Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ. ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА.




Эстетическое сознание - это тот духовный фундамент, кот обеспечивает гармоничное единство и внутренюю взаимосвязанность различных проявлений дух жизни чел и общества в целом. Синтетическая функция эстет формы освоения действительности проявилась уже в феномене нерасчлененности античной культуры в которой не только сами произв искусства, но и научные и религиозные и фил трактаты зачастую создавались как худож тексты.

Необходимо различать два во многом совпадающих, но не тождеств понятия - эстетическое сознание вообще и искусство как высшее, но частное проявление этого сознания. Эстет сознание имеет место в каждом акте челов активности. Чел оценивает с эсет позиций любое свое проявление, каждое противостоящее ему объект явление, все, что вовлекается в сферу его опыта. Искусство же - это профессиональная сфера деятельности, в кот эстет сознание из сопутствующего эл-та превращ в основную цель.

В истории культуры сложились 2 концепции эст сознания: первая - онтологическая- трактует эст сознание как отражение особых принципов самого бытия, вторая - гносеологическая, сложившаяся уже в обособившейся эстетике, интерпретирует его в качестве атрибута одного только челов сознания.

Обе эти концепции - возведеные в абсолют крайности, в кот есомнено присутствуют и зерна истины. С одной стороны, эстет качества настолько “человечны” в своей основе, что их нельзя рассм как первопринципы мира, сущ независимо от человека. Существование общества- необход условие превращ эстет ценности из возможного в действительное. С др стороны эстет качества могут проявиться не только в деятельности самого человека, ведь эстет выразительна и природа и сам человек, да и все продукты чел труда. Эстет категшории явл объективными, поскольку они отражают объективную прир самого человека, складывающуюся в его многообр взаимоотношениях с миром.

Эта двоякая природа эстет сознания, равно зависящая и от субъекта и от объекта эстет созерцания, нуждается в интерпретации. В чем зависимость эстет ощущения от объекта созерцания? В том, что эст ощущ, чувственное по своей природе, невозможно без внешег стимула - пейзажа, чел лица, произв искусства, всегда имеющее материально зафиксир форму. Выразительность вн формы т.о. есть необходимое условие эстет аслаждения. В чем же тогда зав-ть эстет ощущ от свубъекта? В том, что при оценке выразительности внешней формы объекта субъект должен приложить дух усилие для того, чтобы вскрыть идеально-смысловую значимость созерцаемого объекта. Внутренняя жизнь предмета должна как бы очеловечиться. И только в этом случае, если налицо оба условия - и вешняя форма объекта, и его очеловеченный дух смысл - может состояться эстетическое событие.

Между тем не только педмет очеловечивается но и человек как бы опредмечивается в эстет акте. Вскрывая в объекте его внутр смысл чел тем самым как бы одаряет природу частицей своего духа. Чел созерцает себя в созданном им мире. В наиболее конкретном и наглядном виде это опредмечивание чел сущности проявляется в процессе труда и возникающем при этом эстет наслаждении его р-тами. Именно благодаря труду возниклись и развились на зае чел истории музыкальное ухо, чувств красоту формы глаз- короче говоря такие чувства, кот способны к челов наслаждениям”.

Т.о. между эстет сознанием и развитием труд деятельности людей имеется генетическая связь. Однако ее нельзя абсолютизировать. Для развитого общ созания эстетическое тем и отличается от прагматического, что предполагаетбескорыстное любование, жестко е связанное с категорией пользы. Эстет переживание ценно само по себе. Это не значит конечно, что прекрасное и полезное несовместимы (архитектурные сооружения)., это говорит о том, что е никакого императива, заставляющего нас видеть красоту только в полезном. Иначе бы ни музыка ни живопись не были бы для нас прекрасными, нас окружили бы одни созданные дизайнерами автомобили и удобная техника.

Эстетическое, таким образом, есть непосредственно данная чувственная выразительность внутреней жизни предмета, запечетлевающая в себе процесс опредмечивания челов сущности и очеловечивания прир мира, которая воспринимается и переживается чел-ком как самостоятельная жизенная ценность.

Будучи чувственно-предметным бытием, эстет вместе с тем не является одной только вещественной данностью. Все веществ характеристики эстетического выступают как носители смысла, а потому оно не только предметно, но и идеально.

Искусство и философия. Соотношение искусства и фил исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи низывал живопись истинной философией, поскольку живопись по его словам самолстоятельно обнимает первую истину. Аналог миссия признаваласт и за поэзией и за архитектурой. Искусство в эту эпоху вмещало в себя весь состав фундамент мыслей о мире, и потому оно шло рука об руку с философией.

Для 19 в на первый план выдвинулось проблема иеархического строения здания гуманит наук. Так Романтизм , ставя искусство выше науки, провозглашали его главенство над фил, а Гегель,наоборот, при всей признаваемой им значимости эстет венчал здание самопознания абс идеи его высшей формой - философией.

Вопрос о соотнош искусства и фил действительно очень сложен, Между этими видами чел деятельности очень много общего, но нет полного внутреннего тождества. Совместно противостая на соврем этае развититя культуры науке благодаря отсутствию у них конкретного объекта позания, эти формы дух деятельности все же противопоставимы с точки зрения своих познав средств, своей конечной цели и языка. Фил в этом отношении ближе к науке - она тяготеет к логико-поняийному аппарату, систематичности... Искусство же ориентировано на образно-символические формы познания и выражения, кот не предполагают своей рассудочной воспроизводимости.

Искусство и фил, т.о., - это взаимозависимые, но различные формы общ сознания, которые, несмотря на близость своих содержательных областей, свою направленность на предельно общие вопросы духа и бытия, отличаются методом познания и выражения. Фил, в сущности, м.б. растворена в понятиях и подана в безличной форме. Искусство же не поддается такому растворению и обезличиванию.

 

РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ.

Взаимоотнош между религией и фил исторически изменчивы и разнообразны. Если мат линия фил противопоставляет себя религ мировоззрению, то различные направл идеалист фил неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных, рафинированных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в кот не всегда даже призается различие между фил и рел как отдельными формами общ сознания. Так, буддизм нередко трактуется как религиозная философия.

Однако и в Европ культуре взаимоотнош между рел и фил неоднозначны. В античности рел представления входили в состав фил в качестве ее необход компонента, в средние века, напротив, ситуация была такова, что уже религия включала в себя фил.

Действит расчленение фил и рел на обособленные формы произошло лишь на рубеже средневековья и нового времени. Фил, как и зародившаяся в то же время новоевроп наука, е сразу вступила в идеолог конкуренцию с рел, между ними как бы были разделены сферы влияния. при сохранении обнако верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др от человека. Так возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем е вмешивается в события мира, и поэтому чел может и должен познавать прир и философски размышлять о конкретных воплощениях абсолюта в истор реальность вне зав-ти от бога.

Впоследствии фил постепенно приобрела мощный потенциал и стала реально претендовать на замещение центрального места религиии. Согласно максизму, религия есть остаточная форма общ сознания, кот будет сохраняться до тех пор, пока вследствии развития соц-эконом структур общества состороны др форм общ сознания и прежде всего со стор самой фил не будет предложеа система ценостей, необходимая для удовлетворения объективных потребностей духа, лежащих в основании устойчивых религ представлений.

Значит часть идеалист течений фил стремится к синтезу рел и фил. Можно выделить 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.

Гносеолог причины вязаны с трудностями истолкования фундамент достижений естеств наук конца 20в. Недаром многие физики 20 в склонялись к идеализму а папа римский неоднократно проповедывал, что достиж современой физики прямопоказывают сущ бога. Соврем теологи подвергают текст библии все новым толкованиям, чтобы связать ее с научными представлениями.

Однако основной является аксиологическая причина. Кризисы нашего века с его 2 мировыми войнами, опастность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух ценностей - все это не могло не сказаться на фил исканиях. Не подкрепленный новыми ценностями тказ от религии дорого обошелся человечеству. Человек почувствовал себя одиноким в мироздании, потерял нравств основу, ощутил себя психологически обделенным в мировоззреии.

Идеалист фил 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс...), учение П.Тейара де Шардена - фр ученого фил и теолога, стремившегося осмыслить чел как цель эвол развития природы. Показателен тот факт, что имено в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил направление, специально посвящ обоснованию в составе фил знания духовных абсолютов и норм.

 

МОРАЛЬ И ПРАВО.

Правосознание есть та форма общ сознания, в кот выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юр законов нормативов соц-эконом деятельности разл субъектов права - индивида, предприятия, организации... Правосознание занимает как бы промеж положение между полит и нравственным сознанием: в отличии от полит созн оно мыслит прежде всего индивидуально-личностными категориями и относится к гос-ву не как к субъекту полит власти, а как к вн регламентирующей силе, требующей безусловного подчинения. В отличии от нравств норм в правосознании понятия должного и справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос закона, наруш которого сопровождается правовыми санкциями.

Правосознание внутренне близко с рационально-нравств категориями. Это имеет свои истор причины. Первоначально законы рассматривались как нравственая традиция. С образованием гос-ва нравственное и правовое сознание дифференцировались. Вместе с тем уже в античности идей разумного права прочно связывалась с идеей справедливого права, поэтому правовая и нравств формы общ созн продолжали развиваться паралельно. Они оказывали взаимное влияие друг на друга. Правосознание не только отражает действующее законодательство, но может нести в себе и элемент критики сущ юрид системы, может противопоставлять ей исторически обусловленный теорет идеал соц справедливости.

