением того, что такое культура в отличие от общества? П.А.Сорокин, сформулировав понятие простейшего социокультурного явления, рассматривал социальное как прямую противоположность культуры. Общество представляет собой социокультурную систему, единство социального и культурного. К социальной подсистеме он отнес взаимодействующих людей, к подсистеме культуры – нормы, ценности и значения, руководствуясь которыми люди совершают действия и которыми они обмениваются в процессе совместной деятельности (взаимодействия).

Формирование философии культуры инициировало появление ряда новых философских дисциплин – философии языка, философии мифа, философии религии и др.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – философская дисциплина, исследующая характеристики научно-познавательной деятельности, специфику научного знания, науку как социальный институт.

Как особое направление философия науки возникает в середине XIX в., когда научно-познавательная деятельность становится самостоятельным предметом философских исследований. Философия науки сложилась во второй половине ХХ в., когда актуализировались исследования социокультурных функций науки в контексте научно-технического прогресса и обнаружения его негативных последствий.

 

Учение о бытии

СУЩЕЕ– совокупность «единичных вещей».

БЫТИЕ – это чистое существование, не имеющее причины, оно – причина самого себя, самодостаточное, ни к чему не сводимое, ни из чего не выводимое. БЫТИЕ – «это то, что есть» (Парменид), существует реально, в отличие от небытия, «того, чего нет».

Под «бытием» понимается «истинное бытие», истинная реальность, ибо все остальное (включая «единичные вещи») имеет внешние причины, а потому не обладает реальным существованием, но лишь существованием обусловленным.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность в себе, а также содержит в себе закономерности и результаты своего развития.

Действительность отличается: 1) от всего кажущегося, мнимого, фантастического; 2) от всего только логического в сознании человека, даже если это логическое правильно отражает действительность; 3) от всего возможного, вероятного, но пока еще не существующего.

АТРИБУТ – неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Аристотель отличал «атрибут» от «акциденции». АКЦИДЕНЦИЯ – временное, преходящее, несущественное свойство вещи. Декарт и Спиноза рассматривали атрибут как основное свойство субстанции, отличая его от модуса. Термин «атрибут» употребляется и в современной философии.

ВЕЩЬ – часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна вещь от другой отличается своей качественной определенностью.

В древнегреческой философии, средневековой европейской философии было широко распространено понятие «единичная вещь». «ЕДИНИЧНАЯ ВЕЩЬ» – чувтсвенно-воспринимаемая часть реальности. Гносеологической проблемой становится проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличие вещи от объекта и предмета.

И.Кант ввел философские термины «вещь в себе» и «вещь для нас». ВЕЩЬ В СЕБЕ (ВЕЩЬ САМА ПО СЕБЕ) – вещь, как она существует сама по себе, независимо от нас и нашего познания. ВЕЩЬ ДЛЯ НАС – вещь, как она «дана» нам через чувственное восприятие и мышление, как она раскрывается в нашем познании. В гносеологии И.Канта, единичные вещи (вещи в себе) даны человеку в чувственном опыте как феномены, в мышлении – как ноумены. НОУМЕН – это вещь, как она представлена в сознании человека через чувственное восприятие, опыт. ФЕНОМЕН – вещь, как она представлена в сознании человека через рациональное познание, мышление.

Спорным вопросом гносеологии Канта является вопрос о соотношении ноумена и вещи в себе. То, что феномен не соответствует вещи, какой она является сама по себе, для Канта очевидно: феномены должны пройти обработку в деятельности «трансцендентального субъекта», обработку посредством универсальных, априорных (независящих от индивидуального опыта человека) логических форм: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме». Но как соотносится «ноумен» с «вещью в себе»? Если признать, что ноумен как рационально познанная «вещь для нас» является все же абстрактным, неполным знанием о вещи, то различение Кантом вещей «в себе» и «для нас» имеет выраженную тенденцию агностицизма.

 

ХОЛИЗМ (от греч. holos – целый, весь) – философско-методологический принцип целостности, согласно которому целое всегда больше, чем сумма его частей.

Принцип холизма сформулирован южноафриканским философом Я.Смэтсом в 1926 г., хотя соответствующая позиция известная уже в древнегреческой философии.

 

Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия

МОНИЗМ– философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует одно (единое) первоначало, одна первооснова бытия.

ПЛЮРАЛИЗМ – философская мировоззренческая позиция, согласно которой существует множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия.

ДУАЛИЗМ– философская мировоззренческая позиция, представляющая собой вариант плюрализма, согласно которой в основе бытия лежит два независимых первоначала.

Такого рода дуалистическую онтологию, допускающую два равноправных первоначал Мира, представляет учение Р.Декарта о двух субстанциях – «протяженной субстанции» (материя) и «мыслящей субстанции» (мышление).

МАТЕРИАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее материю первоосновой бытия, материальное единство мира.

Согласно материалистическому монизму, атрибуты материи следующие: 1) субстанциональность, т.е. материя несотворимоста, не имеет внешней причины, является причиной самой себя; 2) пространство и время, т.е. материя имеет «протяженность», длительность, относительную устойчивость; 3) движение, т.е. материя находится в процессе постоянного изменения, развивается от более простых к более сложным формам организации; 4) отражение, т.е. способность материальных образований (тел) в результату взаимодействия между собой создавать и сохранять в своей собственной структуре некий результат («след») произошедшего взаимодействия; 5) системность, т.е. материя обладает потенцией к самоорганизации, саморазвитию как созданию сложных структур из более простых структур (элементов).

ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – монистическое философское учение, признающее первоначалом бытия духовную субстанцию (Дух, идеальное, мышление, идея).

При этом материя понимается либо как физический мир, сотворенный нематериальной субстанцией, либо как эманация идеального первоначала и овеществление его в формах своего протяженного и воспринимаемого существами инобытия этого идеального.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – философское учение, признающее единственной реальностью субъективное идеальное, внутренний мир отдельного человека, «Я».

При этом материя рассматривается как внешняя проекция комплекса человеческих ощущений, сводится к свойству воспринимаемости и лишается статуса объективной реальности.

Субъективный идеализм следует отличать от СОЛИПСИЗМА – философской позиции, исходящей из существования одного-единственного субъекта, единственной реальности – своего собственного «Я».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь