Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Северо-Восточная Русь и Золотая Орда.



Главным фактором в социальном развитии Северо-Восточной Руси является интенсивный рост феодального землевладения, где господствующей формой собственности была вотчина. Владельцем вотчины мог быть князь, боярин, монастырь. Чтобы развить свою вотчину и иметь военную поддержку, её владельцы передавали часть земли дворянам в условное землевладение. Такие земельные владения назывались поместьем. Класс феодалов состоял из князей, бояр, дворян, а также церковных феодалов. Происходит рост монастырского землевладения. Золотоордынские ханы сохранили в неприкосновенности все привилегии православной церкви. Рост феодального землевладения повлёк за собой наступление на права крестьянства. Продолжалось освоение новых земель. Получение земли от феодала на льготных условиях означало прикрепление к ней крестьян и переход их под власть феодала. Так складывалось крепостное право. На окраинах страны существовало много крестьянских общин, которые платили подать в казну. Русские города сохраняли зависимость от феодалов. Усиление этой зависимости привело к уничтожению вечевого права. Централизация Руси происходила быстрее, чем преодолевалась её экономическая раздробленность. Это объясняется наличием опасностью с Востока и Запада, необходимостью свержения ига.

1240 г. - считается началом ига Золотой Орды, но первый ярлык на княжение хан Золотой Орды вручил русскому князю в 1243.

В 1480 - свержение ига, но к этому времени орда уже распалась на несколько государств, одни оказались союзниками, другие - врагами. На сегодняшний день по вопросу было иго или нет, существует 2 мнения: 1. иго было очень тяжёлым и только после Киликовской битвы оно несколько ослабло. В период между 1240 и 1380 историки насчитывают 15 видов ордынских тягостей или налогов (ярлык, выход, запрос, подарки, тяньга, харадж). 2. Тем не менее в некоторых случаях можно говорить о союзе между Русью и Ордой. В столице Золотой Орды открывается представительство русской православной церкви. 1268 - немцы решили напасть на Новгород. В Новгород прибыл отряд в 50 человек монгол. Всадников. Немцы не решились нападать. Последствия ига 3 версии: 1. Иго было, последствия были очень тяжёлыми для Руси. В результате Ига Русь начала отставать в своим развитии от Европы. 2. Ига не было. Монголы напали на Русь с целью грабежа. Далее между Русью и Ордой установился союз, результатом которого стало то, что Русь смогла отразить нападение немцев, шведов и литовцев. 3. Монголы просто прошли сквозь Русь с целью захватить Европу, потом вернулись обратно. Т.е. монголы не повлияли на развитие Руси.

Вывод: Однозначно говорить об отрицательных или положительных последствиях иги не представляется возможным. В любом случае объединение в'-г'москвы русских земель и создание централизованного государства с названием Россия проходило при большом влиянии Золотой Орды. Могущество Орды действительно перешло к Московскому государству. Методы, которыми Московские князья собирали русские Земли были заимствованные у ханов Золотой орды. Москва

действительно сможет считаться первопреемницей не только Киевской Руси, но и государства Золотой Орды.

7 Распространение ислама в России

Начало распространения ислама на территории России и знакомство с исламским вероучением относится к VII-X вв. Оно связано с формированием после распада Западно-Тюркского каганата двух новых тюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата и Волжско-Камской Булгарии.Хазарский каганат – могущественное государство тюрок-уйгуров, находившееся в зените расцвета в VII-IX вв. и исчезнувшее с исторической арены в конце X в. Территория государства хазар первоначально охватывала предгорные районы Северного Кавказа и обширную степную равнину между берегом Каспийского моря, Нижней Волгой на востоке и линией Дона на западе, но постепенно в сферу влияния каганата подпало все Среднее и Нижнее Поволжье, на севере граница влияния хазар простиралась до Оки, на западе она в годы наибольшего могущества проходила по Днепру. Каганату долгое время принадлежали Приазовье, часть Крымского полуострова. В даннической зависимости от хазар, помимо аланов, черкесов и других немногочисленных племен Северного Кавказа, находились Волжская Булгария, Киевская Русь. Проникновение ислама в страну хазар началось уже в VII в. благодаря арабским купцам. Однако длительное время ислам оставался здесь религией социальных низов, арабских и хорезмийских торговцев. В результате нескольких арабо-хазарских войн второй половины VII – начала VIII вв. и успешного похода арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда 737 г., каган принял ислам, что ускорило распространение религии победителей в хазарском обществе. Для утверждения новой религии из халифата были присланы два факиха-законоучителя. Уже в конце VIII в. в столице Хазарии городе Итиле действовали большая соборная мечеть (Джума-мечеть) и тридцать квартальных мечетей. Итак, ислам на нашу территорию был принесен извне, в результате арабской экспансии. Так же основанием полагать, что восточные славяне уже в начале VIII в. знали арабов служит тот факт, что в районе Днепра находят многочисленные клады арабских серебряных монет. Волжско-Камская Булгария в X-XIII вв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья на севере до Самарской луки на юге (сейчас – территория Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Самарской областей). Фактически, значительная часть территории бывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии. В то же время, известно, что Булгария раннего периода находилась под протекторатом Хазарии и ее политического влияния. Булгары, до принятия ислама, придерживались древнетюркской религии небесного божества Тенгри, изображаемого в виде солнца, коня, орла на голубом фоне. Ее исповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки (IX-X вв.).Сын Шилки царь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу его распространения среди булгар. Стремясь освободится от хазарской зависимости, он вступил в союз с Багдадским халифатом. Таким образом, приобщение к исламскому вероучению шло постепенно. Сначала одни, а потом другие группы булгар самостоятельно приняли ислам.