Так в средневековом мировоззр общ неравенство санкциоировалось “божественным правом”, а для нарождающегося буржуазного мировоззр идеал соц справедливости стал связываться с естественным правом, согласно которому каждый человек должен меть равные с другими права.

Юрид право определяет меру социальной свободы индивида, выступает в кач границы этой свободы, получающей благодаря законодательному признанию официальную го защиту. Вместе с тем право регламентирует и нормативно-обязательные эл-ты соц деятельности, что явл обратной стороной меры соц свободы. Естественно, что само законодательство рассм эти отношения со стороны гос-ва, а общ сознание в его правовой обыденно практической форме смотрит на эту же ситуацию со стороны личности и дает ей ту или иную оценку в соотв с нравственным идеалом соц справедливости.

Любое законод право, т.о. исторично, оно сначала появл как теорет идеал, а затем функционирует в кач закона в соотв с вызвавшими его социально-истор причинами.

Однако наряду с переменными характеристиками правосознания в ем содержится и некоторая постоянная величина: всякое общ сознание обязательно содержит в себе идею общества, а всякая идея общ должна базироваться на определенных правовых отношениях. Правосозание всегда есть поддержка самой идеи регламентировнных отношений между личностью и гос-вом, кот признаются необходимыми для поддержания общества против сил анархии, кот нужно знать и соблюдать, но нельзя считать абсолютными, т.е. свободными от крит оценки. Воля гос-ва сама по себе е явл конечным основанием права. Вопрос о кон основаниях права относится к области филос теорет постулатов о назначении гос-ва, сущности человака, его естеств правах...

Нравственное сознание и мораль.

Нравственное сознание - это основная ценностная форма общ сознания, в кот находят отражения общепринятые нормативы и оцеки чел деятельности. Нравств сознание отражает отношения между личностями и те позиции, с кот человек оценивает свое собственное Я. Формирование нравств созн в конечном счете определяется необходимостью регуляции межличностных отношений и совместной деятельности людей.

Нормы нравств сознания и складываются и функционируют в непосредственной практике поведения людей, в поц их общения, будучи отражением и хакреплением их совместного жизненного и истор опыта. Они закепляются признанием их ценности с точки зрения всеобщего блага для того или иного коллектива не имея при этом юрид силы. Не все однако в деят чел регулируется правовыми или нравств нормами. Сущ сфера общ регуляции поведения, кот не может быть отнесена собственно к нравственности. К ней относятся обычаи, ритуалы, традиции... Таким образом нормы нравственного сознания образуют систему таких соц норм, кот регулируют межличностное общение и поведение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.

Истоки равств сознания восходят к обычаям, закрепившим те поступки, кот по опыту поколений оказались полезными для сохран и развития общества и чел. Нравств сознание общества проявляется в различного рода социальных запретах, призванных предотвращать недозволенные с точки зрения общ интересов соц деяния. Однако нравственое не в меньшей степени выражается категорией должного, т.е. не только того, что нравств личность должна избегать, но и того, что обязана делать, движивая долгом.

Особая действенная сила нравств норм как раз и состоит в отсутствии их юрид закрепленности. Такие нравств категории как совесть, чувство собств достоинства и чести отражают имеющуюся у каждого чел возможность самостоятельно определять и направлять свое поведение без постоянного контороля сос стороны общества в виде различного рода санкций.

Как проявление обществ сущности чел, нравственность - та фундаментальная черта, кот определяет челов облик как таковой. Она следовательно есть родовой признак человека, вне которого невозможно бытие общества. И в этом смысле нравств сознание - необходимый фактор прогресса чел. общества, его гумманизации.

В совр науке принято различать 2 уровня нравств сознания: обыденно-практический и теоретический. Если в об-практ уровне отражаются реальные нравы общества, те действующие и широко распространеные номы и оценки, кот подкреплены соц эконом стр-рой общества, то на теорет уровне формируется прогнозируемый обществом идеал, сфера абстрактного должествования, кот по понятным истор причинам никогда не совпадала с реальной действительностью. Идеально-теорет уровень нравственного сознания чаще всего называют моралью. Системы мор императивов как совокупности конкретных, всегда проивопоставленных реальным нравам непререкаемых истин истор изменчивы. Мораль критически относится к существубщему, находит в наличном ростки прогнозируемого идеала и способствует его реализации в дальнейшей соц практике.

Моральный идеал - это перспектива общества, для теорет обоснования кот необходимо знать, на какой действит стадии нравственного развития оно находится.

 





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.) Главная | Обратная связь