 

8. Причины возвышения Москвы. Борьба великих московских князей за объединения русских
земель.

После нашествия монголо-татар возникли десятки новых княжеств. Одним из них было Московское княжество. При князе Данииле Александровиче оно стало самостоятельным и взяло на себя роль «собирателя» русских земель. Причины: 1. выгоднае географическое положение. Москва находилась на пересечении речных и торговых путей. Она была прикрыта другими землями от возможной агрессии. 2. Перенос кафедры митрополита. В 1299 году митрополит перенёс кафедру из Киева во Владимир. В 1326 году митрополит Пётр умирает в Москве. Следующий митрополит переносит кафедру в Москву. 3. Новая политика московских князей по отношению к Золотоордынским ханам. Они открыто встали на службу к хану.

Значительным этапом в усилении Москвы было правление Ивана Даниловича (Калита). При нем Москва становиться самым богатым княжеством. Он получил ярлык от ига на великое княжение и на право сбора дани с других княжеств.

В процессе объединения Руси внутри Московского княжества во второй половине 14 века вспыхнули феодальные распри, а к концу образовались несколько удельных княжеств. Завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы пришлось на годы правления Ивана 3 и Василия 3. Московское княжество превратилось в мощную централизованную державу. Бояре из других княжеств охотно переходили на московскую службу, а князья присоединяемых к Москве княжеств или признавали власть великого князя, или бежали в Литву. Новгородская земля была самой крупной территорией на Руси. И она была взята силой на подчинение великому князю. Социальный строй московского государства: великий князь > удельные князья > служилые князья (дворяне)> бояре > окольничьи > служилые люди > крестьяне(черносошные, обельные). Управление Московским государством: великий князь > боярская дума (совещательный орган при великом князе) ведущим при её составлении был фамильно-родовой принцип. Боярская дума действовала в соответствии с правилом государь указал, и бояре приговорили.: а) Дворец, (управлялся дворецким. Этот орган управлял личным земельным фондом великого князя), б) Казна (казначей). Территория страны делилась: 1. уезды во главе с наместниками. 2. Волости и станы во главе с волостителями. Наместники и волостители получали эти территории в кормление как награду за прежнюю службу. Порядок назначения на должности назывался местничеством. Значение имело не просто знать, а служебные заслуги рода перед московскими князьями.

Россия и средневековье

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов феодальные отношения зарождались в результате разложения первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).
Во многих странах феодальные отношения складывались в течение длительного времени, что определялось характером и медленным темпом развития производительных сил.
Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм» не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период приходится на IX-XIX век.
Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития производительных сил, и следовательно, было более эффективно.
Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю и носила натуральный характер.
В усовиях аграрной экономики земля была главным средством производства, и феодальная собственность давала возможность эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента для земледельца была единственным способом получения дохода от его земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина), продутовый (натуральный оброк) и денежной.
Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда, сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы (например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).
Товарное производство (простое) и торговля при феодализме преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный характер экономики.
Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на натуральной основе.
В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы: купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов - пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия, каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные блага).
Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так, воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы земли: пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои обязательсьва перед цехом или гильдией.
Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.
Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи. Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации, ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря, священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет средневекового человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь